автомобилево/з, -а
автомобилей и мотоциклов коллекционирование
Энциклопедический словарь
АВТОМОБИЛЕЙ И МОТОЦИКЛОВ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ - АВТОМОБИ́ЛЕЙ И МОТОЦИ́КЛОВ КОЛЛЕКЦИОНИ́РОВАНИЕ, началось фактически сразу после начала их производства, т. е. на рубеже 19 и 20 вв. Уже тогда состоятельные люди, кто из любопытства к технике и ее новинкам, кто из тщеславия (и в те времена считалось, что покупка «железных коней» - явный признак современности взглядов, богатства и удачливости владельца), кто из-за общественного положения (например, своим количеством и качеством автомобилей (см. АВТОМОБИЛЬ) и мотоциклов (см. МОТОЦИКЛ) славилась коллекция гаража Николая II (см. НИКОЛАЙ II Александрович)), стали увлекаться необыкновенным собирательством. Все эти факторы продолжают играть определенную роль и в наши дни. Кроме того, иногда автомобиль приобретается из-за того, что принадлежал какому-нибудь известному лицу (государственному деятелю, актеру, певцу) или «прославился съемками» в популярном фильме.
Некоторые производители автомототехники оставляли у себя экспериментальные, рекордные, гоночные, выставочные экземпляры автомобилей и мотоциклов на память порой из-за невозможности продать или для исследований, экспериментов. Так начинались коллекции собственных музеев заводов, занимающихся производством автомототехники. Впоследствии автомотопроизводители уже целенаправленно собирали (и собирают) автомобили и мотоциклы своих марок. За рубежом полные или практически полные коллекции своих автомобилей и мотоциклов имеют музеи почти всех существующих автомотопроизводителей («Мерседес-Бенц», «БМВ (см. БМВ)», «Порше (см. ПОРШЕ (компания))», «Рено (см. РЕНО) », «Ява» и многие другие). В России практически полную коллекцию своих автомобилей имеет музей завода ГАЗ (см. ГАЗ (компания)).
Коллекционируемые автомобили и мотоциклы условно можно разделить на старинные (старше 20-30 лет) и коллекционные современные (раритетные современные, редкие современные, выпущенные после 1967-1977 гг.).
В свою очередь, сами коллекции делятся по признаку собственности на частные, корпоративные и государственные.
За рубежом есть великое множество коллекций (свыше десяти тысяч). Например, частная коллекция Султана Брунея (около 900 единиц), частная коллекция братьев Шлюмпф (около 2300 единиц, перешла в собственность Французского государства), частная коллекция Генри Малартре (около 130 единиц) и т. д.
В России известна частная коллекция семьи Ломаковых (свыше 85 старинных автомобилей и мотоциклов). Эта уникальная коллекция стала основой коллекции «Музея старинных автомобилей и мотоциклов», создаваемого в Москве. Есть в России и коллекция государственная - в автомобильном отделе Московского политехнического музея.
В России, как и в большинстве стран, имеется общественная организация владельцев автомотостарины и автомотоколлекционеров - «Российский клуб любителей старинных автомобилей и мотоциклов, «Ретромотор», который объединяет коллекционеров и владельцев старинной автомототехники и их местные и тематические (т. е. по определенным маркам и моделям автомототехники) клубы. В мире насчитывается около четырех тысяч подобных клубов (в США - около тысячи).
Эти клубы содействуют сохранению таких памятников истории и культуры, какими являются старинные и коллекционные современные автомобили и мотоциклы, помогая их музеифицировать .
Полезные сервисы
автомобилеопрокидыватель
Орфографический словарь
Синонимы к слову автомобилеопрокидыватель
Морфемно-орфографический словарь
Сканворды для слова автомобилеопрокидыватель
Полезные сервисы
автомобилеразгрузчик
автомобилестроение
Толковый словарь
Энциклопедический словарь
Академический словарь
Слитно. Раздельно. Через дефис
Орфографический словарь
Формы слов для слова автомобилестроение
автомоби́лестрое́ние, автомоби́лестрое́ния, автомоби́лестрое́ний, автомоби́лестрое́нию, автомоби́лестрое́ниям, автомоби́лестрое́нием, автомоби́лестрое́ниями, автомоби́лестрое́нии, автомоби́лестрое́ниях
Синонимы к слову автомобилестроение
Морфемно-орфографический словарь
Сканворды для слова автомобилестроение
Полезные сервисы
автомобилестроитель
Толковый словарь
Словарь ударений
Формы слов для слова автомобилестроитель
автомоби́лестрои́тель, автомоби́лестрои́тели, автомоби́лестрои́теля, автомоби́лестрои́телей, автомоби́лестрои́телю, автомоби́лестрои́телям, автомоби́лестрои́телем, автомоби́лестрои́телями, автомоби́лестрои́теле, автомоби́лестрои́телях
Синонимы к слову автомобилестроитель
Сканворды для слова автомобилестроитель
Полезные сервисы
автомобилестроительный
Толковый словарь
Орфографический словарь
Синонимы к слову автомобилестроительный
Морфемно-орфографический словарь
Полезные сервисы
автомобилетракторостроение
Орфографический словарь
Синонимы к слову автомобилетракторостроение
Морфемно-орфографический словарь
Сканворды для слова автомобилетракторостроение
Полезные сервисы
автомобили
Афоризмы
АВТОМОБИЛИ
Некое существо встало на двух своих задних конечностях, а потом опустилось опять на четыре колеса.
Станислав Ежи Лец
Парень, который изобрел первое колесо, был идиотом, но парень, который изобрел остальные три, был гением.
Сид Сизар
В Библии многое звучит вполне современно - взять хотя бы историю о Ное, который сорок дней искал место для парковки.
Роберт Орбен
Раньше мужчина начинал с поручика, теперь - с «Мерседеса».
Вильгельм Ленц
Кажется, грядут времена, когда младенец будет появляться на свет с левой стопой в форме педали.
Кристофер Холл
В автомобиле сидел стандартный молодой человек из тех, которые выпускаются сериями - вместе с автомобилями.
