Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

конфуцианство

Толковый словарь

ср.

Система нравственно-философских взглядов на поведение человека, разработанная в V в. до н.э. китайским мыслителем Конфуцием и основанная на незыблемости общественных порядков, "установленных небом".

Толковый словарь Ушакова

КОНФУЦИА́НСТВО, конфуцианства, мн. нет, ср. (книжн.). Система нравственно-философских взглядов и традиций, основанная на учении китайского мыслителя Конфуция (5 - 6 вв. до н.э.).

Энциклопедический словарь

КОНФУЦИА́НСТВО -а; м. Философское учение, разработанное древнекитайским мыслителем Конфуцием и утверждающее незыблемость мировых и социальных порядков, а также необходимость нравственного самоусовершенствования.

* * *

конфуциа́нство - этико-политическое учение в Китае. Основы конфуцианства были заложены в VI в. до н. э. Конфуцием. Выражая интересы наследственной аристократии, конфуцианство объявляло власть правителя (государя) священной, дарованной небом, а разделение людей на высших и низших («благородных мужей» и «мелких людишек») - всеобщим законом справедливости. В основу социального устройства конфуцианства ставило нравственное самоусовершенствование и соблюдение норм этикета (ли). Со II в. до н. э. и до Синьхайской революции 1911-13 конфуцианство являлось официальной государственной идеологией. См. также Неоконфуцианство.

* * *

КОНФУЦИАНСТВО - КОНФУЦИА́НСТВО, название, которое европейские ученые дали большому направлению общественной и религиозной мысли Китая, начавшему формироваться на рубеже 6 и 5 вв. до н. э. и связано с именем философа Конфуция (см. КОНФУЦИЙ).

Основа основ - уважение старших

В основе конфуцианского учения лежат идеи так называемой сыновней почтительности, то есть организация всех отношений между людьми и в стране в целом на основе беспрекословного и безоглядного уважения к старшим - по возрасту, по поколению, по чину, по званию и, наконец, старшим в силу принадлежности к мужскому полу. Другим важным элементом учения было представление о том, что все человеческие отношения для их гармоничного и беспрепятственного соблюдения должны подчиняться ритуалу, то есть строго определенным и традиционно выверенным нормам поведения, которые имеют массу примеров в прошлом.

Важность знаний. Самоограничение

Эти примеры, персонифицированные в великих людях древности, могут быть легко сопоставимы с действиями ныне живущих поколений. В основе морально-этического оформления конфуцианского учения лежат идеи культуры, то есть определенного комплекса знаний, позволяющего каждому человеку пользоваться ритуальной теорией и практикой и тем самым находить свое законное, правильное место в мире; и человечность, то есть установление такого характера межличностных и межгрупповых отношений, при котором каждый индивидуум должен задумываться над тем, чтобы не доставлять окружающим тех нежелательных впечатлений, эмоций, огорчений, которых бы не желал самому себе.

Эти очень важные положения, особенно существенные для Китая в силу его давней перенаселенности, вызывают активную взаимозависимость людей и человеческих групп друг от друга. Сыновняя почтительность, ритуал, человечность, культура явились основой, отделяющей, по мнению образованных китайцев, их народ от народов варварских, лишенных всех этих благ.

Гуманитарная основа учения Конфуция приводит к тому, что при возникновении отношений между культурным человеком и варваром культурный потенциал побеждает. Этот последний постулат в значительной мере способствовал превращению данного учения из чисто патриотического в общегуманистическое. Конфуцианское учение в таком виде в самом Китае получило название «религии ученых» (жу цзя).

Направления. Народное конфуцианство

С ранних пор в конфуцианстве сложилось достаточно большое число ориентаций и направлений, имевших разные социальные и численные характеристики. В широкой народной среде в конфуцианское учение внедрилась масса обычаев, обрядов и традиционных религиозных представлений, которые в целом образовали школу конфуцианства инь-ян - темного и светлого начала. Это народное религиозное воплощение конфуцианства, дополненное культами и обрядами многообразных семейных и клановых групп, составило наряду с даосизмом (см. ДАОСИЗМ) основу большинства религиозных систем и верований Китая вплоть до современности.

