I м.
Пренебрежительное именование иноверцев (обычно христиан иудеями); не еврей.
II предик. нар.-поэт.
Возглас при приветствии или при обращении к кому-либо как действие.
III межд. нар.-поэт.
Возглас при приветствии, обращении к кому-либо.
I м.
Пренебрежительное именование иноверцев (обычно христиан иудеями); не еврей.
II предик. нар.-поэт.
Возглас при приветствии или при обращении к кому-либо как действие.
III межд. нар.-поэт.
Возглас при приветствии, обращении к кому-либо.
1.
ГОЙ1, межд., со словом "еси" (см.) или без него (устар. нар.-поэт.). В сочетании с мест. 2 лица служит для восклицания, приветствия, торж. обращения. «Гой, ты, родина моя, гой ты, бор дремучий!» А.К.Толстой. Уж ты гой еси, удалой добрый молодец. Народная песня.
2.
ГОЙ2, гоя, муж. (евр.) В традиционном национально-религиозном еврейском быту - бран. название нееврея, преим. христианина.
ГОЙ - межд. вызывательное восклицание, ободрительный вызов. Ох ты гой еси добрый молодец, в сказках Гойкать, см. го.
ГОЙ межд. (обычно со сл.: еси и местоим. 2 л.). Нар.-поэт. Употр. при приветствии, обращении. * Ой ты гой еси, Волга, мать родная! (Пушкин).
междом. (обычно со словом „еси" и в сочетании с местоимением 2-го лица). народно-поэт.
Употребляется при приветствии, обращении.
Как промолвил грозен Стенька Разин: - Ой ты гой еси, Волга, мать родная! Пушкин, Песни о Стеньке Разине.
Ах ты гой еси, правда-матушка! Велика ты, правда, широка стоишь! А. К. Толстой, Правда.
Гой, неизм. (народно-поэт.).
Заздравный клич, призыв, который усиливает обращение к кому-либо.
ГОЙ ЕСИ.
► Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич! Про тебя нашу песню сложили мы. // Лермонтов. Песня про купца Калашникова //.
Гой еси! Флк. Устар. Приветственная былинная формула «Будь здоров!». БМС 1998, 118; Мокиенко 1986, 203, 233-235.
Гой - еси добрый молодец.
Возьмешь блесну, начистишь ее гойской пастой, и она будет сверкать под водой, как скаженная.
•
И чего он научился за три года? Только позору на мою голову. Пьет больше любого гоя.
•
Это же были немножко не Козаки, на каких креста таки нет с большим трудом, а самые настоящие казаки, гой-еси без выпендрежу.
гой I
в иудаизме обозначение человека, исповедующего любую религию, кроме иудейской (аналогично слову «иноверец» в русском языке)
― Гой ― значит иноверец, никого этим не обижаю, просто говорю, что мы молимся разным богам.
С давних времен для такого рода работ евреи нанимали за деньги или подарки гоев, то есть неевреев, и этих наемных работников они называли «шабес-гои».
гой II
в сочетании с местоимением 2-го лица служит для восклицания, приветствия, торжественного обращения
Гой, ты, родина моя, гой ты, бор дремучий!
Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
"будь здоров!", др.-русск. гои "рах, fides, amicitia", изгои (см.), сербохорв. го̑j, род. п. го̏ja, стар. "мир", словен. gòj, род. пю gója м. "уход, присмотр", чеш., слвц. hoj "изобилие". Сюда же го́ить.
Родственно лит. gajùs "легко вылечивающий", atgajùs "освежающий, оживляющий, набирающий силы", др.-инд. gáyas м. "дом, двор, хозяйство", авест. gaya- "жизнь, время жизни". Другая ступень чередования - в жить; см. Лескин, Bildg. 256; Бернекер 1, 319; Траутман, BSW 75; Уленбек, Aind. Wb. 77, 101; Розвадовский, RO 1, 103; М. - Э. 1,559; В. Шульце, Kl. Schr. 201. О значении см. также Соловьев, Semin. Kondakov 11, 285.
Гой ты, родина моя!
Гой ты, бор дремучий!
Свист полночный соловья,
Ветер, степь да тучи!
Гр. А.К. Толстой.
См. родина.