Эмиль Кроткий
Как описываются машины в рекламных проспектах? «Волнующие», «эффектные», «изящные», «грациозные», «обтекаемой формы». Прямо не знаешь, куда их вести - в гараж или в номер мотеля.
Роберт Орбен
Если мужчина непонятно зачем держит полный гараж машин, значит, гараж для него - эмоциональный заменитель гарема.
Джон Халлибертон
Существует немало механических устройств, усиливающих сексуальное наслаждение, в особенности у женщин. Лучшее из них - «Мерседес-Бенц 380SL» с откидными сиденьями.
Патрик О'Рурк
Ничто так не обесценивает вашу машину, как новая машина соседа.
Если бы американцам приходилось ставить свои холодильники перед своими домами, новые марки холодильников появлялись бы каждую неделю.
Уолтер Рейтер
В семейном бюджете расходы на машину играют такую же роль, как расходы на армию в госбюджете.
Новая машина не может служить показателем того, сколько у вас денег, но может служить показателем того, сколько вы должны.
Опытный автомеханик оценивает стоимость ремонта с удивительной точностью - до одного-двух долларов. Это именно та сумма, которая хранится в вашем бумажнике.
Водитель - самый опасный узел машины.
Лео Кампьон
Если все машины в стране поставить в один ряд, непременно найдется кретин, который попробует их обойти.
Алкоголь с бензином образуют крайне опасную смесь.
«Пшекруй»
Не спи за рулем - стране нужен каждый налогоплательщик.
Телеграфный столб бьет машину только в порядке самозащиты.
Из американского фильма «Ночная езда»
Если вы полагаете, что ремни безопасности неудобны, испробуйте растяжку для берцовой кости.
Если мужчина врезался в чужую машину, он прежде всего заглядывает в свой бумажник, а женщина - в свое зеркальце.
Маргарет Тернбулл
Аварии случаются потому, что нынешние водители ездят по вчерашним дорогам на завтрашних машинах с послезавтрашней скоростью.
Bummopuo Де Сика
Послушав в суде двух свидетелей одного дорожного происшествия, уже не так веришь историкам.
Любой машины хватит до конца жизни, если ездить достаточно лихо.
«Пшекруй»
Не знаю, что думать: то ли моя жена в самом деле на 65-й раз сдала экзамен по вождению, то ли у нее интрижка с инструктором.
Роберт Орбен
Еще ни один пешеход не задавил автомобиля, тем не менее недовольны почему-то автомобилисты.
Илья Ильф
В наше время пешеходы бывают двух видов: быстрые или мертвые.
Жан Риго
Автомобиль благотворно повлиял на состояние нравов: конокрадство почти прекратилось.
(см. ДОРОГИ)
Полезные сервисы
автомобилизация
Толковый словарь
Энциклопедический словарь
АВТОМОБИЛИЗА́ЦИЯ -и; ж. Оснащённость населения автомобилями. Низкий уровень автомобилизации в стране.
Толковый словарь
Автомобилизация, ии, ж.
Оснащенность автомобилями. ССРЛЯ, т. 1, 70.
• Мы становимся страной металлической, страной автомобилизации, страной тракторизации (Сталин). БАС, т. 1, 35.
Орфографический словарь
Формы слов для слова автомобилизация
автомобилиза́ция, автомобилиза́ции, автомобилиза́ций, автомобилиза́циям, автомобилиза́цию, автомобилиза́цией, автомобилиза́циею, автомобилиза́циями, автомобилиза́циях
Синонимы к слову автомобилизация
Морфемно-орфографический словарь
Грамматический словарь
Словарь галлицизмов русского языка
АВТОМОБИЛИЗАЦИЯ и, ж. automobilisme m. 1895. Лексис. Оснащение, оснащенность автомобилями. Большие губернские города и уезды мобилизировались навстречу бегунам <автопробега>: Да! Это была "автомобилизация" России. РБ 1910 7 2 119. Радости автомобилизации оказали на клиентов Адама Казимировича странное влияние: лица у них опухли и белели в темноте, как подушки. Ильф Золот. теленок. Мы становимся страной металлической, страной автомобилизации, страной тракторизации. Сталин Год великого перелома. ТЭ 1937 1 289. Моссовет не ставит своей задачей моторизацию и автомобилизацию страны. Нельзя индустриализировать страну одновременно в качестве тягловой силы опираться .. на конский состав. Ворошилов 1937 171.- Лекс. САН 1932: автомобилиза/ция.
Сканворды для слова автомобилизация
Полезные сервисы
автомобилизм
Толковый словарь
I м.
Комплекс знаний и навыков, необходимых для вождения автомобиля, его обслуживания и ремонта; автодело.
II м.
Автомобильный спорт.
Толковый словарь Ушакова
АВТОМОБИЛИ́ЗМ, автомобилизма, мн. нет, муж. (франц. automobilisme). Автомобильное дело и автомобильный спорт. Успехи советского автомобилизма.
Толковый словарь Ожегова
Словарь существительных
АВТОМОБИЛИ́ЗМ, -а, м
Вид спорта, связанный с состязанием в скорости и виртуозности езды на автомобиле.
Во время спортивных состязаний по автомобилизму выявляются достоинства и конструкторские недостатки автомобилей, участвующих в соревнованиях.
Энциклопедический словарь
Академический словарь
Орфографический словарь
Формы слов для слова автомобилизм
автомобили́зм, автомобили́змы, автомобили́зма, автомобили́змов, автомобили́зму, автомобили́змам, автомобили́змом, автомобили́змами, автомобили́зме, автомобили́змах
Синонимы к слову автомобилизм
Морфемно-орфографический словарь
Грамматический словарь
Большой словарь иностранных слов
автомобилизм
- автомобилизма, мн. нет, м. [фр. automobilisme]. Автомобильное дело и автомобильный спорт.
Словарь галлицизмов русского языка
АВТОМОБИЛИЗМ а, м. automobilisme m. 1895. Лексис. Автомобилизм, спорт на автомобилях. Брокг. 1907.|| Автомобильное дело; автомобильный спорт. Уш. 1 934. Ож. 1986. Курс автомобилизма. РБ 1910 7 2 124. А в это время, может, это смешно сейчас говорить, началось увлечение автомобилизмом, и я как-то переменил лошадь на автомобиль. Звезда 2003 3 4 121.- Лекс. САН 1932: автомобили/зм.
