м.
Книга с церковными песнопениями у православных, сочиненными для восьми голосов; Осмогласник.
ОКТО́ИХ, октоиха, муж. (от греч. okto - восемь и echos - голос) (церк.). В православной церкви - книга с церковными песнопениями. Древнерусские октоихи.
ОКТО́ИХ -а; м. [греч. oktōichos - восьмигласник] В православной церкви: книга с церковными песнопениями для восьми голосов.
* * *
ОКТОИХ - ОКТО́ИХ (греч. Octoechos - Осмогласник), одна из главных богослужебных книг (см. БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ) Православной Церкви. Содержит изменяемые песнопения для так называемых подвижных дней седмичного (недельного) круга. Богослужебное последование каждого седмичного дня включает в себя песнопения Вечерни (см. ВЕЧЕРНЯ), Повечерия (см. ПОВЕЧЕРИЕ), Утрени (см. УТРЕНЯ) и Литургии (см. ЛИТУРГИЯ (богослужение)), а воскресных дней - кроме того, еще песнопения малой Вечерни и Полунощницы (см. ПОЛУНОЩНИЦА).
Все песнопения, содержащиеся в последованиях одной седмицы, исполняются на один и тот же глас (см. ГЛАС), по числу которых (восемь) книга получила свое название. После завершения цикла из восьми недель пение Октоиха начинается снова с песнопений первого гласа. Цикл из восьми недель называется в Церковном Уставе «столпом», их поется в течение года шесть: 1) с первой недели Петрова поста, 2) после Ильина дня, 3) по Воздвижении Креста Господня, 4) в Рождественский пост, 5) по Крещении Господнем, 6) в Великий пост (см. ВЕЛИКИЙ ПОСТ). Пение Октоиха в седмичные дни начинается с понедельника после Недели Всех Святых и оканчивается перед субботой Мясопустной, в воскресные же дни оно начинается с первого воскресенья после Недели Всех Святых и продолжается до пятой недели Великого поста включительно. Не поется Октоих в двунадесятые праздники (см. ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ), а также их предпразднества (см. ПРЕДПРАЗДНСТВО) и попразднества (см. ПОПРАЗДНСТВО), падающие на седмичные дни.
С каждым седмичным днем в Октоихе связано воспоминание об определенных ликах святых или священных событиях: песнопения воскресного дня посвящены воспоминанию Воскресения Христова, песнопения понедельника имеют покаянных характер, а также воспевают святых ангелов, песнопения вторника, также покаянного храктера, прославляют св. Иоанна Крестителя (см. ИОАНН Креститель), песнопения среды и пятницы посвящены Кресту и Божией Матери, четверга - апостолам и святителю Николаю, субботы - всем святым и усопшим.
История византийского Октоиха
В греческой литургической книжности название «Октоих» закрепилось за сборником, содержащим лишь воскресные последования восьми гласов; книга, содержащая как воскресные, так и будничные последования, получила у греков (а также болгар, сербов и грузин) название Параклитик (см. ПАРАКЛИТИК).
В истории формирования византийского Октоиха можно выделить несколько основных этапов: 1) в 5-7 вв. в Палестине были составлены отдельные тропари (см. ТРОПАРЬ) и песнопения будущего Осмогласника анонимными византийскими гимнографами и проведено их первоначальное распределение по седмичным (недельным циклам; 2) в обителе преп. Саввы Освященного (см. САВВА Освященный) в Иерусалиме в 8 в. составление Октоиха Иоанна Дамаскина (см. ИОАНН ДАМАСКИН); 3) в 9-11 вв. в Константинополе Октоих Иоанна Дамаскина был дополнен песнопениями Иосифа Песнопевца (см. ИОСИФ ПЕСНОПЕВЕЦ) (ум. 883) и Феофана Начертанного (ум. до 850) молебного цикла, исполнявшимися в седмичные дни (Параклитик Иосифа), степенными антифонами Феодора Студита (ум. 826), канонами св. Троице Митрофана Смирнского (ум. 910), утренними евангельскими стихирами императора Льва VI (см. ЛЕВ VI Мудрый) Мудрого (886-913), воскресными ексапостилариями (см. ЕКСАПОСТИЛАРИЙ) императора Константина VII (см. КОНСТАНТИН VII Багрянородный) Багрянородного (913-959), стихирами Павла Амморейского (ум. 1054); 4) Византия, 12 в. - появление списков Октоиха Иерусалимской редакции.
В древнеславянской и древнерусской книжной традиции 13-14 вв. и позднее получили распространение несколько видов сокращенного Октоиха: Изборный Октоих, Параклитик, Шестоднев служебный и Богородичник.
