СТЕНДАЛЬ (Stendhal; псевд., наст. имя - Анри Мари Бейль, Beyle)
СТЕНДАЛЬ
(1783-1842), французский писатель. Родился 23 января 1783 в Гренобле в семье среднего достатка. Впечатления детских лет позже отозвались в воззрениях и парадоксах зрелого писателя. Во всех основных романах Стендаля присутствует тема заговора молодых, полных жизни людей против тупых и деспотичных старцев. При этом Бейль не был демократом, чурался простонародья, искал общества принцев, кардиналов и герцогинь, а в качестве псевдонима использовал фальшивый титул ("барон де Стендаль"). Правильнее всего назвать его революционером-аристократом, снобом с республиканскими убеждениями. В школе Бейль усиленно занимался геометрией, видя в этом единственную возможность уехать из Гренобля и вырваться из-под власти отца. В шестнадцать лет ему удалось добиться разрешения поступить в парижскую Политехническую школу. В мае 1800 записался добровольцем в армию. Участие в итальянской кампании 1800-1802 оказало на него определяющее влияние. Юность, свобода, любовь, опасности и музыка вызвали в нем прилив энтузиазма, а страстную привязанность к итальянскому народу он сохранил до конца своих дней. Во время наполеоновских походов Бейль занимал должность офицера интендантской службы и, несомненно, преувеличивал пережитые им ужасы. Он принимал чаще всего косвенное участие во многих крупных сражениях, в том числе в Бородинском, и при отступлении из Москвы выказал мужество и твердость духа. Однако по внутреннему своему складу он не годился ни для воинской службы, ни для чиновничьей карьеры. Когда в 1814 Наполеон отрекся от престола, Бейль едва ли не с радостью отправился в Италию, чтобы заняться литературным трудом. Книга Рим, Неаполь и Флоренция (Rome, Naples et Florence, 1817) вышла под псевдонимом Стендаль и обнаружила его восторженный дилетантизм; путевые впечатления перемешаны здесь с легковесной социальной и эстетической критикой. Однако позже, в трактате О любви (De l'amour, 1822), проявилась склонность Стендаля к самоанализу. Как и в его великих романах, откровенная мечтательность сопровождается здесь сухим разоблачительным анализом безумной склонности к мечтам. Вынужденный покинуть Милан по настоянию австрийской полиции, которая справедливо подозревала его в связях с карбонариями, Стендаль вернулся в Париж и стал зарабатывать на жизнь работой в газетах и журналах. Он выпустил памфлет в защиту романтиков Расин и Шекспир (Racine et Shakespeare, 1823); написал на скорую руку биографию Дж.Россини (также изданную в 1823); составил путеводитель Прогулки по Риму (Promenades dans Rome, 1829) и целую серию обзорных статей, появившихся без имени автора во французских и английских журналах (в переводе). Первой его попыткой в беллетристике стал роман Арманс (Armance, 1827). Следующий роман, Красное и черное (Le rouge et le noir, 1831), полностью раскрыл его писательские возможности. Прототипом Жюльена Сореля был молодой провинциал Антуан Берте, который в 1827 был осужден и казнен за убийство своей любовницы. Эпизод уголовной хроники предстал у Стендаля трагедией талантливой личности, не нашедшей применения своим способностям и энергии в эпоху Реставрации (время действия в книге - примерно 1826-1830). Июльская революция 1830 избавила Стендаля от финансовых затруднений: ему удалось вновь поступить на государственную службу. Свободное время он всецело отдавал творчеству. Задуманный в трех томах роман был оставлен после двух первых книг; сатира на французских политиков, исповедующих принцип "золотой середины", получила название Люсьен Левен (Lucien Leuwen, 1834-1836; опубл. полностью в 1929) - по имени главного героя. Ламьель (Lamiel, 1839-1842; опубл. полностью в 1928), комический роман о воспитании чувств замечательной девушки, также не был завершен, осталось несколько его редакций. Стендаль издал множество Итальянских хроник (Les chroniques italiennes, 1837-1839) на основе ренессансных рукописей и памфлетов, найденных им в Риме (Виттория Аккорамбони, Семья Ченчи, Герцогиня ди Паллиано и другие); написал ряд автобиографических книг, из которых лучшая - Жизнь Анри Брюлара (Vie d'Henri Brulard, 1835; опубл. в 1890); во время своих многочисленных отпусков путешествовал по Франции и впоследствии опубликовал размышления о родной стране под названием Записки туриста (Memoires d'un touriste, 1838). Наконец, в чудесном порыве вдохновения, он за 52 дня создал свой шедевр - Пармскую обитель (La Chartreuse de Parme, 1839). Одним из величайших открытий романа стали батальные сцены. Битва при Ватерлоо увидена глазами почти случайного ее участника, неискушенного, растерянного юноши, неспособного связать и осмыслить ее отдельные эпизоды. Новое вдение войны у Стендаля и свою зависимость от него отмечали и Л.Н.Толстой, и Э.Хемингуэй. Толчок сюжету романа дали итальянские хроники, описывавшие ранние годы А.Фарнезе, позднее папы Павла III, а также некоторые обстоятельства жизни скульптора и писателя Б.Челлини. Однако это глубоко современный роман (его действие завершается в начале 1830-х годов), рисующий послереволюционное возрождение деспотии. О.Бальзак написал о романе восторженную статью, особенно высоко оценив единственную в творчестве Стендаля батальную сцену.