Сканворды для слова автомобилизм
Полезные сервисы
автомобилист
Толковый словарь
Толковый словарь Ушакова
Толковый словарь Ожегова
АВТОМОБИЛИ́СТ, -а, муж. Человек, занимающийся автомобилизмом.
| жен. автомобилистка, -и.
| прил. автомобилистский, -ая, -ое.
Словарь существительных
АВТОМОБИЛИ́СТ1́, -а, м
Человек, который водит автомашину или занимается автомобильным делом, автомобильным спортом. //ж автомобили́стка, -и, мн род. -ток, дат. -ткам.
Надо заметить, что автомобиль тоже был изобретен пешеходами. Но автомобилисты об этом как-то сразу забыли. Кротких и умных пешеходов стали давить. Улицы, созданные пешеходами, перешли во власть автомобилистов (И. Ильф, Е. Петров).
АВТОМОБИЛИ́СТ2́, -а, м
Спортсмен, занимающийся автомобильным спортом, а также тот, кто управляет автомобилем.
// ж автомобили́стка, -и, мн род. -ток, дат. -ткам.
В состязаниях автомобилистов приняли участие лучшие гонщики страны.
АВТОМОБИЛИ́СТ3́, -а, м
Человек, любящий заниматься автомобильным делом, водить машину.
// ж автомобили́стка, -и, мн род. -ток, дат. -ткам.
… Он [Евгений Эдуардович] был чуть ли не первым российским автомобилистом. Сел за руль в двенадцатом году (Довл.).
Энциклопедический словарь
АВТОМОБИЛИ́СТ -а; м.
1. Специалист по автомобильному делу.
2. Водитель автомобиля; владелец автомобиля. Получить права автомобилиста-любителя.
3. Спортсмен, занимающийся автомобильным спортом. Клуб автомобилистов.
◁ Автомобили́стка, -и; мн. род. -ток, дат. -ткам; ж.
Академический словарь
-а, м.
Тот, кто занимается автомобилизмом; водитель автомобиля.
[Шубников] был из самых ранних автомобилистов в городе. Федин, Необыкновенное лето.
По ледовой дороге через пролив автомобилисты перевезли уже много грузов. Ажаев, Далеко от Москвы.
Практический толковый словарь
авто человек, занимающийся авто
Орфографический словарь
Формы слов для слова автомобилист
автомобили́ст, автомобили́сты, автомобили́ста, автомобили́стов, автомобили́сту, автомобили́стам, автомобили́стом, автомобили́стами, автомобили́сте, автомобили́стах
Синонимы к слову автомобилист
сущ., кол-во синонимов: 7
автовладелец (2)
автоводитель (8)
автолюбитель (3)
автоспортсмен (2)
зубилист (1)
спортсмен (139)
шофер (21)
Морфемно-орфографический словарь
Грамматический словарь
Большой словарь иностранных слов
Словарь галлицизмов русского языка
АВТОМОБИЛИСТ а, м. automobiliste m., нем. Automobilist. 1898. Лексис. Автомобилист, самокатчик. Коренблит 1934 1 245. Тот, кто профессионально занимается автомобилизмом. БАС-2. По ледовой дороге через пролив автомобилисты перевезли уже очень много грузов. Ажаев Далеко от Москвы. || Тот, кто занимается автомобилизмом как любитель. БАС-2. Каждый автомобилист обязан подать помощь своему собрату, просящему ее.. В случае остановки автомобиля из-за расходования бензина, шоффер, к которому обратятся за помощью, должен дать просящему бензина из излишнего своего запаса. Автомоб. спутник. // РР 1970 4 64. Русские автомобилисты, предпринимая заграничные путешествия на автомобилях. уже оплаченных в России таможенной пошлиной, получают при выезде так называемые "вывозные свидетельства". 1914. РР 1970 4 64. Я уже не говорю о провинциальной аристократии: там даже губернаторские дома, им, как автомобилистам, был открыт доступ. РБ 1910 7 2 119. <Шубников> был одним из самых ранних автомобилистов в городе. Федин Необыкновен. лето. - Лекс. САН 1932: автомобили/ст; автомобили/стка.
Сканворды для слова автомобилист
- Кто должен следить за дорогой?
- Любитель крутить баранку.
- Оппонент пешехода.
- Пользователь мостовой.
- Российский хоккейный клуб.
Полезные сервисы
автомобилистка
Толковый словарь
Толковый словарь Ушакова
АВТОМОБИЛИ́СТКА, автомобилистки (спорт.). женск. к автомобилист.
Толковый словарь Ожегова
Академический словарь
Орфографический словарь
Формы слов для слова автомобилистка
автомобили́стка, автомобили́стки, автомобили́сток, автомобили́стке, автомобили́сткам, автомобили́стку, автомобили́сткой, автомобили́сткою, автомобили́стками, автомобили́стках
Синонимы к слову автомобилистка
Морфемно-орфографический словарь
Грамматический словарь
Сканворды для слова автомобилистка
Полезные сервисы
автомобиль
Толковый словарь
м.
Транспортное средство с двигателем внутреннего сгорания, предназначенное для перевозки пассажиров и грузов по безрельсовым дорогам.
АВТОМОБИ́ЛЬ - сущ., м., употр. часто
Морфология: (нет) чего? автомоби́ля, чему? автомоби́лю, (вижу) что? автомоби́ль, чем? автомоби́лем, о чём? об автомоби́ле; мн. что? автомоби́ли, (нет) чего? автомоби́лей, чему? автомоби́лям, (вижу) что? автомоби́ли, чем? автомоби́лями, о чём? об автомоби́лях
Автомобиль - это средство передвижения и перевозки пассажиров и грузов по дорогам, которое состоит из корпуса, четырёх колёс, двигателя и других частей.