Изборный Октоих
Изборный Октоих содержал преимущественно стихиры (см. СТИХИРА), седальны (см. СЕДАЛЕН), блаженны и другие песнопения, сгруппированные по музыкальным жанрам, а внутри них - по гласам. Распространенная редакция Изборного Октоиха включала также каноны Октоиха в форме Шестоднева. Изборный Октоих и Параклитик составляли изначально части единого богослужебного сборника, ведущего свое происхождение от древневизантийского Тропология. Перевод Изборного Октоиха на славянский язык был сделан, вероятно, во второй половине 10 века в Болгарии; на его основе несколько позднее была составлена древнерусская редакция Октоиха. В списках Изборного Октоиха 13-14 вв. древнерусского извода лучше всего сохранился первоначальный славянский перевод. Изборный Октоих на Руси выходит из употребления в начале 15 в. после смены редакций основных богослужебных книг со Студийской на Иерусалимскую.
Параклитик
Название Параклитика в древнерусской рукописной традиции получил сборник используемых на Утрене канонов Октоиха, расположенных по гласам, а внутри них - по дням недели. Наибольшее распространение этот вид Октоиха имел на Руси до начала 15 в. Параклитик являлся дополнением Изборного Октоиха. В большинстве списков древнерусского Параклитика на седмичные дни полагалось по одному утреннему канону: в понедельник - ангелам, во вторник - Иоанну Предтече, в среду - пресв. Богородице или Кресту, четверг - апостолам или (реже) ап. Петру, в пятницу - Кресту, в субботу - пророкам и мученикам. Однако отдельные списки Параклитика содержали по два канона на каждый седмичный день.
Шестоднев
Шестоднев служебный является видом сокращенного Октоиха и содержит избранные службы Осмогласника: воскресные 1-8 гласов и седмичные - по одной из каждого гласа (в понедельник - первого гласа, во вторник - второго, в среду - третьего и т. д.). До начала 15 в. Шестоднев служебный Студийской редакции входил в состав сборников с Часословом и праздниками, позднее (с начала 15 в.) Шестоднев Иерусалимской редакции выделился в отдельную книгу.
Богородичник
В Богородичнике были собраны лишь молебные каноны ко Пресвятой. Богородице 1-8 гласов, исполнявшиеся на Повечерии. Списки Октоиха этого типа крайне немногочисленны. Со второй половины 14 - начала 15 в. в славянских странах распространяется тип полного Октоиха Иерусалимской редакции, который и был впоследствии положен в основу печатного Октоиха.
ОКТО́ИХ - (букв. "Осмогласник", от греч. ’Οκτώηχοζ, ὀκτώ - восемь, ῆχοζ - глас) - богослужебная гимнографическая кн., содержащая последования с изменяемыми песнопениями для подвижных дней седмичного круга богослужения. Каждое последование седмичных дней содержит молитвословия вечерни, повечерия, утрени и литургии, а для недель (воскресений), кроме того, малой вечерни и полунощницы. Семь последований на каждый из дней седмицы поются на один напев, называемый гласом. Восемь гласов, содерж. в кн., сообщают ей название О. Песнопения каждого из дней седмицы посвящены важнейшим аспектам Свящ. истории. Служба воскресенья посвящена Воскресению Господа. В понедельник - служба в честь небесных чинов бесплотных (ангелов). Во вторник - в честь Иоанна Предтечи. В среду воспоминается предание Господа на смерть. Четверг посвящен св. апостолам и святителю Николаю. В пятницу - воспоминание страданий и крестной смерти Господа. В субботу воспоминаются преподобные, мученики и все святые, совершается поминовение усопших. Пение всех восьми гласов в продолжение восьми седмиц называется столпом. Период пения О. включает в себя шесть столпов. Пение О. в седмичные дни начинается с понедельника по неделе всех святых и заканчивается перед субботой недели мясопустной; в воскресения пение О. начинается с воскр. дня, к-рый следует за неделей всех святых и продолжается до 5-й недели Великого поста включительно. Создание О. традиция приписывает Иоанну Дамаскину, хотя он был автором только части песнопений (воскресные службы, причем не полностью). Стихиры восточные, утренние тропари, ексапостиларии, троичные каноны воскресных служб принадлежат другим авторам. Среди них - Митрофан, митр. Смирнский (9 в.), Феодор Студит (ум. 826) и его ученик Анатолий. Греческий О. в осн. сложился к 9 в., когда Феофаном Никейским (ум. 843) и Иосифом Песнописцем (ум. 883) он был дополнен песнопениями на будние дни. Иосифу Песнописцу традиция припис. окончат. оформление О. в одну кн. В дальнейшем О. дополнялся только отдельными песнопениями, написанными имп. Львом Деспотом, его сыном Константином Багрянородным (10 в.) и игуменом Евергетидского мон. Павлом Аморейским (ум. 1054). В 13 в. император Феодор Дука Ласкарис прибавил к О. особый канон Богородице, к-рый поется на утрене в праздники вел. святых. Среди творцов О. есть и слав. авторы. Кирилл Туровский (12 в.) внес нек-рые песнопения в воскр. службу полунощницы. Рукописная славянская традиция представлена О. след. типов: 1. Полный О. 2. Шестоднев служебный - воскресные службы 8-ми гласов и седмичные службы на один из гласов (понедельник - 1-й глас, вторник - 2-й и т. д.). 3. О. изборный - сборник, в к-ром песнопения собраны по типу и гласам (т. е. стихиры 8-ми гласов, седальны 8-ми гласов и т. д.). 4. Параклитик - сб. утренних канонов 8-ми гласов (без Богородичных канонов на повечерии). 5. Богородичник - каноны Богородице 8-ми гласов. Древнейшими славянскими печатными изданиями О. являются: Краковское (1491), Черногорское (1495) и Моск. (1594). Канонический состав слав. О. был установлен реформой патриарха Никона.
