Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

мусор

Толковый словарь

I м.

Крупный сор; отбросы.

II м. разг.-сниж.

Помехи в телефонной сети.

III м. разг.-сниж.

Милиционер.

МУ́СОР - сущ., м., употр. сравн. часто

Морфология: (нет) чего? му́сора и му́сору, чему? му́сору, (вижу) что? му́сор, чем? му́сором, о чём? о му́соре

Мусором называют мелкие предметы, отходы, которые вам больше не нужны и которые вы выбрасываете.

Бытовой мусор. | Корзина для мусора. | Строительный мусор. | Убрать, подмести мусор. | Недалеко от нашего дома образовалась стихийная свалка мусора.

му́сорный прил.

Мусорный бачок.

Толковый словарь Ушакова

МУ́СОР, мусора, мн. нет, муж.

1. Отбросы, крупный сор. Вымести мусор. Корзина для мусора.

2. Измельченный кирпичный щебень или смесь глины и толченого угля, служащие для разных технических целей (спец.). Удобрять торфяную почву мусором.

3. перен. Бесполезные, ненужные вещи, хлам (прост. неод.).

Толковый словарь Ожегова

МУ́СОР, -а (-у), муж. Отбросы, сор. Корзина для мусора.

| прил. мусорный, -ая, -ое. М. ящик.

Толковый словарь Даля

МУСОР - муж. остатки, сор от каменой кладки и печной работы; битый камень, кирпич, глина, известь, иногда с золою и с угольем, окалиной, черепками; сор, мелкие остатки каменного, древесного уголья и пр.

| В горном деле: смесь толченого угля (древесн.) с глиною, для набойки домен и огнестойкой смазки; легкий мусор содержит меньше глины, тяжелый больше. Мусора жен. мусор, в заводском значении.

| пск., твер. срамная, похабная речь, сквернословье. Мусорщина пск. сквернословье. Мусорный, к мусору относящийся. Мусористый уголь, дающий много мусора. Мусорщик муж. кто промышляет вывозом сора, мусора, чисткою дворов.

| пск. сквернослов. -ков, ему принадлежащий; -чий, к ним относящийся. Мусорник муж. или -ница жен. яма, овраг, место для свалки мусора. Мусорить, сорить, заваливать сором всякого рода.

| * Лгать, врать, пустословить.

| ряз. гнусить, говорить или петь в нос.

| пск., твер. сквернословить. -ся, сориться. Замусорили двор, намусорили. Умусорить дорожки.

Словарь существительных

МУ́СОР, -а, м

Некоторое количество неубранных, разбросанных остатков чего-л. (пищи, строительных материалов и т.п.);

Син.: сор.

Было жарко, пахло известкой, и рабочие вяло бродили по кучам щепы и мусора… (Ч.).

Энциклопедический словарь

МУ́СОР -а (-у); м. Отбросы, сор. Корзина для мусора. Бумажный, строительный м. Уборка мусора. Выбросить м. Подмести м.

Му́сорный (см.).

Академический словарь

-а (-у), м.

Отбросы, сор.

Корзина для мусора.

Морозный ветер гнал бумажный мусор - обрывки военных приказов, театральных афиш. А. Н. Толстой, Восемнадцатый год.

Практический толковый словарь

угол. то же, что мент, - милиционер.

одесская феня: от слова "масар" - что-то типа охранника

Поговорки

Делать / сделать мусор из кого. Жарг. угол. Сильно избивать кого-л. Быков, 61.

Мусор цветной. Жарг. угол., арест. Надзиратель в ИТУ; служащий внутренних войск. ББИ, 146; Балдаев 1, 259; Быков, 129.

Поменять мусора на мента. Жарг. арест. Шутл.-ирон. О смене администрации ИТУ. Балдаев 1, 62. Мусор, мент - сотрудник правоохранительных органов.

Уборка мусора. Жарг. бизн., комп. Поиск информации, оставленной пользователем после работы с компьютером. БС, 267.

Словарь русского арго

МУСОР, -а, м; мн. -а, -ов.

Милиционер.

От уг. «мусер», «мусор» в том же зн.; Возм. восходит к древнееврейскому musor - наставление, указание, отсюда еврейск. «мусер» - доносчик; в дальнейшем контаминация с общеупотр. «мусор» - грязь, отбросы.

Полутолковый словарь

Мусор

МУСОР(ОК)

мент. Некогда слово «мент» расценивалось милиционерами не менее приятным определением в их адрес, чем «мусор». Однако со временем они поняли: «мент» звучит куда благопристойнее иных выражений. Таким образом, благодаря кинопропаганде нового слова (точка отсчета - советский кинофильм «Авария - дочь мента») выражение «мент» стремительно потеснило слова «легавый» и «мусор». Местом рождения последнего термина была Одесса. Еще в конце позапрошлого века служителей Фемиды здесь нередко именовали словом «мойсер», что в переводе означает «доносчик», «вынюхивающий». По уже названной причине «мойсер» трансформировался в «мусор». Слово стремительно вышло за пределы Одессы и его широкому распространению в немалой степени способствовало создание в двадцатых годах прошлого столетия Московского Уголовного Сыска (МУС), само название которого уже не оставляло милиционерам надежды на иное прозвище.

Своей доли от фирмы генерал, прозванный нами Двенадцатилапым Мусором, так и не получил.

Вынесенный из ментовской избы мусорок пил горькую так крепко, что вполне мог стать персонажем романа « На дне».

Язык Одессы

мент, с которым нельзя договориться.

Словарь сленга

Работник милиции.

