м.
Старая единица измерения механической работы, равная работе, совершаемой силой в один пуд при перемещении тела на один фут в направлении действия силы.
ПУДАШЕВ ПУДИКОВ ПУДОВ ПУДОВИЧКОВ ПУДКОВ
Отчество от канонического мужского имени Пуд (из лат. pudeo - "стыдиться) и его уменьшительной формы - Пудик; к русской мере веса имя не имело никакого отношения. (Н) Возможно и от прозвища увесистого, грузного человека. (Э) А в овлогодских говорах пудкий - пугливй, робкий человек. (Г)
м. разг.
1. Гиря весом в один пуд; пудовка.
2. Мешок, вмещающий один пуд какого-либо сыпучего вещества.
отт. перен. Что-либо очень тяжелое, большое.
ПУДОВИ́К, пудовика, муж. (устар. и обл.).
1. Гиря весом в пуд.
2. Мешок, вмещающий один пуд какого-нибудь сыпучего вещества (муки, крупы).
ПУДОВИ́К -а́; м. Разг.
1. Мешок вместимостью в один пуд. П. зерна.
2. Пудовая гиря. Поднимать п. Заниматься с пудовиками.
3. О чём-л. массивном, тяжёлом. Замок-пудовик.
◁ Пудовичо́к, -чка́; м. Ласк.
-а́, м. разг.
1. Мешок, вмещающий один пуд чего-л. сыпучего.
2. Пудовая гиря.
Сложил он в мешок Игнашкины пудовики и - к директору. Вызвал Копылова на двор и пятнадцать раз без одышки выжал гири. Кукушкин, Хозяин.
пудови́к, пудовики́, пудовика́, пудовико́в, пудовику́, пудовика́м, пудовико́м, пудовика́ми, пудовике́, пудовика́х
Пудови́к Аркадий Николаевич (р. 1916), химик, член-корреспондент РАН (1964). Труды по химии фосфорорганических соединений. Ленинская премия (1978).
* * *
ПУДОВИК Аркадий Николаевич - ПУДОВИ́К Аркадий Николаевич (р. 1916), российский химик, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1964). Труды по химии фосфорорганических соединений. Ленинская премия (1978).
ПУДОВИК Аркадий Николаевич (р. 1916) - российский химик, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1964). Труды по химии фосфорорганических соединений. Ленинская премия (1978).
ПУДОВИКОВ ПУДОВКИН
Пудовка - мера измерения зерна, равная пуду, а также пудовая гиря. Вероятно, прозвище легкого, малорослого человека. (Ф) Пудовик - бондарь, изготовляющий пудовки - кадушки для меры сыпучих тел. (Э) См. также Пудов.
ПУДАШЕВ ПУДИКОВ ПУДОВ ПУДОВИЧКОВ ПУДКОВ
Отчество от канонического мужского имени Пуд (из лат. pudeo - "стыдиться) и его уменьшительной формы - Пудик; к русской мере веса имя не имело никакого отношения. (Н) Возможно и от прозвища увесистого, грузного человека. (Э) А в овлогодских говорах пудкий - пугливй, робкий человек. (Г)
ж. разг.
1. Гиря весом в один пуд; пудовик.
2. Емкость (ведро, кадка и т.п.), вмещающая жидкость весом в один пуд.
отт. перен. Что-либо очень тяжелое, большое.
ПУДО́ВКА -и; мн. род. -вок, дат. -вкам; ж. Разг.
1. Мера весом в пуд. Кадка-пудовка.
2. = Пудови́к (2 зн.). Гиря-пудовка.
-и, род. мн. -вок, дат. -вкам, ж. разг.
Мера в пуд веса.
- Семян дам, семена еще есть. Триста пудовок роздал людям, а три куля для тебя уж как-нибудь найду. Марков, Строговы.
ПУДОВИКОВ ПУДОВКИН
Пудовка - мера измерения зерна, равная пуду, а также пудовая гиря. Вероятно, прозвище легкого, малорослого человека. (Ф) Пудовик - бондарь, изготовляющий пудовки - кадушки для меры сыпучих тел. (Э) См. также Пудов.
- Российский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Просто случай», «Три встречи», «Убийцы выходят на дорогу», «Шахматная горячка».
- Российский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Кино за XX лет», «Конец Санкт-Петербурга», «Механика головного мозга».
- Российский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Минин и Пожарский», «Пир в Жирмунке», «Потомок Чингисхана».
- Российский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Мать», «Победа», «Суворов».
- Российский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Дезертир», «Жуковский», «Адмирал Нахимов».