Легковой, грузовой автомобиль. | Спортивный, гоночный автомобиль. | Водить автомобиль, ехать на автомобиле, добраться куда-либо автомобилем.
Толковый словарь Ушакова
АВТОМОБИ́ЛЬ, автомобиля, муж. (от греч. autos - сам и лат. mobilis - подвижной). Экипаж, приводимый в движение собственным механическим двигателем. Открытый, закрытый автомобиль. Грузовой автомобиль.
Энциклопедический словарь
АВТОМОБИ́ЛЬ -я; м. [франц. automobile от греч. autos - сам и лат. mobilis - подвижный, легко двигающийся]. Самоходная машина с двигателем внутреннего сгорания для перевозки пассажиров и грузов по безрельсовым дорогам. Легковой а. (пассажирский автомобиль с небольшим числом мест). Грузовой а. Спортивный, гоночный а. Ездить на (в) автомобиле. Водить а. А. мчится, сигналит, сбил кого-л. Заправка автомобилей.
◁ Автомоби́льный, -ая, -ое. А-ая шина. А. транспорт. А. завод. А. спорт (вид спорта, предусматривающий состязания на различных гоночных, спортивных, серийных автомобилях и картах).
* * *
автомоби́ль (от авто... и лат. mobilis - подвижной, легко двигающийся), транспортная безрельсовая машина главным образом на колёсном ходу, приводимая в движение собственным двигателем (внутреннего сгорания, электрическим или паровым). Первый автомобиль с паровым двигателем построен Ж. Кюньо (Франция) в 1769-1770, с двигателем внутреннего сгорания - Г. Даймлером, К. Бенцем (Германия) в 1885-1886. Вращение от двигателя передаётся муфте сцепления, коробке передач, дифференциалу и колёсам (ведущему мосту). Различают автомобили: пассажирские (легковые и автобусы), грузовые, специальные (пожарные, санитарные и др.) и гоночные. Скорость легковых автомобилей до 300 км/ч, гоночных свыше 1100 км/ч (1997), грузоподъёмность грузовых автомобилей до 180 т.
* * *
АВТОМОБИЛЬ - АВТОМОБИ́ЛЬ (от авто... и лат. mobilis - подвижной, легко двигающийся), транспортная безрельсовая машина главным образом на колесном ходу, приводимая в движение собственным двигателем (внутреннего сгорания (см. ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ), электрическим (см. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ) или паровым (см. ПАРОВАЯ МАШИНА)). Первый автомобиль с паровым двигателем построен Ж. Кюньо (см. КЮНЬО Никола Жозеф) (Франция) в 1769-70, с двигателем внутреннего сгорания (см. ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ) - Г. Даймлером (см. ДАЙМЛЕР Готлиб), К. Бенцем (см. БЕНЦ Карл) (Германия) в 1885-86. Вращение от двигателя передается муфте сцепления, коробке передач (см. КОРОБКА ПЕРЕДАЧ), дифференциалу (см. ДИФФЕРЕНЦИАЛ (в автомобильном деле)) и колесам (ведущему мосту). Различают автомобили пассажирские (легковые и автобусы), грузовые, специальные (пожарные, санитарные и др.) и гоночные. Скорость легковых автомобилей до 300 км/ч, гоночных до 1020 км/ч (1993), грузоподъемность грузовых автомобилей до 180 т.
* * *
АВТОМОБИ́ЛЬ, транспортная машина с автономным двигателем и колесным (главным образом) ходом, управляемая находящимся в ней человеком. Исторически термин «автомобиль» сложился лишь в конце 19 в., хотя самодвижущиеся транспортные машины (с паровыми, электрическими, позже - бензиновыми двигателями) существовали уже с начала 19 века.
Приоритеты
Известны сотни конструкций, которые могли выполнять транспортные функции и которые нередко называют первыми в истории. Долгие споры о приоритете тех или иных стран, изобретателей и конструкций заставили выработать четыре необходимые и достаточные условия для определения приоритета. Первое - выдвижение идеи транспортной машины упомянутого выше назначения. Второе - оформление юридического документа, который фиксирует авторское право изобретателя или изобретателей на данную идею. Третье условие - постройка работоспособного опытного образца, в котором эта идея воплощена, и его публичные испытания, отмеченные в периодической печати или ином документе-свидетельстве. И четвертое - организация производства изделия для его продажи независимым от создателя изделия потребителям. Названные здесь условия в равной мере применимы как к автомобилю в целом, так и к составляющим его узлам и агрегатам.
Эти фразы, звучащие несколько казенно, позволяют, если принять сформулированные здесь условия, отсеять несоответствующих им претендентов и назвать имя создателя протоавтомобиля. Им является немецкий инженер Карл Бенц (см. БЕНЦ Карл).
Бенц, имевший с 1871 года собственную фабрику газовых двигателей, 25 октября 1882 года оформил патент ДРП 22256 на быстроходный двухтактный мотор. В 1885 году он построил трехколесный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания собственной конструкции, но за пределы фабрики на нем не выезжал. Когда 29 января 1886 года он оформил патент ДРП 37435 на самодвижущийся экипаж как таковой, стало возможным провести публичную демонстрацию своего детища. Выезд состоялся 3 июля 1886 года, и местная газета «Нойе Бадише Линдесцайтунг» написала об этом событии и дала даже ему оценку.
Таким образом, первые три условия приоритета Бенц выполнил. Свой автомобиль он демонстрировал на выставках, но спроса на него не было. Первым покупателем стал парижанин Эмиль Роже в 1887 году. Этот случай заставил изобретателя приступить к постройке партии однотипных машин для продажи. Это была так называемая «Модель III». С 1886 по 1894 год Бенц выпустил 25 таких автомобилей. Тем самым он выполнил четвертое условие, и уже на этой стадии обеспечил себе положение пионера первого автомобиля.
В дальнейшем изобретатель мог бы и прекратить работу в этом направлении. Но он развивал свое дело, и в 1926 году его завод объединился с фирмой «Даймлер», созданной другим изобретателем, Готлибом Даймлером (см. ДАЙМЛЕР Готлиб). Фирма «Даймлер-Бенц (см. ДАЙМЛЕР-БЕНЦ)» существует и поныне, выпуская автомобили «Мерседес-Бенц».
