ПА́ВЛОВСК - дворцово-парк. ансамбль к Ю. от Пб., при Павле I - имп. резиденция. Расположен рядом с Царским Селом. Основан в 1777 как интимная резиденция наследника престола, фактически был личной усадьбой его супруги Марии Федоровны. Сохранялся потомками как мемориал, один из редчайших пам. своего времени, не подвергавшийся существенным изменениям.
Первым худ., создавшим П., был Ч. Камерон (1780-86). На берегу тихой Славянки он возвел величеств. дворец в формах палладианской виллы, от к-рой по дуге шли колоннады, завершенные небольшими флигелями. Фасад дворца был обращен к парку. С противоп. стороны из большой семейной столовой широкая лестница вела на пологий луг, спускавшийся к реке. Там обитатели П. устроили Семейную рощу, каждое дерево к-рой было посажено по случаю появления на свет новых членов семьи. В центре рощи поставили урну на постаменте - Урну Судьбы. Большое здание дворца так вписано в ландшафт, что кажется необходимой его частью, и это создает впечатление как бы древней, изначальной культурности, природное и рукотворное сливаются в единое целое.
В 1796 с воцарением Павла I арх. В. Бренна реконструирует дворец, превращая его в имп. резиденцию: надстраивает боковые флигеля и галереи, почти замыкает курдонер новыми флигелями и строит боковой корпус с церковью, нарушающий симметрию здания. Позже облик дворца еще более осложнился и романтизировался пристройкой Б-ки Росси и стенными росписями П. Гонзаго (1822-23).
Планировка дворца была сделана Камероном. Она отличается удивит. гармоничностью и равновесием. В центре, следуя традиции Палладио, расположен купольный зал, освещаемый сверху. Такое арх. решение делает его моделью римского храма, подобием Пантеона. Камерон проектирует две параллельные парадные анфилады бельэтажа - половины Павла Петровича и Марии Федоровны; анфилады завершаются зеркалами, зрительно делающими их бесконечными. Два одинаковых восьмигранных - символ вечности - зала открывают собой анфилады. Их названия - залы Мира и Войны - напоминают о Версале. Между ними - большой танц. зал; арочные проемы соединяют все три зала.
Интерьеры дворца отделаны в осн. Бренной в 1786-94. Он применил искусственный мрамор, обильную лепку, гобелены, живописные плафоны, подбирал или проектировал в каждом случае подобающие предметы убранства. Характерной чертой дворцов Павла I являются орлы по периметру плафонов и куполов - знак божественности имп. власти. Необычно много интерьеров оформлено по типу антич. храма. Сквозными мотивами дворца являются образы Вакха и Венеры, олицетворяющие соответственно Блаженство - Изобилие - Вдохновение и Любовь - Красоту - как высшие ценности и одновременно как представление Павла и Марии о себе.
Интимность, личностность в П. преобладают над представительностью. Почти единств. исключение - Верхний вестибюль. На стенах размещены лепные композиции из знамен, оружия, доспехов, рыцарских шлемов и т. п.; арку, отделяющую его от Парадной лестницы, поддерживают мощные фигуры бородатых теламонов, торшеры сделаны в виде стволов пальм (символ мира) со щитами с Рос. гербом. Для тронных залов использовали залы Мира и Войны.
В центр. круглом Итал. зале, предназнач. для пиршеств, в нишах размещены античные скульптуры, зал - своего рода храм Вакха и Венеры. Будуар Марии Федоровны оформлен камином в виде римского алтаря, посвященного семейным добродетелям; мраморные профили Александра Македонского и его матери Олимпии представляют еще одну модель культурного самоопределения хозяйки дворца. В Б-ке Павла, располож. симметрично Будуару, в центре стоит бюро, завершенное моделью антич. храма из слоновой кости, напоминающей хрисо-элефантинную технику древних. Каждый интерьер дворца глубоко содержателен, как и во всех резиденциях Павла, где хозяева создавали идеальный мир и воплощали свое представление о себе.
В новых парадных интерьерах, устроенных в пристройках Бренны, вместо простой анфилады сделана намеренно усложненная система переходов, изобилующая поворотами и создающая впечатление запутанного старинного замка. Здесь находится новый гл. Большой зал, где Бренна так поставил окна и двери, что создается эффект его центр. положения во дворце. Пышная лепка на стенах намекает на Вакха - воплощение идеала императора.
Еще Бренна привлек к оформлению дворца Гонзаго, писавшего плафоны новых залов: 3-го Проход. каб. и Большого зала. Позже Гонзаго расписал перспективными арх. пейзажами стены пристроек, портившие вид из окон, и большую открытую галерею (гал. Гонзаго). Эти фрески на фасадах, единств. в своем роде, стирают грань между реальностью и иллюзорным пространством: по свидетельствам современников, даже собаки пытались вбежать, а птицы влететь в созданное художником пространство.
Парк первоначально устраивал Камерон с помощью А. Ф. Виолье: у дворца - регулярный "сад с играми", с Лабиринтом и классич. Вольером, где порхали певчие птички, напоминая сентимент. хозяевам о недолговечности и хрупкости жизни; в боковых комнатах Вольера, усиливая эти чувства, хранили антич. погребальные урны. Камерон оформил англ. парк близ дворца в долине реки Славянки, создав идеальный пейзаж в духе Н. Пуссена, К. Лоррена и А. Ватто, с павильонами типа антич. храмов. Был устроен огород, где Мария Федоровна приучала сыновей к земледелию, с хижиной "Старое шале", богато расписанной внутри; у детей были свои садики, которые они возделывали; среди парка прятались "Хижина угольщика" и др. павильоны в пасторальном духе, напоминавшие о временной дистанции, отделяющей классич. древность, и о неизменности простых сельских утех. Следуя идеям Руссо, устроили Молочный домик, где Мария Федоровна ухаживала за нарядными коровами и сама их доила. От Молочни Философская дорожка, изолированная от окружающего парка, ведет к антич. алтарю Памятника родителям; позже за ним был воздвигнут Мавзолей "Супругу-благодетелю" (арх. Ж. ТомадеТомон, 1806). По парку гуляли коровы и овечки, нарядные дамы и кавалеры, и казалось, что навстречу выйдет веселый кентавр или выбегут резвящиеся сатиры и нимфы. Буколическая семантич. программа, созданная Камероном, получила развитие при всех последующих переменах, определив собой будущее значение Павловска в рус. культуре.
