м.
1. Тот, кто наблюдает за чем-либо, смотрит на что-либо.
2. Тот, кто смотрит сценическое представление, фильм, спортивное состязание.
м.
1. Тот, кто наблюдает за чем-либо, смотрит на что-либо.
2. Тот, кто смотрит сценическое представление, фильм, спортивное состязание.
ЗРИ́ТЕЛЬ - сущ., м., употр. часто
Морфология: (нет) кого? зри́теля, кому? зри́телю, (вижу) кого? зри́тель, кем? зри́телем, о ком? о зри́теле; мн. кто? зри́тели, (нет) кого? зри́телей, кому? зри́телям, (вижу) кого? зри́тели, кем? зри́телями, о ком? о зри́телях; сущ., ж. зри́тельница
1. Зрителем является человек, который смотрит кино, спектакль или другое представление.
По данным дирекции кинотеатра, этот фильм собрал уже более ста тысяч зрителей. | Зритель важен для актёра, актёр чувствует его дыхание, его настроение.
2. Зрителем можно назвать человека, который смотрит на какое-то происшествие, наблюдает за чем-то.
На месте аварии зрителей становилось всё больше, мы молча стояли и смотрели.
зри́тельский прил.
ЗРИ́ТЕЛЬ, зрителя, муж. (книжн.). Очевидец, наблюдатель, тот, кто смотрит на что-нибудь. Я также вмешался в толпу зрителей.
|| Смотрящий на сценическое представление, зрелище. Места для зрителей. «- Это была необыкновенная минута, спектакль великолепный! И между тем только один был зрителем.» Гоголь.
ЗРИ́ТЕЛЬ, -я, муж.
1. Тот, кто наблюдает происходящее со стороны (устар.). З. происшествия.
2. Тот, кто смотрит представление, фильм, спортивное состязание. Театральные зрители.
| жен. зрительница, -ы.
| прил. зрительский, -ая, -ое (ко 2 знач.).
"ЗРИТЕЛЬ" - 1) ежемесячный журнал, Санкт-Петербург, с февраля по декабрь 1792. Издатели: И. А. Крылов, А. И. Клушин, П. А. Плавильщиков. Содержал критику крепостного права, выступал против сентиментализма.
2) Еженедельный сатирический журнал, Санкт-Петербург, с июня по декабрь 1905 (25 номеров) и в нач. 1908 (11 номеров).
-я, м.
1. Тот, кто смотрит на что-л., наблюдает за чем-л.
Спустя несколько времени происходила свадьба. В запотелые стекла любопытные зрители могли видеть внутренность лачуги, битком набитой гостями. Гл. Успенский, Будка.
Чужих страданий жалкий зритель, Я жизнь растратил без плода. И. Никитин, Горькие слезы.
Бой на Алме был первый виденный им бой, и воспринимал он его только издали, как любой зритель. Сергеев-Ценский, Севастопольская страда.
2. Тот, кто смотрит сценическое или экранизированное представление.
Опустился занавес, зажглась гигантская хрустальная люстра, зрители встали, аплодируя актерам. Л. Линьков, Горькая правда.
зри́тель, зри́тели, зри́теля, зри́телей, зри́телю, зри́телям, зри́телем, зри́телями, зри́теле, зри́телях
сущ., кол-во синонимов: 13
болельщик (21)
быдлозритель (1)
видок (13)
галерочник (2)
кинозритель (1)
любозритель (1)
наблюдатель (42)
свидетель (22)
слушатель (8)
смотрельщик (3)
созерцатель (3)
театрал (2)
телезритель (2)
см. наблюдатель
- «Соглядатай» в театре.
- Человек, который платит за то, что ему закатывают сцены.
- Театральный прихожанин.
- Наблюдатель явления.
- Клиент кинопроката.
- Едок попкорна в кинозале.
- Потребитель киношной продукции.
- Творец аплодисментов.
- Созерцающий спектакль.
- Свидетель спектакля.
- Буква З в ТЮЗе.
- Журнал, с которым сотрудничал Чехов.
↑ окружающий мир, для (кого), когда-л.
зрительная картина - образ окружающего мира, воспринимаемый зрением.
