Толковый словарь
I общ`ина
ж.
1. Древнейшая форма организации общества, характеризующаяся коллективной собственностью на средства производства, совместным трудом и уравнительным распределением, а также полным или частичным самоуправлением (сохраняется в ряде стран в виде самостоятельной производственной, потребительской и административно-территориальной единицы).
2. см. тж. община III
II общ`ина
ж.
1. Низшая церковно-административная единица православной церкви с центром в храме; церковная община из клира и мирян; приход III 1..
2. разг.
Верующие, посещающие определённый храм; прихожане, приход III 2..
III `община, общ`ина
ж.
1. Самоуправляющаяся организация жителей какой-либо территориальной единицы.
2. Добровольное объединение, общность людей, сплотившихся на межэтнической, профессиональной, производственной, территориальной и т.п. основе для совместной деятельности; братство, содружество.
3. Объединение животных; стая, стадо.
Толковый словарь Ушакова
ОБЩИ́НА и (редк.) ОБЩИНА, общины, жен. (книжн.).
1. Самоуправляющаяся организация жителей какой-нибудь территориальной единицы (селения, города; юр.). Средневековые городские общины (коммуны). Клан - община, связанная кровным родством и собственностью.
2. Административно-сословная, осуществлявшая фактически фискальные интересы государства, земельная крестьянская организация в России, члены которой несли круговую поруку и владели землей сообща без права собственности на обрабатываемые участки (ист.). «…Отмена круговой поруки…, уничтожение сословных делений, свобода передвижения и свобода распоряжения землей для каждого отдельного крестьянина поведут к неизбежному и быстрому уничтожению той фискально-крепостнической обузы, каковой является, на три четверти, современная поземельная община.» Ленин (1902 г., "Аграрная программа русской социал-демократии").
Толковый словарь Ожегова
О́БЩИНА, -ы и ОБЩИ́НА, -ы, жен.
1. (община). При первобытнообщинном строе: форма организации общества, характеризующаяся коллективным владением средствами производства, совместным ведением хозяйства, полным или частичным самоуправлением. Родовая о.
2. Самоуправляющаяся организация жителей какой-н. территориальной единицы. Крестьянская о. (совместно владеющая землёй; устар.).
3. Общество (в 3 знач.), организация. Земляческая о. Негритянская о. в США. Религиозная о. Баптистская о.
| прил. общинный, -ая, -ое. Общинная собственность.
Словарь существительных
I.
О́БЩИНА и {{stl_8}}общи́на{{/stl_8}}, -ы, ж
Группа людей внутри какой-л. страны, объединившихся на основе принадлежности к одной национальности, общности религиозной принадлежности и др., ставящих себе какие-л. общие задачи.
Армянская община в Америке оказала значительную материальную помощь пострадавшим от землетрясения в Армении.
II.
ОБЩИ́НА1́, -ы, ж
Объединение людей, ставящих себе какие-л. общие задачи, совместные цели;
Син.: общество, организация.
Религиозная община. Баптистская община.
ОБЩИ́НА2́, -ы, ж
В доклассовом (и пережиточно - в классовом) обществе: общественный строй, характеризующийся коллективным владением средствами производства, совместным ведением хозяйства, полным или частичным самоуправлением, уравнительным распределением;
Син.: первобытный коммунизм.
Остаток варварства - первобытная община с круговою порукой - сама собой распадается, крепостное право уничтожилось, остается только свободный труд, и формы его определены и готовы, и надо брать их (Л. Т.).
Большой энциклопедический словарь
"ОБЩИНА" -1) народнический журнал, 1870, Лондон, 1 номер. Редакторы - С. Г. Нечаев, В. И. Серебренников.2) Народнический журнал, издание редакции "Работника" и бывших членов кружка "чайковцев", 1878, Женева, 9 номеров. Редакторы - Д. А. Клеменц, П. Б. Аксельрод, З. К. Ралли, Н. И. Жуковский.