ПУДО́ВКИН Вс. Илларионович (1893-1953) - реж. и актер кино, один из создателей теории монтажа и всей эстетики монтажного кинематографа 1920 - х гг. Учился на физ.-мат. ф-те Моск. ун-та, с 1920 занимался в Госкиношколе (впоследствии ВГИК) у В. Гардина. В качестве актера, сценариста, художника, сореж. участвует в создании ф.-агиток: "В дни борьбы" (1920, реж. И. Перестиани), "Серп и Молот" (1921, реж. Гардин), "Голод..., голод..., голод" (1921, реж. Гардин и П.) и др.
С 1922 П. - в мастерской Л. Кулешова. В качестве актера и худож.-декоратора участвовал в его ф.: "Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков" (1924, роль Жбана), "Луч смерти" (1925, автор сценария и роль фашиста Патера Рево). В 1925 по своему сценарию поставил науч.-попул. ф. "Механика головного мозга", в занимательной кинематогр. форме интерпретирующий учение И. Павлова об условных рефлексах. Короткометр. комедия "Шахматная горячка" (1925, совм. с Н. Шпиковским) была приурочена к проходившему в Москве в 1925 междунар. шахматному турниру. В ф. запечатлены гроссмейстеры, приезжавшие на турнир, в т. ч. Х. Р. Капабланка, снимались известные актеры В. Фогель, А. Кторов, И. Коваль-Самборский, а также и реж. Я. Протазанов, Ю. Райзман, Б. Барнет. С этого ф. начинается сотрудничество П. с оператором А. Головней.
Ф. "Мать" (1926) - вторая в сов. кино экранизация романа М. Горького (после ф. реж. А. Разумного, 1919), вошедший в число 12 лучших ф. мира, поставлен по сценарию Н. Зархи, сотрудничество с к-рым П. продолжится и в дальнейшем. Ф. в поэтически-обобщенной форме рассказывал историю человека, вовлеченного в движение масс. Выразит. яз. ф. сочетался с психол. тонкой разработкой характеров у В. Барановской (Ниловна) и Н. Баталова (Павел Власов). Роль полицейского офицера исполнил П. Худож. открытия и реж. принципы ф. "Мать" получили дальнейшее развитие в ф. П. "Конец Санкт-Петербурга" (1927) и "Потомок Чингисхана" (1929, за рубежом - "Буря над Азией", по роману И. Новокшонова).
После ф. "Простой случай" (1930, вып. - 1932) П. ставит звуковой ф. "Дезертир" (1933). Крупной актерской работой П. стало участие в сов.-герм. ф. "Живой труп" (1929, реж. Ф. Оцеп, роль Феди Протасова). Реж. деят-ность П. во 2-й пол. 30-х гг. связана с постановкой ист. ф. "Минин и Пожарский" (1939, по пов. В. Шкловского "Русские в начале 17 века") и "Суворов" (1941, совм. с М. Доллером). Цикл ф. на мат-ле героич. прошлого рус. народа в послевоен. годы продолжен ф. "Адмирал Нахимов" (1946, приз на МКФ в Венеции и на МКФ в Локарно, 1947). В годы войны П. снимает ф. "Пир в Жирмунке" (1941, совм. с М. Доллером) для "Боевого киносборника" № 6, "Во имя Родины" (1943, по пьесе К. Симонова "Русские люди", совм. с Д. Васильевым, в роли нем. ген. - П.). Работает над антифаш. ф. "Убийцы выходят на дорогу" (1942, совм. с Ю. Таричем, по пьесе Б. Брехта "Страх и отчаяние в Третьей империи", на экран выпущен не был).
В 1950 совм. с С. Юткевичем и А. Птушко П. снимает ф. "Три встречи", в 1951 - "Жуковский" (совм. с Д. Васильевым). Последняя работа П. - ф. "Возвращение Василия Бортникова" (1953, по ром. Г. Николаевой "Жатва", оператор С. Урусевский) предвосхитил мн. ф. рубежа 50-60-х гг., в основе к-рых лежат "простые истории" чел. взаимоотношений, личных судеб и семейных драм. Снова, как в немых ф. 20-х гг., П. использует иск-во выразит. детали как средство психол. характеристики. Лишенные привычного для кинематографа тех лет пафоса, актерские работы убедительно точны. Деревенская жизнь на экране не выглядит лакированной и показушной (приз на МКФ в Риме, 1953).
Соч.: Собр. соч.: В 3 т. М., 1974-1976; Кинорежиссер и киноматериал. М.; Л., 1926; Киносценарий. Теория сценария. М., 1926; Актер в фильме. Л., 1934; Избр. статьи. М., 1955; Проблема ритма в моем первом звуковом фильме // Вопр. киноиск-ва. М., 1958.
