- Какой актрисе Сергей Есенин посвятил стихотворение «Письмо к женщине»?
- Зинаида, жена Всеволода Мейерхольда.
- Жена Есенина.
РАЙХ (Reich) Вильгельм (1897-1957) - австрийско-американский врач и психолог. С 1939 в США. В кон. 20-х гг. пытался соединить фрейдизм с марксизмом; выступал с проповедью сексуальной революции и требованием отмены "репрессивной" морали. Книга о массовой психологии фашизма. С кон. 30-х гг. отошел от ортодоксального фрейдизма, развивал учение о космической жизненной энергии - "оргоне". Идеи Райха оказали влияние на "новых левых" на Западе.
Райх Вильгельм (Reich) (1897-1957), австрийско-американский врач и психолог. С 1939 в США. В конце 20-х гг. пытался соединить фрейдизм с марксизмом; выступал с проповедью сексуальной революции и требованием отмены «репрессивной» морали. Книга о массовой психологии фашизма. С конца 30-х гг. отошёл от ортодоксального фрейдизма, развивал учение о космической жизненной энергии - «оргоне». Идеи Райха оказали влияние на «новых левых» на Западе.
* * *
РАЙХ Вильгельм - РАЙХ (Reich) Вильгельм (1897-1957), австрийский и американский врач и психолог.
В 1939 эмигрировал в США. В конце 1920-х гг. пытался соединить фрейдизм (см. ФРЕЙДИЗМ) с марксизмом (см. МАРКСИЗМ); выступал с проповедью сексуальной революции и требованием отмены «репрессивной» морали. Любое тоталитарное общество (см. ТОТАЛИТАРИЗМ), по Райху, основано на подавлении свободы личности, ее свободных сексуальных инстинктов; это является источником массовых неврозов. Отрицал врожденную агрессивность и деструктивность человеческих влечений, считал, что спонтанное сексуальное влечение - признак здорового человека. Один из теоретиков фашизма (см. ФАШИЗМ) (работа «Массовая психология фашизма», 1933). С конца 1930-х гг. отошел от ортодоксального фрейдизма, развивал учение о космической жизненной энергии - «оргоне». Идеи Райха оказали влияние на «новых левых (см. НОВЫЕ ЛЕВЫЕ)» на Западе.
Райх Зинаида Николаевна (1894-1939), актриса. Жена С. А. Есенина (1917-21). Жена В. Э. Мейерхольда (с 1922); в 1923-38 играла в театре, который возглавлял Мейерхольд. Роли: Аксюша («Лес» А. Н. Островского, 1924), Варька («Мандат» Н. Р. Эрдмана, 1925), Анна Андреевна («Ревизор» Н. В. Гоголя, 1926), Маргарита Готье («Дама с камелиями» А. Дюма-сына, 1934) и др. Злодейски убита при невыясненных обстоятельствах.
* * *
РАЙХ Зинаида Николаевна - РАЙХ Зинаида Николаевна [21 июня (3 июля) 1894, село Ближние Мельницы под Одессой - 15 июля 1939, Москва], русская актриса, жена В. Э. Мейерхольда (см. МЕЙЕРХОЛЬД Всеволод Эмильевич), ведущая актриса его театра.
Самое главное и самое страшное
Райх родилась в семье обрусевшего немца-железнодорожника. Член РСДРП с 1897, отец в 1905 был выслан из Одессы в Бендеры, где Зина училась в гимназии до 8 класса, затем ее исключили как неблагонадежную. Уехав к подруге в Киев, она поступила на Высшие женские курсы, но и тут оказалась под полицейским надзором, поскольку в 1913 вступила в партию социалистов-революционеров (см. ЭСЕРЫ). В 1914 Райх переехала в Петроград, где училась на Высших женских литературных курсах Н. П. Раева и работала в редакции эсеровской газеты «Дело народа». В этой газете печатался Сергей Есенин (см. ЕСЕНИН Сергей Александрович). Они встретились в 1917 и 4 июля обвенчались. Это была всеобъемлющая страсть, ни для чего другого места в жизни Райх не осталось. 15 сентября 1917 она через «Правду» объявила о своем выходе из партии и с головой погрузилась в семейные заботы. Вскоре уже работала машинисткой в Народном комиссариате продовольствия, так как есенинских гонораров на жизнь не хватало. Знаменитый поэт с удовольствием сообщал всем: «У меня есть жена». Но в семейную жизнь скорее играл, а в конце 1919 и вовсе оставил семью (официально развод оформили в октябре 1921). На руках беременной сыном Райх осталась полуторагодовалая дочь. Жили к тому времени уже в Москве. Своего жилья не было, и убежищем для нее стал Дом матери и ребенка для матерей-одиночек на Остоженке. Через много лет Райх с ужасом будет вспоминать «о самом главном и самом страшном в моей жизни - Сергее».
