Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.
Найдено определений: 45
синто синто
энциклопедический словарь

СИ́НТО неизм.; ср. [япон.] = Синтои́зм.

* * *

СИНТО - СИ́НТО (синтоизм), политеистическая религиозная система, распространенная только в Японии.

Формирование синто

Впервые термин «синто» встречается в письменных памятниках 7 века. В это время на основе местных разрозненных религиозных культов в центральной части острова Хонсю начинается формирование единой для древнеяпонского государства религии, что было связано, в первую очередь, со становлением централизованного государства с его потребностью в унифицированной идеологии. Для достижения этой цели были составлены мифологическо-летописные своды «Кодзики» (см. КОДЗИКИ) («Записи о делах древности», 712) и «Нихон секи» (см. НИХОН СЕКИ) («Анналы Японии», 720), в которых предпринимается попытка сведения мифов отдельных родовых и территориальных образований в единую стройную систему (эта задача никогда не была решена на практике окончательно, и наряду с официально зафиксированными пантеоном и мифами синто всегда существовало множество их локальных вариантов). Основной задачей этих сводов было обоснование легитимности «правящего» рода, глава которого («сын неба» или, в устоявшейся европейской терминологии, «император») играл роль верховного жреца и почти никогда не обладал реальными всеобъемлющими распорядительными полномочиями, которые принадлежали другим кровно-родственным структурам (в древности - родам Сога, Фудзивара, впоследствии - родам сегунов Минамото, Асикага и Токугава). Этот своеобразный дуализм системы властных отношений в значительной степени предопределил уникальность ситуации, состоящей в том, что правящая японская династия не знала перерыва по крайней мере начиная с 5 века до нынешнего времени.

Помимо «Кодзики» и «Нихон секи», важными источниками по истории и культовой практике раннего синтоизма являются описания провинций Японии «Фудоки» («Записи о природе», первая половина 8 века), поэтическая антология «Манъесю» («Собрание десяти тысяч поколений», начало второй половины 8 века), хроника «Секу нихонги» («Продолжение анналов Японии», 797), генеалогические списки «Синсэн седзироку» («Новые записи о родах», 816), записи церемоний и ритуалов «Энгисики» («Церемонии годов Энги», 927) и некоторые другие.

Мифология и культ

Характерной чертой синтоистской мифологии является соединение в ней мифов земледельцев, охотников и рыбаков, племен алтайской и аустронезийской языковых групп, что отражает сложный процесс этногенеза японцев. Наблюдаются определенные параллели и с шаманистическим комплексом обитателей Корейского полуострова. Однако основными в синтоизме следует признать все-таки аграрные обряды. Это было связано с тем, что раннеяпонское государство (самоназвание - Ямато (см. ЯМАТО)) было прежде всего государством земледельцев (главным образом рисоводов). На религиозную практику раннего синтоизма большое влияние оказали также конфуцианство (см. КОНФУЦИАНСТВО) и особенно религиозный даосизм (см. ДАОСИЗМ).

В синтоизме отсутствует концепция единого Творца. Согласно синтоистской мифологии, природные объекты (включая сами острова Японии) были созданы в результате деятельности парных (мужских и женских) божеств. Вначале сонм божеств, пребывавших на Равнине Высокого Неба, отрядил брата с сестрой - Идзанаки и Идзанами (см. ИДЗАНАКИ И ИДЗАНАМИ) - для того, чтобы они создали Японские острова. Погрузив копье в морскую воду, они стали месить ее, пока частички земли, имевшиеся в ней, не сбились в самый первый остров. После этого Идзанаги и Идзанами спускаются на остров, чтобы создать теперь целый архипелаг, который они и порождают вполне «человеческим» способом.

Результатом этих действий стало и еще одно важное культурное последствие: японцы стали считать, что их божества - ками - обладают прежде всего творящей, производительной сущностью. И потому стали обращаться к ним во всех тех случаях, когда требовалось обеспечить эту производящую способность. Не случайно в исторической Японии похоронные обряды всегда отправлялись буддийскими священнослужителями - именно они были «ответственны» за «проводы» души покойного в мир иной. Что же касается свадеб, обрядов, связанных с рождением, обеспечением плодородия земли, то здесь абсолютный приоритет принадлежал синтоистским жрецам. При императорском дворе существовала Палата Божеств, жрецы которой профессионально отправляли обряды, призванные обеспечить плодородие в масштабах страны (ведущая роль принадлежала наследственным жрецам из родов Накатоми, Имибэ и Урабэ).Что касается деревенских общин, то там эти обряды чаще всего отправлялись самими деревенскими жителями, которых определяли жребием и периодически сменяли.

