м.
1. Специалист в области акустики [акустика 1.].
2. Тот, кто работает на звукоулавливающих аппаратах.
м.
1. Специалист в области акустики [акустика 1.].
2. Тот, кто работает на звукоулавливающих аппаратах.
АКУ́СТИК, -а, муж.
1. Специалист по акустике (в 1 знач.).
2. Работник, обслуживающий звукоулавливающие аппараты.
АКУ́СТИК -а; м.
1. Специалист в области акустики (1 зн.).
2. Разг. Тот, кто обслуживает звукоулавливающие аппараты.
-а, м.
1. Специалист в области акустики.
2. разг.
Тот, кто обслуживает звукоулавливающие аппараты.
- Акустик - это же глаза и уши, все, можно сказать, чувства корабля, когда он под водой находится, - с достоинством заключил он. Колдунов, Солнце, которое не заходит.
аку́стик, аку́стики, аку́стика, аку́стиков, аку́стику, аку́стикам, аку́стиком, аку́стиками, аку́стике, аку́стиках
АКУСТИК а, м. acoustique f.
1. Специалист по акустике. БАС-2.
2. Тот, кто работает на звукоулавливающих аппаратах. БАС-2. Через полгода после того, как мы поженились, меня можно было брать акустиком на подводную лодку, вражеским кораблям был бы конец. Октябрь 2003 9 20. - Лекс. Даль-2: аку/стик.
- Ловец подводных слухов.
- Моряк, работающий ушами.
- «Звукофизик».
- Слухач на субмарине.
- Моряк у гидролокатора.
- Кто работает с эхолотом?
- Кто сидит в наушниках на подводной лодке?
- Человека этой специальности на подводной лодке зовут «куст».
- Специалист в области физики звука.
ж.
1. Раздел физики, изучающий звуковые явления.
2. Особенности распространения звука в каком-либо помещении, обусловленные формой, материалами и т.п. постройками.
АКУ́СТИКА, акустики, мн. нет, жен. (от греч. akustikos - слуховой).
1. Отдел физики, изучающий звук.
2. Условия слышимости музыки или речи в помещениях. В этом зале нельзя устраивать концертов вследствие его плохой акустики.
АКУ́СТИКА, -и, жен.
1. Раздел физики, изучающий звук.
2. Слышимость звуков музыки, речи в каком-н. специальном помещении. Хорошая а. зала.
| прил. акустический, -ая, -ое.
АКУСТИКА - жен., греч. наука о природе и законах звука; часть физики, звукословие. Акустический зал, по законам акустики устроенный, для отголоска (для голка, эхо), или для наголоса (резонанса). Акустик муж. знающий науку эту.
Акустика
-и, только ед., ж.
1) Отдел физики, изучающий звук, учение о звуке.
2) Звуковые условия какого-л. помещения, слышимость звуков в каком-л. помещении.
В зале хорошая акустика.
Родственные слова:
аку́стик, акусти́ческий
Этимология:
От латинского acustica (← греч. akustikos ‘слуховой’).
Энциклопедический комментарий:
Акустика - древняя область знания, возникшая из потребности объяснить акустические явления природы (эхо, раскаты грома, крики животных, пение птиц и т. п.), тайны звучания музыкальных инструментов, особенности восприятия речи слухом. Известен, напр., факт, что древнегреческий математик и философ Пифагор (VI в. до н.э.) обнаружил связь между высотой тона и длиной струны и трубы.
АКУ́СТИКА, -и, ж
Раздел физики, изучающий звук вообще, а также упругие волны от самых низких до самых высоких частот (инфразвук, звук, ультразвук и гиперзвук); учение о закономерностях излучения и распространения упругих волн в различных средах.
Начало становления акустики как физической науки в XVII веке связано с исследованиями системы музыкальных тонов, их источников, с измерениями скорости распространения звука (Журн.).
АКУ́СТИКА -и; ж. [от греч. akustikos - слуховой].
1. Раздел физики, изучающий упругие волны от самых низких до самых высоких частот (инфразвук, звук, ультразвук и гиперзвук); учение о звуке вообще. Общая, теоретическая а.
2. Звуковая характеристика какого-л. здания, помещения, связанная с особенностями его архитектуры, назначения и т.п.; слышимость. А. собора. Плохая а. где-л. Здание с хорошей акустикой. Не получил удовольствия от концерта из-за плохой акустики зала.
* * *
аку́стика (от греч. akustikós - слуховой), в широком смысле - раздел физики, исследующий упругие волны от самых низких до самых высоких (1012 - 1013Гц) частот; в узком смысле - учение о звуке. Общая и теоретическая акустика занимаются изучением закономерностей излучения и распространения упругих волн в различных средах, а также взаимодействия их со средой. К разделам акустики относятся электроакустика, архитектурная акустика и строительная акустика, атмосферная акустика, геоакустика, гидроакустика, физика и техника ультразвука, психологическая и физиологическая акустика, музыкальная акустика.