Мейерхольд
Потрясения на этом не кончились. Заболел и чуть не умер маленький сын, а потом и она сама - тиф, волчанка. Но уже 15 августа 1920 Райх поступила на службу в Наркомпрос - инспектором подотдела народных домов, музеев и клубов. В 1920 же вступила в РКП(б). В это время Театральным отделом Наркомпроса заведовал В. Э. Мейерхольд. Они познакомились, и осенью 1921 Райх зачислили в ГЭКТЕМАС (Государственные экспериментальные театральные мастерские). Поступив на режиссерский факультет, она намеревалась стать режиссером массового действа и была убеждена, что актерство - лишь необходимый этап на пути к режиссуре. Но судьба судила иначе. В том же 1921 Райх вышла замуж за Мейерхольда и вскоре стала примадонной его театра. Он любил ее и - заставил летать. Летать на знаменитых «гигантских шагах» в легендарном «Лесе» (по А. Н. Островскому (см. ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич)), где она сыграла Аксюшу, самую первую и триумфальную свою роль. «Прямой пробор. Коса. Огромные глаза. Простота в движениях», - так описывал Аксюшу Э. П. Гарин (см. ГАРИН Эраст Павлович) («С Мейерхольдом». М., 1974. С. 76). А на следующий вечер Райх могла появиться в роли Анны Андреевны, гротесково роскошной, источающей любовную истому городничихи («Ревизор» Н. В. Гоголя (см. ГОГОЛЬ Николай Васильевич) - еще один их с Мейерохольдом шедевр).
Но были и явные неудачи. В 1928 Мейерхольд возобновил «Великодушного рогоносца» Ф. Кроммелинка (см. КРОММЕЛИНК Фернан), где в начале 1920-х гг. с блеском играла М. И. Бабанова (см. БАБАНОВА Мария Ивановна). С появлением Райх Бабанова вскоре покинула театр - двух примадонн в одной труппе быть не может (таково было желание Райх). При возобновлении роль Стэллы передали Райх, которая, безусловно, не могла быть и бледной тенью первой исполнительницы. Хотя сама писала в 1928 в одном из писем: «Недавно сыграла Стэллу в «Рогоносце» и, кажется, с честью вышла из поединка (Из письма к К. А. Эрбергу // Театр. 1994. № 7-8. С. 123). Среди других ролей: Стефка («Учитель Бубус» А. М. Файко (см. ФАЙКО Алексей Михайлович)), Варвара («Мандат» Н. Р. Эрдмана (см. ЭРДМАН Николай Робертович)), Софья («Горе уму» по комедии А. С. Грибоедова (см. ГРИБОЕДОВ Александр Сергеевич) «Горе от ума»), Вера («Командарм-2» И. Л. Сельвинского (см. СЕЛЬВИНСКИЙ Илья Львович)), Фосфорическая женщина («Баня» В. В. Маяковского (см. МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович)), Гончарова («Список благодеяний» Ю. К. Олеши (см. ОЛЕША Юрий Карлович)), Донна Анна («Каменный гость» А. С. Пушкина (см. ПУШКИН Александр Сергеевич), концертное исполнение). Мечтая о постановке шекспировского «Гамлета», Мейерхольд предназначал для Райх роль Принца Датского.
В лучших работах ее игру отличали яркость рисунка, пластичность, подлинной силы темперамент, широта диапазона - от острой сатиры до трагедии. Хотя о степени ее одаренности существуют крайне противоречивые мнения. Ею восхищались Пастернак (см. ПАСТЕРНАК Борис Леонидович), Белый (см. БЕЛЫЙ Андрей), Михаил Чехов (см. ЧЕХОВ Михаил Александрович). Иные же были убеждены, что без памяти влюбленный Мейерхольд напрасно пытается сделать из своей жены актрису. Постигая вместе с Мастером глубины трагического, Райх в конце концов пришла, быть может, к главной своей роли - незабываемой Маргерит Готье. Премьера «Дамы с камелиями» А. Дюма-сына (см. ДЮМА Александр (сын)), которую Мейерхольд из слезливой мелодрамы превратил в высокую трагедию, в гимн любви, состоялась в 1934. Критика злобствовала - эстетство и никакой классовой борьбы. А зрители плакали и тосковали о чем-то, в чем сами себе тогда, в середине тридцатых, вряд ли осмелились бы сознаться. Тем временем травля Мейерхольда становилась все более оголтелой. И летом 1937 Райх написала возмущенное письмо Сталину (см. СТАЛИН Иосиф Виссарионович). Немногие отважились бы на такое. Но это, конечно же, не помогло. 7 января 1938 в последний, 725-й, раз играли «Даму с камелиями», уже зная, что театр закрывают. Сыграв с необыкновенным подъемом сцену смерти Маргерит, Зинаида Райх потеряла сознание. В июне 1939 арестовали Мейерхольда. В ночь с 14 на 15 июля того же года через балкон в квартиру в Брюсовом переулке проникли неизвестные. Они нанесли Райх девять ножевых ранений. Она умерла по дороге в больницу. Имена убийц до сих пор неизвестны. Хоронили Зинаиду Николаевну в платье Маргерит Готье. Ее могила на Ваганьковском кладбище расположена недалеко от могилы Сергея Есенина.