-----------------------------------
ОБЩИНА - форма социальной организации. Первобытная (родовая) община характеризуется коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма - соседская (территориальная, сельская) община сочетает индивидуальное и общинное владение, характерна для докапиталистического общества. Община обладает полным или частичным самоуправлением. В дореволюционной России община была замкнутой сословной единицей, используемой как аппарат для сбора податей (после Крестьянской реформы 1861 - собственником земли). В ходе Столыпинской аграрной реформы общинное землевладение заменялось частным крестьянским. Общиной называют также древние исторические общности: городская коммуна, религиозная, профессиональная, земляческая община.
Академический словарь
и общи́на, -ы, ж.
1. Форма объединения людей, свойственная главным образом первобытнообщинному строю и характеризующаяся коллективным владением средствами производства (всеми или только некоторыми) и полным или частичным самоуправлением.
Родовая община. Семейная община. Территориальная община. Крестьянская община.
2. устар.
Общество, организация.
Из четырех сестер милосердия, приглашенных в госпиталь из местной общины Красного Креста, оставлена в госпитале только одна. Вересаев, На японской войне.
Гуманитарный словарь
ОБЩИ́НА (О́БЩИНА) - в самом общем значении всякое объединение людей, связанных общими интересами (земляческое, этнич., конфессиональное и т. д.). В спец. историко-этногр. значении - самоуправляющийся производств. И соц.-бытовой коллектив, характерный для первоб. об-ва и докапиталистич. об-в. Общепринятая классификация или типологизация отсутствуют.
Первонач. ступенью была первоб. О. Небольшая по размерам, ей присущи общая собственность и уравнительное распределение. В позднепервоб. О. уже зарождается индивид. собственность и труд. распределение. Одним из наиб. спорных является вопрос о соотношении первоб. О. и рода. Большинство этнографов согласны в том, что О. в своей основе совпадает с определенным родом. Вот почему ее и обозначают как родовую О., выделяя раннеродовую и позднеродовую. Позднеродовая О. вовлеклась в потестарную орг-цию племен и союзов племен.
Переходным типом О. является соседская, терр. или крест. О. Наиб. характерная черта такой О. - дуализм частной собственности на двор, скот и т. д. и общей собственности на землю. Переходность ее подчеркивается выделением в совр. науке первоб. соседской или протокрест. О.
В рамках этих типов О. выделяется субобщина - семейная (большесемейная, домовая, патронимия и т. д.). Она играет большую роль, объединяя неск. нисходящих или боковых родственников - потомков одного отца с их женами и детьми, связанных общей собственностью, произ-вом и потреблением, а также властью главы семейной общины, культом и т. п. Такого рода большесемейная О. может иметь вид "братской" семьи. Долгое время большесемейная О. сосуществует с малой семьей, но по мере развития товарно-ден. отношений она занимает все более скромное место.
Одна из общинных форм - гор. О., к-рая конституируется на основе сельской марки. В Зап. Европе период гор. О. стадиально предшествовал эпохе гор. коммуны, с к-рой О. не надо смешивать. Гор. О. - автаркичная гражд.-терр. О., вырастающая из сельской, концентрирующаяся в городе и зачастую принимающая форму города-гос-ва. Антиномия О. и гос-во, народ и власть была осн. предметом спора среди рус. историков. Если славянофилам рисовалось параллельное развитие земли, О. и гос-ва вплоть до петровских преобразований, то под пером государственников О. всегда приобретала вторичный характер, являлась созданием власти для адм.-фискальных нужд гос-ва.
Спор этот продолжался и в последующий период. В сов. историографии изучению О. уделялось должное внимание, однако до сих пор встречаются и негативные суждения, отрицающие долгую историю О. в России.
