ж.
Создание кино- или телефильма на основе литературного произведения.
ЭКРАНИЗА́ЦИЯ, экранизации, мн. нет, жен. (неол. кино). Приспособление чего-нибудь для показывания в кинематографе, на экране. Экранизация новеллы.
ЭКРАНИЗА́-ИЯ, -и, ж.
ЭКРАНИЗА́ЦИЯ -и; ж.
1. к Экранизи́ровать. Э. романа Э. оперы. Эта новелла не поддаётся экранизации.
2. Фильм, созданный на основе литературного произведения, пьесы, спектакля и т.п. Удачная э. рассказа. Старая э. "Идиота" Достоевского. Новая э. Шекспира.
* * *
экраниза́ция - интерпретация средствами кино произведений прозы, драматургии, поэзии, а также оперных и балетных либретто.
* * *
ЭКРАНИЗАЦИЯ - ЭКРАНИЗА́ЦИЯ, интерпретация средствами кино произведений прозы, драматургии, поэзии, а также оперных и балетных либретто.
ЭКРАНИЗАЦИЯ - интерпретация средствами кино произведений прозы, драматургии, поэзии, а также оперных и балетных либретто.
-и, ж.
Создание фильма на основе какого-л. произведения театрального искусства или литературы, не предназначенного специально для кино.
Экранизация романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Экранизация оперы.
◊
Я узнал, что на киностудии Ленфильм готовится экранизация пьесы Максима Горького «Враги». Гардин, Воспоминания.
ЭКРАНИЗА́ЦИЯ - термин имеет два значения: 1) фильм, созданный на основе произв. др. иск-ва, лит-ры, оперы, балета, театр. спектакля; 2) процесс пер. на яз. экрана произв. др. иск-ва. Наиб. распростр. вид - Э. лит. произв. Э. - самая активная (хотя и не единственная) форма взаимодействия двух иск-в, кино и лит-ры. На всех этапах своего существования кинематограф последовательно обращается к Э. лит-ры, причем в каждый период отношения кинематографа с лит-рой имеют свою специфику. Именно во взаимодействии с лит-рой происходило становление кино как иск-ва. Первый рус. худ. ф. "Понизовая вольница" был Э. рус. нар. песни "Из-за острова на стрежень". Рус. кинорепертуар 1910-х гг. почти целиком состоит из Э. Именно в эти годы кинематограф впервые обращается к классич. лит-ре, интенсивно экранизируя Пушкина (около 50 ф.), Лермонтова, Толстого, Достоевского. На этом раннем этапе кино использует в лит. произв. только фабулу, воплощая ее на экране в самом примитивном варианте. Однако этот процесс тотального поглощения кинематографом лит. сюжетов, практически не давший значительных Э., объективно был для кинематографа плодотворен: кино не только получало от лит-ры жизн. материал, темы и характеры, но и училось иск-ву рассказа. На самой ранней стадии отношения кино и лит-ры достаточно односторон-ни: обогащаясь за счет лит-ры, кино еще бессильно дать новую жизнь лит. произв. Лишь немногие фильмы 10-х гг. ("Пиковая дама" по А. С. Пушкину, 1916; "Отец Сергий" по Л. Н. Толстому, 1918, оба - реж. Я. Протазанов; "Поликушка" по Толстому, 1919, реж. А. Санин) поднимаются до оригин. интерпретации лит. произв. По мере развития кино усложняются, насыщаются смыслом и его отношения с лит-рой. Пытаясь найти экранный аналог лит. стиля и приемов, кино обогащало свою стилистику, вырабатывало свою систему выразит. средств. Большую роль в этом плане сыграли такие Э., как "Шинель" (по Н. Гоголю, 1926, реж. Г. Козинцев и Л. Трауберг), "Мать" (по М. Горькому, 1926, реж. В. Пудовкин). В 30-е гг. обращение к лит-ре помогло кинематографу освоить звучащее слово, укрепило возникшее в фильмах этого времени интерес к разработке индивид. характера. Образцами нового типа Э. стали "Чапаев" (по Д. Фурманову, 1934, реж. бр. Васильевы), "Гроза" (по А. Островскому, 1934, реж. В. Петров), "Петр Первый" (по А. Толстому, 1937-39, реж. Петров) и кинотрилогия по Горькому "Детство", "В людях", "Мои университеты" (1938-40, реж. М. Донской). В 50-60-е гг. кино