Го́йен Ян ван (Goyen) (1596-1656), голландский живописец. Один из создателей национальной школы пейзажа; писал лирические ландшафты с пасущимися стадами, тихими водными гладями, окутанными влажным воздухом («Вид на реке Маас», 1645).
* * *
ГОЙЕН Ян ван - ГО́ЙЕН (Goyen) Ян ван (13 января 1596, Лейден - 27 апреля 1656, Гаага), голландский художник, рисовальщик, офортист. Учился у Э. ван де Велде в Харлеме (1616-1617), испытал его влияние. С 1618 работал в Лейдене, с 1634 - в Гааге. Творческой зрелости достиг в 1640-х. Реалистические пейзажи с пасущимися стадами, тихими водными гладями, окутанными влажным воздухом, с одинокими фигурами лодочников, рыбаков. Изображал природу в тихие пасмурные дни, использовал коричнево-серые и зеленовато-серые тона. Использовал низкий горизонт, передающий равнинный характер местности («Вид на реке Маас», 1645; «Река Маас близ Дордрехта, 1643; «Устье реки», 1655; «Деревенская улица», 1623; «Зима» и «Лето», обе 1621). Точно передавал состояние природы, а на ее фоне - жизнь людей. Много рисовал с натуры. Искусствоведы называют «портретистом голландских берегов». Один из создателей реалистической голландской пейзажной живописи 17 в.
ГОЙЕН Ян ван (Goyen, Jan van)
(1596-1656), голландский художник-пейзажист, родился 13 января 1596 в Лейдене. После путешествия во Францию в течение года учился у Эсайаса ван де Велде в Харлеме. Самые ранние работы ван Гойена близки произведениям ван де Велде. В них господствуют зеленые тона; в тщательно скомпонованный пейзаж помещаются маленькие фигурки в яркой одежде. С конца 1620-х годов в картинах ван Гойена преобладает чистый пейзаж с резко уменьшенными в размерах фигурами. В 1634 он поселился в Гааге, где вскоре начал писать в почти монохромной коричневатой гамме и эскизной манере. Речные пейзажи становятся едва ли не главной темой его живописи. Поздние произведения обнаруживают возврат мастера к цвету, но теперь большая часть холста отводится изображению неба. В Гааге ван Гойен заинтересовался теорией строительства и, возможно, работал как архитектор. Умер Гойен в Гааге 27 апреля 1656.
ЛИТЕРАТУРА
Фехнер Е.Ю. Голландская пейзажная живопись XVII века в Эрмитаже. Л., 1963
Гойка - еси красна девица. В обязательном порядке не еврейского происхождения, как и добрый молодец.
- Ребе, мой сын совсем стал без мозгов!
- И что?
- Захожу до него в комнату и что я вижу? Я вижу на столе тарелку с салом, а в кровати - неодетую гойку ...
- Ну, так это ничего страшного. Вот если бы сало лежало на кровати, а гойка - в тарелке...
•
- Хаим! Перекрати пялить глаза на каждую проходящую мимо молодую гойку! Или ты забыл, что у тебе есть жена?
- Как раз наоборот, Сарра, совсем наоборот.
Гойтисо́ло Хуан - Гойтисоло-Гай (Goytisolo Gay) (р. 1931), испанский писатель. В романе «Печаль в раю» (1955), трилогия «Призрачное завтра» (1957-58) - осмысление гражданской войны 1936-39. В романах «Особые приметы» (1966), «Возмездие графа дона Хулиана» (1970), «Макбара» (1980) - попытки развенчания социальной мифологии, стереотипов национального сознания, анализ взаимоотношений западных и восточных цивилизаций, осуществляемые с помощью приёмов, характерных для модернистской прозы второй половины XX в. (французский «новый роман» и т. п.).