Обрядовая сторона «религии ученых» эволюционировала и в древности, и на протяжении всего средневековья. Начиная с 1 века на нее оказывало влияние буддийское учение, а в конце средневековья - и христианское. В «религии ученых» сформировался строго разработанный ритуал, исполнявшийся на всех уровнях социальной жизни страны. Во главе ритуальной организации стоял сам император, исполнявший в течение годового цикла в своем столичном городе большое число обрядов, связанных с почитанием неба, солнца, луны, земли, небесных и земных божеств и т. д.

Все обряды, исполнявшиеся в столице, полностью дублировались во всех провинциальных и более мелких центрах, где от имени императора действовали его представители - чиновники, главы местных администраций. Тем самым с помощью обряда создавалась унифицированная политико-административная обстановка, благоприятная для сохранения общеимперской гармонии. Этому способствовало и то, что вся подготовка чиновников, которые одновременно были и жрецами конфуцианской религии, была централизована.

Экзамены

Чиновники изучали общепринятые в китайской традиции литературные сочинения и сдавали по ним экзамены (в некоторые периоды, как, к примеру, в династию Тан (см. ТАН (династия)), предметом экзаменов становилось стихотворчество). В их число входили афоризмы самого Конфуция, сочинения его ученика Мэн-цзы (см. МЭН-ЦЗЫ), целый ряд литературных летописей китайского прошлого, дающих конкретные образцы благонравного общественного и политического поведения. При разных династиях предпочтение отдавалось разным частям древнего литературного наследия страны.

Неоконфуцианство

Конфуцианство не было неизменным. Особенно значительные перемены в нем произошли в течение 12 века в сунскую эпоху, когда усилиями Чжу Си (см. ЧЖУ СИ) и братьев Чэнь Хао и Чэнь И сформировалось так называемое неоконфуцианство (см. НЕОКОНФУЦИАНСТВО), учение, в котором был усилен, по сравнению с обрядовым, морально-этический аспект и больше внимания стало уделяться не групповым, а личностным качествам его приверженцев.

Во всех сферах жизни

Усиление морально-этической стороны учения активизировалось вновь в 16 веке благодаря деятельности ученого и чиновника Ван Янмина (см. ВАН ЯНМИН). Конфуцианское учение очень глубоко проникло в национальный характер китайского народа. Афоризмы Конфуция, который до 1906 оставался лишь второразрядным святым императорских культов, получили широчайший отклик во всех сферах общественной и политической жизни страны. Суть и буква учения сближали религиозную ритуальную культуру с повседневной жизнью и практикой людей.

Большой энциклопедический словарь

КОНФУЦИАНСТВО - этико-политическое учение в Китае. Основы конфуцианства были заложены в 6 в. до н. э. Конфуцием. Выражая интересы наследственной аристократии, конфуцианство объявляло власть правителя (государя) священной, дарованной небом, а разделение людей на высших и низших ("благородных мужей" и "мелких людишек") - всеобщим законом справедливости. В основу социального устройства конфуцианство ставило нравственное самоусовершенствование и соблюдение норм этикета ("ли"). Со 2 в. до н. э. и до Синьхайской революции 1911-1913 конфуцианство являлось официальной государственной идеологией. См. также Неоконфуцианство.