Между тем Россия относится к тем регионам мира, в к-рых О. в самых разл. формах и модификациях доживает вплоть до позднейших времен. На основании новейших данных ист. науки можно утверждать, что целый период рус. истории был общинным - это нач. период рус. истории, время Киевской Руси. Системообразующим элементом др.-рус. полит. и экон. жизни был город, гор. О. В ее развитии можно выделить родоплеменную стадию (9-10 вв.). В 11 в. она постепенно трансформируется в территориальную, волостную О., к-рая принимает форму города-гос-ва. Др.-рус. "малая" О. - вервь, по мнению одного из крупнейших знатоков проблемы И. Я. Фроянова, сочетала в себе родств. и соседские связи, элементы общинной и индивид. собственности, занимая промежуточное положение между семейной О. и территориальной. Формы же семьи в Др. Руси варьировались от большесемейных союзов до малой семьи. Однако большие семьи вместе с перех. своими формами (неразделенные семьи) являлись наиб. распростран. в Киевской Руси. Города-гос-ва были разрушены тат.-монг. нашествием. Они продолжали существовать и развиваться лишь на С.-З. (Новгород и Псков) и в землях, вошедших в состав Великого княжества Литовского (Полоцк, Витебск, Смоленск). В Сев.-Вост. Руси формируется крупное землевладение. Но этому предшествует длит. период борьбы О. и боярщины, о чем писал еще Н. П. Павлов-Сильванский. С этим процессом связан сложный вопрос о "черной" крест. О. Ряд исследователей (Л. В. Черепнин, А. Д. Горский и др.) считают черных крестьян феодально зависимыми, но не от частных собственников, а от феод. гос-ва в целом. Дань и др. налоги, к-рые они платили, рассматриваются как форма феод. ренты.
Др. исследователи (И. И. Смирнов, Ю. Г. Алексеев, А. И. Копанев, Н. Е. Носов) видят в черных крестьянах свободное нас., не втянутое еще в систему феод. эксплуатации. Черные земли являются собственностью О., а дань - просто налоговое обложение. Есть еще точка зрения о расщепленном характере этой собственности - черные крестьяне были собственниками земель наряду с гос-вом (А. Л. Шапиро, Д. И. Раскин, И. Я. Фроянов). Как бы там ни было, переход крестьян под сеньориальную зависимость, к-рый сопровождался превращением гос. налогов и повинностей в феод. ренту, закладывал осн. для торжества феод. отношений. О., уничтоженная в результате вторжения в черную вол. крупных привилегиров. собственников, заново воссоздавалась, воспроизводя в осн. чертах прежнюю структуру (Л. В. Данилова). Хотя крест. орг-ция на вотчинных землях была значительно слабее таковой на землях волостных (Ю. Г. Алексеев).
В условиях крепостничества О. становится подчиненным, но существенным эл-том вотчинного х-ва, а на наиб. позднем этапе О. организационно бюрократизируется. Тем не менее и в эту пору О. - сословный орган крест-ва, с к-рым вынуждены были считаться помещики. Эти утверждения остаются в силе, как бы ни решался вопрос о происхождении поздней передельной О.: возникает ли она в порядке "самовозрождения" или как новообразование на фискальной, крепостнической основе. Остается невыясненным и место долевой О. в эволюционном ряду.
Реформы 60-х гг. 19 в. не уничтожили О., т. к. мн. полномочия помещиков перешли к гос-ву, а гл. обр. - к "миру" (О.). Гораздо более сильный удар нанесла реформа П. А. Столыпина в нач. 20 в. Впрочем, непоследовательность в ее проведении, незавершенность реформы также способствовали сохранению О., и правомерен вопрос, к-рый уже поставлен рядом историков, о роли О. в переходный период к социализму, о месте ее в соц.-экон. и полит. отношениях переходного периода.
Словарь народов и культуры
Община
(community), совокупность людей, живущих на одной терр. или имеющих нечто общее, что их объединяет (напр., религию, расу или деят-ть). В рез-те индустриализации и техн. прогресса террит. О. утрачивают свое значение. О., основанные на общих верованиях, особенностях деят-ти или интересах, сохраняются в разных странах мира. Напр., аналитик фондовой биржи из Сингапура будет иметь гораздо больше общего с коллегой из Торонто, нежели с живущей по соседству учительницей-пенсионеркой. Термин О. означает также форму социальной орг-ции, характеризующейся тесными связями. В кн. Общность и общество (1887) нем. социолог Фердинанд Теннис противопоставил органич. общность с господствующими в ней чувствами и инстинктами механич. обществу - господству разума и расчета. Он утверждал, что первая основывается на родстве, традиции и сильных эмоциональных связях, в то время как для второго большое значение имеют закон, контракт и императивы торговли и бизнеса. Сторонники концепции Тенниса считают, что такая трансформация О. имела пагубные последствия и что разобщенность в совр. индустриальных об-вах приводит к изоляции, отчуждению и аномии. Критики Тенниса утверждают, что преимущества тесно сплоченных О. сильно преувеличены, и приводят в пример ценности совр. об-в -значит, личную свободу, право на частную жизнь и большие возможности для самореализации.