* * *
ГОЙТИСОЛО Хуан - ГОЙТИСО́ЛО (Гойтисоло-Гай) (Goytisolo Gay) Хуан (р. 1931), испанский писатель. Один из зачинателей испанского «молодого», или «объективного» романа. Начало творчества пришлось на окончание «времени тишины» в Испании, когда стала проявляться оппозиция франкистскому режиму. В 1951 опубликован роман «Окраина», переведенный впоследствии на многие европейские языки, в 1954 - роман «Ловкость рук» о жизни подрастающего поколения и судьбах молодежи, критика режима Франко. Книга «Печаль в раю» (1955) посвящена событиям одного дня Гражданской войны в Испании 1936-1939. Большинство произведений писателя выражали протест против буржуазного общества. Роман «Особые приметы» (1966), трилогия «Цирк» (1957), «Праздники» (1958) и «Прибой» (1958), «Все те же слова» (1962), рассказы, документальные повести («Поля Нихара», 1960; «Чанка», 1962), для которых характерны острая социальность и психологизм. Статьи (книга «Хвостовой вагон», 1967; сборник «Проблемы романа», 1959). С 1956 жил в Париже.
ГОЙТИСОЛО (Гойтисоло-Гай) (Goytisolo Gay) Хуан (р. 1931) - испанский писатель. Роман "Особые приметы" (1966), трилогия "Цирк" (1957), "Праздники" (1958) и "Прибой" (1958), рассказы, документальные повести, для которых характерны острая социальность и психологизм. Статьи (книга "Хвостовой вагон", 1967).
Гойтисо́ло, Гойтисоло-Гай (Goytisolo Gay) Хуан (р. 1931), испанский писатель. В романе «Печаль в раю» (1955), трилогии «Призрачное завтра» (195758) осмысление гражданской войны 193639. В романе «Особые приметы» (1966), «Возмездие графа дона Хулиана» (1970), «Макбара» (1980) попытки развенчания социальной мифологии, стереотипов национального сознания, анализ взаимоотношений западной и восточной цивилизаций, осуществляемые с помощью приёмов, характерных для модернистской прозы второй половины XX в. (французский «новый роман» и т. п.).
Го́йтхский перева́л - в России, через Черноморскую цепь Большого Кавказа. Высота 336 м. Шоссейная и железная дороги с Северного Кавказа на Туапсе.
* * *
ГОЙТХСКИЙ ПЕРЕВАЛ - ГО́ЙТХСКИЙ ПЕРЕВА́Л, через Черноморскую цепь Б. Кавказа. Высота 336 м. Шоссейная и железная дороги с Сев. Кавказа на Туапсе.
ГОЙТХСКИЙ ПЕРЕВАЛ - через Черноморскую цепь Б. Кавказа. Высота 336 м. Шоссейная и железная дороги с Сев. Кавказа на Туапсе.
- Испанский художник, автор офорта «Сон разума рождает чудовищ».
- Автор картины «Маха обнаженная».
- «Молочница из Бордо», написанная им в эмиграции, по мнению критиков на полвека предвосхитила импрессионизму.
- На жестокое подавление французами восстание в Мадриде он откликнулся картиной «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года».
- Испанский художник, расписавший в начале XIX века «Дом Глухого» в Мадриде.
- Роман японского писателя Есиэ Хотты.
- Этот испанский художник стал героем романа Лиона Фейхтвангера «Тяжкий путь познания».
- Он запечатлел и начало восстания против французских оккупантов 2 мая 1808 года, и расстрел повстанцев на следующее утро.
- С этим художником отождествлял себя лирический герой Вознесенского.
- На его гравюре «Пробил час» изображено бегство нечисти от дневного света.
ГОЙЯ (Goya) Франсиско Хосе де (1746-1828) - испанский живописец, гравер. Свободолюбивое искусство Гойи отличается смелым новаторством, страстной эмоциональностью, фантазией, остротой характеристики, социально направленным гротеском: картоны для королевской шпалерной мастерской ("Игра в жмурки", 1791), портреты ("Семья короля Карла IV", 1800), росписи (в капелле церкви Сан Антонио де ла Флорида, 1798, Мадрид, в "Доме Глухого", 1820-23), графика (серии "Капричос", 1797-98, "Бедствия войны", 1810-20), картины ("Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде" и "Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года" - обе ок. 1814).