с помощью лит-ры постигает законы субъективной камеры, построение сюжета по принципу внутр. монолога. Эти открытия закреплены в таких значительных Э., как "Летят журавли" (по пьесе В. Розова "Вечно живые", реж. М. Калатозов, 1957), "Судьба человека" (по М. Шолохову, реж. С. Бондарчук, 1959), "Иваново детство" (по рассказу В. Богомолова, реж. А. Тарковский, 1962), "Дама с собачкой" (по А. Чехову, реж. И. Хейфиц, 1960). Экранизируя эпич. лит. произв., кино осваивает способ романного мышления. Вновь обратившись в период своей зрелости к рус. классич. наследию, кинематограф предлагает зрителю уже не "живые картины", не робкие иллюстрации, но самостоят. произв. иск-ва, включающие классику в сферу совр. худож. сознания. В 60-80-е гг. появились интересные Э. ром. и пов. Л. Толстого ("Война и мир", реж. Бондарчук, 1966-67; "Крейцерова соната", реж. М. Швейцер, 1988; "Анна Каренина", реж. А. Зархи, 1968; "Простая смерть", реж. А. Кайдановский, 1988); Ф. Достоевского ("Преступление и наказание", реж. Л. Кулиджанов, 1970; "Братья Карамазовы", реж. И. Пырьев, 1969; "Униженные и оскорбленные", реж. А. Эшпай, 1990), И. Гончарова ("Несколько дней из жизни Обломова", реж. Н. Михалков, 1980), Горького ("Васса", 1983 и "Мать", 1990, оба - реж. Г. Панфилов). Обретая глубину истолкования лит-ры, Э. обретает и худож. независимость от лит. первоисточника. Способы Э. не поддаются жесткой регламентации. Равные права имеют самые крайние варианты - от точного следования лит. тексту, от поиска зрит. эквивалента, макс. приближенного к лит. стилю, до самой свободной интерпретации лит. сюжета. В кино новейшего периода самое широкое распространение получили Э. "по мотивам", именно с ними связаны заметные успехи кинематографа в сфере Э. Это "Неоконченная пьеса для механического пианино" Михалкова (по Чехову), "Мольба" (по В. Пшавеле) и "Древо желаний" (по Г. Леонидзе) Т. Абуладзе, "Среди серых камней" (по В. Короленко) и "Перемена участи" (по С. Моэму) К. Муратовой, "Двадцать дней без войны" (по К. Симонову) и "Мой друг Иван Лапшин" (по Ю. Герману) А. Германа, "Господин оформитель" (по А. Грину) О. Тепцова и т. п. Традиционно считавшаяся главной проблема соответствия фильма экранизируемому лит. произв. отступает на второй план перед иной значимой для Э. проблемой: сотворчества как диалога. Диалогизм предполагает макс. свободу киноинтерпретации лит. произв. Значимость Э. проверяется не столько верностью первоисточнику, сколько включенностью книги и фильма в совр. культурный контекст. Аналогичные процессы происходят и в мир. кинематографе, где к Э. обращались такие крупные реж., как А. Куросава в Японии, Л. Висконти и П. Пазолини в Италии, Р. Брессон и Ж. Ренуар во Франции, Д. Лин в Англии, О. Уэллс и Д. Форд в Америке.
Лит.: Вартанов А. Образы литературы в графике и кино. М., 1961; Погожева Л. Из книги в фильм. М., 1961; Литература и кино. М.; Л., 1965; Маневич И. Кино и литература. М., 1966; Фрадкин Л. Второе рождение. М., 1967.
Кадр из фильма «Бег» по одноименной пьесе М. Булгакова. Реж. А. Алов и В. Наумов
экраниза́ция, -и
экраниза́ция, экраниза́ции, экраниза́ций, экраниза́циям, экраниза́цию, экраниза́цией, экраниза́циею, экраниза́циями, экраниза́циях
экраниза́ция ж 7a
ЭКРАНИЗАЦИЯ и, ж. écran m. Создание кинофильма на основе какого-л. произведения театрального искусства или литературы, не предназначенного специально для кино. БАС-1. - Лекс. Уш. 1940: экраниза/ция.
ЭКРАНИЗАЦИЯ [< фр. ecran - экран] - создание кино- или телефильма на основе литературного произведения.
- Процесс перетаскивания литературного произведения в кинопроизводство.
- Превращение литературного произведения в кинофильм.
- Режиссёрское прочтение романа-бестселлера.
