Женское имя.
Имя собственное.
ХИНДЕМИТ (Hindemith) Пауль (1895-1963) - немецкий композитор, альтист, дирижер, музыкальный теоретик. Гастролировал как участник квартета Л. Амара (в т. ч. в России). В 20-е гг. ведущий представитель немецкого неоклассицизма. Оперы, в т. ч. "Кардильяк" (1926), "Художник Матис" (1938), "Гармония мира" (1957), балеты, симфонии и камерные произведения, оратории.
Хи́ндемит Пауль (Hindemith) (1895-1963), немецкий композитор, альтист, дирижёр, музыкальный теоретик. Гастролировал, в том числе как участник квартета Л. Амара. В 1938-39 и с 1953 жил в Швейцарии, в 1940-52 - в США. Один из крупнейших композиторов XX в., ведущий представитель немецкого неоклассицизма. Оперы (всего около 10), в том числе «Художник Матис» (1938), «Гармония мира» (1957), симфонии, концерты, в том числе для альта с оркестром (1935), камерно-инструментальный ансамбли, в том числе квартеты, для фортепьяно - 3 сонаты, цикл «Ludus tonalis» (1942), хоровые сочинения, вокальный цикл «Житие Марии» (2-я ред., 1948). Автор учения о композиции (т. 1-3, 1937-70).
* * *
ХИНДЕМИТ Пауль - ХИ́НДЕМИТ (Hindemith) Пауль (1895-1963), немецкий композитор, альтист, дирижер, музыкальный теоретик. Гастролировал как участник квартета Л. Амара (в том числе в России). В 1920-е годы ведущий представитель немецкого неоклассицизма (см. НЕОКЛАССИЦИЗМ) . Оперы «Кардильяк» (1926), «Художник Матис» (1938), «Гармония мира» (1957), балеты, симфонии и камерные произведения, оратории.
ХИНДЕМИТ Пауль (Hindemith, Paul)
ПАУЛЬ ХИНДЕМИТ в окружении репортеров.
(1895-1963), немецкий композитор и педагог, с начала Второй мировой войны живший в США. Родился 16 ноября 1895 в Ханау, учился там же в Высшей музыкальной школе у А. Мендельсона и Б. Зеклеса. Во время учения проявил выдающиеся исполнительские способности и был принят скрипачом в оркестр Франкфуртской оперы (концертмейстер скрипок, 1915-1923). Выдающийся альтист, он с 1922 по 1929 играл в известном Квартете Амара. Хиндемит рано обратился к композиции, и на его музыку сразу же обратили внимание. Уже к 1925 он был признан выдающимся современным немецким автором, и его сочинения исполнялись на всех крупных фестивалях. С 1927 по 1937 Хиндемит преподавал композицию в берлинской Высшей музыкальной школе, но в 1934 нацисты заклеймили искусство Хиндемита как "большевистское" и исполнение его сочинений было запрещено. В течение трех последующих лет композитор продолжал работать под сильным политическим давлением, а затем прекратил педагогическую деятельность в Германии, откликнулся на предложение Мустафы Кемаля Паши и занялся организацией музыкальной жизни в Турции. В 1940 Хиндемит эмигрировал в США и преподавал композицию в Йельском университете. В 1953 вернулся в Европу, приняв приглашение Цюрихского университета. С 1955 Хиндемит делил свое время между педагогикой и дирижированием. Умер Хиндемит во Франкфурте-на-Майне 28 декабря 1963.