ГОЙЯ Франсиско - ГО́ЙЯ (Goya) Франсиско Хосе де (1746-1828), испанский живописец, гравер. Свободолюбивое искусство Гойи отличается смелым новаторством, страстной эмоциональностью, фантазией, остротой характеристики, социально направленным гротеском: картоны для королевской шпалерной мастерской («Игра в жмурки», 1791), портреты («Семья короля Карла IV», 1800), росписи (в капелле церкви Сан Антонио де ла Флорида, 1798, Мадрид, в «Доме Глухого», 1820-1823), графика (серии «Капричос», 1797-1798, «Бедствия войны», 1810-1820), картины («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» - обе ок. 1814).* * *
ГО́ЙЯ Франсиско (полное имя Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусиентес, Goya y Lucientes) (30 марта 1746, Фуэндетодос, провинция Сарагоса - 16 апреля 1828, Бордо, Франция), испанский художник.
Творчество Гойи, современника Французской революции (см. ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ) и национально-освободительной борьбы с Наполеоном (см. НАПОЛЕОН I Бонапарт), приходится на один из самых драматических периодов испанской истории.
Биография
Он происходил из семьи ремесленника-позолотчика. В 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса, в 1766 - в Мадриде у Ф. Байеу, на сестре которого, Хосефе, женился в 1773. В 1764 и 1766 безуспешно пытался поступить в Академию Сан-Фернандо в Мадриде. В 1770-1771 посетил Италию; на конкурсе Пармской Академии получил 2-ю премию за картину «Ганнибал с высоты Альп взирает на покоренные им земли Италии». В 1771 вернулся в Сарагосу, где выполнил первые заказные работы, в том числе фрески одного из куполов собора Нуэстра Сеньора дель Пилар. С 1773 жил и работал в Мадриде. В 1780 был избран в Академию Сан Фернандо, с 1785 стал ее вице-директором, а с 1795 - директором ее живописного отделения. В 1786 был назначен придворным живописцем, с 1799 - «первый живописец короля». В годы реакции в 1824 эмигрировал в Бордо, посетил Париж, в 1826 и 1827 совершил краткие поездки в Мадрид. Писал портреты, картины на религиозные, мифологические, бытовые и исторические сюжеты, выполнял стенные росписи и картоны для шпалер, был мастером офорта, литографии, рисунка.
Ранний период. Панно и портреты 1780-х годов
Гойя сложился в крупного художника сравнительно поздно. Первый значительный успех ему принесли две серии (1776-1791) многочисленных панно (картонов для ковров), созданных для Королевской мануфактуры Санта Барбара в Мадриде. Эту декоративную в своей основе живопись, изображавшую уличные сценки, празднества, прогулки, игры городской молодежи, художник обогатил новыми композициями, укрупнением фигур, красочностью колористических находок, непосредственным ощущением национальной жизни, воспринятой им как бы изнутри («Завтрак на берегу Мансанареса», 1776; «Зонтик», 1777; «Маха и ее поклонники», 1777; «Слепой гитарист», 1778; «Продавец посуды»,1779; «Игра в пелоту», 1779; «Раненый каменщик», 1786; «Деревенская свадьба», 1787; «Майский праздник в долине Сан Исидоро», 1788; «Игра в жмурки», 1791, и многие другие - все в Прадо).
С 1780-х годов Гойя становится известным портретистом, но его заказные работы еще во многом отражают зависимость от Веласкеса (см. ВЕЛАСКЕС Диего (живописец)) («Карл III на охоте», около 1782, Прадо), воздействие парадных приемов барокко (см. БАРОККО) («Премьер-министр граф Флоридабланка», 1783, банк Уркиху, Мадрид), отзвуки утонченного искусства рококо (см. РОКОКО) («Маркиза Анна Понтехос, около 1787, Национальная галерея, Вашингтон; «Семья герцога Осуна», 1787, Прадо).
Портреты 1790-х - начала 1800-х годов. «Капричос»
В конце 1790-х - начале 1800-х годов художник, наделенный исключительной остротой восприятия личности, создает портреты своих друзей и единомышленников (художник Ф. Байеу, 1795; ученый, публицист, общественный деятель Х. М. Ховельянос, 1797; жена Хосефа - все в Прадо; доктор Пераль, 1796, Национальная галерея, Лондон; посол Французской республики Ф. Гиймарде, 1798, Лувр; поэт Л. Моратин, Академия Сан Фернандо, Мадрид). Пережитый им в конце 1790-х годов душевный кризис усугубляется потерей слуха в результате тяжелой болезни.