Лит.: Иезуитов Н. Пудовкин: Пути творчества. М.; Л., 1937; Марьямов А. Народный артист СССР Всеволод Пудовкин. М., 1952; Юткевич С. Режиссерское мастерство Вс. Пудовкина в фильме "Мать" // Учен. зап. ВГИК. М., 1959. Вып. 1; Караганов А. Всеволод Пудовкин. 2-е изд. М., 1983; Пудовкин в воспоминаниях современников. М., 1989.
Кадр из фильма В. И. Пудовкина «Мать»
Пудо́вкин Всеволод Илларионович (1893-1953), кинорежиссёр и теоретик кино, народный артист СССР (1948), один из основоположников кинематографии в СССР. Фильмы: «Мать» (1926), «Конец Санкт-Петербурга» (1927), «Потомок Чингисхана» (1928), «Суворов» (1941, совместно с М. И. Доллером), «Адмирал Нахимов» (1947) и др. В фильмах Пудовкина метафорическая поэтика сочетается с глубиной психологического исследования характеров. Теоретические труды. Государственная премия СССР (1941, 1947, 1951).
* * *
ПУДОВКИН Всеволод Илларионович - ПУДО́ВКИН Всеволод Илларионович (1893-1953), российский кинорежиссер и теоретик кино, народный артист СССР (1948), один из основоположников кинематографии в СССР. Фильмы: «Мать» (1926), «Конец Санкт-Петербурга» (1927), «Потомок Чингисхана» (1928), «Суворов» (1941, с М. И. Доллером), «Адмирал Нахимов» (1947) и др. Государственная премия СССР (1941, 1947, 1951).
* * *
ПУДО́ВКИН Всеволод Илларионович [16 (28) февраля 1893, Пенза - 30 июня 1953, Москва], советский кинорежиссер, народный артист СССР (1948).
Участник войны. Студент
С 1914, не успев окончить отделение естественных наук физико-математического факультета Московского университета, участвовал в Первой мировой войне, через год был ранен и попал в плен. В 1918 вернулся в Россию, с 1919 работал химиком на заводе ФОСГЕН № 1 в Москве, с 1920 учился в мастерской В. Р. Гардина (см. ГАРДИН Владимир Ростиславович) в Госкиношколе (ныне ВГИК (см. КИНЕМАТОГРАФИИ ИНСТИТУТ) ).
Сорежиссер и актер
Будучи студентом, Пудовкин начал принимать участие в создании фильмов. Как актер снимался с 1920, в том числе в картине Гардина «Серп и молот» (1921), на которой был и сорежиссером. Вместе с Гардиным поставил пропагандистский фильм «Голод... голод... голод» (1921), написал сценарий ленты «Слесарь и канцлер» (1923, по пьесе А. В. Луначарского). В 1922-1925 учился в мастерской Л. В. Кулешова (см. КУЛЕШОВ Лев Владимирович), в фильмах которого «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924) и «Луч смерти» (1925) исполнял острохарактерные роли, был соавтором сценариев и художником.
Самостоятельную режиссерскую работу Пудовкин начал в 1925 на студии «Межрабпом-Русь» эксцентрической короткометражкой «Шахматная горячка» (1925, совместно с Н. Г. Шпиковским) и научно-популярной лентой «Механика головного мозга» (1926).
Вершина творчества
Вершиной творчества Пудовкина стали его фильмы второй половины 1920-х годов: «Мать» (1926, по М. Горькому), «Конец Санкт-Петербурга» (1927) и «Потомок Чингис-хана» (1928, в международном прокате - «Буря над Азией»), которые образовали трилогию о революционных переменах в начале 20 в. Отличие Пудовкина от других мастеров монтажно-поэтического кинематографа 1920-х годов заключается в индивидуализированном (а не только типажном) показе героев на экране, внимательной работе с актерами, дотошной проработке деталей в кадре. Вместе с оператором А. Д. Головней (см. ГОЛОВНЯ Анатолий Дмитриевич) Пудовкин добивался изобразительно выверенного кинематографического эффекта.
Актерская работа Пудовкина в экранизации «Живого трупа», осуществленной в 1929 Ф. А. Оцепом, демонстрирует высокий уровень проникновения в психологию Федора Протасова, по собственной воле выключившего себя из жизни.
«Простой случай»
Попытка Пудовкина применить методы монтажного кинематографа для исследования психологического состояния человека в фильме «Простой случай» (1932, сценарий А. Г. Ржешевского) привела к неоднозначному художественному результату. Картина стала странным симбиозом экспериментаторских наворотов и заурядной истории измены в семье красного командира. Режиссер подвергся резкой критике, в том числе за упорное следование устаревшей стилистике немого кино, поэтому срочно был вынужден сделать идеологически и эстетически правильную картину «Дезертир» (1933) о революционной борьбе рабочего класса Германии.