Официальный пантеон раннего синто представляет собой божеств-предков наиболее могущественных аристократических родов. Главными категориями этих божеств являются: 1) «небесные божества» (родились и действовали на небе - божества космогонического цикла); 2) «детей и внуков небесных божеств» (родились на небе, но действовали также и на земле - «культурные герои») и 3) «земные божества» - родились и действовали на земле (предки покоренных племен и родов). Каждое из этих многочисленных божеств обладало человеческими потомками. И чем более могущественным был род, тем к более древнему божеству он возводил свое происхождение. Поскольку главное божество синтоистского пантеона богиня Аматэрасу (см. АМАТЭРАСУ) относится к категории «дети и внуки небесных божеств», то ее центральное место в пантеоне объясняется чисто историческими обстоятельствами возвышения правящего рода (его фамилия была, вероятно, табуирована и потому осталась для нас неизвестной). Таким образом, можно утверждать, что структура синтоистского пантеона в значительной мере отражает социальную структуру общества 7-8 веков.

Большую роль в синтоизме играют локальные ландшафтные божества, считавшиеся охранителями той или иной местности, а также людей, там обитавших. В особенности это относится к божествам гор, поскольку именно горы являлись основными сакральными точками пространства: считалось, что именно там обитают души предков. Не случайно, что большинство синтоистских храмов также было расположено в горах. Вместе с формированием в культуре эстетических представлений природным ландшафтным объектам были приписаны эстетические характеристики, чем и объясняется «повышенное» внимание, уделяемое японской литературой и искусством пейзажным жанрам.

Согласно синтоизму, каждый человек после смерти становится предком, и, следовательно, объектом для поклонения - вне зависимости от своих прижизненных деяний. О синтоистском божестве невозможно однозначно сказать - доброе оно или же злое, поскольку синтоизм не относится к числу религий с разработанными этическими понятиями. Не существует в нем и божества, которое можно было бы соотнести с дьяволом, с воплощением абсолютного зла. Из культа предков проистекает трепетно-уважительное отношение японцев к прошлому. Прошлое - это то время, когда жили предки. Поэтому история этой страны не знает революций, основным содержанием которых является отрицание прошлого времени, желание начать все «сначала». Отсюда и преувеличенная (с точки зрения европейцев) любовь обитателей Японского архипелага к истории, вообще ко всему, что произошло когда-то в прошлом.

Синтоистский храм

Синтоистский храм представляет собой небольшое помещение, территория которого ограничена воротами П-образной формы, обозначающими петушиный насест (символизирует Аматэрасу). Храм предназначен прежде всего для сохранения в нем неантропоморфного символа божества - синтай (это может быть бронзовое зеркало, меч и т.д). Молельный зал в синтоистском храме отсутствует, и все религиозные обряды отправляются под открытым небом. Зимой синтай обычно находится в храме и недоступен для обозрения. С наступлением весны и началом полевых работ его помещают в священный паланкин (микоси) и доставляют к месту проведения полевых работ, где он и находится вплоть до Праздника нового урожая.

Поскольку ранние синтоистские божества имеют жесткую географическую привязку (фиксированное местообитание данного рода, общины), то, как правило, каждому божеству был посвящен только один храм. Даже храм правящего рода в Исэ (современная префектура Миэ), в котором поклоняются Аматэрасу, в стране был только один (более того, нахождение там посторонних долгое время не допускалось).

Возрождение синтоизма в 20 веке

Синтоистские средневековые теологи сделали предметом своего размышления мифы и рассуждали по преимуществу о том, какое божество появилось раньше, а какое - позже (существовали различные версии одних и тех же мифов), какой способ отправления ритуала следует признать наиболее «правильным» (т.е. древним) и т.п. (см. Ватараи-синто (см. ВАТАРАИ-СИНТО)). Вопросы же, касающиеся познаваемости мира, бытия и небытия, «смысла жизни» и т.п. становились предметом обсуждения для буддийских теологов.