Многие инженеры и изобретатели, работавшие в области автомобилестроения, довольно легко выполняли первые три условия приоритета. Но выполнить четвертое нередко удавалось через несколько десятилетий, когда созревала ситуация для использования предложенной ими конструкции в серийном производстве. Например, дисковый тормоз, примененный английским инженером Ф. Ланчестером (см. ЛАНЧЕСТЕР Фредерик Уильям) на опытном образце автомобиля собственной конструкции, был востребован полвека спустя, когда началась «цепная реакция» его применения.
В конце 19 века автомобилестроение еще находилось в зачаточном состоянии. Господствовало широчайшее разнообразие конструкций, и шел активный поиск канонических инженерных решений. Важнейшим среди них стала компоновочная схема, выдвинутая в 1891 году заводом «Панар-Левассор» (Франция): двигатель - впереди, ведущие колеса - задние. Поворотным пунктом в истории автомобиля явилось также создание В. Майбахом (Германия) распылительного карбюратора в 1892 году. И третьим важнейшим новшеством этого периода следует считать пневматическую шину, предложенную в 1895 году резиновым фабрикантом Э. Мишленом (Франция). Все три на много лет определили общую концепцию автомобиля.
Первооткрыватели
Десятилетие 1896 - 1905 гг. считается в истории автомобиля десятилетием первооткрывателей. Завод «Панар-Левассор» (Франция) в 1896 году построил и стал выпускать первые четырехцилиндровые моторы. Немецкая электротехническая фирма «Р. Бош» в 1897 году нашла практическое решение электрического зажигания с прерывателем. В 1901 увидел свет автомобиль «Мерседес», который явился для многих заводов образцом для подражания и стал на долгое время классической конструкцией.
Но по-прежнему шел поиск необычных инженерных решений. Австрийская фирма «Лохнер» изготовила в 1900 электромобиль с мотор-колесами. Его спроектировал известный впоследствии инженер Ф. Порше (см. ПОРШЕ Фердинанд). А в Голландии фирма «Спайкер» в виде эксперимента построила в 1903 опытный полноприводный легковой автомобиль. Они - «Лохнер» и «Спайкер» - на много лет опережали свое время, как и модели «Лятиль» (Франция) и «Греф-Штифт» 1897 года с передними ведущими колесами.
К сожалению, на рубеже 19 и 20 вв. еще не были решены вопросы создания надежных шарниров равных угловых скоростей, и до внедрения машин с приводом на все или на передние колеса в серийное производство пришлось ждать три десятка лет.
К 1906 году наметился отход от цепной передачи к трансмиссии валом с карданными шарнирами. Правда, на мощных, быстроходных автомобилях сохранялась цепная передача к ведущим колесам. Специалисты утверждали, что такая конструкция обеспечивает меньшие неподрессорные массы.
Классический период
Стремление поднять мощность двигателя выразилось в период 1906-1915 гг. внедрением в 1907 Чедвиком (США) нагнетателя, применением фирмой «Пежо (см. ПЕЖО)» (Франция) в 1912, правда, только на гоночных машинах, моторов с двумя распределительными валами в головках и четырех клапанов на цилиндр. Такая конструкция в серийном производстве была востребована лишь в 1980-е гг.
Несколько важных новшеств появились в 1908 и 1909 годах соответственно. Большие трудности тогда вызывала замена шин на несъемных колесах, имевших в те годы всеобщее распространение. Английская фирма «Рудж Уитворт» начала изготовлять быстросъемное колесо, которое крепилось одной центральной гайкой барашкового типа. А другая английская фирма, «Аррол-Джонстон» выступила пионером установки тормозов на все четыре колеса.
Настоящим же технологическим прорывом, который в дальнейшем открыл дорогу массовому производству автомобилей, стало введение конвейерной сборки. Она применялась в США еще в самом начале 20 в. на заводе «Олдсмобиль», но до совершенства ее довела компания «Форд (см. ФОРД МОТОР)» в 1912-16 гг. Сам Генри Форд (см. ФОРД Генри) очень внимательно подходил к решению технологических проблем, которые способствовали удешевлению производства. Он предложил, например, съемную головку цилиндров. При несъемных головках во время отливки блоков двигателей литейные стержни, которые формировали цилиндры, фиксировались консольно и часто перекашивались. Чтобы исключить брак, Форд пошел на внедрение отъемной головки цилиндров. В результате открылась возможность дать опору другому концу стержня и исключить перекосы.
Отливка отдельной головки оказалась несложной операцией, а для ее уплотнительных прокладок, изготовление которых порождало у изготовителей столько страхов, Форд нашел дешевую технологию.
К 1908 году Франция, которая до того была лидером по выпуску автомобилей, уступила первенство американскому автопрому. США имели прекрасно развитую станкостроительную и инструментальную промышленность. Она могла оперативно выпускать оборудование для новых технологических процессов, которые, в свою очередь, легли в основу массового производства высококачественных и дешевых автомобилей. В итоге с 1916 года завод «Паккард (см. ПАККАРД)» и другие предприятия США получили возможность выпускать V-образные 12-цилиндровые моторы, гидравлические амортизаторы двустороннего действия («Мерсер», 1918), гидропривод тормозов («Дюзенберг (см. ДЮЗЕНБЕРГ)» 1920 г., «Крайслер (см. КРАЙСЛЕР)» 1923).
Романтический период
В свою очередь европейские заводы после окончания Первой мировой войны (1914-18) пошли по пути обновления производства. Фирма «Ситроен (см. СИТРОЕН Андре)» первой в Европе в 1919 году внедрила у себя американскую технологию конвейерной сборки. Французский филиал испанской компании «Испано-Сюиза (см. ИСПАНО-СЮИЗА)», опираясь на опыт производства авиамоторов, начал с 1919 года выпуск моторов, у которых блок и головка цилиндров отливались из алюминиевого сплава. Французская компания «Бугатти (см. БУГАТТИ Этторе)» в 1924 году отважилась отливать из алюминиевого сплава колеса для своих гоночных и спортивных автомобилей.