- Интерпретация средствами кино произведений прозы, драматургии, поэзии, а также оперных и балетных либретто.
ср.
1. процесс действия по несов. гл. экранизировать
2. Результат такого действия; создание кино- или телефильма на основе литературного произведения.
экранизи́рование, -я
ЭКРАНИЗИ́РОВАННЫЙ, экранизированная, экранизированное; экранизирован, экранизирована, экранизировано (неол. кино). прич. страд. прош. вр. от экранизировать.
ЭКРАНИЗИ́РОВАННЫЙ -ая, -ое. Воплощённый в кино-, телеверсии. Э. роман. Э-ая жизнь античного героя.
экранизи́рованный; кратк. форма -ан, -ана
экранизи́рованный, -ан, -ана, -ано, -аны
ЭКРАНИЗИ́РОВАТЬ, экранизирую, экранизируешь, совер. и несовер., что (неол. кино). Произвести (производить) экранизацию чего-нибудь. Экранизировать роман.
ЭКРАНИЗИ́РОВАТЬ, -рую, -руешь; -анный; сов. и несов., что. Снять (снимать) для показа в кино, по телевидению (спектакль, представление) или положить (класть) в основу создания фильма (литературное произведение). Э. оперу. Э. роман, повесть.
ЭКРАНИЗИ́РОВАТЬ -рую, -руешь; св. и нсв. что. Создать - создавать фильм на основе литературного произведения, пьесы, спектакля и т.п. Э. пьесу. Л.Толстого много экранизировали.
◁ Экранизи́роваться, -руется; страд. Экраниза́ция (см.).
-рую, -руешь; сов. и несов., перех.
Произвести (производить) экранизацию.
[Произведения Чехова] передают по радио, читают с эстрады, изучают в школах, ставят в театрах, экранизируют. Павленко, Наш Чехов.
экранизи́ровать, -рую, -рует
экранизи́ровать св-нсв 2a
ЭКРАНИЗИРОВАТЬ écran m. Производить экранизацию. БАС-1. Я рассказал Анатолию Васильевичу < Луначарскому>.., что думаю экранизировать его пьесу "Слесарь и канцлер". Гардин Восп.- Лекс. Уш. 1940: экранизи/ровать; экранизи/роваться.
ЭКРАНИЗИРОВАТЬ // ЭКРАНИРОВАТЬ
Составляют гнездо пар с паронимами экранизированный // экранированный, экранизируя // экранируя, экранизирование // экранирование.
ЭКРАНИЗИРОВАТЬ. Создать (создавать) кинофильм на основе какого-либо произведения театрального искусства или литературы, не предназначенного специально для кино. Экранизировать: ~ спектакль, оперу, балет, роман, повесть.
• Экранизировали один за другим разные рассказы Лавренёва. А. Штейн. Небо в алмазах.
ЭКРАНИРОВАТЬ (спец.). Предохранить (предохранять) кого-что-либо от посторонних воздействий, внешних влияний и т. п.
Экранировать: ~ человека, источник света, кабель, провод, катод; ~ от огня, от воздействия тока, от действия анода; ~ щитом, заслонкой, сеткой.
• Если провода, несущие токи высокой или низкой частоты и создающие паразитные связи, нельзя сделать короткими, их надо экранировать. Ю. Костыков, Л. Ермолаев. Первая книга радиолюбителя.
экранизи́ровать(ся), -зи́рую, -зи́руешь, -зи́рует(ся) (создать фильм по лит. произведению и показать егона экране)
ЭКРАНИЗИ́РОВАТЬСЯ, экранизируюсь, экранизируешься, несовер. (неол. кино). страд. к экранизировать.
ЭКРАНИЗО́ВАННЫЙ, экранизо́ванная, экранизо́ванное; экранизо́ван, экранизо́вана, экранизо́вано (неол. кино). прич. страд. прош. вр. от экранизовать.
ЭКРАНИЗОВА́ТЬ, экранизу́ю, экранизу́ешь, совер. и несовер., что (неол. кино). То же, что экранизировать.
ЭКРАНИЗОВАТЬ écran m. То же, что экранизировать. Уш. 1940.
ЭКРАНИЗОВА́ТЬСЯ, экранизу́юсь, экранизу́ешься, несовер. (неол. кино). страд. к экранизовать.
прил., кол-во синонимов: 5
ср.
Способ защиты кого-либо или чего-либо от постороннего воздействия, вредного влияния и т.п. с помощью экрана [экран I 1.].