С самого начала распространения буддизма в Японии (с середины 6 века) наблюдаются процессы контаминации синто с буддизмом. В результате возникают синкретические вероучения, наиболее популярным из которых было хондзи-суйдзяку (см. ХОНДЗИ-СУЙДЗЯКУ).

Утеря синто идейной и организационной самостоятельности привела к тому, что мыслители «национальной школы» (кокугаку) - Камо Мабути (1697-1769), Мотоори (см. МОТООРИ Норинага) Норинага и др. активно выступили за «возрождение» первоначального синтоизма, свободного от буддийских напластований. Работы ученых этой школы не только заложили основы научной филологии, но и сыграли роль в идейном обеспечении событий 1867-68 («реставрация Мэйдзи (см. МЭЙДЗИ)»), в результате которых был ликвидирован сегунат и восстановлены функции императора как символа нации.

После реставрации Мэйдзи и вплоть до окончания Второй мировой войны официальный синтоизм превращается в основу агрессивной и этноцентричной государственной идеологии Японии. Синтоистским храмам оказывается активная государственная поддержка, ведутся работы по реконструкции и разработке государственного синтоистского ритуала, а результаты этих разработок выдаются за реалии древности. Положение меняется коренным образом вместе с отделением религии от государства (декабрь 1945), однако и в настоящее время, согласно конституции Японии, император остается символом японского народа.

орфографический словарь

синто́, нескл., ср.

синонимы

сущ., кол-во синонимов: 5

религия, шинто, шинтоизм, синтоизм

словарь иностранных слов

Одна из трех языческих религий в Японии.

сканворды

- Скажите по-японски «путь богов».

полезные сервисы
синто или синтонизм синто или синтонизм
словарь иностранных слов

Первоначальная религия японцев, названная по заглавию сочинения Конфуция; состоит в поклонении многочисленным божествам и духам героев и разн. знаменит. людей.

полезные сервисы
синтоизм синтоизм
толковый словарь

м.

Средневековая религия японцев, впоследствии принявшая форму культа императора (до 1945 г. - государственная религия Японии).

энциклопедический словарь

СИНТОИ́ЗМ -а; м. Государственная религия Японии с 1868 по 1946 г. (первоначально - средневековая религия с элементами обожествления императорской династии).

Синтои́стский (см.).

* * *

синтои́зм - [от япон. синто, буквально - путь (учение) богов], религия, распространённая в Японии. В основе синтоизма лежит культ божеств природы и предков. Высшее божество - Аматэрасу, её потомок - Дзимму. В 1868-1945 государственная религия.

* * *

СИНТОИЗМ - СИНТОИ́ЗМ, см. Синто (см. СИНТО).

энциклопедия кольера

СИНТОИЗМ - исконная религия японцев. Слово "синто" ("путь богов") - китайского происхождения. Как система верований и обрядов синтоизм не уступает по древности христианству. Ранние формы синтоизма представляли собой обожествление природы, что характерно для примитивного этапа развития всех культур. Сильное влияние на синтоизм оказали буддизм и конфуцианство. Конфуцианство было ввезено в Японию из Китая в начале 5 в. н.э. Под его влиянием начал бурно развиваться (возможно, возник) синтоистский культ предков и сформировался аристократический нравственный кодекс, влиявший на политическую и общественную жизнь Японии на протяжение всей ее истории. Буддизм появился в Японии в середине 6 в. н.э. Из него синтоизм почерпнул философию, пышные обряды, концепцию повседневных этических обязанностей. Удивительное многообразие богов и богинь в раннем синтоизме, пожалуй, уникально в мировой истории. Каждая гора, река, явление природы, даже деревья и травы имели своих богов (ками). Главными были Небесный отец и Земная мать; в ходе сотворения мира, которое очень напоминало процессы зачатия и рождения у людей, они породили острова Японского архипелага и большинство прочих богов и богинь. Аматэрасу Омиками, богиня солнца, или "Великое небесное сияющее божество", - самая замечательная богиня из всего этого потомства. В синтоистских текстах повествуется о том, как она попала на небо и присоединилась к небесным богам, сделалась правительницей солнца и, наконец, послала своего внука на землю, чтобы тот правил островами, ставшими впоследствии родиной японцев. Внук этот стал основателем вечной императорской династии. Миф о зарождении японского государства и возникновении императорской династии лег в основу синтоизма, и когда в 1868 буддизм возродил синтоизм к жизни после тысячелетнего забвения, эта версия вошла как составная часть в систему государственного образования. В законодательных актах утверждалось, что император - божественный, священный посланец небес, а значит, наследственная власть императора не зависит от воли народа. Императору - живому воплощению богов предков - подобало оказывать абсолютное повиновение. Такова была сущность синтоизма как государственной религии современной Японии. Перед Второй мировой войной в стране насчитывалось ок. 16 000 священников и более 110 000 святынь и храмов. Все японцы были обязаны соблюдать заповеди и обряды синтоизма.