Энциклопедия Кольера

Кит.: жу [[цзя/цзяо]] - "(учение) школы ученых-интеллектуалов". Древнейшая философская система и одно из трех главных этико-религиозных учений (наряду с даосизмом и буддизмом) Дальнего Востока, возникло в Китае на рубеже 6-5вв. до н.э. В оригинальном наименовании конфуцианства (жу) отсутствует указание на имя его создателя - Конфуция, что соответствует исходной установке последнего - "передавать, а не создавать, верить древности и любить ее". Свое качественно новое этико-философское учение Конфуций подчеркнуто идентифицировал с мудростью "святых-совершенномудрых" (шэн1) правителей полумифической древности, выраженной главным образом в историко-дидактических и художественных произведениях, древнейшие и авторитетнейшие из которых - восходящие к концу II - первой половине I тысячелетия до н.э. каноны Шу цзин и Ши цзин. Эта изначальная ориентация сделала опирающуюся на исторический прецедент нормативность и сообразуемую с канонами беллетризированность фундаментальными характеристиками всего конфуцианства. Хранителями древней мудрости во времена Конфуция (эпоха Чжоу, 11-3 вв. до н.э.) были отставленные от кормила власти ученые-интеллектуалы, специализировавшиеся в "культурной" (вэнь) деятельности, т.е. хранении и воспроизводстве письменных памятников и протонаучных штудиях, главным образом астрономо-астрологических (семантика "культуры" - вэнь охватывает и письменность, и астрономо-метеорологические явления). Они концентрировались в районе царства Лу, родины Конфуция (современная провинция Шаньдун), и, возможно, являлись потомками правившей или жреческой верхушки государства Шан-Инь, покоренного в 12-11 вв. до н.э. племенным союзом Чжоу, находившимся на менее высоком уровне культурного развития. Видимо, их социальное падение отразилось в этимологическом значении термина "жу" - "слабый". Конфуций счел эту социальную слабость несовместимой с их культурно-интеллектуальной силой и выдвинул идеал государственного устройства, в котором при наличии сакрально вознесенного, но практически почти бездействующего правителя реальная власть принадлежит жу, соединяющим в себе свойства философов, литераторов, ученых и чиновников. С самого своего рождения конфуцианство отличалось осознанной социально-этической направленностью и стремлением к слиянию с государственным аппаратом. Этому стремлению соответствовало теоретическое истолкование и государственной и божественной ("небесной") власти в семейно-родственных категориях; "государство - одна семья", государь - Сын Неба и одновременно "отец и мать народа". Государство отождествлялось с обществом, социальные связи - с межличностными, основа которых усматривалась в семейной структуре. Последняя же выводилась из отношений между отцом и сыном. С точки зрения. конфуцианства отец считался "Небом" в той же мере, в какой Небо - отцом. Поэтому "сыновняя почтительность" (сяо1) в специально посвященном ей каноническом трактате Сяо цзин была возведена в ранг "корня благодати/добродетели (дэ1)". Развиваясь в виде своего рода социально-этической антропологии, конфуцианство сосредоточило свое внимание на человеке, проблемах его врожденной природы и благоприобретаемых качеств, положения в мире и обществе, способностей к знанию и действию и т.п. Воздерживаясь от собственных суждений о сверхъестественном, Конфуций формально одобрил традиционную веру в безличное, божественно-натуралистичное, "судьбоносное" Небо и посредничающих с ним духов предков, что в дальнейшем во многом обусловило обретение конфуцианством социальных функций религии. Вместе с тем всю относящуюся к сфере Неба (тянь) сакральную и онтолого-космологическую проблематику Конфуций рассматривал с точки зрения. значимости для человека и общества. Фокусом своего учения он сделал анализ взаимодействия "внутренних" импульсов человеческой натуры, в идеале охватываемых понятием "гуманности" (жэнь2), и "внешних" социализирующих факторов, в идеале охватываемых понятием этико-ритуальной "благопристойности" (ли2). Нормативный тип человека, по Конфуцию, - "благородный муж" (цзюнь цзы), познавший небесное "предопределение" (мин1) и "гуманный", сочетающий в себе идеальные духовно-моральные качества с правом на высокий социальный статус. Соблюдение этико-ритуальной нормы ли2 Конфуций сделал также высшим гносеопраксиологическим принципом: "Не следует ни смотреть, ни слушать, ни говорить несоответствующее ли2"; "Расширяя [[свои]] познания в культуре (вэнь) и стягивая их с помощью ли2, можно избегнуть нарушений". Как этика, так и гносеопраксиология Конфуция зиждутся на общей идее универсального баланса и взаимосоответствия, в первом случае выливающейся в "золотое правило" морали (шу3 - "взаимность"), во втором - в требование соответствия номинального и реального, слова и дела (чжэн мин - "выправление имен"). Смысл человеческого существования, по Конфуцию, - утверждение в Поднебесной высшей и всеобщей формы социально-этического порядка - "Пути" (дао), важнейшие проявления которого суть "гуманность", "должная справедливость" (и1), "взаимность", "разумность" (чжи1), "мужество" (юн1), "[[уважительная]] осторожность" (цзин4), "сыновняя почтительность" (сяо1), "братская любовь" (ди3, ти2), собственное достоинство, верность (чжун2,), "милостивость" и другие Конкретным воплощением дао в каждом отдельном существе и явлении выступает "благодать/добродетель" (дэ1). Иерархизированная гармония всех индивидуальных дэ1 образует вселенское дао. После смерти Конфуция его многочисленные ученики и последователи образовали различные направления, которых к 3 в. до н.э., по свидетельству Хань Фэя, было уже не менее восьми. Они развивали и эксплицитные этико-социальные (Да сюэ, Сяо цзин, комментарий к Чунь цю), и имплицитные онтолого-космологические (Чжун юн, Си цы чжуань) представления Конфуция. Две целостные и противоположные друг другу, а потому впоследствии признанные ортодоксальной и неортодоксальной соответственно интерпретации конфуцианства в 4-3 вв. до н.