Музыка. Обширное по объему творчество Хиндемита отличается многосторонностью. Его ранние сочинения, относящиеся главным образом к камерно-инструментальным жанрам, отражают антиромантическую тенденцию, характерную для немецкого искусства в период после Первой мировой войны. Однако в зрелом стиле композитора резкость диссонансов и тональная неопределенность в значительной степени смягчаются. В 1927 Хиндемит начал свой вполне удавшийся творческий эксперимент: он обратился к сочинению т.н. Gebrauchsmusik - бытовой музыки для школьного и домашнего музицирования; среди произведений этого рода можно выделить оперетту Туда и обратно (Hin und zurck, 1927). Симфония Художник Мтис (Mathis der Maler, 1934), основанная на темах одноименной оперы Хиндемита, обозначила новое стилистическое направление, характерное для позднего периода творчества композитора. Вполне тональная, насыщенная умеренно диссонантным контрапунктом, симфония может служить отличной иллюстрацией к теории композиции, изложенной автором в его Руководстве по музыкальной композиции (Unterweisung im Tonsatz, 1937-1970). Теория Хиндемита не порывает радикально с классической, а является ее логическим продолжением, и этим объясняется значительное влияние учения на современных музыкантов. Идеи, заявленные в первой книге, получили развитие в последующих трудах автора: Упражнения в двухголосии (1941), Традиционная гармония (1943, вторая редакция - 1946) и Элементарная теория для музыкантов (1946). Мысли Хиндемита о музыке и музыкантах нашли яркое отражение в его книге Мир композитора (A Composer's World, 1952), в основе которой лежат лекции, прочитанные в Гарвардском университете в 1949-1950. Хиндемит написал также интересный очерк об И.С.Бахе (1950). Наиболее значительными среди крупных сочинений Хиндемита зрелого периода являются оперы Кардильяк (Cardillac, 1926, вторая редакция 1952) и Новости дня (Neues vom Tage, 1929, вторая редакция 1953), вокальный цикл Житие Марии (Das Marienleben, 1922-1923, вторая редакция 1936-1948), соната для скрипки и фортепиано ми мажор (1935), 3 фортепианных сонаты (1936), скрипичный концерт (1939), симфония in Es (1940), Симфонические метаморфозы тем Вебера (1943), масштабный фортепианный цикл Игра тональностей (Ludus tonalis, 1942), реквием на стихи Уитмена (When Lilacs Last in the Dooryard Bloomed, 1946), Sinfonia Serena (1946), Концерт для валторны с оркестром (1949), Симфония для духового оркестра (1951), кантата Ite, Angeli Veloces для солистов, хора, оркестра и ансамбля духовых (1955) и симфония Гармония мира (Die Harmonie der Welt, 1951) по мотивам одноименной оперы, законченной в 1957.
ЛИТЕРАТУРА
Левая Т.Н. П. Хиндемит: Жизнь и творчество. М., 1974 П. Хиндемит: Статьи и материалы. М., 1979
Пауль Хиндемит.
ХИНДЕМИТ (Hindemith) Пауль (1895 - 1963), немецкий композитор, альтист, дирижёр, музыкальный теоретик. Гастролировал в странах Европы, Америки, Азии (в 1927 в СССР). Музыка Хиндемита эмоционально уравновешенна, основа стиля - линеарная полифония с тональным центром; в произведениях 20-х гг. - черты неоклассицизма. Оперы (около 10): "Художник Матис" (1938), "Гармония мира" (1957); симфонии, концерты с оркестром, в том числе для альта (1935), камерно-инструментальные ансамбли, фортепьянные и хоровые произведения, вокальный цикл "Житие Марии" (2-я редакция, 1948).
нескл. м.
Государственный и один из литературных языков Индии, сложившийся на основе народно-разговорного языка хиндустани и санскрита; одна из двух (хинди и урду) литературных форм хиндустани.
ХИ́НДИ, нескл., муж. Индоевропейский язык индийской группы, государственный язык Индии. Западный, восточный х.
ХИ́НДИ неизм.; м. [др.-перс.] Государственный язык Индии, сложившийся на основе народно-разговорного языка хиндустани и санскрита; одна из двух (хинди и урду) литературных форм хиндустани. Западный, восточный х. Прозаический х. Слово написано на х. Изучать х.
* * *
хи́нди - официальный и один из основных литературных языков Индии, относится к индийской группе индоевропейской семьи языков. Письменность на основе алфавита деванагари.
* * *
ХИНДИ - ХИ́НДИ, официальный язык Индии, один из основных литературных языков, относится к индийской группе индоевропейской семьи языков. Письменность на основе алфавита деванагари (см. ДЕВАНАГАРИ).
ХИНДИ - официальный язык Индии, один из основных литературных языков, относится к индийской группе индоевропейской семьи языков. Письменность на основе алфавита деванагари.
Хи́нди -
один из индийских (индоарийских)
языков. Официальный и один из основных литературных языков Индии. Распространён в штатах
Уттар-Прадеш, Мадхья-Прадеш, Харьяна, Бихар, Раджастхан, Химачал-Прадеш
и на союзной территории Дели. Число говорящих свыше 200 млн. чел. Диалекты хинди распадаются на 2 группы, обладающие
структурными различиями: западную (кхари боли, хариани, брадж, канауджи
и бундели) и восточную (авадхи, багхели и чхаттисгархи). В более широком
смысле понятие «хинди» распространяется также на группы соседних
диалектов и языков: бихари (бходжпури, майтхили, магахи), раджастхани
(марвари, мевари, малви и др.) и пахари (кумаони, гархвали, химачали и
др.).