В этой сентимент. резиденции, как и в Гатчине, царила дисциплина, на плацу маршировали войска, на разливе запруженной Славянки был маленький военный флот, вдали над этим "Увеселит. морем" возвышались два донжона (готич. и ренессансный!) крепости Бип (Бренна, 1795), построенной на остатках швед. укреплений. За нею располагалась устроенная Н. А. Львовым Александрова дача - сад для Александра Павловича, планировка и павильоны к-рого аллегорически воспроизводили нравоучительную сказку, написанную для внука Екатериною II.
В недолгое царствование Павла I Бренна устроил парадный придворцовый район в итал. регулярном стиле; создал новые районы - Сильвии с уник. в садово-парк. иск-ве сочетанием подчеркнуто регулярной планировки дорожек с окружающей их дикой чащей. В Сильвиях он построил Руинный каскад с обломками антич. мраморов и Пиль-башню в виде руины, расписанной по фасаду Гонзаго и изысканно отделанной внутри. Одновременно Камерон построил около Семейной рощи Холодную ванну, Павильон Трех Граций в Собственном садике с видом на "Увеселит. море", а в дальнем конце парка - Краснодолинный павильон.
Вдовствующая императрица поручила Гонзаго заменить парком плац Парадного поля, и в 1803-23 он продолжал создание парка. Пейзажи районов Белой березы и Парадного поля - гимн стихиям Воздуха и Земли. Романтически развивая принципы англ. парков, Гонзаго ставил отдельные деревья, купы и рощи так, что гуляющий видит их как бы в центре сценич. площадки, а при движении на сцену выдвигаются новые "герои", прежние сливаются с "кулисами", этот процесс взаимопереходов непрерывен, постоянно выдвигает что-то в центр пространства и соответственно внимания.
На границе Парадного поля и Белой березы А. Н. Воронихин построил Розовый павильон, ставший одним из любимых мест как Марии Федоровны, так и гостей Павловска и знаменитый своим альбомом. Гонзаго создал также Новошалейные пруды - каскад скрытых среди густых зарослей в глубоких оврагах прудов с неподвижными водами, где был устроен потаенный остров Любви с беседкой Амура. За Новошалейными прудами Воронихин построил большую Ферму для Марии Федоровны, а позже К. И. Росси переделал ее гл. деревянный дом в готический и распланировал идеальную деревню Глазово.
После Марии Федоровны в П. мало что изменилось. Им владели вел. кн. Михаил Павлович со своей супругой Еленой Павловной - при них в 1836 появилась ведущая в парк жел. дорога, в 1838 - знаменитый вокзал. Следующие хозяева - вел. кн. Константин Николаевич (с 1849), его сын Константин Константинович (К. Р.), сын К. Р. Иоанн - стремились ничего не менять.
Маленькое село при резиденции Павел I повелел считать городом, здесь появились дома его приближенных, казармы гвардии, а после стр-ва ж. д. П. стал дачным местом. Проекты дач для П. создавали арх. А. И. Штакеншнейдер и А. П. Брюллов; в эпоху романтизма старинная крепость Бип стала образцом для дачной архитектуры, и дачи обычно увенчивались башенками. Самой интересной и единственной уцелевшей стала собств. дача Брюллова с высоким донжоном, где хозяин - создатель Пулковской обсерватории - устроил обсерв. для себя. Донжон стал характерным эл-том городской дачной застройки и в последующие годы. В 1870-х гг. близ вокзала построили театр (арх. Н. Л. Бенуа, не сохр.). Город был в Дворцовом ведомстве, в нем царил идеальный порядок, были электрич. освещение, телефон и т. п. В 1918 резиденция была национализирована и обращена в музей, город переим. в Слуцк. В сент. 1941 - янв. 1944 П. был оккупирован нем. войсками, оккупация и военные действия причинили П. серьезный урон. Большая часть сокровищ дворца была сохранена в эвакуации. Дворец после освобождения был в приличном состоянии, но через неск. дней он сгорел. Существует кинохроника, запечатлевшая пожар Галереи Гонзаго. Дир. музея А. И. Зеленова добилась немедленной консервации руин, что спасло большую часть обгоревшей отделки интерьеров, а затем начала реставрационные работы. В 1956 открылись первые залы, в 1977 реставрация была завершена; экспозиции музея были созданы А. И. Кучумовым. От прежней гор. застройки мало что сохранилось; в кон. 1990-х гг. в П. и ближайших окрестностях (Глазово) началось стр-во индивид. домов, очень интересных как пример возрождения архитектуры в России.
Лит.: Талепоровский В. Н. Павловский парк. Пг., 1923; Кучумов А. М. Павловск: Дворец и парк. Л., 1976; Зеленова А. И. Дворец в Павловске. 1-е изд. Л., 1978; Лихачев Д. С. Поэзия садов: К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. СПб., 1991.
Павловск. Дворец