Орфографический словарь

му́сор, -а

Формы слов для слова мусор

му́сор, му́соры, му́сора, му́соров, му́сору, му́сорам, му́сором, му́сорами, му́соре, му́сорах

Синонимы к слову мусор

см. сор

сущ.

сор

Омонимы к слову мусор

мусор I

грязь, отбросы

Вовремя не вывезенный мусор способствует росту стихийных свалок, портящих экологию и внешний вид нашего города.

мусор II

милиционер или любой другой блюститель закона

Его уже в третий раз заметают мусора́.

Идеография

бытовые отходы

твердое (состояние)

мусор - твердые бытовые отходы.

мусорить - выбрасывать где попало, не в отведенное место.

намусорить.

замусорить, -ся.

сор - мелкий мусор.

сорить. насорить. рассорить.

засор. засорить, -ся.

разг: свинарник. свинячить. насвинячить.

хлев. конюшня. авгиевы конюшни.

уборка (где), подметание

см. беспорядок, дорога

Морфемно-орфографический словарь

му́сор/.

Грамматический словарь

му́сор м 1a—, Р2

Этимологический словарь русского языка

Собств.-р. изменение первоначального бусор > мусор {б> м, ср. диал. мерлога вместо литер. берлога). Сущ. бусор в значении "хлам, дрянь, мусор" употребляется в совр. диалектах. Бусор - производное от сущ. бус - "мелочь, сор, хлам".

Этимологический словарь

Искон. Соврем. мусор < бусор (ср. басурман и мусульманин), суф. производного от бус «сор, хлам», в диалектах еще известного.

му́сор

род. п. -а, производное от *mouds-. Родственно греч. μύσος ср. р. "загрязнение, осквернение", μυσαρός "гнусный, покрытый позором", др.-ирл. mоsасh "нечистый" (*mudsāko-), нж.-нем. mussig "грязный"; см. о близких формах Гофман, Gr. Wb. 209. Подробности см. на му́слить. По мнению Преобр. (I, 571), му́сор связано с бу́сырь, бу́сор, что затруднительно в фонетическом отношении. Неприемлемо предположение о заимствовании из датск. mur "стена" и skurv "парша, струп" (Корш у Преобр. I, 571). [Все-таки связано с бу́сор, бу́сырь, бу́сорь "хлам, старье". Загадочность фонетических отношений исчезает, если предположить здесь заимствование из тюрк., допускавшего чередование б : м. Получено, возм., через тат. Семантическая близость слов очевидна. Родство с кельт. и другими и.-е. формами иллюзорно. - Т.]

Словарь иностранных слов

МУСОР (греч.). Остатки щебня, песку и взвести после постройки.

Сканворды для слова мусор

- Бумажная «нарезка» в офисной корзине.

- Преследуемый метлой.

- Всякая дрянь, которую время от времени приходится выносить из квартиры.

- Головная боль для дворника.

- Содержимое контейнера во дворе.

- Отходы на выброс.

- Содержимое свалки.

- Хлам.

- Содержимое урны.

- Всякие отбросы.

- Сборник рассказов Людмилы Улицкой «Священный ...».

- Жаргонное прозвище милиционера.

Полезные сервисы

мусор цветной

Поговорки

Жарг. угол., арест. Надзиратель в ИТУ; служащий внутренних войск. ББИ, 146; Балдаев 1, 259; Быков, 129.

Словарь сленга

1. Прапорщик;

2. Военнослужащий ВВ;

3. Осужденный, состоящий в СПП.

Полезные сервисы

мусоргский

Грамматический словарь

Му́соргский ф. <п 3а>

Словарь русских фамилий

МУСОРГСКИЙ

Род Мусоргских, которых прославил известный русский композитор, начал князь Роман Васильевич Монастырёв Мусорга. Тогда прозвище употреблялось на равных с именем, позднее превратилось в фамилию, но писали ее Мусоргской, Мусерской. Считалось, что она имеет польские корни. Модест Петрович же намеренно произносил свою фамилию с ударением на первом слоге - Мусорский . С 1861 г. вернулся к истокам - стал писать ее с «г»: Мусоргский . Вероятно, не нравилась композитору навязчивая связь фамилии со словом мусор, который обозначал сор не только в прямом, бытовом смысле. Мусорить во многих говорах значило ‘сквернословить, лгать, пустословить’. А по-гречески мусургос - певец, музыкант. Вот это прямое попадание...

МУСОРГСКИЙ

Родоначальником знаменитого композитора был Роман Васильевич, по прозвищу Мусорга. В фамилии ударение изменилось. "Мусургос" по-гречески - певец, музыкант. Не отсюда ли прозвище предка, как нельзя лучше оправдавшее себяв фамилии потомка? (Ф).

МУСОРГСКИЙ

Род Мусоргских, которых прославил известный русский композитор, начал князь Роман Васильевич Монастырёв Мусорга. Тогда прозвище употреблялось на равных с именем, позднее превратилось в фамилию, но писали ее Мусоргской, Мусерской. Считалось, что она имеет польские корни. Модест Петрович же намеренно произносил свою фамилию с ударением на первом слоге - Мусорский . С 1861 г. вернулся к истокам - стал писать ее с «г»: Мусоргский . Вероятно, не нравилась композитору навязчивая связь фамилии со словом мусор, который обозначал сор не только в прямом, бытовом смысле. Мусорить во многих говорах значило ‘сквернословить, лгать, пустословить’. А по-гречески мусургос - певец, музыкант. Вот это прямое попадание...

Сканворды для слова мусоргский

- Русский композитор XIX века, автор оперы «Женитьба».

- Русский композитор, член «Могучей кучки».