Среди близкородственных языков хинди занимает центральное место как
географически, так и типологически: в нем меньше
старых флективных форм, чем в языках, лежащих
западнее; в то же время агглютинация здесь не
достигла такого развития, как в восточных (бенгальском языке и др.). Для фонологической системы характерны
смыслоразличительная долгота и назализация
распределяются по тем же 5 основным локальным рядам, что и в
большинстве индоарийских языков, взрывные противопоставлены по
глухости - звонкости и непридыхательности - придыхательности. Морфология хинди изобилует аналитическими формами, образуемыми у имени с
помощью послелогов (первообразных, или
«простых», и производных, или «сложных»), у глагола - с помощью вспомогательных глаголов
(первичных, передающих основные значения времени и наклонения, и
вторичных, передающих значения способа действия и ряд других). Для синтаксиса характерна эргативная конструкция предложения при сказуемом,
выраженном формой совершенного вида переходного глагола. В отличие от урду, хинди широко использует санскритские лексические и словообразовательные средства.
Современный литературный хинди, опирающийся на диалект кхари боли
(хиндустани), формируется с начала 19 в. (ранее - поэзия на диалектах
брадж и авадхи). Родоначальником современной прозы на хинди считается
Бхаратенду Харишчандра (1850-85). Поэзия хинди на основе кхари боли
складывается с конца 19 в. Для хинди используется письмо
деванагари (см. Индийское письмо).
Гуру К., Грамматика хинди, пер. с хинди, ч. 1-2, М.,
1957-62;
Катенина Т. Е., Язык хинди, М., 1960;
Чернышёв В. А., Диалекты и литературный хинди, М.,
1969;
Kellogg S. H., A grammar of the Hindi language,
L., 1938.
Русско-хинди словарь, под ред. В. М. Бескровного,
М., 1957;
Хинди-русский словарь, т. 1-2, под ред. В. М. Бескровного, М.,
1972;
Mānak hindī koṣ. Khaṇḍ 1-5, Prayāg, 1962-66;
Hindī śabdasāgar, Bhāg 1-11, Vārānasī, 1965-75.
Г. А. Зограф.
хинди (др.-инд. "Синдху" Инд)
Язык индийской группы индоевропейской семьи языков; письмо разработано на основе алфавита деванагари; государственный язык, один из литературных языков Индии.
Пользуется письмом деванагари.
Хинди - одна из литературных форм языка, на котором говорят
хиндустанцы. Иногда общенародный язык хиндустанцев, так же как и одну
из литературных форм, называют хинди.
Язык хиндустанцев в литературной форме хинди является
государственным языком Республики Индии.
Число хиндустанцев в Индии и Пакистане достигает 200 млн.
человек.
Принадлежит к индийской группе индоевропейских языков.
ХИНДИ - самый значительный, по числу говорящих, территории употребления и литературной обработке, из индийских языков.
прил.
1. Говорящий, пишущий на хинди.
2. Издаваемый на хинди.
3. Населенный теми, кто говорит на хинди.
ХИНДИЯЗЫ́ЧНЫЙ -ая, -ое.
1. Говорящий, пишущий на хинди. Х-ое население.
2. Создаваемый, издаваемый на хинди. Х-ая газета.
3. Населённый людьми, говорящими на хинди. Х. район индийского города. Х. штат.
ХИНДРЕЙ (Hindrey) Карл Аугуст (1875-1947) - эстонский писатель. Романы о современности "Rowne путешествует" (1933), "Урмас и Мерике" (1935-36), "Лето без происшествий" (1937). Сборники новелл ("Сердца", 1938), путевых очерков. Книги для детей. Мемуары.
Хи́ндрей Карл Аугуст (Hindrey) (1875-1947), эстонский писатель. Романы о современности «Rowne путешествует» (1933), «Урмас и Мерике» (1935-36), «Лето без происшествий» (1937). Сборники новелл («Сердца», 1938), путевых очерков. Книги для детей. Мемуары.
* * *
ХИНДРЕЙ Карл Аугуст - ХИНДРЕЙ (Hindrey) Карл Аугуст (1875-1947), эстонский писатель. Романы о современности «Rowne путешествует» (1933), «Урмас и Мерике» (1935-36), «Лето без происшествий» (1937). Сборники новелл («Сердца», 1938), путевых очерков. Книги для детей. Мемуары.