картина. картина природы.
вид (отсюда открывается хороший #. оттуда открылся хороший #).
панорама.
перспектива - вид вдаль;
плоское изображение пространства по законам геометрии.
пейзаж. ландшафт.
перед глазами у кого.
↓ зрелища, ФОТОГРАФИЯ
▼ небо
ЗРИ́ТЕЛЬНАЯ НАГЛЯ́ДНОСТЬ.
Наглядные пособия и предметы окружающей действительности, используемые в качестве средства обучения и рассчитанные на зрительное восприятие. Включает натуральную, художественно-изобразительную и графическую наглядность (предметы, действия, рисунки, репродукции, таблицы, схемы, диафильмы, слайды и др.).
Зри́тельная труба́ - увеличительный прибор для визуального наблюдения удалённых предметов, состоит из объектива, окуляра и, обычно, оборачивающей системы. Зрительная труба - наиболее распространённая оптическая система (телескоп, бинокль, подзорная труба и др.). Увеличение зрительной трубы равно отношению фокусного расстояния объектива к фокусному расстоянию окуляра.
* * *
ЗРИТЕЛЬНАЯ ТРУБА - ЗРИ́ТЕЛЬНАЯ ТРУБА́, увеличительный прибор для визуального наблюдения удаленных предметов, состоит из объектива, окуляра и обычно оборачивающей системы (см. ОБОРАЧИВАЮЩАЯ СИСТЕМА). Зрительная труба - наиболее распространенная оптическая система (телескоп, бинокль, подзорная труба и др.). Увеличение зрительной трубы равно отношению фокусного расстояния объектива к фокусному расстоянию окуляра.
ЗРИТЕЛЬНАЯ труба - увеличительный прибор для визуального наблюдения удаленных предметов, состоит из объектива, окуляра и обычно оборачивающей системы. Зрительная труба - наиболее распространенная оптическая система (телескоп, бинокль, подзорная труба и др.). Увеличение зрительной трубы равно отношению фокусного расстояния объектива к фокусному расстоянию окуляра.
ЗРИТЕЛЬНАЯ ТРУБА, оптический увеличительный прибор для визуального наблюдения удаленных предметов; состоит из объектива и окуляра, расположенных так, что задний фокус объектива совмещен с передним фокусом окуляра. Наиболее распространенная оптическая система (телескоп, бинокль, подзорная труба и другие). Зрительные трубы известны с конца 16 - начла 17 веков. В 1609 зрительную трубу 20-кратного увеличения с отрицательной линзой в окуляре построил Г. Галилей; в 1610 - 11 другой вариант зрительной трубы предложил И. Кеплер. В этой трубе с положительным окуляром получается перевернутое изображение, поэтому в ней дополнительно установлена оборачивающая система. Разновидность зрительной трубы для наблюдения одним глазом - подзорная труба, обладает увеличением ~10 раз и широко использовалась в армии и на флоте в 17 - 19 веках.
ЗРИ́ТЕЛЬНИЦА, зрительницы (книжн.). женск. к зритель.
зри́тельница, зри́тельницы, зри́тельниц, зри́тельнице, зри́тельницам, зри́тельницу, зри́тельницей, зри́тельницею, зри́тельницами, зри́тельницах
сущ., кол-во синонимов: 7
болельщица (6)
любозрительница (1)
наблюдательница (20)
свидетельница (11)
слушательница (7)
созерцательница (3)
телезрительница (1)
зрительно-письменный перевод - письменный перевод текста, воспринимаемого зрительно. Традиционно называется письменно-письменный перевод.
См. письменно-письменный перевод.
видение.
видео...
при виде.
своими глазами.
хотя одним глазком [глазом].
одним глазом.
поговорки: гляженое лучше хваленого.
лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
визуальный - воспринимаемый глазом.
↓ визуализация.
кадр.
ЗРИ́ТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯ́ТИЕ (англ. visual perception).
Совокупность процессов построения зрительного образа мира на основе сенсорной информации, получаемой с помощью зрительной системы. Наряду со слуховым восприятием играет важнейшую роль в овладении единицами языка и знакомстве со страной и культурой носителей языка.