- Русский композитор XIX века, автор оперы «Борис Годунов».

- Русский композитор XIX века, автор оперы «Хованщина».

- Русский композитор XIX века, автор оперы «Сорочинская ярмарка».

- Этот композитор умер в военном госпитале после перенесенного приступа белой горячки.

- Единственный прижизненный портрет этого композитора создан в Николаевском военном госпитале, куда тот попал в приступе белой горячки.

- Единственный прижизненный портрет этого уроженца Псковщины был написан Репиным в петербургском госпитале, куда этот человек был помещён по причине белой горячки.

- Отец этого «скромного» композитора происходил из старинного дворянского рода, 30-е колено от Рюрика.

- Русский композитор XIX века, автор песен «Блоха», «Сиротка», «Калистрат», «Колыбельная Еремушке».

- Русский композитор XIX века, автор фортепианного цикла «Картинки с выставки».

- Русский композитор XIX века, автор вокальных циклов «Детская», «Без солнца», «Песни и пляски смерти».

- Русский композитор XIX века, автор музыкальной шутки «Раек».

Полезные сервисы

мусоргский модест петр

Гуманитарный словарь

МУ́СОРГСКИЙ Модест Петр. (1839-81) - композитор, один из членов "Могучей кучки". Окончил Школу гвардейских подпрапорщиков в 1856, вышел в отставку в 1858. Занимался музыкой под рук-вом пианиста А. А. Герке. Большую роль в решении посвятить себя композиции сыграло общение с А. С. Даргомыжским, В. В. Стасовым, М. А. Балакиревым. Нач. курс муз. композиции прошел под рук-вом Балакирева, в дальнейшем много времени посвятил самообразованию.

М. принадлежит к числу крупнейших реформаторов музыки 19 в. Одним из основных его требований, предъявляемых к создаваемым произведениям, была высокая содержательность, достоверность в изображении героев и событий. Его иск-во отличают поиски новых драматургич. приемов в решении традиционных жанров и форм. М. последовательно и настойчиво применял новые средства выразительности, создавая новую систему муз. интонирования, основанную на живой, реальной интонации человеч. речи.

Творч. наследие М. связано преимущественно с вокальной музыкой. Ему принадлежат оперы "Борис Годунов" на сюжет А. С. Пушкина (1-я ред. - 1869, 2-я ред. - 1872), "Хованщина" на собственное либретто (1872, не окончена), "Женитьба" на текст Н. В. Гоголя (1868, не окончена), "Саламбо" на сюжет Г. Флобера (1863-66, не окончена), опера-балет "Млада" (1872, коллективное произв., где М. написаны 3 сцены), "Сорочинская ярмарка" на сюжет Н. В. Гоголя (1874, не окончена). Каждая из опер открывает новые горизонты в развитии жанра. Два центр. произведения, "Борис Годунов" и "Хованщина" (М. вынашивал идею создания также оп. "Пугачевщина"), решенных в характере муз. народной драмы, продолжают традиции историч. оперы М. И. Глинки, закладывая принципы новой оперной драматургии. Сложность и многоплановость действия, точные психологич. характеристики действующих лиц, мастерство в обрисовке основных сюжетных конфликтов сделали обе оперы крупнейшими событиями в истории рус. и европ. оперы. Интересным и плодотворным опытом стало претворение в музыке прозаич. текста (первый акт "Женитьбы" по Н. В. Гоголю). "Сорочинская ярмарка", продолжая в рус. музыке серию "гоголевских" опер, открывала новые пути в решении жанра комич. оперы, столь ярко проявившейся затем в 20 в.

Песни и романсы раскрывают мастерство М. как художника-психолога, создавшего яркую галерею муз. портретов ("Светик Саввишна", "Семинарист"), поражающих правдивостью жизненных картин ("Калистрат"), лирико-трагич. образы ("Листья шумели уныло"). Высочайшим достижением стали 3 вок. цикла. Написанный в 1872 на собственные слова цикл "Детская", раскрывающий бесхитростный и одновременно богатый мир ребенка; цикл "Без солнца" (на сл. А. А. Голенищева-Кутузова, 1874), носящий черты исповедальности, и цикл "Песни и пляски смерти" (на сл. А. А. Голенищева-Кутузова, 1877), потрясающий своей трагедийностью, рождают новую в рус. музыке трактовку вок. цикла не только как группы песен, объединенных сюжетно, тонально, интонационно, но как сложного драматич. "действа".

Инструмент. творчество М., менее значит. по объему, также раскрывает своеобразие программного мышления композитора, создавшего прекрасные муз. оркестровые картины "Иванова ночь на Лысой горе" (1867), "Рассвет на Москва-реке" (вступление к оп. "Хованщина") и проч. Одним из самых популярных фортепианных сочинений М. является его цикл "Картинки с выставки" (1874), муз. средствами воссоздающий образы рисунков В. А. Гартмана. Параллели с произведениями изобразит иск-ва отнюдь не низвели пьесы М. до уровня муз. иллюстраций, а напротив, позволили ему создать красочное звуковое полотно, объединяющее разножанровые и разнохарактерные пьесы.

Соч.: Литературное наследие: В 2 кн. / Сост. А. А. Орлова, М. С. Пекелис. М., 1971-72.

Лит.: Орлова А. А. Труды и дни М. П. Мусоргского: Летопись жизни и творчества. М., 1963; Фрид Э. Л. М. П. Мусоргский: Проблемы творчества: Исслед. Л., 1981.