Обличительная сила его творчества находит воплощение в знаменитой графической серии «Капричос» (1798), включившей Гойю в число крупнейших мастеров мирового графического искусства. В формах трагического гротеска он выступает против мира зла и мракобесия, фанатизма и невежества масс, нравственных пороков общества. В многослойную струну «Капричос» вплетены отзвуки политической карикатуры Французской революции, народного испанского лубка, демонология средневековья и сатирические традиции испанской литературы «золотого века» (см. ЗОЛОТОЙ ВЕК (в испанской литературе)). Реальные жизненные наблюдения сливаются с безудержной фантазией художника.
Не имеет аналогий в традиции парадных официальных изображений написанный с необычайной живописной свободой «Портрет королевской семьи» (закончен в 1801, Прадо), где особы королевского дома подобны выстроенной в ряд застывшей толпе, заполняющей полотно от края до края. Внутренние связи между участниками торжественного собрания не выявлены, их взгляды разобщены, жесты мало связаны, во всем господствует напряженность и взаимная неприязнь. Светлое жизнеутверждающее начало торжествует во фресковой росписи мадридской церкви Сан Антонио де ла Флорида (1798), представляющей собой новое слово в традиции монументально-декоративной живописи.
Портреты эпохи романтизма
В начале 19 в. в портретах Гойи проступают новые тенденции, близкие к художественным идеалам эпохи романтизма (см. РОМАНТИЗМ). Изображенные им люди отличаются энергией, уверенностью в своих силах, наделены ярко выраженными национальными чертами (портреты графа де Фернана Нуньеса, 1803, собрание герцогини де Фернан Нуньес, Мадрид; маркизы де Сан Адриана, 1804, Дворец провинциальной депутации, Памплона; Франсиско Хавьера Гойи, или «Юноша в сером», 1806, собственность наследников графини де Ноайль, Париж; Сабаса Гарсиа, около 1805, Национальная галерея, Вашингтон; актрисы Марии Росарио Фернандес, по прозвищу «Ла Тирана», 1802, Академия Сан Фернандо, Мадрид; актера Исидро Майкеса, 1807, Прадо; Хуана Антонио Льоренте, около 1810-11, Музей, Сан Паулу; Тибурсио Переса, 1820-е годы, Метрополитен-музей; единственное произведение мастера в российских собраниях - «Портрет актрисы Антонии Сарате», 1811, дар А. Хаммера (см. ХАММЕР Арманд), Эрмитаж). В отличие от тонко разработанной серебристо-серой гаммы портретов 1790-х годов живопись этого периода приобретает большую активность, насыщенность цветом, пластичность объемов. В картинах «Одетая маха» и «Обнаженная маха» (около 1802, Прадо) воплощен далекий от академических канонов, характерный для испанок тип чувственной женской красоты.
Мировую известность получил живописный исторический диптих 1814, запечатлевший трагедию наполеоновского нашествия: «Восстание на Пуэрта дель Соль 2 мая 1808 года» и «Расстрел мадридских повстанцев в ночь на 3 мая» (Прадо). Страстный отклик на драматические события современности - серия офортов из 82-х листов, известная под названием «Бедствия войны», данным ей Академией Сан Фернандо при издании в 1863.
Поздний период. Росписи «Кинта дель Сордо»
Позднее творчество Гойи совпадает с годами реакции после разгрома двух испанских революций. Стены загородного дома в Мадриде («Кинта дель Сордо» - «Дом глухого») он расписал маслом, создав 14 уникальных по мощному художественному воздействию панно, полных иносказаний, намеков, сложных ассоциаций (перенесенные на холст картины находятся в Прадо). В росписях господствует дьявольское, противоестественное начало, зловещее изображение возникает как в кошмарном сне, набор красок суров, скуп, почти монохромен - черное, белое, рыже-красноватое, охра; мазки размашисты и стремительны. Иногда в сознании художника, словно вспышка света, рождается образ мощной женщины с лицом, похожим на каменную маску, и с мечом в руке, возможно, олицетворение Возмездия, Справедливости или Свободы, иногда возникает картина полета таинственной пары к обстреливаемому из орудий городу-крепости на скале, возможно, символу спасения и героизма. Графическая параллель росписям Кинты - серия офортов «Диспаратес» («Пословицы», 1820-23) с еще более сложной и мрачной символикой. Однако даже в картинах позднего периода он сохраняет ощущение немеркнущей красоты жизни («Водоноска», 1810, Музей изобразительных искусств, Будапешт; «Похороны сардинки», около 1814, Академия Сан Фернандо, Мадрид; «Прогулка» или «Молодость», 1815, Музей изящных искусств, Лилль; «Кузнецы», Музей Фрик, Нью-Йорк; «Молочница из Бордо», 1828, Прадо), а в «Автопортрете с расстегнутым воротом» (1815, Прадо, Академия Сан Фернандо, Мадрид) предстает полным творческой воли. С именем Гойи связано становление искусства Нового времени, его творчество оказало огромное воздействие на мировую культуру 19-20 веков не только в живописи и графике, но и в литературе, драматургии, театре и кино.