ЗРИТЕЛЬНЫЕ ИЛЛЮЗИИ - ЗРИ́ТЕЛЬНЫЕ ИЛЛЮ́ЗИИ (обманы зрения), систематические ошибки зрительного восприятия, а также различные искусственно создаваемые зрительные эффекты и виртуальные образы, основанные на использовании особенностей зрительных механизмов (см. Зрение (см. ЗРЕНИЕ) ).
Использование зрительных иллюзий
С давних пор люди не только поражаются обманам зрения и забавляются зрительными иллюзиями, но и сознательно используют их в своей практической деятельности. Уже тысячи лет зрительные иллюзии целенаправленно используются в архитектуре для создания определенных пространственных впечатлений, например, для кажущегося увеличения высоты и площади залов. Еще более эффективно зрительные иллюзии используются в изобразительном и цирковом искусстве. Зрительные иллюзии стали основой кинематографии и телевидения, учитываются в полиграфии и в военном деле. Создаваемая при помощи технических средств виртуальная зрительная реальность занимает в жизни современного человека огромное место и тесно переплетается с действительностью.
Природа зрительных иллюзий
Зрительные иллюзии связаны с некоторыми ограничениями и погрешностями процесса переработки информации в зрительной системе. Действительно, при рассматривании определенных объектов в специфическом окружении или в особых условиях наблюдения человек зачастую не вполне правильно оценивает размер, форму или цвет объектов, характер их движения, условия освещения и т. д. Часто «ошибочные» видимые образы очень убедительны, и человек, как правило, не может их «откорректировать» по своему желанию, даже если прекрасно осведомлен о том, что он должен был бы видеть, если бы зрение его не обманывало. Кроме того, к разряду зрительных иллюзий относят не только систематические ошибки восприятия, но и множество изобретенных людьми впечатляющих зрительных эффектов, в основе которых лежат фундаментальные свойства зрительных механизмов, а не их недостатки. Таким образом, большинство классических иллюзий, демонстрирующих значительные отличия параметров видимого образа от физических параметров объекта, имеет смысл рассматривать как проявление таких «недостатков» зрительной системы, которые фактически являются продолжением ее достоинств.
В научной и популярной литературе описаны многие сотни зрительных иллюзий. Причины некоторых из них давно установлены, а других - до конца не раскрыты до сих пор. Поскольку видимые образы являются результатом длинной цепи преобразований и анализа световых сигналов на их пути через оптический аппарат глаза, сетчатку и множество мозговых отделов зрительной системы, очевидно, что разные зрительные иллюзии могут отражать особенности функционирования разных звеньев этого пути. В связи с этим зрительные иллюзии естественным образом распадаются на ряд категорий. Одни зрительные иллюзии объясняются свойствами оптического аппарата глаза, другие отражают особенности связей между нейронами сетчатки или зрительной коры, третьи определяются характером взаимодействия двух глаз, четвертые порождаются процессами адаптации или утомления, пятые связаны инерционными свойствами нервных путей, шестые - с влиянием глазодвигательной системы и т. д. Однако процесс познания природы зрительных иллюзий осложняется тем, что причины большинства зрительных иллюзий носят множественный характер, т. е. в эти иллюзии вносит вклад целый комплекс факторов, относящихся к разным этапам процесса переработки зрительной информации.
История изучения зрительных иллюзий
Систематическое изучение зрительных иллюзий началось примерно с середины 19 века. Во второй половине 19 - начале 20 веков было создано множество тестовых изображений, демонстрирующих наличие значительных ошибок в оценке размеров и формы геометрических фигур. В основе этих зрительных иллюзий лежит то обстоятельство, что на формирование видимого образа данного объекта всегда в большей или меньшей мере влияют объекты, располагающиеся по соседству с ним в поле зрения. Иными словами, наше зрительное впечатление о величине и форме объекта зависит от контекста, в котором он рассматривается. Это свойство нашего зрения было замечено очень давно. В частности, было обнаружено, что на воспринимаемую длину, кривизну и ориентацию линий большое влияние оказывают размеры фигур, в которые они включены, а также наличие прилегающих или пересекающих линий. Многие из придуманных в то время геометрических зрительных иллюзий стали классическими.