Умер Стендаль в Париже 22 марта 1842.
ЛИТЕРАТУРА
Виноградов А.К. Стендаль и его время. М., 1960 Прево Ж. Стендаль: Опыт исследования литературного мастерства и психологии писателя. М. - Л., 1960 Стендаль. Библиография русских переводов и критической литературы на русском языке. 1822-1960. М., 1961 Фрид Я.В. Стендаль: Очерк жизни и творчества. М., 1969 Реизов Б.Г. Стендаль: Философия истории. Политика. Эстетика. Л., 1974 Реизов Б.Г. Стендаль: Художественное творчество. Л., 1978 Андрие Р. Стендаль, или Бал-маскарад. М., 1985 Мюллер-Кочеткова Т.В. Стендаль: Встречи с прошлым и настоящим. Рига, 1989 Стендаль. Собрание сочинений, тт. 1-18. М., 1993 Стендаль. Собрание сочинений, тт. 1-5. М., 1995
Стендаль (Stendhal)
(наст. имя и фамилия Анри Мари Бейль, A. Marie Beyle) (1783 - 1842)
Французский писатель.
Афоризмы, цитаты -
Стендаль. Stendhal. Биография
Любовь - восхитительный цветок, но требуется отвага, чтобы подойти и сорвать его на краю пропасти.
Все можно познать, только не самого себя.
Любовь - единственная страсть, которая оплачивается той же монетой, какую сама чеканит.
Удовольствия каждого человека различны и часто противоположны; этим объясняется, почему то, что для одного индивидуума - красота, для другого - безобразие.
Праздность - мать скуки.
О силе одной страсти надо судить по силе другой, которой ради нее пожертвовали.
Наслаждение - всякое ощущение, которое душа предпочитает лучше испытать, чем не испытывать.
Любовь прощает все, за исключением добровольного отсутствия.
Ничтожество литературы есть симптом состояния цивилизации.
Музыка, когда она совершенна, приводит сердце в точно такое же состояние, какое испытываешь, наслаждаясь присутствием любимого существа, то есть, что она дает, несомненно, самое яркое счастье, какое только возможно на земле.
Главное достоинство языка - в ясности.
Любовь - это соревнование между мужчиной и женщиной за то, чтобы доставить друг другу как можно больше счастья.
Великий человек подобен орлу: чем выше он взлетел, тем меньше доступен взору; за свое величие он наказан душевным одиночеством.
Один развод, наказывающий мужа за его деспотизм, предохраняет от тысячи дурных браков.
В мире чувства есть лишь один закон - составить счастье того, кого любишь.
Даже суровость любимой женщины полна бесконечного очарования, которого мы не находим в самые счастливые для нас минуты в других женщинах.
Участь глубокой старости зависит от того, на что потрачена молодость.
Когда любишь, не хочешь пить другой воды, кроме той, которую находишь в любимом источнике. Верность в таком случае - вещь естественная. В браке без любви менее чем через два месяца вода источника становится горькой.
Все религии основаны на страхе многих и ловкости нескольких.
Ноты - это лишь искусство записывать идеи, главное - это иметь их.
Писателю необходима такая же отвага, как солдату: первый должен так же мало думать о критиках, как второй - о госпитале.
Человек живет на земле не для того, чтобы стать богатым, но для того, чтобы стать счастливым.
Нельзя называться политиком, если не обладаешь терпением и способностью сдерживать гнев.
