МИНЕИ - МИНЕ́И (menaion, от греч. men - месяц), в Православной Церкви богослужебные книги (см. БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ) и книги для чтения, содержащие жития святых (см. ЖИТИЯ СВЯТЫХ), сказания о церковных праздниках (см. ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ) и поучения. Тексты в Минеях располагаются по дням каждого месяца соответственно с праздниками и днями памяти святых. По назначению делятся на Минеи служебные (месячные) и Минеи четьи.
Минеи служебные
В Минеях служебных, предназначенных для богослужения, гимнографические тексты располагаются в последовательности их чтения или пения на Вечерне (см. ВЕЧЕРНЯ), Утрене (см. УТРЕНЯ), иногда также на Часах, Литургии (см. ЛИТУРГИЯ (богослужение)), Повечерии (см. ПОВЕЧЕРИЕ) и др. Минеи месячные чаще содержат богослужебные тексты на один месяц (полный комплект миней содержит двенадцать книг), реже на два-три, иногда на целый год или на половины года - сентябрьскую (сентябрь-февраль) или мартовскую (март - август). По большему или меньшему числу молитвословий последования Миней могут быть разделены на шесть разрядов, подобно тому как разделены в Типиконе (см. ТИПИКОН) дни богослужения: на дни непраздничные, праздники малые (двух разрядов), средние (двух разрядов) и праздники великие.
Минея праздничная (иначе Анфологион (см. АНФОЛОГИОН), Трефологий, Цветная Минея) содержит службы важнейшим праздникам и святым. В Минею праздничную всегда входят службы двунадесятым праздникам (см. ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ): Рождеству Богородицы (см. РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ), Воздвижению Креста Господня (см. ВОЗДВИЖЕНИЕ), Введению во Храм Пресвятой Богородицы, Рождеству Христову (см. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО), Богоявлению, Сретению (см. СРЕТЕНИЕ), Благовещению (см. БЛАГОВЕЩЕНИЕ), Входу Господню в Иерусалим (см. ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ), Вознесению (см. ВОЗНЕСЕНИЕ), Пятидесятнице (см. ПЯТИДЕСЯТНИЦА), Преображению (см. ПРЕОБРАЖЕНИЕ), Успению (см. УСПЕНИЕ Богородицы), а также службы наиболее чтимым Церковью праздникам и святым, в последованиях которых имеются особенности, отсутствующие в последованиях святым в общей Минее: Собору Архистратига Михаила (8 ноября), Трем святителям (Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту, 30 января), Рождеству Иоанна Предтечи (24 июня), апостолам Петру и Павлу (29 июня), Нерукотворному образу Спаса (16 августа), Покрову (см. ПОКРОВ БОГОРОДИЦЫ) Пресвятой Богородицы, наиболее чтимым иконам Божией Матери. В праздничную Минею могут входить также последования рядовым святым, память которых совпадает с предпразднствами (см. ПРЕДПРАЗДНСТВО) и попразднствами (см. ПОПРАЗДНСТВО) неподвижных праздников.
В Минее общей богослужебные тексты расположены не по дням месяца, а по видам святых и праздников: службы праздникам Господским, Богородичным, Кресту, ангелам, Предтече и Соборам, а также общим ликам святых: а) апостолу и апостолам, б) святителю и святителям, в) преподобному и преподобным, г) мученику и мученикам, д) священномученику и священномученикам, е) преподобномученику и преподобномученикам, ж) мученице и мученицам, з) преподобной жене и преподобным женам. Последования, помещенные в общей Минее, не имеют указаний на названия праздников и имена святых и поэтому могут применяться в любой праздник Господский, Богородичный и т. д. Назначение Минеи общей состоит в том, чтобы заменять Минею месячную или совершать службу малоизвестному святому, которому не составлено особое последование.
Первый перевод греческих служебных миней на славянский язык был сделан во второй пол. 10-11 вв., вероятно, в Охриде, Македонии и на Афоне. Вторая редакция, русская, была создана в середине 11 века на основе южнославянского перевода (например, комплект новгородских Миней конца 11 - начала 12 вв.).
Минеи четьи
Минеи четьи содержат тексты, предназначенные преимущественно для внебогослужебного чтения и представляющие собой более или менее пространные жития святых, сказания о праздниках и поучения.
Тексты, предназначенные для памятной даты, представлены на каждый день месяца в календарном порядке. Минеи четьи, ввиду их большого объема, как правило, разбиты на двенадцать томов, соответственно месяцам года. Выделяют несколько этапов в развитии четьих миней: 1) домонгольский. В списках миней этого периода отсутствуют жития русских святых; 2) с конца 15 в. - создание обширных минейных сводов, включающих и общерусских святых: конец 15 в. - домакарьевские Минеи; середина 16 в. - Великие Четьи Минеи (см. ВЕЛИКИЕ ЧЕТЬИ-МИНЕИ) митрополита Макария; 1627-32 - Минеи Германа Тулупова; 1646-54 - Минеи Милютина; кон. 17 в. - Минеи Димитрия Ростовского (см. ДИМИТРИЙ Ростовский).