Прогресс техники в последние десятилетия неизмеримо увеличил возможности создания новых иллюзий, большая часть которых относится к числу динамических, т. е. возникающих при наблюдении подвижных и меняющихся изображений, которые удобно генерировать при помощи компьютерной техники.
Геометрические иллюзии
Одна из самых популярных и изученных зрительных иллюзий - иллюзия Мюллера-Лиера (Mueller-Lyer, 1889). Исходный рисунок содержит два равных горизонтальных отрезка с прилегающими более короткими отрезками разной ориентации, создающими впечатление стрелок и усиков. Большинству испытуемых отрезок со стрелками кажется значительно короче отрезка с усиками. Если уменьшать отрезок с усиками до тех пор, пока он не покажется равным отрезку со стрелками, у многих взрослых людей объективная разница в длине отрезков превысит 30% (ошибки в оценке длины изолированных отрезков обычно не превосходят 1-2%).
Иллюзии Целльнера демонстрируют влияние наклонных пересекающих линий на восприятие параллельности. Можно представить 2 варианта таких иллюзий. В первом случае прямые параллельные линии пересекаются пучком лучей, расходящихся из центральной точки. Параллельные линии воспринимаются заметно искривленными - расстояние между центральными точками кажется больше, чем между крайними. Во втором случае более близкая к точке расхождения лучей вертикальная сторона квадрата кажется длиннее противоположной.
Зрительные иллюзии, обусловленные перспективой, возникают, если сравниваемые по величине отрезки или фигуры накладываются на сетку линий, намекающих на трехмерность сцены. При этом создается впечатление разной удаленности фигур, так как человеку трудно отрешиться от влияния своего жизненного опыта, говорящего ему, что объекты равной величины, находящиеся на разных расстояниях от глаз, должны быть видны под разными углами зрения, и наоборот - объекты, видимые под равными углами зрения, но находящиеся на разных расстояниях, должны иметь разную величину.
Бинокулярные иллюзии
Возникновение бинокулярных зрительных иллюзий обусловлено работой механизмов бинокулярного зрения. Например, если свернуть лист писчей бумаги в трубочку диаметром около 3 см и глядеть через нее вдаль, приставив ее к одному глазу, а вторым глазом разглядывать ладонь второй руки, приставленную вплотную к дальнему концу трубки, большинство людей увидит в ладони четкую дыру, сквозь которую хорошо просматриваются удаленные предметы. Здесь бинокулярные механизмы объединяют два направления, соответствующие зрительным осям левого и правого глаз, в одно направление. Другой пример бинокулярной зрительной иллюзии можно наблюдать, если поместить кисти рук на расстоянии 30-40 см от лица, расположив указательные пальцы горизонтально и сведя их вместе, а затем посмотреть мимо пальцев вдаль. При этом обычно начинает казаться, что между пальцами появился объект, похожий на сосиску. Эта «виртуальная сосиска» будет тем длиннее, чем дальше будет находится точка фиксации взора. Эта иллюзия объясняется особенностями работы механизмов, формирующих единый бинокулярный образ предмета на основе несколько различающейся информации, поступающей от левого и правого глаз.
Иллюзорные трансформации
Строго говоря, любое изображение может быть истолковано многими различными способами, но зрительная система человека обычно мгновенно отдает предпочтение самой привычной и наиболее вероятной интерпретации, так что воспринимаемый образ не претерпевает радикальных изменений во времени. Однако можно создать изображение, для которого будут равновероятными две или более интерпретации. В таком случае зрительная система будет колебаться в выборе решения, и видимые образы будут сменять друг друга - возникнет иллюзия «выворачивания фигур». Примером могут служить изображения, не содержащие точных признаков того, какие точки находятся ближе (выше) других, в частности - ортографическая проекция куба, заданного только своими ребрами. При длительном наблюдении такого куба кажется, что его передняя и задняя грани все время меняются местами, т. е. куб как бы все время выворачивается. С помощью секундомера можно даже оценить число таких изменений за минуту.