Гойя, Гойя-и-Лусьентес (Goya у Lucientes) Франсиско Хосе де (1746 - 1828)
Испанский художник-живописец, гравер.
Афоризмы, цитаты
Фантазия, лишенная разума, производит чудовище; соединенная с ним, она - мать искусства и источник его чудес.
Го́йя Франсиско Хосе де (Goya) (1746-1828), испанский живописец, гравёр. Свободолюбивое искусство Гойи отличается смелым новаторством, страстной эмоциональностью, фантазией, остротой характеристики, социально направленным гротеском: картоны для королевской шпалерной мастерской («Игра в жмурки», 1791), портреты («Семья короля Карла IV», 1800), росписи (в капелле церкви Сан-Антонио де ла Флорида, 1798, Мадрид, в «Доме Глухого», 1820-23), графика (серии «Капричос», 1797-98, «Бедствия войны», 1810-20), картины («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» - обе около 1814).
ГОЙЯ Франсиско Хосе де (Goya y Lucientes, Francisco Jose)
ФРАНСИСКО ГОЙЯ. АВТОПОРТРЕТ
(1746-1828), также Гойя-и-Лусьентес, великий испанский художник и гравер, новатор. Родился 30 марта 1746, в горном селении Фуэндетодос в Арагоне, в семье мастера-позолотчика. Когда Франсиско было 13 лет, семья переехала в Сарагосу и мальчик был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса. Там Гойя познакомился с Мартином Сапатером, который стал его другом. Первый заказ художник получил в возрасте 17 лет. Это был алтарь для приходской церкви в Фуэндетодос. В возрасте 19 лет Гойя приехал в Мадрид и участвовал в конкурсе, надеясь быть принятым в Королевскую Академию изящных искусств Сан Фернандо. Его картина была отвергнута, и он отправился в Италию. В 1771 он получил вторую премию пармской Академии художеств и вернулся в Сарагосу, где написал фрески в церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар. В это время Лусан-и-Мартинес представил Гойю Франсиско Байеу, члену Королевской Академии и придворному художнику короля Карла III. По протекции Байеу Гойя получил заказ от Королевской мануфактуры Санта-Барбара на картоны для шпалер с изображением сцен из испанской жизни. Гойя женился на сестре Байеу Хосефе и в 1775 переехал в Мадрид, где в период между 1776 и 1791 написал 45 картонов. Веселые, идеализированные сцены испанской сельской жизни принесли Гойе известность. В 1780 Гойя был принят при дворе и написал портрет короля, картину в академическом стиле Распятие и стал членом Королевской Академии. В том же году он переехал в Сарагосу, чтобы продолжить работу над фресками церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар. Однако его росписи не понравилась Байеу и заказчикам, и Гойя вынужден был переписать их в более формальной манере. Уязвленный этим происшествием, он вернулся в Мадрид, где получил заказ написать портреты членов королевской семьи. Это стало началом известности и процветания Гойи. Он написал портрет семьи Осуна и расписал фресками их частную капеллу, а также стены их загородного дома. В 1786 Гойя был назначен вице-директором Королевской Академии изящных искусств Сан Фернандо. В 1789, после смерти Карла III, он стал придворным художником нового короля Карла IV. С удивительной быстротой он написал короля и его супругу, королеву Марию Луизу. Портреты Гойи были абсолютно лишены лести, и часто их сходство с оригиналом было правдиво до жестокости, но он продолжал получать заказы, и его популярность при дворе росла. В то же самое время он писал прелестные портреты детей и красивых женщин. В 1791 Гойя познакомился с герцогиней Альба, которая стала его возлюбленной и покровительницей. Он писал ее портреты много раз; два самых знаменитых из них - Маха обнаженная (ок. 1797) и Маха одетая (ок. 1802). Он также украсил фресками ее загородный дворец. В 1792-1793 