окто́их
род. п. -а "богослужебная книга, разделенная на восемь гласов (напевов)", др.-русск. октоикъ, октаикъ (Пов. врем. лет). Перевод октоиха приписывают Мефодию. Из греч. ὀκτώηχος "восьмигласник", ὀκτάηχος - то же; см. Фасмер, Гр.-сл. эт. 133; Преобр. I, 644. Калькой является цслав. осьмогласьникъ "октоих".
- Книга с церковными песнопениями для восьми голосов (осмогласник).
- Поэма Есенина.
- Книга песнопений для восьми голосов.
ОКТО́ИХ НОТИ́РОВАННЫЙ - одна из осн. кн. др.-рус. богослужения, содержащая песнопения, исполняемые в теч. года ежедн., независимо от календаря, значимости праздника, приходящегося на к.-л. день. Структурно О. Н. представлен в рукописях след. образом: вся кн. разделена на 8 частей и в каждой части сосредоточены песнопения одного гласа: сначала 1-го, затем 2-го и далее всех 8 гласов. Каждый глас включает: 1) разд. малых и вел. вечерен, куда входит и не выделяемый самостоят. разд. утрени; 2) разд. "седмичных" (недельных) песнопений по порядку "неделя" (воскресенье) вечер, понедельник утро, понедельник вечер и т. д. Последовательность жанров на протяжении кн. остается, как правило, неизменной.
Формирование О. Н. исторически шло путем постепенного распевания отд. частей из Октоиха ненотир., древнейшие из к-рых зафиксированы в рукописях 12 в. Уже в рукописях кон. 15 в. О. Н. представлен как самостоят. кн., развитие к-рой продолжалось до кон. 17 в.
Сопоставление О. Н. с ненотир. показывает, что в нотир. кн. вошли гл. обр. все воскресные службы (без канонов) и осн. песнопения седмицы, при этом из воскресной службы сокращению подверглись разд. утрени и в большей степени литургии. Службы седмицы сокращены намного больше: кроме канонов, в них отсутствуют литургия и повечерие. Седмица в О. Н., как правило, состоит из одних богородичных, и лишь в нек-рых случаях к ним присоединяются песнопения др. жанров - мученичны и пр.
О. Н., как правило, встречается в рукописях в двух осн. видах, различающихся по принципу комп., т. е. группировки песнопений внутри кн.: 1) собств. О., где группировка происходит по гласам: сначала песнопения воскресных служб гласа 1-го, затем то же гласа 2-го и далее всех 8 гласов; 2) Шестоднев (назв. условное, в нотир. рукописях не встречается), где сначала выписаны воскресные службы всех 8 гласов, затем будничные службы всех 8 гласов.
Возможен еще один, весьма редкий вид О. Н., условно назв. "О. изборный". к-рый формируется из последовательности песнопений по жанрам: Степенны антифоны на 8 гласов, Блаженны на 8 гласов и т. д. Кроме композиц. различий, в О. Н. возможны и различия колич., т. к. число песнопений, представл. в кн. в разных рукописях, неодинаково. Это может касаться как кол-ва представл. в кн. жанров, так и кол-ва песнопений внутри каждого жанра. Изучение рукоп. показывает, что О. Н. оформился на протяжении всего времени существования в 3-х ред., условно назв. краткой, пространной и полной, наиб. распростран. из к-рых является краткая.