Иллюзии, связанные с когнитивными контурами
Иллюзии Каниши (Kanizsa, 1955) эффектно демонстрируют мощь экстраполяционных и интерполяционных механизмов зрения человека. Основой таких иллюзий являются наборы геометрических фигур с вырезами, соответствующими ситуации частичного прикрывания этих фигур непрозрачным объектом. Хотя на рисунке никаких деталей прикрывающего объекта нет, у зрителя возникает стойкая иллюзия, что он видит его. Это происходит потому, что зрительная система, ориентируясь на вырезы, порождает так называемые когнитивные контуры (порождаемые сознанием человека в силу сложившейся у него системы зрительного восприятия) и немного высветляет образованную ими замкнутую поверхность.
В последние годы было предложено много стереоскопических вариантов иллюзии Каниши - стереопар, позволяющих зрительной системе формировать на основе когнитивных контуров не плоские, а объемные иллюзорные конструкции.
Иллюзии, связанные со сменой ориентации
Хотя зрительные механизмы человека обеспечивают ему возможность узнавать объекты, рассматриваемые в разных ракурсах и в разной ориентации, человек привыкает к определенным условиям наблюдения, преобладающим в повседневной жизни. Вследствие этой привычки разные ориентации объектов становятся для человека существенно неравноправными. Особенно это касается человеческих лиц и печатного текста. Перевернув фотографию человека вверх ногами, мы можем не узнать его или ошибочно оценить выражение его лица, а, перевернув текст, мы будем читать и анализировать его медленнее. Привычка воспринимать объекты в определенной ориентации укрепляется с возрастом, если этому не препятствует характер деятельности человека. Как правило, у дошкольников эта привычка еще не очень сильна. Например, им часто безразлично, как держать книгу во время чтения.
Динамические иллюзии
Если человек долго смотрит на вращающийся структурированный объект, и этот объект внезапно останавливается, человеку начинает казаться, что после остановки объект начинает вращаться в обратную сторону - наблюдается последействие вращения. Эту иллюзию хорошо наблюдать, используя круги со случайно нанесенными пятнами.
При наблюдении вращающихся эксцентрических кольцевых фигур возникает так называемый стереокинетический эффект - объект приобретает сильную иллюзию глубины. Интересно, что при наблюдении одним глазом (монокулярно) иллюзия обычно заметно сильнее, чем при бинокулярном наблюдении, что объясняется влиянием бинокулярных механизмов восприятия глубины. У людей с нарушениями бинокулярного зрения разница между бинокулярными и монокулярными условиями может отсутствовать или иметь обратный знак.
ЗРИ́ТЕЛЬНЫЙ, зрительная, зрительное (книжн.).
1. прил. к зрение. Зрительные впечатления. Зрительная память. Зрительный нерв.
|| Предназначенный для смотрения (спец.). Зрительная труба.
2. Предназначенный для зрителей. Зрительный зал.
ЗРИ́ТЕЛЬНЫЙ -ая, -ое.
1. к Зре́ние. З. нерв. З-ая память (способность запечатлевать и сохранять в течение какого-л. времени образы предметов, людей и т. п.). // Представляющийся или сохраняющийся видимым в сознании, воображении. З. образ. Музыка вызывает какой-л. з. ряд.
2. Предназначенный для зрителей (1 зн.). З. зал.
◊ Зри́тельная труба. Оптический прибор для рассматривания удалённых предметов.
-ая, -ое.
1. Относящийся к зрению.
Зрительный нерв. Зрительная память.
◊
- Дитя не может еще координировать движений рук с зрительными впечатлениями. Короленко, Слепой музыкант.
2. Предназначенный для зрителей (во 2 знач.).
Зрительный зал.
◊
зрительная труба
оптический прибор для рассматривания удаленных предметов.
прил. (ὀπτικός) способный созерцать, созерцающий.
зри́тельный, зри́тельная, зри́тельное, зри́тельные, зри́тельного, зри́тельной, зри́тельных, зри́тельному, зри́тельным, зри́тельную, зри́тельною, зри́тельными, зри́тельном, зри́телен, зри́тельна, зри́тельно, зри́тельны, зри́тельнее, позри́тельнее, зри́тельней, позри́тельней
прил., кол-во синонимов: 7
визуальный (3)
изящный (33)
оптический (6)
пластический (15)
подзорный (7)
предназначенный для зрителей (1)
пространственный (8)
зрительный (# нерв).