Словарь слов из произведений русской литературы
Община, ы, ж.
Объединение крестьян нескольких деревень, волостей с принудительным общим землепользованием.
► - Я вам миллионы таких постановлений представлю, - воскликнул Павел Петрович, миллионы! Да вот хоть община, например... [Базаров:] - Ну, насчет общины... поговорите лучше с вашим братцем. Он теперь, кажется, изведал на деле, что такое община, круговая порука. // Тургенев. Отцы и дети //
ОБЩИННИК, ОБЩИННОСТЬ, ОБЩИННЫЙ, ОБЩИННОЕ КРЕСТЬЯНСТВО.
Орфографический словарь
Словарь ударений
общи́на; мн. общи́ны, общи́н; родова́я общи́на; ру́сская крестья́нская общи́на; религио́зная общи́на; но: пала́та о́бщин
I Á сущ; 44 см. Приложение II
(форма объединения людей, свойственная главным образом первобытнообщинному строю; замкнутая сословная единица в России до 1917 г.; религиозная, земляческая или иная историческая общность людей, ср.: родовая общи́на; русская крестьянская общи́на; киргизская общи́на в Москве)
Сведения о старой норме ударения:
В знач. ‘религиозная общность людей’ ударение о́бщина соответствует старой норме, ср. у поэтов:
И вдруг он вспомнил детство, детство,
И монастырский сад, и грешников,
И с о́бщиною по соседству
Свист соловьев и пересмешников.
Б. Л. Пастернак, Ожившая фреска
Ирония судьбы!
Мы все отропщены.
Над старым твердо
Вставлен крепкий кол.
Но все ж у нас
Монашеские о́бщины
С «аминем» ставят
Каждый протокол.
С. А. Есенин, Русь бесприютная
II Á сущ; 44 иск см. Приложение II
= `община
(низовая административно-территориальная единица в некоторых зарубежных странах; звено общественно-политической организации, ср.: о́бщина (общи́на) Красного Креста; Конгресс русских о́бщин (общи́н))
о́бщины и́ общи́ны
мн.
о́бщины и́ общи́ны
о́бщин и́ общи́н́
палата о́бщин
Больше того: мы основываем
Общество для защиты государств
От грубого и жестокого обращения
Со стороны о́бщин {общи́н?} времени.
Велимир Хлебников, Воззвание Председателей земного шара
Трудности произношения и ударения
о́бщина и общи́на. В знач. «нижняя палата в английском парламенте» - о́бщина. Палата о́бщин. В знач. «организация, общество» - обычно общи́на. Студенческая общи́на. Религиозная общи́на.
Формы слов для слова община
общи́на, общи́ны, общи́н, общи́не, общи́нам, общи́ну, общи́ной, общи́ною, общи́нами, общи́нах
Синонимы к слову община
сущ., кол-во синонимов: 45
Тезаурус русской деловой лексики
Syn: общество, общность, коммуна
Морфемно-орфографический словарь
Грамматический словарь
о́бщи́на ж 1a ✧ пала́та о́бщин
История слов
ОБЩИНА
Слово община - старославянизм в составе русского языка. Оно было очень употребительно в древнерусской литературе и выражало разные значения. Можно выделить в нем четыре основных значения: 1) `общение или наличие чего-нибудь общего; единение, соединение'. Например, в Изборнике 1073 г.: Кая ли обьщина свѣту съ тьмою. 2) `общество, общественная группа, объединенная какими-нибудь интересами, союз' (ср. Съставляеться обьщина или дондеже живы суть обьщиися или до времене... Зак.градск.). 3) `монастырское общежитие'. Повеле игумену общину соделати (1556 г.). 4) `общественное имущество' (обьчина) (ср. Срезневский, 2, с. 582-583)245.