Гойя перенес тяжелую болезнь, в результате которой потерял слух. Во время выздоровления в 1792 Гойя начал работать над серией офортов Капричос (закончена к 1799), сатирой на политические, социальные и религиозные порядки. В 1798 Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида. С поразительной быстротой, иногда используя губки, привязанные к ручкам кистей, Гойя написал сцену с более чем тысячей персонажей, изображающую св. Антония, благословляющего больного. В 1800 он построил за пределами Мадрида виллу, которую впоследствии называли Домом глухого. Он продолжал писать правдивые портреты аристократии, интеллигенции и придворных чиновников. Один из самых откровенных портретов - изображение фаворита королевы, премьер-министра дона Мануэля Годоя. В 1808 Испания была оккупирована Наполеоном. Гойя стал свидетелем восстания против наполеоновских войск в Мадриде и последовавших репрессий. После того как Испания была освобождена, он запечатлел эти события в двух знаменитых полотнах: Восстание на Пуэрто дель Соль 2 мая 1808 года и Расстрел мадридских повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года (обе ок. 1814, Мадрид, Прадо). В это же время Гойя начал серию из 87 офортов Бедствия войны. Когда Фердинанд VII вернулся на испанский трон, Гойя все еще оставался придворным художником. Его вызывающе натуралистические портреты Фердинанда обнаруживают презрение к новому королю. Уединившись на вилле, Гойя работал над картинами Восстание на Пуэрто дель Соль 2 мая 1808 года и Расстрел мадридских повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года. Он продолжал делать офорты для серии Бедствия войны и начал другую серию офортов, изображающих историю боя быков в Испании, Тавромахия. В это же время Гойя расписал стены своего дома изображениями кошмаров, писал портреты своего внука Мариано и начал последнюю, самую горькую серию офортов Диспаратес. В 1824 78-летний мастер, не желая мириться с политикой Фердинанда, отправился в добровольное изгнание во Францию. Он присоединился к другим испанским интеллектуалам, которые бежали в Бордо, освоил технику литографии и сделал серию, посвященную бою быков, Бордоские быки. Умер Гойя в Бордо 16 апреля 1828. Уже при жизни Гойя был признан выдающимся испанским художником. Его вклад в формирование искусства 19-20 вв. огромен. Он был первым мастером, который обратился в своем творчестве к актуальным событиям. Офорты Гойи, обличающие обычаи и зло его времени, оказали влияние на французского художника Оноре Домье. Сияющие яркие цвета в живописи и драматические эффекты светотени в графике повлияли на развитие импрессионизма во Франции, в особенности на Клода Моне и Огюста Ренуара. Ночные кошмары росписей Гойи в "Доме глухого" и полные ужасов офорты Диспаратес оказали воздействие на немецких экспрессионистов.
ФРАНСИСКО ГОЙЯ. КАПРИЧОС. Офорт.
ФРАНСИСКО ГОЙЯ. ТРЕТЬЕ МАЯ 1808
ЛИТЕРАТУРА
Прокофьев В.Н. "Капричос" Гойи. М., 1970 Прокофьев В.Н. Гойя в искусстве романтической эпохи. М., 1986 Шнайдер М. Франсиско Гойя. М., 1988
Го́йя, Гойя-и-Лусьентес (Goya y Lucientes) Франсиско Хосе де (17461828), испанский живописец, гравёр. Свободолюбивое искусство Гойи отличается смелым новаторством, страстной эмоциональностью, фантазией, остротой характеристики, социально направленным гротеском: картоны для королевской шпалерной мастерской («Игра в жмурки», 1791), портреты («Ф. Гиймарде», 1798; «Семья короля Карла IV», 1800), росписи (в капелле церкви Сан-Антонио де ла Флорида, 1798, Мадрид, в «Доме Глухого», 182023), графика (серии «Капричос», 179798, «Бедствия войны», 181020), картины («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» обе около 1814).