ЛЕВИТА́Н Исаак Ил. (1860-1900) - живописец. Род. в бедной еврейской семье в местечке Кибарты в Литве, сын мелкого жел.-дор. служащего. С 1873 учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества у А. К. Саврасова и В. Д. Поленова. С 1898 - акад. пейзажной живописи, преподавал в родном уч-ще.
От своих учителей Л. воспринял: от Саврасова - тщательность изучения натуры, умение видеть и передавать поэтич. содержание обыденного; от Поленова - опыты приближения к пленэрной живописи. От детализации и жанровой повествовательности, воплощенных скупым, нередко сумрачным колоритом в ранних произв. ("Вечер", 1877; "Солнечный день. Весна", 1877), Л. к нач. 80-х гг. переходит к раскрытию тончайших состояний природы, атмосферы, к созданию цельного эмоц. образа ("Осенний день. Сокольники", 1879): в 1880-х гг. в его творчестве рождается пейзаж настроения, побуждающий осмыслять природу как выражение движений человеческой души. С 1884 Л. - участник выставок Т-ва передвижников. Большое влияние на развитие его творчества оказали поездки в Крым (1886) и на Волгу (1886 и 1888): Л. открыл для себя величие волжских просторов, ставших в его творчестве одной из гл. тем ("Вечер на Волге" 1886-88; "После дождя. Плес"; "Вечер. Золотой Плес", 1889). В конце 1880-х гг. Л. достигает ясности композиции, четкости пространств. планов, связанных уравновешенным цветовым строем ("Два плеса", 1889).
К кон. 1880-х гг. Л. - знаменитый художник, с 1891 - член Т-ва передвижных худож. выставок. Он совершает четыре поездки в страны, традиционно бывшие предметом внимания пейзажистов и определившие некогда создание и развитие пейзажного жанра: в Италию, Францию, Швейцарию (1890, 1894, 1897, 1898). В 1890-х гг. конкретный ландшафт сменяется в его творчестве воплощением самого характера рус. природы. Насыщенность светом, прозрачность цветов в ряде работ последнего 20-летия созвучны стилистике импрессионизма ("Березовая роща. Март", 1885-89; "Свежий ветер. Волга", 1891-95; "Вечерний звон", 1892; "Золотая осень", 1895) - и эта близость к импрессионизму отвечает исканиям не только живописи, но и литературы тех лет; современники оценили внутреннее родство пейзажей Л. и лирич. прозы А. П. Чехова (к-рого связывала с Л. многолетняя дружба). Л. достигает выдающихся результатов в обл. пленэрного пейзажа, в передаче света и воздуха, жизни природы ("Золотая осень", 1895; "Сумерки. Стога", 1899; "Озеро", 1899-1900). Его манере этого периода свойственны сильный контраст света и тени, статичность, четкость деления на планы, близкие к театральным декорациям. Наряду с масляной живописью, Л. работает в технике пастели ("Хмурый день", 1895; "Луг на опушке леса", 1898) и акварели ("Туман. Осень", 1899).
Мотивы традиц. нар. представлений в картинах 1890-х гг. сплавляются с настроениями, мыслями, чувствами современников Л., воспринявших его выразителем 1880-90-х гг. в пейзаже, подобно опять же Чехову - в литературе. Изображение природы в этих произв. приобретало символич. смысл. В картинах Л. этого времени появляется стремление к сюжетности, драматизации пейзажа ("У омута", 1892; "Владимирка", 1892; "Над вечным покоем", 1894; "Сумерки. Стога", 1899; "Летний вечер", 1900). Л. окончат. преодолевает отношение к пейзажу как к театральной декорации. В творчестве Л. рус. пейзажная живопись показала невиданные до того возможности выражения в образах природы человеческих чувств и переживаний. В картине "Владимирка" впервые возникает тема дороги, неумолимо влекущей вдаль, ставшая затем одной из главных в творчестве Л.
Мотивы и манера творчества Л. 1890-х гг. связаны с новыми стилистич. поисками рус. и европ. иск-ва. Признанный при жизни классик рус. лирического пейзажа, Л. вновь и вновь посещает Зап. Европу, в 1896 совершает поездку в Финляндию, ставшую источником новых худож. идей для поколения "серебряного века", в 1899 снова едет в Крым. Не порывая с передвижниками, Л. в 1897 становится членом объединения Мюнхенского Сецессиона, с 1898 участвует в выставках ж. "Мир искусства".
При жизни Л. лучшие его полотна были приобретены Третьяковской галереей. В 20 в. их репродукции печатались огромными тиражами, украшали жилища и места культ. отдыха, Л. стал одним из самых известных рус. художников, и тем самым его видение рус. природы лежит в основе ее восприятия. Л. завершил своим творчеством худож. открытие рус. пейзажа, под его кистью преображенного в произведение иск-ва. Он явно предпочитал писать осень и вечер, несколько реже - весну; в его творчестве преобладает фиксация переходных состояний. Человек очень редко присутствует в пейзажах Л., точнее - присутствует незримо, и это незримое присутствие одухотворяет природу, поэтически преображает ее, внушает зрителю тревожные или меланхолические переживания.
Лит.: Левитан И. И.: воспоминания и письма. М., 1956; Исаак Ильич Левитан: Каталог выставки... М., 1960; Минченков Я. Д. Воспоминания о передвижниках. Л., 1963; Федоров-Давыдов А. А. Исаак Ильич Левитан: Жизнь и творчество. Т. 1-2. М., 1966.
И. Левитан. Золотая осень. Слободка. 1889