э. предложили Мэн-цзы и Сюнь-цзы. Первый из них выдвинул тезис об изначальной "доброте" человеческой природы (син1), которой "гуманность", "должная справедливость", "благопристойность" и "разумность" присущи так же, как человеку - четыре конечности. Согласно второму, человеческая природа изначально зла, т.е. от рождения стремится к выгоде и плотским наслаждениям, поэтому указанные благие качества должны быть привиты ей извне путем постоянного обучения. В соответствии со своим исходным постулатом Мэн-цзы сосредоточился на исследовании морально-психологической, а Сюнь-цзы - социальной и гносео-праксиологической стороны человеческого существования. Это расхождение сказалось и в их взглядах на общество: Мэн-цзы сформулировал теорию "гуманного управления" (жэнь чжэн), основанную на приоритете народа над духами и правителем, включая право подданных свергать порочного государя, Сюнь-цзы сравнивал правителя с корнем, а народ - с листьями и считал задачей идеального государя "завоевание" своего народа, сближаясь тем самым с легизмом. Во 2 в. до н.э., в эпоху Хань, Конфуций был признан "некоронованным царем", или "подлинным властелином" (су ван), а его учение обрело статус официальной идеологии и, победив главного конкурента в области социально-политической теории - легизм, в то же время интегрировало ряд его кардинальных идей, в частности признало компромиссное сочетание этико-ритуальных норм (ли2) и административно-юридических законов (фа1). Конфуцианство обрело черты всеобъемлющей системы благодаря усилиям "Конфуция эпохи Хань" - Дун Чжуншу, который, использовав соответствующие концепции даосизма и школы инь-ян цзя (см. ИНЬ-ЯН), детально разработал онтолого-космологическую доктрину конфуцианства и придал ему некоторые религиозные функции (учение о "духе" и "воле Неба"), необходимые для официальной идеологии централизованной империи. В целом в эпоху Хань (конец 3 в. до н.э. - начало 3 в. н.э.) было создано "ханьское конфуцианство", основное достижение которого - систематизация идей, рожденных "золотым веком" китайской философии (5-3 вв. до н.э.), и текстолого-комментаторская обработка конфуцианской и конфуцианизированной классики. Реакцией на проникновение в Китай буддизма в первые века нашей эры и связанное с этим оживление даосизма стал даосско-конфуцианский синтез в "учении о таинственном (сокровенном)" (сюань сюэ). Постепенное нарастание как идейного, так и социального влияния буддизма и даосизма вызвало стремление к восстановлению престижа конфуцианства. Провозвестниками этого движения, вылившегося в создание неоконфуцианства, явились Ван Тун (конец 6 - начало 7 в.), Хань Юй и Ли Ао (8-9 вв.). Возникшее в 11 в. неоконфуцианство поставило перед собой две главные и взаимосвязанные задачи: восстановление аутентичного конфуцианства и решение с его помощью на основе усовершенствованной нумерологической методологии (см. СЯН ШУ ЧЖИ СЮЭ) комплекса новых проблем, выдвинутых буддизмом и даосизмом. В предельно компактной форме эти задачи первым решил Чжоу Дуньи (11 в.), идеи которого через столетие получили всесторонне развернутую интерпретацию в творчестве Чжу Си. Его учение, поначалу считавшееся неортодоксальным и даже подвергшееся запрету, в 14 в. было официально признано и стало основой понимания конфуцианской классики в системе государственных экзаменов вплоть до начала 20 в. Чжусианская трактовка конфуцианства доминировала в сопредельных Китаю странах - Корее, Японии, Вьетнаме. Основную конкуренцию чжусианству в период правления династии Мин (14-17 вв.) составила Лу [[Цзюаня]] - Ван [[Янмина]] школа, идейно господствовавшая в Китае в 16-17 вв. и также получившая распространение в сопредельных странах. В борьбе этих школ на новом теоретическом уровне возродилась исходная для конфуцианства оппозиция экстернализма (Сюнь-цзы - Чжу Си, лишь формально канонизировавший Мэн-цзы) и интернализма (Мэн-цзы - Ван Янмин), в неоконфуцианстве оформившаяся в противоположные ориентации на объект или субъект, внешний мир или внутреннюю природу человека как источник постижения "принципов" (ли1) всего сущего, в том числе и моральных норм. В 17-19 вв. оба ведущих учения - Чжу Си и Ван Янмина подверглись критике со стороны эмпирического направления (пу сюэ - "учение о естестве", или "конкретная философия"), основанного Гу Яньу и возглавленного с Дай Чжэнем. Оно сконцентрировалось на опытном исследовании природы и научно-критическом изучении конфуцианской классики, взяв себе за образец текстологию ханьского конфуцианства, благодаря чему получило название "ханьское учение" (хань сюэ). С конца 19 в. развитие конфуцианства в Китае так или иначе связано с попытками ассимиляции западных идей (см. КАН ЮВЭЙ) и возвращением от абстрактных проблем сунско-минского неоконфуцианства и цинско-ханьской текстологии к конкретной этико-социальной тематике первоначального конфуцианства. В первой половине 20 в. особенно в противостоянии учений Фэн Юланя и Сюн Шили внутриконфуцианская оппозиция экстернализма и интернализма соответственно возродилась на более высоком теоретическом уровне, сочетающем неоконфуцианские и отчасти буддийские категории со знанием европейской и индийской философии, что позволяет исследователям говорить о возникновение в это время новой, исторически четвертой (после изначальной, ханьской и неоконфуцианской) формы конфуцианства - постконфуцианства, а точнее, постнеоконфуцианства, основанного, как и две предыдущие формы на ассимиляции инородных и даже инокультурных идей. Современные конфуцианцы, или постнеоконфуцианцы (Моу Цзунсань, Тан Цзюньи, Ду Вэймин и другие) в этическом универсализме конфуцианства, трактующего любой пласт бытия в моральном аспекте и породившего "моральную метафизику" неоконфуцианства, усматривают идеальное сочетание философской и религиозной мысли. В Китае конфуцианство было официальной идеологией до 1912 и духовно доминировало до 1949, ныне подобное положение сохранилось на Тайване и в Сингапуре. После идеологического разгрома в 1960-е годы (кампания "критики Линь Бяо и Конфуция") ныне оно успешно реанимируется и в КНР как носитель ожидающей востребования национальной идеи.