СИНТОИСТСКИЙ ХРАМ (Исе, Япония)

СИНТОИСТСКИЙ ХРАМ (Исе, Япония)

ТОРИИ, священные ворота. На фотографии - ворота синтоистского храма Хэйан в Киото.

ТОРИИ, священные ворота. На фотографии - ворота синтоистского храма Хэйан в Киото.

Директивой верховного главнокомандующего сил союзников от 15 декабря 1945 государственная религия была отменена. Синтоизм превратился в одну из многих религий и должен был рассчитывать лишь на добровольную поддержку населения. 1 января 1946 был издан императорский эдикт, в котором император отрекался от своего божественного происхождения и заявлял, что отношения между троном и народом покоятся исключительно на взаимном доверии и любви. Существует еще одна форма синтоизма - т.н. тринадцать сект. Вплоть до конца Второй мировой войны эта разновидность синтоизма отличалась от государственной по своему юридическому статусу, организации, имуществу, обрядам. Сектантский синтоизм неоднороден. Для этого вероучения характерны нравственное очищение, конфуцианская этика, обожествление гор, практика чудотворных исцелений и возрождение древних синтоистских обрядов.

ЛИТЕРАТУРА

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 1998

иллюстрированный энциклопедический словарь

СИНТОИЗМ [от японского синто, буквально - путь (учение) богов], религия, распространенная в Японии. В основе синтоизма лежит культ божеств природы и предков. Синтоизм подвергся сильному влиянию буддизма и отчасти даосизма. Высшее божество - Аматэрасу; восшествие на престол ее потомка - императора Дзимму официально считается началом японского государства. В 1868 - 1945 государственная религия, пользовалась покровительством императора.

евразийская мудрость от а до я.

СИНТОИЗМ

(кит.-путь богов): путь небесных божеств, выражающийся в регулярном чередовании всего и в смене времен года. Синтоизм - древняя религия японцев, основанная на одухотворенности всех вещей, ибо в каждой вещи есть свое ками(бог). Синтоизм не знает абсолютного конца, его идеал - бесконечное продолжение земной жизни. Люди не умирают, а, изменив форму существования, остаются жить на той же земле.

словарь народов и культуры

Синтоизм

(Shinto) (кит.-яп. синто - путь богов), яп. религия, возникшая в глубокой древности, в ее основе лежит почитание ками, свящ. сил природы, духов гор или рек. С. не имеет развитой догматики, отличается терпимостью и совместимостью с др. религиями; осн. значение в нем придается безупречности поведения и ежедневным ритуалам, а не к.-л. учению. Официально признанных текстов С. не существует, хотя Кодзики (Записки древности) и Нихон-ги (Хроники Японии), основанные на устной традиции сборники 8 в., содержат мифы и рассказы о сотворении мира и богах. В 5 в. н.э. с распространением конфуцианства в С. вошел культ предков, а в 6 в. он впитал отд. положения буддизма, и нек-рые ками стали считаться воплощениями Будды, или бодхисатвами. В 19 в. подъем объединенного яп. гос-ва сопровождался укреплением С. как гос. религии; императора стали почитать как потомка богини солнца Аматерасу. С. превратился в господствующую религию, регламентировавшую всю жизнь об-ва и поощрявшую крайний национализм до тех пор, пока в 1945 г. ее не отверг император (под нажимом США). Офиц. С. заменила более древн. его форма - храмовый С., т.е. почитание ками в храмах и святилищах. В частных домах для ками сооружается семейный алтарь - ками-дан. Индивидуальные обряды состоят из ритуалов очищения и ежедневных молитв, обращенных к ками. Поскольку С. считается религией жизни, а буддизм - религией смерти, свадьбы обычно справляются по синтоистской традиции, а похороны сопровождаются буд. ритуалами. Паломничества в храмы и святилища, особенно горные, приурочены, как правило, к новогодним, весенним и осенним праздникам. Праздничное богослужение включает в себя распевание молитв, исполнение ритуальной музыки и жертвоприношение пищи.