РАЙХ Зинаида Николаевна (1894-1939) - российская актриса. Жена С. А. Есенина (1917-21). Жена В. Э. Мейерхольда (с 1922); в 1923-38 играла в театре, который возглавлял Мейерхольд. Роли: Аксюша ("Лес" А. Н. Островского, 1924), Варька ("Мандат" Н. Р. Эрдмана, 1925), Анна Андреевна ("Ревизор" Н. В. Гоголя, 1926), Маргерит ("Дама с камелиями" А. Дюма-сына, 1934) и др. Злодейски убита при невыясненных обстоятельствах.
РАЙХ Стив - РАЙХ (Рейч) Стив (Reich Steve) (р. 3 октября 1936, Нью-Йорк), американский композитор, музыкант. Видный представитель современной симфонической музыки; наряду с Ламонте Янгом и Терри Райли считается одним из основоположников музыкального минимализма (см. МИНИМАЛИЗМ).
Изучал философию в Корнельском университете; позже поступил в Джульярдскую музыкальную школу, а затем перебрался в колледж Миллз в Калифорнии, где зарекомендовал себя в качестве талантливого барабанщика. В 1963, закончив обучение, стал водить такси, но не перестал сочинять музыку, одновременно экспериментируя в студии с наложением звукозаписей.
Примерно в это время Райх закончил свою первую значительную композицию Pitch Charts, а в 1964 создал произведения Music for Three or More Pianos и It"s Gonna Rain. Минималистические по своей форме и сути, они были созданы путем постепенного расхождения по фазе двух или более одинаковых музыкально-текстовых фраз. В период с 1966 по 1971 гг. композитор постепенно усложнил свои фазовые структуры, используя в записи несколько инструментов и целые инструментальные группы. В дальнейшем Райх, редко записываясь как исполнитель, сочинил ряд произведений для других музыкальных коллективов. Апофеозом творчества Стива Райха считаются «Музыка для восемнадцати музыкантов» (1976) и двухчастный альбом Different Trains/Electric Counterpoint (1989), первая часть которого была записана знаменитым инструментальным квартетом Kronos Quartet, а вторую исполнил известный джазовый гитарист Пэт Метени (см. МЕТЕНИ Пэт) (Pat Metheny). Популярности композитору прибавила мода 1990-х гг. на электронную музыку и выход в свет альбома ремиксов произведений Райха Reich Remixed (1999).
Будучи евреем по национальности, Райх нередко обращался к вопросам еврейской истории и культуры. Композиция Different Trains посвящена трагедии холокоста (см. ХОЛОКОСТ (автор Ю. Граф)), а произведение 1994 The Cave (1994) является повествованием о пророке Аврааме (см. АВРААМ).
Стилистика музыкальных композиций Райха влияла на многих композиторов и исполнителей, среди которых Филипп Гласс (см. ГЛАСС Филипп), Брайан Ино (см. ИНО Брайан), King Krimson (см. КИНГ КРИМЗОН).
РАЙХЕЛЬГАУЗ Иосиф Леонидович - РАЙХЕЛЬГА́УЗ Иосиф Леонидович (р. 12 июня 1947), российский режиссер, народный артист России (1999). После окончания ГИТИСа, в 1973-1979 годах работал режиссером Московского театра «Современник», в 1977-1978 - в Московском театре имени Станиславского, в 1981-1982 - в Московском театре миниатюр, в 1983-1985 - в Московском театре на Таганке, 1985-1989 годах - вновь в театре «Современник». Помимо того, Райхельгауз ставил спектакли и в других московских театрах, в том числе в театре имени Пушкина, в Центральном театре Советской Армии, а также за рубежом. В 1988 году режиссер возглавил Московский театр «Школа современной пьесы». Первый спектакль театра - «Пришел мужчина к женщине». В 1990-х годах большой популярностью пользовался спектакль «А чой-то ты во фраке?». В 1977-1981 годах Райхельгауз преподавал в ГИТИСе, с 1993 - во ВГИКе, профессор с 1998 года.