В эти годы складывалось впечатление, что по обе стороны Атлантического океана все «автомобильные страны» торопятся наверстать упущенное в годы войны время и ускорить технический прогресс. В Америке нефтеперерабатывающая компания «Стандард Ойл» в 1923 году взялась за выпуск этилированного бензина. Добавки дешевых в изготовлении соединений, содержащих свинец, позволяли ощутимо повысить октановое число топлива. В свою очередь, такой бензин не детонировал в моторах с увеличенной степенью сжатия, позволял им развивать более высокую мощность.
В Италии фирма «Ланча» произвела в 1922 году сенсацию, начав выпуск модели «Лямбда» с несущим или, как тогда их называли, безрамным кузовом. Такая конструкция была легче и менее металлоемкой, чем кузов с лонжеронной рамой. В 1930-е гг. многие заводы («Ситроен», «Опель (см. ОПЕЛЬ)» и другие последовали примеру «Ланча».
Наконец, в Германии, стране без собственных месторождений нефти, заводы МАН и «Бенц» освоили в 1923 выпуск первых серийных грузовиков с дизелями, более экономичными, чем моторы, работающие на бензине. Франция тоже вела эксперименты с дизелями, но также оснащала автомобили газогенераторами, поскольку страна могла рассчитывать на поставки нефти только из своих африканских колоний.
На рубеже 1920-30-х гг. автомобилизация в Европе шла на подъем. На этой волне родились новые конструкторские решения, которые обещали полностью изменить облик автомобиля. Французский инженер Ж. Грегуар в 1926 году начал теоретические исследования шарниров равных угловых скоростей. Их называли синхронными шарнирами. К началу 1930-х гг. относится всплеск конструкций с передними ведущими колесами: «Ситроен» во Франции, ДКВ, «Адлер» и «Ауди (см. АУДИ)» в Германии, «Корд» в США.
Большой интерес конструкторы стали проявлять к машинам с независимой подвеской передних колес: «Ситроен» и «Берлие» во Франции, «Мерседес-Бенц» и БМВ (см. БМВ) в Германии, «Альвис»» в Англии, «Студебекер (см. СТУДЕБЕКЕР)» в США. Благодаря ее применению удалось выдвинуть передний торец двигателя вперед, за центры передних колес и, как следствие, сдвинуть весь салон вперед, в более комфортабельную зону.
В свою очередь независимая подвеска вызвала к жизни теоретические исследования управляемости и устойчивости автомобилей. Ими с успехом в середине тридцатых годов занимался в Америке инженер М. Оллей.
Американские фирмы постарались внести свой вклад в эволюцию автомобиля. Завод «Кадиллак (см. КАДИЛЛАК)» с 1928 стал выпускать модели с синхронизаторами в коробках передач. Этот же завод в 1930 г. внедрил гидравлические толкатели клапанов, а «Студебекер» с 1929 г. первенствовал в применении вакуумного автомата опережения зажигания. Европейские же компании выступили с торсионной (см. ТОРСИОН) подвеской колес («Ситроен», 1934)., обтекаемыми кузовами на заднемоторных машинах («Татра», 1935), полуавтоматическими преселективными коробками передач («Майбах», 1929, «Делаж», 1934), гидромуфтами («Дэймлер» 1931).
Автомобиль в период Второй мировой войны
Гидромеханические автоматические коробки передач ведут свое происхождение с 1940 г., когда они появились на американских серийных моделях «Дженерал Моторс (см. ДЖЕНЕРАЛ МОТОРС)», в частности, «Понтиак» и «Олдсмобиль». Американцы в этот период на более дешевых моделях стали устанавливать рычаги переключения передач на рулевой колонке, а завод «Паккард» первым в мире с 1939 взялся комплектовать свои дорогие модели кондиционерами.
Как США, так и Германия в 1936-39 гг. заботливо создавали армейские внедорожные автомобили. Немецкие штабные машины трех унифицированных типов имели независимую подвеску всех колес, колесную формулу 4х4, блокируемые дифференциалы, четыре управляемых колеса. В противовес немецкой конструкторской школе американская создала простейшие по конструкции джипы (см. ДЖИП) с зависимой рессорной подвеской колес.
По требованиям военного департамента США американские заводы «Студебекер», «Шевроле (см. ШЕВРОЛЕ)», «Интернейшнл», РИО развернули в 1942 широкомасштабный выпуск трехосных полноприводных грузовиков грузоподъемностью 2,5 тонны. Их конструкция для многих фирм стала образцом для подражания. Но, наверное, самой интересной конструкцией стал плавающий полноприводный грузовик - амфибия «GMC-DUKV» 1944 года. На нем впервые в мире появилась система централизованного регулирования давления воздуха в шинах.
Германия в преддверии предстоящей войны делала упор на освоение выпуска дизельных грузовиков повышенной проходимости и дизельных легковых моделей («Мерседес-Бенц», 1936). Нельзя обойти вниманием и английский бронеавтомобиль АЕК (1942), первую в мире серийную машину такого типа с дизельным двигателем.
Послевоенный период. «Народные автомобили» и новые концепции
Большинство стран, принимавших участие во второй мировой войне, в годы боевых действий либо полностью свернули производство легковых машин, либо свели его к минимуму. Первые послевоенные годы отмечены также рационированием бензина и нехваткой тонкого стального листа для штамповки деталей кузова. Голод на новые автомобили промышленность взялась удовлетворять недорогими машинами, преимущественно малолитражными («Ситроен (см. СИТРОЕН Андре)», ФИАТ (см. ФИАТ), «Фольксваген (см. ФОЛЬКСВАГЕН)», «Майко», «Остин (см. ОСТИН Герберт)», «Стандард», «Изетта»). Эти автомобили представляли собой своего рода «сиюминутное» решение проблемы. Но ведущие фирмы, предвидя тенденции развития на десятки лет вперед, выступили в 1950-е гг. с кардинально новыми конструкциями. Они в значительной мере определили дальнейшую эволюцию автомобильной техники.