орфографический словарь

синтои́зм, -а

словарь ударений

синтои́зм

формы слов

синтои́зм, синтои́змы, синтои́зма, синтои́змов, синтои́зму, синтои́змам, синтои́змом, синтои́змами, синтои́зме, синтои́змах

синонимы

сущ., кол-во синонимов: 4

грамматический словарь

синтои́зм м 1a

новый словарь иностранных слов

синтои́зм

- , синто (яп.) средневековая религия японцев, впоследстви и принявшая форму культа (обожествления) императорской династии; с 1868г. по 1946г.- государственная религия Японии.

сканворды

- Основная религия Японии.

- Одна из реликвий этой религии - меч Кусанаги-но-цуруги, дословно «меч, скашивающий траву».

- Политеистическая религиозная система, распространённая только в Японии.

полезные сервисы
синтоизм син-тянь синтоизм син-тянь
большой энциклопедический словарь

СИНТОИЗМ СИН-ТЯНЬ - в китайской мифологии великан, которому Хуан-ди отрубил голову.

полезные сервисы
синтоист синтоист
толковый словарь

м.

1. Приверженец синтоизма.

2. Представитель синтоизма.

энциклопедический словарь

СИНТОИ́СТ -а; м. Сторонник синтоизма.

Синтои́стка, -тки; мн. род. -ток, дат. -ткам; ж. Разг.

орфографический словарь

синтои́ст, -а

формы слов

синтои́ст, синтои́сты, синтои́ста, синтои́стов, синтои́сту, синтои́стам, синтои́стом, синтои́стами, синтои́сте, синтои́стах

грамматический словарь

синтои́ст мо 1a

полезные сервисы
синтоистка синтоистка
толковый словарь

ж.

жен. к сущ. синтоист

орфографический словарь

синтои́стка, -и, род. п. мн. ч. -ток

полезные сервисы
синтоистский синтоистский
энциклопедический словарь

СИНТОИ́СТСКИЙ -ая, -ое. к Синтои́зм и Синтои́ст. С. храм. С-ая религия.

орфографический словарь

синтои́стский

полезные сервисы
синтокаин синтокаин
синонимы

сущ., кол-во синонимов: 1

полезные сервисы
синтол синтол
словарь ударений

синто́л

синонимы

сущ., кол-во синонимов: 1

язык (247)

полезные сервисы
синтометрин синтометрин
синонимы

сущ., кол-во синонимов: 1

полезные сервисы
синтомицин синтомицин
орфографический словарь

синтомици́н, -а

формы слов

синтомици́н, синтомици́ны, синтомици́на, синтомици́нов, синтомици́ну, синтомици́нам, синтомици́ном, синтомици́нами, синтомици́не, синтомици́нах

синонимы

сущ., кол-во синонимов: 2

грамматический словарь

синтомици́н м 1a

сканворды

- Антибиотик.

полезные сервисы
синтомициновый синтомициновый
орфографический словарь

синтомици́новый

грамматический словарь

синтомици́новый п 1a

полезные сервисы
синтон синтон
сканворды

- Психологический клуб Н.И.Козлова.

полезные сервисы
синтонин синтонин
синонимы

сущ., кол-во синонимов: 2

полезные сервисы
синтофлекс синтофлекс
синонимы

сущ., кол-во синонимов: 1

полезные сервисы
синтофол синтофол
синонимы

сущ., кол-во синонимов: 1

полезные сервисы