М. П. Мусоргский. Худ. И. Е. Репин. 1881

М. П. Мусоргский. Худ. И. Е. Репин. 1881

Полезные сервисы

мусоргский модест петрович

Энциклопедический словарь

Му́соргский Модест Петрович (1839-1881), российский композитор, член «Могучей кучки». Эстетические воззрения Мусоргского связаны с подъёмом национального самосознания 1860-х гг. Музыкальный язык Мусоргского, отличавшийся радикальной новизной, оказал воздействие на многие музыкальные явления XX в. Создал монументальные народные музыкальные драмы «Борис Годунов» (1869, 2-я ред., 1872) и «Хованщина» (1872-80, завершена Н. А. Римским-Корсаковым, 1883); психологические музыкальные портреты в песнях - драматических сценках, в которых обращался к социально заострённым темам из народной жизни («Калистрат», «Сиротка» и др.). Среди сочинений: опера «Сорочинская ярмарка» (1874-80, окончена Ц. А. Кюи, 1916), фортепианный цикл «Картинки с выставки» (1874; оркестрован М. Равелем, 1922), вокальные циклы «Детская» (1872), «Без солнца» (1874), «Песни и пляски смерти» (1877) и др.

М. П. Мусоргский.

* * *

МУСОРГСКИЙ Модест Петрович - МУ́СОРГСКИЙ Модест Петрович (1839-1881), русский композитор, член «Могучей кучки» (см. МОГУЧАЯ КУЧКА) . Создал монументальные народные музыкальные драмы «Борис Годунов» (1869, 2-я редакция 1872) и «Хованщина» (1872-1880, завершена Н. А. Римским-Корсаковым, 1883). Запечатлел живые человеческие образы также в песнях - драматических сценках, в которых обращался к социально заостренным темам из народной жизни («Калистрат», «Сиротка»). Среди сочинений: опера «Сорочинская ярмарка» (1874-1880, окончена Ц. А. Кюи, 1916), фортепианный цикл «Картинки с выставки» (1874), вокальные циклы «Детская» (1872), «Без солнца» (1874), «Песни и пляски смерти» (1877).* * *

МУ́СОРГСКИЙ Модест Петрович [9 (21) марта 1839, c. Карево Псковской губернии - 16 (28) марта 1881, Санкт-Петербург], русский композитор.

Творческие метания и житейские перипетии

Родился в семье помещика, представителя рода Рюриковичей (см. РЮРИКОВИЧИ). Занимался игрой на фортепиано со своей матерью и в возрасте 9 лет исполнил концерт Дж. Филда (см. ФИЛД Джон)для аудитории, собравшейся в доме его родителей. В 1849 поступил в Петропавловскую школу в Петербурге, в 1852 - в Школу гвардейских подпрапорщиков. Вскоре появилась его первая публикация - фортепианная полька «Подпрапорщик». Несколько лет брал уроки игры на фортепиано у видного петербургского педагога А. А. Герке. В 1856, несмотря на отсутствие соответствующей подготовки, начал писать оперу на сюжет произведения В. Гюго (см. ГЮГО Виктор). В том же году поступил в гвардейский Преображенский полк. В 1857 познакомился с А. С. Даргомыжским (см. ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич)и Ц. Кюи (см. КЮИ Цезарь Антонович), а через них - с М. А. Балакиревым (см. БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич)(которого уговорил преподавать ему основы композиции) и В. В. Стасовым (см. СТАСОВ Владимир Васильевич). Вскоре Мусоргский стал участником «Могучей кучки» (см. МОГУЧАЯ КУЧКА).

В 1858, после нервного или духовного кризиса, Мусоргский уволился из армии. Большое значение для его духовного развития имело первое посещение Москвы в 1859, где он испытал прилив патриотических чувств и вдохновения. Хотя музыка Мусоргского начала появляться в программах публичных концертов, его творческая деятельность продолжала носить нестабильный, лихорадочный характер. В течение двух лет после освобождения крестьян (1861) он вынужденно участвовал в управлении семейным имением. Начатая было симфония осталась ненаписанной, а Стасов и Балакирев сошлись во мнении, что Мусоргский - «почти идиот». Вскоре, однако, Мусоргский вернулся к творчеству. В 1863-65 он работал над либретто и музыкой оперы «Саламбо» по одноименной повести Г. Флобера (см. ФЛОБЕР Гюстав). В то время Мусоргский служил чиновником одного из министерств и жил в «коммуне» вместе с пятью молодыми людьми. Все они горячо отстаивали передовые (в понимании российской интеллигенции 1860-х годов) воззрения на искусство, религию, философию и политику. Противоречие между частной жизнью Мусоргского и его официальными функциями неуклонно обострялось. В 1865 у него случился первый серьезный запой (возможно, это была реакция на смерть матери), в 1867 он был отчислен со службы.

«Борис Годунов»

Лето 1867 Мусоргский провел в Минкино, имении своего старшего брата. Там он написал свое первое значительное произведение для оркестра - «Ночь на Лысой горе». Осенью того же года Мусоргский общался в Санкт-Петербурге с Даргомыжским, чьи опыты по обновлению вокальной декламации вызвали активный интерес «Могучей кучки». Стремлением углубить и развить находки Даргомыжского был продиктован следующий оперный замысел Мусоргского - «Женитьба» на полный прозаический текст комедии Н. В. Гоголя (см. ГОГОЛЬ Николай Васильевич)(написав первый акт, Мусоргский оставил работу над оперой). В начале 1869 он вернулся на государственную службу и в относительно спокойной обстановке смог завершить первоначальный вариант оперы «Борис Годунов» на собственное либретто по А. С. Пушкину (см. ПУШКИН Александр Сергеевич)и Н. М. Карамзину (см. КАРАМЗИН Николай Михайлович). После того как руководство Императорских театров отвергло оперу из-за отсутствия в ней значительной женской роли, композитор начал готовить ее новую редакцию. В 1872 опера была отвергнута вновь; тем не менее отрывки из нее стали исполняться публично, а ее клавир вышел в издательстве В. Бесселя. Наконец, Мариинский театр принял оперу к постановке. Премьера «Бориса Годунова» состоялась в начале 1874 и прошла с большим успехом.