Компания «Даймлер-Бенц» в 1951 г. запатентовала концепцию безопасного автомобиля, которая в 1960-е гг. нашла лавинообразное применение на многих серийных моделях. В том же году английская фирма «Ягуар (см. ЯГУАР (компания))» выступила инициатором комплектации серийных легковых автомобилей дисковыми тормозами. Другая английская фирма, «Ровер (см. РОВЕР)», впервые в мире весной 1950 г. провела испытания опытной модели «Т1», оборудованной газовой турбиной. Ее примеру последовали заводы ФИАТ (Италия), «Гочкисс» и «Рено (см. РЕНО)» во Франции, ГАЗ в СССР. Но их машины, как и «Ровер», пока остались в зародыше, ожидая, когда сложатся благоприятные «климатические» условия, когда эти ростки смогут принести практический урожай.
В автопроме США за первое послевоенное десятилетие свершились две технические революции, последствия которых очень быстро получили распространение во всем мире. Так, фирма «Шевроле» с 1953 года начала выпуск пластмассовых (стеклоткань плюс эпоксидная смола) кузовов для спортивных машин. А другая американская компания, шинная компания «Гудрич» (ныне «Гудьир»), в 1948 году освоила производство бескамерных шин.
В Европе тоже состоялась шинная революция. Компания «Мишлен» (Франция) разработала конструкцию и технологию шин радиального типа, оградила их соответствующими патентами и в 1953 году выполнила и четвертое условие приоритета - организовала массовое производство таких покрышек. В силу радиального расположения нитей корда в них уменьшились внутренние потери, а оборудованные ими автомобили расходовали меньше топлива. Появление на рынке радиальных экономичных шин оказалось как нельзя кстати - в Европе ощущалась нехватка топлива, вызванная Суэцким кризисом 1956 (см. СУЭЦКИЙ КРИЗИС).
Автомобиль периода всеобщего процветания
Запатентованные (патент ДБП 854157) компанией «Даймлер-Бенц» конструкции для повышения безопасности автомобилей при авариях прошли в 1959 году многочисленные испытания на лобовой удар. Накопленный опыт позволил в 1965 году претворить в жизнь концепцию безопасного автомобиля в серийной модели «В111» компании «Даймлер-Бенц». Этот шаг не только отвечал четвертому условию приоритета, но и знаменовал появление новой тенденции в автомобильной технике.
Другое важное новшество компании «Даймлер-Бенц», внедренное в эти годы - система непосредственного впрыска топлива. Машины с двигателями, имевшими такую систему питания, стали серийно выпускаться компанией в 1954 году. Подача топлива регулировалась механическими устройствами и не была полностью совершенной. Широкое распространение она получила 45 лет спустя, когда для управления впрыском были использованы электронные приборы.
Этот пример - яркое свидетельство того, как технический прогресс в одной из областей техники (в данном случае электроники) помогает дать новую жизнь передовым идеям в другой области. Аналогичный случай произошел с развитием конструкции автомобильных фар. Многолетние исследования электрических фирм «Сибье» во Франции и «Филипс» в Голландии помогли создать очень мощный «галогенный» (с использованием паров элементов галогенной группы) источников света. Основанные на них автомобильные фары с мощным световым потоком с 1964 года получили распространение сначала как товары афтермаркета, а затем и как серийное оборудование.
Не менее важными в эволюции автомобиля были гидропневматическая подвеска колес («Ситроен», 1956), клиноременный бесступенчатый вариатор в трансмиссии (ДАФ, 1958 г.), роторно-поршневой двигатель на серийном автомобиле (НСУ), узлы шасси, не требующие обслуживания в течение всего срока эксплуатации автомобиля («Кадиллак» и «Крайслер», 1966).
Наделавшая много шума в 1965 книга американского юриста Р. Нейдера «Опасен на любой скорости» приковала внимание как общественности, так и специалистов к проблеме безопасности. Логический итог этой публикации - в 1966 году ремни безопасности стали обязательным оборудованием для всех американских легковых машин. За ремнями последовали травмобезопасные рулевые колонки, раздельный привод тормозов, подголовники сидений.
Шестидесятые годы отмечены невиданным размахом выпуска переднеприводных автомобилей. Компоновочные решения с силовым агрегатом, расположенным поперек кузова («Моррис Мини», 1959, «Аутобьянки» 1964) стали копироваться многими фирмами. Постепенно большинство французских, итальянских, немецких, японских и американских моделей стали переднеприводными.
Подлинный переворот в автомобильной технике в середине 1960-х - начале 1970-х гг. произошел под растущим влиянием электроники. Немецкая электротехническая компания «Бош» в 1967 году начала методично внедрять на серийных моделях разных фирм созданную ею систему «Джетроник» электронного управления впрыском топлива. На автомобилях «Мерседес-Бенц» в 1970 году появилась АБС (антиблокировочная система) в приводе тормозов. Ею автоматически управлял микропроцессор. На американских машинах «Олдсмобиль» («Дженерал Моторс») в 1976 г. нашла применение микропроцессорная система зажигания.
Производство автомобилей в 1960-х гг. пережило (прежде всего, в США и Японии) основательную перестройку. На сборочных операциях стали применяться роботы, функционирование которых без электронных систем управления просто немыслимо. Операции по подаче на конвейер нужного ассортимента комплектующих изделий, сварка и окраска кузовов тоже встали под электронный контроль.
Борьба за экологически чистые (точнее - существенно менее грязные) автомобили в начале 70-х годов резко активизировалась. Прежде всего в США, где парк легковых автомобилей превысил сто миллионов, а ежегодное производство приближалось к 10 миллионам. Уже в 1973 году в США и Японии получили законные основания очень жесткие нормы на предельные уровни количества вредных примесей в отработавших газах: окислов азота и углерода, углеводородов. Как следствие, заводы вынуждены были ставить на выпускаемые ими автомобили каталитические нейтрализаторы отработавших газов, системы впрыска с электронным контролем, системы питания обедненной горючей смесью и другие новшества. В области повышения безопасности в 1990-е гг. развернулось применение надувных подушек разных типов, инерционных ремней, складывающихся педальных мостиков, деформируемых структур несущего кузова.