Роман - зеркало на большой дороге. В нем отражается то лазурное небо, то грязь, лужи, ухабы. И человека, у которого зеркало, вы обвиняете в безнравственности.. Зеркало отражает грязь, и вы обвиняете зеркало. Обвиняйте лучше дорогу с ухабами или дорожную инспекцию.
Стендаль
(Анри-Мари Бейль) (1783-1842 гг.) писатель
Архитектурный облик здания, который вызывает у нас чувство, соответствующее его назначению, это и есть стиль.
Будем трудиться, потому что труд - это отец удовольствия.
В любви-страсти совершенное счастье заключается не столько в близости, сколько в последнем шаге к ней.
В мире чувства есть лишь один закон - составить счастье того, кого любишь.
Велико искусство прививать людям прекрасные идеи, которые учат жертвовать всем для счастья рода людского.
Чем более велик художник, тем сильнее он должен желать чинов и орденов, служащих ему защитой.
Всякое восстание против чужеземных захватчиков - дело законное и есть первый долг каждого народа.
Гибкость ума может заменить красоту.
Главное достоинство языка - в ясности.
Да, половина - и притом прекраснейшая половина - жизни остается скрытой для человека, не любившего со страстью.
Даже суровость любимой женщины полна бесконечного очарования, которого мы не находим в самые счастливые для нас минуты в других женщинах.
Дело не в том, чтобы научиться рисовать, а в том, чтобы научиться мыслить.
Живопись - это искусство, при помощи которого художник изображает страсть через черты лица и положение тела и волнует зрителя своим отношением к сюжету, сочувственным и ироническим.
Извинить Бога может только то, что его нет.
Когда любишь, не хочешь пить другой воды, кроме той, которую находишь в любимом источнике. Верность в таком случае - вещь естественная.
В браке без любви менее чем через два месяца вода источника становится горькой.
Корабль жизни поддается всем ветрам и бурям, если не имеет трудового балласта.
Любить - значит испытывать наслаждение, когда ты видишь, осязаешь, ощущаешь всеми органами чувств и на как можно более близком расстоянии существо, которое ты любишь и которое любит тебя.
Любовь в стиле Вертера открывает душу для всех искусств, для всех сладостных и романтических впечатлений: для лунного света, для красоты лесов, для красоты живописи, - словом, для всякого чувства прекрасного…
Любовь - восхитительный цветок, но требуется отвага, чтобы подойти и сорвать его на краю ужасной пропасти.
Мир станет более справедливым, если станет более целомудренным.
Мое счастье было бы полным, если бы оно не являлось победой, - в чем единственно заключается счастье глупца.
Не пренебрегайте ничем из всего, что может вас сделать великим.
Недостаточно того, чтобы были дарования; надо также, чтобы общественное мнение современников указало для творческих их усилий подлинно прекрасное.
Нельзя называться политиком, если не обладаешь терпением и способностью сдерживать гнев.
Ноты - это лишь искусство записывать идеи, главное - это иметь их.
О силе одной страсти надо судить по силе другой, которую для нее пожертвовали.
Одно из самых прекраснейших преимуществ ума - то, что он доставляет человеку уважение в старости.
Одному человеку не дано соединять в себе все таланты.
Очень малой степени надежды достаточно, чтобы вызвать к жизни любовь. Через два-три дня надежда может исчезнуть; тем не менее любовь уже родилась.
Писателю необходима такая же отвага, как солдату: первый должен так же мало думать о критиках, как второй - о госпитале.
Пока я не полюбил, я был ничтожен именно потому, что подчас очень хотел считать себя великим.
Полюбив, самый разумный человек не видит больше ни одного предмета, каков он на самом деле… Женщина, большей частью заурядная, становится неузнаваемой и превращается в исключительное существо.
Почти все несчастья в жизни происходят от ложного представления о том, что с нами случается. Следовательно, глубокое знание людей и здравое суждение о событиях приближают нас к счастью.
Праздность - мать скуки.
Роман - это зеркало, с которым идешь по большой дороге. Оно отражает то лазурь небосвода, то грязные лужи и ухабы.
Романтизм - это искусство давать народам такие литературные произведения, которые при современном состоянии их обычаев и верований могут доставить им наибольшее наслаждение.
Стараться быть самим собою - единственное средство иметь успех.
Страсти нельзя увидеть непосредственно глазами, как, например, пожар или погребальные игры. Видны только их проявления… Их можно найти в собственном своем сердце.