В последнее десятилетие

В 1870 Мусоргский завершил вокальный цикл «Детская» на собственные слова, а два года спустя начал работать над своей второй оперой на сюжет из российской истории. Оригинальное либретто «Хованщины» посвящено событиям раннего периода царствования Петра I. Монументальное по замыслу произведение (Мусоргский назвал его «народной музыкальной драмой») осталось неоконченным. Одной из причин этого были запои, мешавшие длительным творческим усилиям; к тому же композитора серьезно занимали и другие замыслы. В течение 1870-х Мусоргский сочинил вокальные циклы «Без солнца» и «Песни и пляски смерти» (оба - на стихи А. А. Голенищева-Кутузова (см. ГОЛЕНИЩЕВ-КУТУЗОВ Арсений Аркадьевич), чью поэзию Мусоргский высоко ценил) и фортепианный цикл «Картинки с выставки», вдохновленный рисунками рано умершего архитектора В. А. Гартмана (см. ГАРТМАН Виктор Александрович) .

Тогда же Мусоргский увлекся идеей создания комической оперы (см. КОМИЧЕСКАЯ ОПЕРА) «Сорочинская ярмарка» (по Гоголю; этот замысел не был доведен до конца). В 1878 жизнь Мусоргского на некоторое время вошла в относительно нормальную колею. Руководство департамента, где он служил, предоставило ему отпуск для концертной поездки на юг России в качестве аккомпаниатора певицы (контральто) Дарьи Леоновой (1829?-1896). Во время этой поездки Мусоргский сочинил «Песню Мефистофеля о блохе». Когда в январе 1880 Мусоргский вынужденно покинул государственную службу, Леонова предоставила ему кров и работу в своей школе пения. Между тем у Мусоргского развивалась алкогольная эпилепсия; в феврале 1881 он был помещен в Николаевский солдатский госпиталь, где умер месяц спустя.

Непреходящее значение композитора

Мусоргский уподоблял свое творчество «живой беседе с людьми» и считал своим долгом говорить людям правду, которую он противопоставлял самодовлеющей красоте чистого искусства. Отсюда - характерный для музыки Мусоргского недостаток внешней отделки, отчасти обусловленный демонстративным нежеланием композитора освоить традиционные консерваторские дисциплины. После смерти Мусоргского его друг Н. А. Римский-Корсаков (см. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич) предпринял работу по завершению и оркестровке «Хованщины» и редактированию «Бориса Годунова», романсов, «Ночи на Лысой горе», «Картинок с выставки». При этом он активно вмешивался в авторские тексты, корректируя их гармонические и прочие «ошибки» и шероховатости; в обеих операх Римский-Корсаков сделал ряд больших и малых купюр и произвольно изменил порядок сцен. Редакции Римского-Корсакова способствовали популяризации музыки Мусоргского в России и за границей, однако заметно помешали более глубокому пониманию подлинного, «неотшлифованного» Мусоргского.

Обе большие оперы Мусоргского - не просто яркие, величественные и до известной степени «экзотические» произведения для музыкального театра (в редакциях Римского-Корсакова подчеркнут именно их декоративно-монументальный аспект), но и глубокие, многозначные историко-философские концепции. В них воссоздается неоднократно повторявшаяся в истории России ситуация всеобщей духовной смуты, когда главными носителями твердых нравственных ценностей оставались юродивые и религиозные фанатики. Жизнь самых разных слоев общества показана в операх Мусоргского как с внешней, парадной стороны, так и со стороны изнанки, часто весьма непривлекательной. Отталкиваясь от находок Даргомыжского, Мусоргский разработал новый для русской музыки тип вокального речитатива (см. РЕЧИТАТИВ), который он назвал «осмысленной/оправданной мелодией»; средствами этой «мелодии» Мусоргский психологически достоверно воплотил как нюансы повседневных взаимоотношений персонажей, так и их переживания перед лицом тяжелейших испытаний. В мелодическом и гармоническом языке Мусоргского возрождаются принципы модальности (архаический русский модальный колорит преобладает в больших народных сценах, которыми изобилуют обе оперы). В драматургии опер важную роль играет противопоставление русского и иностранного (чуждого) начал; для обрисовки последнего Мусоргский прибегает к западной романтической манере письма (поляки в «Борисе», немцы в «Хованщине») и к стилизации в восточном духе («персидки» в «Хованщине»).

Вокальные циклы, лучшие романсы и песни Мусоргского также одушевлены стремлением к достоверному воссозданию жизни во всем ее многообразии. Особое место в наследии Мусоргского занимают «Картинки с выставки» - его единственное законченное чисто инструментальное произведение крупной формы. Скромные рисунки Гартмана вдохновили Мусоргского на создание подлинной симфонической по своему размаху фрески, в рамках которой колоритные и разнохарактерные миниатюры объединены необычайно действенной сквозной драматургической идеей. Неслучайно «Картинки» часто обрабатывались для оркестра; непревзойденной остается оркестровка М. Равеля (см. РАВЕЛЬ Морис) (1922).