Фильмы-биографии
Пудовкин с трудом приспосабливался к требованиям повествовательного кинематографа 1930-х годов и только в 1938 создал пафосную «Победу» (1938, совместно с М. И. Доллером) о доблестных покорителях стратосферы. Большинство последующих лент Пудовкина относятся к биографическому жанру: «Минин и Пожарский» (1939, с Доллером), «Суворов» (1941, с Доллером) - за оба фильма Сталинская премия 1941 года, «Адмирал Нахимов» (1947, Сталинская премия), «Жуковский» (1950, с Д. И. Васильевым, приз Карловарского кинофестиваля; Сталинская премия за 1951 год). Особенно был удачен «Суворов» (в главной роли Н. П. Черкасов (см. ЧЕРКАСОВ Николай Константинович)).
Картины военных и послевоенных лет
Антифашистская картина «Убийцы выходят на дорогу» (1942, с Ю. В. Таричем (см. ТАРИЧ Юрий Викторович)) во избежание аллюзий со сталинской диктатурой даже не была представлена на просмотр для высшего руководства и запрещена нижестоящими инстанциями. Пафосные военные драмы - новелла «Пир в Жирмунке» (с Доллером) в «Боевом киносборнике № 6» (1941) и «Во имя Родины» (1943, с Васильевым, по пьесе «Русские люди» К. М. Симонова (см. СИМОНОВ Константин Михайлович), Пудовкин сыграл также роль немецкого офицера), как и послевоенные социальные киноповести («Три встречи», 1948, выпуск - 1950, с С. И. Юткевичем (см. ЮТКЕВИЧ Сергей Иосифович) и А. Л. Птушко (см. ПТУШКО Александр Лукич)) и «Возвращение Василия Бортникова» (1953, по роману «Жатва» Г. Е. Николаевой (см. НИКОЛАЕВА Галина Евгеньевна)), не лишены тенденциозности искусства сталинской эпохи, хотя и отличаются характерным для Пудовкина интересом к людским судьбам.
Актер и кинотеоретик
На протяжении почти всей своей творческой жизни Пудовкин не прекращал актерской деятельности. Его последней ролью стал Юродивый в первой серии «Ивана Грозного» (1945) С. М. Эйзенштейна (см. ЭЙЗЕНШТЕЙН Сергей Михайлович).
Пудовкин был крупнейшим кинотеоретиком своего времени. Его книги «Кинорежиссер и киноматериал» (1926), «Киносценарии. Теория сценария» (1926), «Актер в фильме» (1934), теоретические статьи переводились на многие языки мира.
ПУДОВКИН Всеволод Илларионович (1893-1953) - российский кинорежиссер и теоретик кино, народный артист СССР (1948), один из основоположников кинематографии в СССР. Фильмы: "Мать" (1926), "Конец Санкт-Петербурга" (1927), "Потомок Чингисхана" (1928), "Суворов" (1941, с М. И. Доллером), "Адмирал Нахимов" (1947) и др. Государственная премия СССР (1941, 1947, 1951).
Всеволод Иванович Пудовкин.
ПУДОВКИН Всеволод Илларионович (1893 - 1953), кинорежиссер, теоретик кино. Один из основоположников советского кинематографа. В фильмах "Мать" (1926), "Конец Санкт-Петербурга" (1927), "Потомок Чингисхана" (1928) метафорическая поэтика сочеталась с реалистическими и психологическими исследованиями характеров. Историко-биографические фильмы: "Минин и Пожарский" (1939), "Суворов" (1941; оба с М.И. Доллером), "Адмирал Нахимов" (1947).
Всеволод Пудовкин. Кадр из фильма "Потомок Чингисхана".
разг. прил.; = пудовый
ПУДОВО́Й, пудовая, пудовое, и (редк.) ПУДОВЫЙ, пудовая, пудовое. Весом в один пуд. Пудовая гиря.
|| Тяжелый, такой, вес которого измеряется в пудах. Пудовые тяжести. «Кучер сильными руками подхватил пудовую бадейку.» В.Катаев.
-а́я, -о́е и пудо́вый, -ая, -ое.
Весом в один пуд.
Пудовая гиря.
|| Очень тяжелый.
Нас, охотников, имевших терпение тащить на себе пудовый груз дроби и патронов, больше всего интересовали охотничьи богатства края. Соколов-Микитов, У синего моря.
||
Большой, грузный.