Стремление к новому есть первая потребность человеческого воображения.
Стыдливость - мать самой прекрасной из всех страстей человеческого сердца - любви.
Труд - это отец удовольствия.
Умение вести разговор - это талант.
Умереть за друга при каких-нибудь исключительных обстоятельствах менее возвышенно, чем ежедневно и втайне жертвовать собой ради него.
Участь глубокой старости у обоих полов зависит от того, на что потрачена молодость.
Цель личной выгоды у художника убивает всякое произведение искусства.
Человек живет на земле не для того, чтобы стать богатым, но для того, чтобы стать счастливым.
Чем сильнее у человека характер, тем менее склонен он к непостоянству в любви.
Юность - время отваги.
Я ничего не сделаю для своего личного счастья, пока не перестану страдать оттого, что плохо выгляжу в чьих-то глазах.
Анекдоты кружков, в которых он жил, неизвестны публике, и понадобилось бы огромное количество страниц, чтобы воспроизвести их со всеми необходимыми оттенками.
Большинство мужчин просят доказательств любви, которые, по их мнению, рассеивают все сомнения; для женщин, к несчастью, не существует таких доказательств.
В любой партии, чем человек умнее, тем меньше он принадлежит к собственной партии.
В уединении можно приобрести все что угодно, кроме характера.
Взглядом можно сказать все, а между тем от взгляда всегда можно отречься, так как он не может быть повторен в точности.
Влюбленные весьма безрассудны, думая о том, как бы получше одеться; в присутствии любимого человека женщина занята совсем иным, чем размышлениями о его туалете.
Всякий разумный довод наносит обиду.
Выйдя из моды, музыка не становится от этого хуже, а между тем не производит больше впечатления на простодушные сердца молодых девушек. Может быть, она им нравилась лишь потому, что вызывала восторг в молодых людях.
Для влюбленного нет друзей.
Единственным извинением Бога служит то, что он не существует.
Женская прелесть происходит отнюдь не от невежества.
Как-то Мелани сказала мне: «Не будь женщины кокетками, вы бы заставили нас сделаться ими». Сегодня я говорю: «Не будь мы фатами, женщины сделали бы нас ими».
Когда мы уверены в любви какой-нибудь женщины, нас интересует степень ее красоты; когда мы сомневаемся в ее сердце, нам некогда думать о ее лице.
Когда подумаешь, что есть настолько смелые мужчины, что смотрят в лицо женщине, подходят к ней, жмут ей руку и без ужаса говорят: Хотите выйти за меня, быть моей женой? - то нельзя не удивляться тому, до чего доходит человеческая отвага.
Красота есть лишь обещание счастья.
Любимая женщина излучает больше очарования, чем имеет.
Любовь - единственная страсть, которая оплачивается той же монетой, какую сама чеканит.
Любящие часто сомневаются в том, во что верят больше всего.
Мадемуазель де Соммери, будучи поймана своим любовником на месте преступления, храбро это отрицала, а когда тот стал горячиться, заявила: «Ах, я прекрасно вижу, что вы меня разлюбили; вы больше верите тому, что вы видите, чем тому, что я говорю».
Модное здание через десять лет утратит молодость и станет устарелым. Оно сделается менее неприятным на глаз через двести лет, когда мода забудется.
Можно познать все, кроме себя самого.
Мужчина не может сказать почти ничего дельного о том, что происходит в сердце нежной женщины; другое дело - кокетка: чувственность и тщеславие присущи и нам.
Нам приятна ревность лишь тех, кого мы сами могли бы ревновать.(Со ссылкой на г-жу де Куланж.)
Правописание не создает гениев.
Продавать себя ухитряется та, которой не удалось отдаться.
Слабая страсть обостряет ум, сильная - притупляет.
Слезы - высшая степень улыбки.
Стыдливость - один из источников любви к нарядам; одевшись именно так, а не иначе, женщина обещает себя в большей или меньшей степени. Вот почему наряды неуместны в старости.
Провинциалка, пытающаяся в Париже следовать моде, обещает себя в несуразнейшей форме и этим поднимает себя на смех. Провинциалкам, попадающим в Париж, следует для начала одеваться так, как будто им уже тридцать лет.
Трудно не преувеличивать счастье, которым тебе не дано насладиться.
Чрезвычайно красивые женщины вызывают не такое уж изумление при второй встрече.