Большой энциклопедический словарь

МУСОРГСКИЙ Модест Петрович (1839-81) - российский композитор, член "Могучей кучки". Создал монументальные народные музыкальныые драмы "Борис Годунов" (1869, 2-я редакция 1872) и "Хованщина" (1872-80, завершена Н. А. Римским-Корсаковым, 1883). Запечатлел живые человеческие образы также в песнях - драматических сценках, в которых обращался к социально заостренным темам из народной жизни ("Калистрат", "Сиротка" и др.). Среди сочинений: опера "Сорочинская ярмарка" (1874-80, окончена Ц. А. Кюи, 1916), фортепианный цикл "Картинки с выставки" (1874), вокальные циклы "Детская" (1872), "Без солнца" (1874), "Песни и пляски смерти" (1877) и др.

Энциклопедия Кольера

МОДЕСТ ПЕТРОВИЧ МУСОРГСКИЙ. Портрет работы И. Е. Репина.

МОДЕСТ ПЕТРОВИЧ МУСОРГСКИЙ. Портрет работы И. Е. Репина.

(1839-1881), русский композитор. Родился 21 марта 1839 в селе Карево Торопецкого уезда Псковской губернии. Мусоргский рано проявил музыкальные способности, с 1849 по 1854 занимался у известного пианиста и педагога А.А.Герке. Однако, следуя семейной традиции, в 1852 поступил в петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, которую окончил в 1856. Став офицером гвардии, приобрел известность и как талантливый музыкант-любитель - пианист и композитор; вскоре Мусоргский познакомился с М.А.Балакиревым, впоследствии главой Новой русской музыкальной школы ("Могучей кучки"), и начал брать у него уроки композиции (занятия эти, однако, не были систематическими). В 1858 Мусоргский вышел в отставку, чтобы полностью посвятить себя музыке. Вскоре в Петербурге были публично исполнены его первые сочинения: скерцо си-бемоль мажор (сочинено в 1858, исполнено под управлением Антона Рубинштейна в 1860) и хор из трагедии Царь Эдип Софокла (сочинен в 1859, исполнен в 1861). Разорение семьи, вызванное реформой 1861, заставило Мусоргского поступить на гражданскую службу (с 1863 по 1867 - в Инженерном управлении, с 1869 по 1880 - в Лесном департаменте и Государственном контроле). Тем не менее уже в течение 1860-х годов появился ряд его выдающихся произведений - замечательные песни и романсы для голоса с фортепиано; оркестровые пьесы, в том числе Иванова ночь на Лысой Горе (1867; более известна в редакции и инструментовке Римского-Корсакова под названием Ночь на Лысой Горе); сцены из двух опер - "большой" романтической оперы Саламбо по Флоберу (1863-1864) и реалистической экспериментальной камерной оперы Женитьба по Гоголю (1868). Следующим крупным сочинением Мусоргского, законченным в 1869, стали семь сцен по трагедии Пушкина Борис Годунов, в которых переплетаются и взаимодействуют две тенденции: условно говоря, лирико-романтическая и натуралистическая (от "натуральной" школы, доминировавшей в литературе того времени). Эта первая редакция Бориса Годунова была отвергнута императорской сценой, что побудило Мусоргского радикально переделать оперу, введя в нее целый "польский" акт и новый финал - народный бунт ("Под Кромами"), а также во многом изменить и другие сцены. Вторая редакция Бориса Годунова (1872) была поставлена в Мариинском театре 8 февраля 1874. В период между созданием первой и второй редакций Бориса Мусоргский написал свой первый вокальный цикл Детская (1868-1872); позднее появились два других цикла: Без солнца в 1874 и Песни и пляски смерти в 1875-1877. Еще до премьеры Бориса он начал работу над второй исторической музыкальной драмой - Хованщиной, которую продолжал сочинять вплоть до 1880 (с перерывами). С 1876 (а по некоторым данным - раньше) он принялся также за комическую оперу Сорочинская ярмарка по Гоголю, которую писал урывками. С середины 1870-х годов все более разрушительное влияние оказывало на композитора его пристрастие к алкоголю, и единственным - кроме вокальных циклов - крупным произведением, которое ему удалось закончить в этот период, явилась фортепианная сюита Картинки с выставки (1874; широко известна также в оркестровке Равеля), вдохновленная рисунками и акварелями друга Мусоргского, художника В.А.Гартмана. Мусоргского не увольняли со службы только благодаря покровительству его начальника в Государственном контроле, крупного чиновника и большого знатока народных песен Т. И. Филиппова, однако в 1880 он все же вынужден был оставить должность и в течение последних 14 месяцев своей жизни существовал на средства Филиппова и других поклонников его таланта. Он работал также аккомпаниатором и преподавателем музыкальной теории на частных певческих курсах своей приятельницы - Дарьи Леоновой. В феврале 1881 после приступа белой горячки его поместили в петербургский военный госпиталь (там, кстати, И.Е. Репин и написал известный портрет композитора). Умер Мусоргский 28 марта 1881.