ЛИТЕРАТУРА

Попов П.С. Китайский философ Мэн-цзы. СПб, 1904 Попов П.С. Изречения Конфуция, учеников его и других лиц. СПб, 1910 Радуль-Затуловский Я.Б. Конфуцианство и его распространение в Японии. М. - Л., 1947 Избранные произведения прогрессивных китайских мыслителей нового времени. М., 1961 Го Можо. Философы древнего Китая. М., 1961 Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970 Древнекитайская философия, тт. 1-2. М., 1972-1973 Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М., 1982 Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983 История китайской философии. М., 1989 Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990 Рубин В.А. Личность и власть в древнем Китае. М., 1993 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб, 1998 Переломов Л.С. Конфуций: "Лунь юй". М., 1998

Иллюстрированный энциклопедический словарь

КОНФУЦИАНСТВО, этико-политическое учение в Китае. Основы конфуцианства были заложены в 6 в. до нашей эры Конфуцием. Конфуцианство объявляло власть правителя (государя) священной, дарованной небом, а разделение людей на высших и низших ("благородных мужей" и "мелких людишек") всеобщим законом справедливости. В основу социального устройства конфуцианство ставило нравственное самоусовершенствование и соблюдение норм этикета ("ли"). Со 2 в. до нашей эры и до Синьхайской революции 1911 - 13 конфуцианство являлось государственной идеологией.

Евразийская мудрость от А до Я.

КОНФУЦИАНСТВО -

одно из основных философских и идейных течений Китая, основанное Конфуцием. Складывалось в период бурных социальных изменений (смена рабовладельчества феодализмом, формирование централизованною государства), поэтому главную задачу своего учения Конфуций видел в сохранении лучших традиций древней культуры, которые, во-первых, способны оградить общество от всяких потрясений и изменений и, во-вторых, ориентируют людей на достижение определенного социального идеала. Таким идеалом в конфуцианстве является «цзюнь-цзы» - «совершенный муж», обладающий пятью добродетелями (жень, и, ли, сяо, чжи).