-я, ср. тех.
Предохранение, защита и т. д. кого-, чего-л. посредством экрана (экранов) от посторонних воздействий, вредных влияний и т. п.
экрани́рование, -я
ЭКРАНИРОВАНИЕ я, ср. écran m. спец. Способ защиты, предохранения кого-, чего-л. от посторонних воздействий, вредных влияний и т. п. Экранирование тепловое. БАС-1. - Лекс. СИС 1937: экрани/рование.
ЭКРАНИРОВАНИЕ [< фр. ecran - экран] - защита оборудования, биологических объектов и человека от посторонних влияний электрического и магнитного поля, разного рода излучений.
Экрани́рование магни́тное - защита от магнитного поля при помощи экранов из ферромагнитных материалов с низкими значениями остаточной индукции и коэрцитивной силы, но с высокой магнитной проницаемостью.
* * *
ЭКРАНИРОВАНИЕ МАГНИТНОЕ - ЭКРАНИ́РОВАНИЕ МАГНИ́ТНОЕ, защита от магнитного поля при помощи экранов из ферромагнитных материалов с низкими значениями остаточной индукции и коэрцитивной силы, но с высокой магнитной проницаемостью.
ЭКРАНИРОВАНИЕ МАГНИТНОЕ - защита от магнитного поля при помощи экранов из ферромагнитных материалов с низкими значениями остаточной индукции и коэрцитивной силы, но с высокой магнитной проницаемостью.
ЭКРАНИ́РОВАННЫЙ, экранированная, экранированное; экранирован, экранирована, экранировано (физ., тех.). прич. страд. прош. вр. от экранировать.
-ая, -ое. тех.
1. прич. страд. прош. от экранировать.
2. в знач. прил.
Имеющий соответствующую защиту от внешних влияний.
экрани́рованный; кратк. форма -ан, -ана
экрани́рованный, -ан, -ана, -ано, -аны
ЭКРАНИ́РОВАТЬ, экранирую, экранируешь, совер. и несовер., что (физ., тех.). Снабдить (снабжать) экраном (см. экран во 2 знач.) для защиты от внешних влияний. Экранировать прибор.
ЭКРАНИ́РОВАТЬ -рую, -руешь; св. и нсв. кого-что. Спец. Предохранить - предохранять кого-, что-л. от посторонних воздействий, от вредных влияний и т.п. (обычно с помощью экрана). Э. кого-л. от радиоактивных излучений. Э. открытое пространство от магнитного поля. Атмосфера экранирует Землю от космоса. Экранирующая сетка.
◁ Экрани́роваться, -руется; страд. Экрани́рование, -я ср. Тепловое э. Э. от радиации. Э. приборов. Экраниро́вка, -и; ж. Э. реактора. Надёжная э.
-рую, -руешь; прич. страд. прош. экрани́рованный, -ван, -а, -о; сов. и несов., перех. тех.
Произвести (производить) экранирование.
ЭКРАНИРОВАТЬ, -рую, -руешь; несов., что кому и без доп.
Мешать, отвлекать, загораживать, путаться под ногами.
экрани́ровать, -рую, -рует
Syn: защищать
экрани́ровать св-нсв 2a
ЭКРАНИРОВАТЬ écran m. Снабжать экраном для защиты от внешних влияний. Э. прибор. Уш. 1940. Производить экранирование. Экранирующая сетка. БАС-1. Такая сетка экранирует защищаемое сооружение <от молнии>. ТЭ 1938 6 109. Он < Подклетнов> говорил лишь о возможности экранировать силу тяжести. НИЖ 1999 1 100. Проверить сопротивление цепей экранирующих сеток и анодов. Руководство 1954 77.
экрани́ровать(ся), -ни́рую, -ни́руешь, -ни́рует(ся) (предохранить кого-что-л. с помощью экрана)
ЭКРАНИ́РОВАТЬСЯ, экранируюсь, экранируешься, несовер. (физ., тех.). страд. к экранировать.
ж. разг.
Способ защиты кого-либо или чего-либо от постороннего воздействия, вредного влияния и т.п. с помощью экрана [экран I 1.]; экранирование.
экраниро́вка, -и
экраниро́вка, экраниро́вки, экраниро́вок, экраниро́вке, экраниро́вкам, экраниро́вку, экраниро́вкой, экраниро́вкою, экраниро́вками, экраниро́вках