Критическая оценка. При жизни Мусоргского была опубликована лишь часть его наследия - Борис Годунов и несколько вокальных произведений; другие вещи остались неопубликованными, а две оперы - незаконченными. Давний друг Мусоргского Римский-Корсаков добровольно взял на себя обязанность привести в порядок и издать все сочинения Мусоргского. Однако, завершая и оркеструя незаконченный материал, Римский-Корсаков произвел много изменений мелодического и гармонического порядка и в законченных автором сочинениях. Это коснулось также Бориса Годунова, в котором Римский-Корсаков сделал ряд изменений, сокращений, перемещений, а также полностью переинструментовал оперу. Следует признать, что сначала российскую, а потом и мировую славу эта опера завоевала в редакции Римского-Корсакова, и только в середине 1920-х годов крупный русский текстолог П. А. Ламм опубликовал авторскую партитуру Бориса и приступил к изданию собрания сочинений Мусоргского в подлинных редакциях (оно осталось незавершенным). Целью Римского-Корсакова было прежде всего придать профессионально безупречный облик остро самобытной и часто неуклюжей, с обычной точки зрения, манере Мусоргского. Но теперь подобное намерение представляется по меньшей мере спорным, поскольку, например, "эмпирическая" гармония Мусоргского гораздо выразительнее, чем более академичный вариант Римского-Корсакова. Идеалом Мусоргского, как и многих других русских художников и писателей 1860-х годов, была не стройность формы, а правда жизни. Лучшие из песен композитора, лучшие страницы его опер представляют собой сцены, непосредственно подсмотренные в действительности и затем с поразительной оригинальностью и убедительностью воплощенные в музыке. Живой струей в произведения Мусоргского вливается лирика, идущая от народной песенности: в песне композитор видел важнейший элемент национального самосознания. Созданию шедевра - оперы Борис Годунов, где стиль Мусоргского достигает гармоничной уравновешенности, немало способствовали замечательное драматургическое чутье композитора. Еще большее значение народная песенность приобретает в сочинениях следующего периода, особенно в опере Хованщина. Мусоргский, самый яркий представитель русской "Пятерки" - "Могучей кучки", был среди своих товарищей и самым пламенным патриотом. Он хорошо знал и любил народное искусство и стремился создать произведение, проникнутое русским духом, воплощающее черты национального характера. Он широко применял типично фольклорные лады, свойственные старинному крестьянскому песенному многоголосию "пустые" аккорды и унисоны; его метрически свободный, напевный речитатив тоже имеет источником народную речь и фольклорные повествовательные жанры. Оперный оркестр Мусоргского, при большой выразительности, довольно аскетичен и полностью подчинен вокальным партиям. В своей редакции Бориса Римский-Корсаков принес в жертву блестящей инструментовке гибкость и многообразие соотношений голосов и оркестра, образующих в подлинной партитуре своего рода тембровые блоки. Клавир второй редакции оперы был опубликован в 1874, в 1928 стали доступными клавир и партитура, совмещавшие первую и вторую авторские редакции; в наши дни в составе Полного собрания сочинений композитора каждая редакция публикуется отдельно (в виде и клавира, и партитуры).

ЛИТЕРАТУРА

Хубов Г. Мусоргский. М., 1969 Шлифштейн С. Мусоргский. Художник. Время. Судьба. М., 1975 Рахманова М. Мусоргский и его время. - Советская музыка, 1980, №№ 9-10 М.П. Мусоргский в воспоминаниях современников. М., 1989

Полезные сервисы

мусорелла

Синонимы к слову мусорелла

сущ., кол-во синонимов: 2

мент (30)

сыр (79)

Полезные сервисы

мусоривший

Синонимы к слову мусоривший

Полезные сервисы

мусоринка

Синонимы к слову мусоринка

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

мусорить

Толковый словарь

несов. неперех. разг.

Оставлять где-либо мусор I после себя; сорить.

Толковый словарь Ушакова

МУ́СОРИТЬ, мусорю, мусоришь, несовер. (к намусорить) (разг.). Сорить, оставлять мусор. Скажите детям, чтоб они не мусорили в комнатах.

Толковый словарь Ожегова

МУ́СОРИТЬ, -рю, -ришь; несовер. Сорить, оставлять мусор. М. в комнате.

| совер. намусорить, -рю, -ришь.

Толковый словарь Даля

МУСОРИТЬ - ряз. гнусить, во время чтенья, пенья. Дьячок мусорит. Мусора ·об., ряз. кто мусорит. Одно ли со словом мусор?

Энциклопедический словарь

МУ́СОРИТЬ -рю, -ришь; нсв. (св. наму́сорить). Не убирать, разбрасывать мусор; сорить. Дети много мусорят. М. шелухой от семечек. Перестань м.

Академический словарь

-рю, -ришь; несов.

(сов. намусорить).

Оставлять, разбрасывать мусор; сорить.

Орфографический словарь

му́сорить, -рю, -рит

Словарь ударений

му́сорить, -рю, -ришь

Формы слов для слова мусорить

му́сорить, му́сорю, му́сорим, му́соришь, му́сорите, му́сорит, му́сорят, му́соря, му́сорил, му́сорила, му́сорило, му́сорили, му́сори, му́сорь, му́сорьте, му́сорящий, му́сорящая, му́сорящее, му́сорящие, му́сорящего, му́сорящей, му́сорящих, му́сорящему, му́сорящим, му́сорящую, му́сорящею, му́сорящими, му́сорящем, му́соривший, му́сорившая, му́сорившее, му́сорившие, му́сорившего, му́сорившей, му́соривших, му́сорившему, му́сорившим, му́сорившую, му́сорившею, му́сорившими, му́сорившем

Синонимы к слову мусорить

свинячить, намусоривать, сорить, загрязнять, грязнить, нагрязнять

гл. несов.

сорить

Морфемно-орфографический словарь

му́сор/и/ть.

Грамматический словарь

му́сорить нсв нп 4a[③]

Полезные сервисы

мусорище

Синонимы к слову мусорище

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

мусорка

Синонимы к слову мусорка

сущ., кол-во синонимов: 6

Сканворды для слова мусорка

- Урна (разг.).