Длинные, не по росту руки с огромными пудовыми кулачищами --- дополняли облик солдата. Степанов, Семья Звонаревых.
пудово́й, пудова́я, пудово́е, пудовы́е, пудово́го, пудовы́х, пудово́му, пудовы́м, пудову́ю, пудово́ю, пудовы́ми, пудово́м, пудова́, пудово́, пудовы́, пудове́е, попудове́е, пудове́й, попудове́й
прил.; = пудово́й
1. Имеющий вес в один пуд.
2. Такой, вес которого измеряется пудами.
отт. перен. Очень тяжелый.
пудовый, пудовая, пудовое. Вторая часть прил., сложных с числит., означающая: весящий столько-то пудов (сколько указывает числит.), напр. двухпудовый, восьмипудовый и т. п.
ПУДО́ВЫЙ, -ая, -ое.
1. см. пуд.
2. перен. Очень тяжёлый, отяжелённый. Пудовые сапоги. Пудовые ноги (отяжелевшие от усталости). Пудовая тяжесть на сердце (об угнетённом состоянии).
ПУДО́ВЫЙ -ая, -ое.
1. Весом в один пуд. П-ая гиря.
2. Очень тяжёлый. П-ые сапоги. П. груз. П-ые ноги (отяжелевшие от усталости). П-ая тяжесть на сердце (об угнетённом состоянии).
3. Тяжеловесный. П. кулак. П. удар.
пудо́вый, пудо́вая, пудо́вое, пудо́вые, пудо́вого, пудо́вой, пудо́вых, пудо́вому, пудо́вым, пудо́вую, пудо́вою, пудо́выми, пудо́вом, пудо́в, пудо́ва, пудо́во, пудо́вы, пудо́вее, попудо́вее, пудо́вей, попудо́вей
разг. прил. 1. Имеющий вес в один пуд. 2. Такой, вес которого измеряется пудами. // перен. Очень тяжелый. 1. Конечная часть сложных прилагательных, вносящая значения: 1) имеющий вес во столько пудов, сколько указано в первой части слова (двадцатипудовый, пятидесятипудовый и т.п.); 2) вмещающий в себя столько пудов, сколько указано в первой части слова (двухпудовый, пятипудовый и т.п.)
Пу́дож - город (с 1785) в России, Карелия, на р. Водла, в 197 км от железнодорожной станции Медвежья Гора. 11,5 тыс. жителей (1998). Лесная, пищевая промышленность. Исторический музей. Известен с XIV в.
* * *
ПУДОЖ - ПУ́ДОЖ, город в Российской Федерации, Республика Карелия, расположен на возвышенном берегу р. Водла, в 25 км от впадения ее в Онежское озеро (см. ОНЕЖСКОЕ ОЗЕРО), в 197 км от железнодорожной станции Медвежья Гора, в 352 км востоку от Петрозаводска. Аэропорт. Районный центр. Население 11,3 тыс. человек (2001). Известен с 14 в. Город с 1785.
Основные отрасли промышленности: лесная и деревообрабатывающая (АООТ «Пудожлес», пишевая (мясокомбинат, маслодельный завод и др.). В Пудожском районе обнаружены месторождения титано-магниевых руд, гранита (Кашина Гора, известно с 19 в., - серый и розовато-серый гранит использовался при облицовке зданий и набережных Санкт-Петербурга, Москвы).
Как новгородское поселение Никольский Пудожский монастырь, или Пудога, известен с 1391, но сами новгородцы появились здесь намного раньше. По Пудожской земле шел важнейший путь из Новгорода на северо-восток, к рекам Онега, Двина и дальше «за волоки» - в Заволочье к богатым, но еще малообжитым Мезенским и Печерским краям, а оттуда - «за Камень», в таинственную Югру (см. ЮГРА). Однако после падения Новгорода этот путь потерял свое значение. С 1785 - уездный город Олонецкой губернии. Местный лес использовался при строительстве русского флота.
В городе действует исторический музей.
В современном городе сохранились кварталы застройки 19 - начала 20 вв.
В Пудожском районе сохранились многочисленные, т. н. онежские, петроглифы (см. НАСКАЛЬНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ) - наскальные изображения эпох неолита и бронзы (около 800 близ устья Водлы и на мысах Онежского озера).
ПУДОЖ - город (с 1785) в Российской Федерации, Карелия, на р. Водла, в 197 км от ж.-д. ст. Медвежья Гора. 11,8 тыс. жителей (1993). Лесная промышленность. Известен с 14 в.
- Город в Карелии.
- Название этого города происходит от карельского «puvas» - «рукав реки, протока».