макроскопический. <-> микроскопический.
невидимый.
стереоскоп. стереоскопический. объемный.
бинокулярный.
ЗРИТЕЛЬНЫЙ // ЗРИТЕЛЬСКИЙ
ЗРИТЕЛЬНЫЙ. 1. Относящийся к зрению. 2. Предназначенный для зрителей. 3. Такой, с помощью которого рассматривают что-либо.
Зрительн|ый: 1) ~ый нерв; ~ая память; ~ое воспоминание; ~ые впечатления; 2) ~ый зал; 3) ~ая труба (трубка).
• Первым моим зрительным впечатлением оказались берлинские извозчики. А.Коонен. Страницы жизни.
• Когда Савина выходила на сцену в одноактной пьеске «Пациентка», ещё не успев произнести ни одного слова, зрительный зал уже весело смеялся. А.Бруштейн. Страницы прошлого.
• Смотрели и невооружёнными глазами, смотрели и в зрительные трубы, мало что различая благодаря дождю. С.Сергеев-Ценский. Севастопольская страда.
ЗРИТЕЛЬСКИЙ. Относящийся к зрителю, свойственный ему.
Зрительск|ий: ~ая конференция; ~ие трибуны, места; ~ий смех, восторг; ~ие крики, аплодисменты, отзывы, впечатления, интересы.
• Зрительская масса требует объяснения. М.Булгаков. Мастер и Маргарита.
Сравните: зрительное восприятие — восприятие через зрение; зрительское восприятие — восприятие зрителей.
мед.
Мозг - это самый объемистый из элементов центральной нервной системы. Он состоит из двух боковых частей, полушарий головного мозга, соединенных один с другим, и из нижележащих элементов. Он весит около 1200 г.
Два полушария головного мозга отделены один от другого глубокой щелью - междуполушарной щелью. Внутри нее полушарии связаны одно с другим мозолистым телом.
По внешней поверхности полушарий проходят глубокие бороздки, которые называют трещинами. Трещины разделяют мозг на многочисленные доли; в каждом полушарии существует шесть долей: передняя, теменная, затылочная, височная, островковая, мозолистого тела. По поверхности каждой доли проходят менее глубокие бороздки, которые ограничивают внутри себя мозговые извилины; каждая извилина называется в зависимости от ее расположения и по доле, к которой она принадлежит.
Внутри мозга имеются полости, мозговые желудочки, в количестве трех штук (один центральный и два боковых).
Основание мозга представляет собой две маленькие железы, подвешенные на уровне третьего желудочка: эпифиз и гипофиз.
Кора головного мозга имеет многочисленные функции (двигательную, сенсорную, чувствительную и др.) Каждая из функций мозга имеет своё местонахождение в строго определенной зоне коры головного мозга: также на уровне коры имеются двигательные зоны, сенсорные зоны, чувствительные зоны, зоны речи и т. д. К сожалению, большое количество функций мозга нам еще плохо известно, как и их местонахождение на уровне коры мозга; также как и внутренний механизм мышления, ума, памяти, воли нам еще совершенно неизвестен.
Зрительный бугор в основном является реле чувствительности. На этом уровне невроны, появляющиеся из костного мозга, соединяются с конечным невроном, который достигает коры головного мозга.
Полосатые ядра являются двигательными центрами, независимыми от вышележащих центров. Это центр автоматических и непроизвольных движений: например, движения моргания глаз или движение размахивания руками во время движения.
см. тж гипофиз
прил.
1. соотн. с сущ. зритель, связанный с ним
2. Свойственный зрителю, характерный для него.
3. Принадлежащий зрителю.
зри́тельский, зри́тельская, зри́тельское, зри́тельские, зри́тельского, зри́тельской, зри́тельских, зри́тельскому, зри́тельским, зри́тельскую, зри́тельскою, зри́тельскими, зри́тельском, зри́тельск, зри́тельска, зри́тельско, зри́тельски