Полезные сервисы

мусорная управа

Крылатые слова

Управление МВД (Захарьевская ул., 14). < От жарг. мусор - милиционер.

Полезные сервисы

мусорник

Орфографический словарь

му́сорник, -а

Полезные сервисы

мусорница

Орфографический словарь

му́сорница, -ы, твор. п. -ей

Синонимы к слову мусорница

сущ., кол-во синонимов: 2

Сканворды для слова мусорница

- Урна.

Полезные сервисы

мусорно

Толковый словарь

предик. разг.

О наличии где-либо большого количества мусора [мусор I].

Академический словарь

безл. в знач. сказ. разг.

О наличии мусора где-л.

На дворе мусорно.

Последние годы стало мусорно в этом лесу. Никто не убирает нападавших с елей отживших сучьев. Солоухин, Третья охота.

Синонимы к слову мусорно

нареч, кол-во синонимов: 2

Полезные сервисы

мусорно-опилочный

Слитно. Раздельно. Через дефис

му/сорно-опи/лочный

Полезные сервисы

мусорный

Толковый словарь

прил.

1. соотн. с сущ. мусор I, связанный с ним

2. Состоящий из мусора [мусор I].

3. Загрязнённый мусором [мусор I].

4. Предназначенный для сбора мусора [мусор I].

Толковый словарь Ушакова

МУ́СОРНЫЙ, мусорная, мусорное. прил. к мусор. Мусорная куча.

|| Служащий для складывания мусора. Мусорный ящик. Мусорная яма.

Толковый словарь Ожегова

МУ́СОР, -а (-у), м. Отбросы, сор. Корзина для мусора.

Энциклопедический словарь

МУ́СОРНЫЙ -ая, -ое.

1. к Му́сор. М-ая куча. М. ящик. М-ая яма. М-ое ведро.

2. Разг. Никому не нужный; предназначенный на выброс. М-ые безделушки.

Му́сорно, нареч., в функц. сказ. На улице м.

Академический словарь

-ая, -ое.

1. прил. к мусор.

Мусорная куча.

||

Предназначенный для складывания мусора.

Мусорный ящик. Мусорная яма.

2. разг.

С мусором, загрязненный мусором, замусоренный.

Он увидел сухие скучные берега, пакгаузы, мусорную воду. Паустовский, Дым отечества.

Орфографический словарь

му́сорный

Формы слов для слова мусорный

му́сорный, му́сорная, му́сорное, му́сорные, му́сорного, му́сорной, му́сорных, му́сорному, му́сорным, му́сорную, му́сорною, му́сорными, му́сорном, му́сорен, му́сорна, му́сорно, му́сорны, му́сорнее, пому́сорнее, му́сорней, пому́сорней

Синонимы к слову мусорный

прил.

помойный

грязный

поганый

См. худой...

Морфемно-орфографический словарь

му́сор/н/ый.

Грамматический словарь

му́сорный п 1*a

Полезные сервисы

мусорный бак

Поговорки

Жарг. студ. Шутл. или Презр. Общежитие Института усовершенствования следственных работников органов прокуратуры и МВД в Санкт-Петербурге. Синдаловский 2002, 121. От жарг. мусор - милиционер.

Крылатые слова

Общежитие Института усовершенствования следственных работников органов прокуратуры и МВД (ул. Костюшко, 3, корп. 2). < От жарг. мусор - милиционер.

Синонимы к слову мусорный бак

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

мусорный сейф

Поговорки

Жарг. угол., арест. Одиночная камера (куда обычно помещают осведомителя - «мусора», для предотвращения побоев). УМК, 93; Балдаев 2, 33; ББИ, 220.

Полезные сервисы

мусоро.

Слитно. Раздельно. Через дефис

мусоро... - первая часть сложных слов, пишется слитно

Полезные сервисы

мусоро..

Толковый словарь

Начальная часть сложных слов, вносящая значение сл.: мусор I (мусорово́з, мусородроби́лка, мусоропрово́д, мусоросжига́ние, мусороубо́рочный и т.п.).

Энциклопедический словарь

МУ́СОРО... Первая часть сложных слов. Обозначает функциональную связь чего-л. с мусором. Мусоровоз, мусоропереработка, мусоропровод, мусоросборный, мусоросжигание, мусороуборочный.

Полезные сервисы

мусоровед

Синонимы к слову мусоровед

сущ., кол-во синонимов: 2

Полезные сервисы

мусороведение

Синонимы к слову мусороведение

сущ., кол-во синонимов: 2

Полезные сервисы

мусороведческий

Синонимы к слову мусороведческий

прил., кол-во синонимов: 2

Полезные сервисы

мусоровоз

Словарь русского арго

МУСОРОВОЗ, -а, м.

Милицейская машина.

От мусор + «возить».

Слитно. Раздельно. Через дефис

мусорово/з, -а

Орфографический словарь

мусорово́з, -а

Формы слов для слова мусоровоз

мусорово́з, мусорово́зы, мусорово́за, мусорово́зов, мусорово́зу, мусорово́зам, мусорово́зом, мусорово́зами, мусорово́зе, мусорово́зах

Синонимы к слову мусоровоз

сущ., кол-во синонимов: 6

Морфемно-орфографический словарь

мусор/о/во́з/.

Грамматический словарь

мусорово́з м 1a

Сканворды для слова мусоровоз

- Машина со свалки.

- Самосвал, чистильщик помоек.

- «Помоечное» название милицейского автомобиля.

Полезные сервисы

мусоровозка

Орфографический словарь

мусорово́зка, -и, род. п. мн. ч. -зок

Полезные сервисы