Главное условие для достижения этих добродетелей и следования им заключено в образовании. Согласно Конфуцию, порядок вещей в государстве определяется небесным законом Дао), и каждый человек должен следовать данному закону; только в этом случае возможна гармония в обществе. Таким образом, система упорядоченного общества, созданная Конфуцием, в конечном счете освящалась волей Неба. Свод правил ли связывает общество. Небо постулирует нормы поведения в идеальном обществе. Эти нормы составляют исходный пункт политических решений, которые принимал Правитель, и которые также должны были соответствовать воле Неба. Общий принцип учения Конфуция - правление ненасильственными методами. В качестве официальной идеологии конфуцианство существовало в Китае до 1912 г. и духовно доминировало до 1949 г. Ныне такие оно функции выполняет на Тайване и в Сингапуре.

Словарь народов и культуры

Конфуцианство

(Confucianism, кит. жу цзя - школа ученых книжников), кит. религ. мировоззрение и свод жизненных правил, основанные на учении Конфуция. Гл. текстами К. являются разл. соч. в неск. сборниках, т.н. классич. книги, куда, в частности, входят Беседы и суждения (Лунь юй), где изложены осн. взгляды Конфуция. По большей части эти тексты не являются специфически конфуцианскими: Сишу, сборник из четырех самостоятельных кн., долгое время использовался как осн. конфуцианский учебник. Разработанный Конфуцием филос. и этич. кодекс превратился во времена династии Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.) в гос. культ с весьма сложным церемониалом почитания императора и важных императ. чиновников. Экзаменационный ценз гос. службы и образовательная система были основаны на учении пяти классич. книг, а по всей империи воздвигались храмы в честь Конфуция. В тот же период К. восприняло такие традиц. элементы кит. мысли, как инь и ян и пять первоначал: дерево, огонь, земля, металл и вода. Позже представитель школы К. Чжу Си (ИЗО-1200) создал на основе конфуцианских доктрин целостное духовное и филос. мировоззрение, известное как неоконфуцианство (ли сюэ или дао сюэ), - отчасти в противовес набиравшим силу в Китае даосизму и буддизму. Чжу Си разработал метафиз. систему, основанную на двух взаимозависимых понятиях - ли (принцип) и ци (материальная сила), а также написал комментарии к классич. книгам, к-рые оставались офиц. текстами для гос. экзаменов вплоть до 1905 г. Всеобъемлющее влияние К. на жизнь Китая заметно ослабло в 20 в. вследствие упразднения в 1905 г. традиц. системы образования и установления в 1911 г. республики. При Мао Цзэдуне (1893-1976), когда господствовала идеология коммунизма, конфуцианские храмы были разрушены, а классич. тексты запрещены. Тем не менее К. глубоко проникло в разл. сферы кит. жизни, что ощущается по сей день; оно явно присутствует в совр. кит. социально-полит, и эконом, установках. Влияние К. велико во Вьетнаме, Корее, Сингапуре, на Тайване и в Японии, причем особенно оно сильно в Юж. Корее и на Тайване, где сохранились старые конфуцианские храмы и система образования.

Орфографический словарь

конфуциа́нство, -а

Словарь ударений

конфуциа́нство, -а

Формы слов для слова конфуцианство

конфуциа́нство, конфуциа́нства, конфуциа́нств, конфуциа́нству, конфуциа́нствам, конфуциа́нством, конфуциа́нствами, конфуциа́нстве, конфуциа́нствах

Синонимы к слову конфуцианство

сущ., кол-во синонимов: 1

Морфемно-орфографический словарь

конфуци/а́н/ств/о.

Грамматический словарь

конфуциа́нство с 1a

Новый словарь иностранных слов

конфуциа́нство

- философско-этическая система, разработанная в 5 в. до н. э. древнекитайским мыслителем конфуцием (кун-цзы); одна из китайских религий, отстаивающая незыблемость установленных небом общественных порядков, социального неравенства; строго требует выполнения обрядов, почитания предков, совершения жертвоприношений.

Сканворды для слова конфуцианство

- Название, которое европейские ученые дали большому направлению общественной и религиозной мысли Китая, начавшему формироваться на рубеже 6 и 5 вв. до н.э.

Полезные сервисы