В 1980 Япония обогнала США по производству легковых автомобилей. Ее фирмы уже давно перестали копировать иностранные конструкции. Они сами начали в широких масштабах находить новые технические решения, внедрять их на серийных моделях. Филиалы японских фирм успешно развернули производство своих моделей на таких форпостах автомобилизации, как США и Англия. В Америке по данным за 2000 год 28% легковых машин изготавливаются на местных дочерних заводах японских фирм. Эта доля в Англии еще выше - 51%.
Нашествие японской техники стало особенно заметно в последнее десятилетие. В 1982 фирма «Исудзу» обнародовала данные об экспериментах с двигателем, работающим по адиабатическому процессу. Эти работы она вела совместно с «Киото Серамикс», которая изготовила важнейшие детали двигателя из керамики.
Фирма «Мицубиси» первой в мире освоила выпуск дизелей для легковых автомобилей с непосредственным впрыском топлива, управляемым микропроцессором. А в 1996 она вышла на рынок (правда сначала только на внутренний) с моделью «ФТО», у которой автоматическая коробка передач являлась двухрежимной, в ручном режиме переключения запоминала манеру управления ею водителя и повторяла ее, работая в автоматическом режиме.
Но важнейшее достижение японской автомобильной промышленности последних лет, которое, безусловно, войдет в историю, это автомобиль «Тойота Приус» с гибридной силовой установкой. Машин, оснащенных двигателями внутреннего сгорания и электромотором, которые в определенных условиях движения помогали бы один другому или работали по отдельности, было построено множество. Все они являлись опытными образцами. А модель «Приус» впервые в мире выпускается с 1998 серийно и поступает в продажу.
Обогащенные многолетним опытом и традициями, европейские фирмы старались не отступать под напором японского автомобилестроения. Именно из Европы пришли турбонаддув, изменяемые на ходу фазы газораспределения, противобуксовочные системы с электронным управлением, алюминиевые несущие корпуса, вариаторы с многозвенчатым металлическим ремнем, полноприводные дорожные модели.
Оценивая эволюцию автомобильной техники за последнее десятилетие (вплоть до 2000 года) необходимо отметить, что интенсивность появления новых конструкций узлов и систем возросла по сравнению с 1900 годом на несколько порядков. Фактически на любой запрос рынка ведущие компании уже имеют не только готовые концепции, но и готовые конкретные конструкции. Для того, чтобы представить себе масштабы работы мировой автомобильной индустрии, достаточно сказать, что только заводы, выпускающие легковые автомобили, действуют в 37 странах. Они производят в год (данные 2000) 42 миллиона машин 122 разных марок, а общий парк легковых автомобилей на планете насчитывает 529 миллионов единиц. Таков путь, пройденный с 1886 года от первого бензинового безлошадного экипажа Карла Бенца.
Большой энциклопедический словарь
АВТОМОБИЛЬ (от авто... и лат. mobilis - подвижной - легко двигающийся), транспортная безрельсовая машина главным образом на колесном ходу, приводимая в движение собственным двигателем (внутреннего сгорания, электрическим или паровым). Первый автомобиль с паровым двигателем построен Ж. Кюньо (Франция) в 1769-70, с двигателем внутреннего сгорания - Г. Даймлером, К. Бенцем (Германия) в 1885-86. Вращение от двигателя передается муфте сцепления, коробке передач, дифференциалу и колесам (ведущему мосту). Различают автомобили пассажирские (легковые и автобусы), грузовые, специальные (пожарные, санитарные и др.) и гоночные. Скорость легковых автомобилей до 300 км/ч, гоночных до 1020 км/ч (1993), грузоподъемность грузовых автомобилей до 180 т.
Академический словарь
-я, м.
Самоходная машина с двигателем внутреннего сгорания для перевозки пассажиров и грузов по безрельсовым дорогам.
Легковой автомобиль (пассажирский автомобиль с небольшим числом мест).
Грузовой автомобиль.
[франц. automobile от греч. α’υτός - сам и лат. mobilis - подвижный]
Иллюстрированный энциклопедический словарь
Автомобили. БМВ М-5 (BMW M-5).
АВТОМОБИЛЬ (от авто... и латинского mobilis - подвижный, легко двигающийся), транспортная безрельсовая машина, главным образом на колесном ходу, приводимая в движение собственным двигателем (внутреннего сгорания, электрическим или паровым). Первый автомобиль с паровым двигателем построен Ж. Кюньо (Франция) в 1769 - 70, с двигателем внутреннего сгорания - Г. Даймлером, К. Бенцем (Германия) в 1885 - 86. Различают автомобили пассажирские (легковые и автобусы), грузовые, специальные (пожарные, санитарные и др.) и гоночные. Скорость легковых автомобилей до 300 км/ч, гоночных до 1020 км/ч (1993), грузоподъемность грузовых автомобилей до 180 т (иногда свыше 300 т). Ежегодно в мире производится около 45 млн. автомобилей.
Автомобили. Порше 911 Турбо. (Porsche 911 Turbo).
Автомобили. Концепт-кар. Мицубиси (Mitsubishi HSR II).
Сканворды для слова автомобиль
- Составная часть пробки.
- Средство передвижения для поиска запчастей к нему.
- «Не роскошь, а средство передвижения».
- «Там, где вековая лежала пыль свой след оставил ...».
- Подержанный ...
- Среди всех розыгрышей денежно-вещевой лотереи в Советском Союзе этот был несомненно самым желанным.
- Первые правила уличного движения в Санкт-Петербурге приравнивали его максимальную скорость к «конской рыси».
- Самодвижущееся транспортное средство.
- Переднеприводный ...
- Фильм Ролана Быкова «..., скрипка и собака Клякса».
- Малолитражный ...
- 17 августа 1896 года он впервые в истории стал причиной гибели человека - миссис Бриджит Дрисколл.
- В рассказе Николая Богданова это техническое средство японские крестьяне называли лягушкой со стеклянными глазами.
- Роман Леонида Лиходеева «Я и мой ...».