Хиндуста́н (на языке хинди), 1) название Индии.
2) Название Северной Индии (в противоположность Декану).
3) Историческая область расселения хиндустанцев.
* * *
ХИНДУСТАН - ХИНДУСТА́Н (на яз. хинди),
1) название Индии.
2) Название Сев. Индии (в противоположность Декану).
3) Историческая область расселения хиндустанцев (см. ХИНДУСТАНЦЫ).
ХИНДУСТАН (на яз. хинди) -..1) название Индии
2)] Название Сев. Индии (в противоположность Декану)
3) Историческая область расселения хиндустанцев.
ХИНДУСТАН ТАЙМС - «ХИНДУСТА́Н ТА́ЙМС» (Hindustan Times), индийская ежедневная газета на английском языке, с 1923, Дели.
-----------------------------------
«Хиндуста́н Таймс» («Hindustan Times»), индийская ежедневная газета на английском языке, с 1923, Дели.
"ХИНДУСТАН ТАЙМС" ("Hindustan Times") - индийская ежедневная газета на английском языке, с 1923, Дели.
I нескл. м.
Наиболее распространённый из новоиндийских языков, сложившийся на основе диалектов хинди.
II нескл. мн.
1. Население Хиндустана (Северной Индии).
2. Представители этого населения; хиндустанцы.
III нескл. м. и ж.
см. хиндустани II 2.
ХИНДУСТАНИ - ХИНДУСТА́НИ, см. хиндустанцы (см. ХИНДУСТАНЦЫ).
хиндуста́ни, неизм.; нескл., м. (диалект кха́ри бо́ли, на который опирается современныйлитературный хи́нди)
Хиндуста́нцы (хиндустани), этническая общность, основное население Хиндустана (свыше 245 млн. человек, 1992). Свыше 656 тыс. человек за пределами Индии. Состоят из многих локальных групп. Язык хинди. Верующие в основном индуисты, часть придерживается традиционных верований.
* * *
ХИНДУСТАНЦЫ - ХИНДУСТА́НЦЫ (хиндустани), этническая общность, основное население Хиндустана, состоят из многих родственных по происхождению и близких по языку, культуре и быту локальных групп, границы между которыми весьма неопределенны; объединяет их всех единый литературный язык - хинди. Хиндустанцы составляют большинство населения трех североиндийских штатов - Уттар-Прадеш, Мадхья- Прадеш, Харьяна.
Разные группы говорят на многочисленных диалектах хинди - кхари боли (на его основе сложился литературный язык), бангару, брадж, канауджи, бундели (западные диалекты), авадхи, багхели, чхаттисгархи (восточные диалекты). Постепенно хиндустанцы формируются в единый этнос. Общая численность оценивается в 250 млн. человек. Верующие - в основном индуисты, часть придерживается традиционных верований.
Основное занятие хиндустанцев - земледелие; главные культуры - пшеница, просяные (баджра и джовар), ячмень, бобовые, на юге - рис, масличные (сурепица, горчица, кунжут), сахарный тростник, хлопчатник. Распространены ручное ткачество - производство хлопчатобумажных тканей, в частности муслина, и изделий: сари, дхоти, ковров (дари), художественных шелковых тканей; производство чеканной и гравированной посуды; гончарство. В деревнях живут в глинобитных хижинах, крытых соломой или листьями, городские дома строят из камня. Одежда общеиндийского типа: мужчины носят набедренную повязку (дхоти) или узкие белые брюки, рубашку и род длинного кафтана на сплошной застежке спереди. На голове - тюрбан или белая шапочка. Женщины одеваются в сари и кофточки. Сохраняется деление на касты, особенно в сельской местности.
ХИНДУСТАНЦЫ (хиндустани) - этническая общность, основное население Хиндустана (св. 245 млн. человек, 1992). Св. 656 тыс. человек - за пределами Индии. Состоят из многих локальных групп. Язык хинди. Верующие - в основном индуисты, часть придерживается традиционных верований.
ХИНДУСТАНЦЫ, хиндиязычное население северной Индии, включает следующие народности: кхари-боги, харианы, брадж, каначджи, бундели, авадхи, багхели, чтаттисчархи, группа народов общей численностью 245000 тыс. чел. Основная страна расселения: Индия - 244000 тыс. чел. Другие страны расселения: Непал - 600 тыс. чел., Пакистан - 400 тыс. чел. Язык - хинди. Религиозная принадлежность верующих: индуисты.