В. И. Ламанский в своей давней работе, посвященной некоторым славянским рукописям, обратил внимание на древность слова община246. Ср. чешск. obec, сербск. ophuna. «Еще в XIV в. - писал он, - у нас община равнозначительна общему житию, общежительству...община, общее житие уже предполагают совещание, сходки, веча, соборы». Таким образом, объяснение слова община здесь имеет явный славянофильский уклон. В. И. Ламанский отметил также употребление слова стадо вместо общины: «се далъ Яковъ... в домъ Св. Мих[аила] игумену и попамъ и всему стаду чернецамъ» (А. Ю., № 110, VI). В «Словаре Академии Российской» отмечалось лишь одно значение слова община: `То, что принадлежит многим; складчина' (сл. АР 1806-1822, 4, с. 147-148).
Публикуется впервые по рукописи, сохранившейся в архиве на 2-х ветхих листках.
О слове община В. В. Виноградов писал в статье «К истории лексики русского литературного языка» (Русская речь, Новая серия, 1. Л. 1927): «...необходимо... помнить, что морфологические показатели говорят лишь о принадлежности лексемы как точки приложения значений к "церковнославянизмам", но совсем не определяют характера и круга ее значений как "церковнославянизма". Например, морфологически оправдано отнесение слова община к "церковнославянизмам"; но отнюдь не во всех значениях, в каких оно употребительно с начала XIX в. Еще в "Общем Церковно-Славяно-Российском словаре" П. Соколова (1834, ч. 2, с. 72) община определяется так: "то, что принадлежит многим, складчина" (с приведением цитаты из книги Левит: "солжет к другу о вдании или о общине"). Раньше в "Церковном словаре" П. Алексеева было дано близкое к этому толкование, но с несколько иными оттенками: "Община - соединенное пребывание или нераздельное имений и прочих потребных к жизни вещей употребление" (ч. 2, с. 223). Но Н. Греч в своих "Чтениях о русском языке" (1840), доказывая, что "язык возмужалый... производит новые слова - приспособлением существующих к выражению требуемого смысла" приводил в качестве иллюстрации: Так у нас недавно стали употреблять слово община в смысле "une commune" (ч. 1, с. 25).
Эта цитата в кратком изложении Г. Хюттль-Ворт приводится также в статье В. В. Виноградова «О новых исследованиях по истории русского литературного языка», посвященной полемике с Б. О. Унбегауном и Г. Хюттль-Ворт относительно объема понятия «церковнославянизмы» и их классификации: «Отвергая взгляд на русские новообразования типа "вратарь" и т. п. как на церковнославянизмы... Г. Хюттль-Ворт [имеется в виду доклад Г. Хюттль-Ворт «Роль церковнославянского языка в развитии русского литературного языка. К историческому анализу и классификации славянизмов» // American Contributions to the VI International Congress of Slavists, The Hague, 1968. - Ред.] призывает славистов присоединиться к моему выводу: "Как уже предлагалось В. В. Виноградовым, при исследовании церковнославянских элементов в русском языке следует исходить из морфемы, а не из лексической единицы. В. В. Виноградов занимает, таким образом, прямо противоположную позицию с Б. О. Унбегауном, считая, что русские новообразования из церковнославянских морфем вообще не нужно считать церковнославянизмами" (с. 4-5). После этого Г. Хюттль-Ворт пишет: "Далее В. В. Виноградов намечает следующую важную проблему: церковнославянизм община - `то, что принадлежит многим' получил в XIX в. новое значение из французского commune, потому это слово нельзя считать церковнославянизмом во всех его значениях... Подобным семантическим изменениям подверглось в продолжении XVIII-XIX веков не обследованное до сих пор количество церковнославянизмов" (с. 5). Г. Хюттль-Ворт жалеет, что все эти случаи не получили специального наименования (с. 11)» («Вопросы языкознания», 1969). - Е.К.
245 Цитата, датированная 1556 г., в «Материалах» И. И. Срезневского отсутствует. - Ред.
246 Ламанский В. О некоторых славянских рукописях в Белграде, Загребе и Вене, СПб., 1864. С. 105 и след.
Сканворды для слова община
- Одна из форм социальной организации, начиная от первобытной.
- Самоуправляющаяся организация жителей какой-нибудь территориальной единицы.
- Первобытная ячейка.
- Административно-территориальная единица в Андорре.
- Что такое вервь на Руси?
Полезные сервисы