* * *
АКУСТИКА - АКУ́СТИКА (от греч. akustikos - слуховой), в широком смысле - раздел физики, исследующий упругие волны от самых низких частот до самых высоких (1012 - 1013 Гц); в узком смысле - учение о звуке. Общая и теоретическая акустика занимаются изучением закономерностей излучения и распространения упругих волн в различных средах, а также взаимодействия их со средой. К разделам акустики относятся электроакустика, архитектурная акустика и строительная акустика, атмосферная акустика, геоакустика, гидроакустика, физика и техника ультразвука, психологическая и физиологическая акустика, музыкальная акустика.
АКУСТИКА (от греч. akustikos - слуховой) - в широком смысле - раздел физики, исследующий упругие волны от самых низких частот до самых высоких (1012 - 1013 Гц); в узком смысле - учение о звуке. Общая и теоретическая акустика занимаются изучением закономерностей излучения и распространения упругих волн в различных средах, а также взаимодействия их со средой. К разделам акустики относятся электроакустика, архитектурная акустика и строительная акустика, атмосферная акустика, геоакустика, гидроакустика, физика и техника ультразвука, психологическая и физиологическая акустика, музыкальная акустика.
-и, ж.
1. Наука о звуке.
2. Условия слышимости звуков в каком-л. помещении.
Хорошая акустика. Плохая акустика. Акустика концертного зала.
[От греч. ’ακουστικός - слуховой]
Акустика. Спектры звука различных музыкальных инструментов.
АКУСТИКА (от греческого akustikos - слуховой), в широком смысле - раздел физики, исследующий упругие волны от самых низких частот до самых высоких (1012-1013 Гц); в узком смысле - учение о звуке. Общая и теоретическая акустика занимаются изучением закономерностей излучения и распространения упругих волн в различных средах, а также взаимодействия их со средой. К разделам акустики относятся электроакустика, молекулярная акустика, архитектурная акустика и строительная акустика, атмосферная акустика, геоакустика, гидроакустика, физика и техника ультразвука, психологическая и физиологическая акустика, музыкальная акустика и др.
История развития акустики, как физической науки, разбивается на 3 периода. 1-й период (начало 17 - начало 18 вв.) характеризуется исследованиями системы музыкальных тонов, их источников, скорости распространения звука (Г. Галилей, Р. Гук, Х. Гюйгенс); 2-й период (начало 18 - начало 20 вв.) - развитием акустики как раздела механики. Создается общая теория механических колебаний, излучения и распространения звуковых волн в среде, разрабатываются методы измерения характеристик звука (импульс, энергия, поток энергии, скорость распространения), расширяется диапазон (от 16 Гц до 20 кГц), выясняется физическая сущность тембра звука (И. Ньютон, Т. Юнг, Ж. Д'Аламбер, Ж. Лагранж, О. Френель, Л. Эйлер, Д. Бернулли, Г. Гельмгольц). 3-й период (с начала 20 в.) связан прежде всего с развитием электроакустики, нелинейной акустики, акустики движущихся сред.
1) раздел физики, в котором изучаются звуковые явления
2) звуковые условия помещения (зала, студии)
1) авто слышимость музыки в авто
2) вообще вся аппаратура для музыки
аку́стика, аку́стики, аку́стик, аку́стике, аку́стикам, аку́стику, аку́стикой, аку́стикою, аку́стиками, аку́стиках
сущ., кол-во синонимов: 12
автоакустика (1)
гидроакустика (2)
звукозаконие (1)
звукознание (1)
звукословие (1)
психоакустика (1)
рок-акустика (1)
сейсмоакустика (1)
соника (4)
ультраакустика (1)
физика (55)
электроакустика (1)
Аку́стика
речевая (от греч. ἀκουστικός - слуховой) - раздел общей
акустики, изучающий структуру речевого сигнала, процессы речеобразования и восприятия речи у человека и связанный с
разработкой систем автоматического синтеза и распознавания речи.
Процесс речеобразования акустически состоит из двух относительно
независимых этапов. Первый из них - возникновение звука в артикуляторном
тракте (см. Органы речи, Артикуляция) - может реализоваться тремя способами:
путём периодической модуляции голосовыми складками воздушного потока,
подаваемого из легких (голосовой источник); генерацией шума
турбулентными завихрениями того же воздушного потока в сужениях
речеобразующего аппарата (шумовой источник); возбуждением звука
путём скачкообразного изменения давления воздуха при резком раскрытии
смычки в артикуляторном тракте (импульсный, или взрывной, источник).
Второй этап речеобразования - формирование частотного состава
возбуждённого звука в акустическом фильтре, образованном активными и
пассивными артикуляторными органами, и излучение сформированного
звука в пространство через рот и нос.
В зависимости от типа источника возбуждения речевые звуки могут относиться к следующим классам:
1) голосовой источник - гласные и сонорные;
2) шумовой - глухие щелевые и аффрикаты; 3) импульсный - глухие
взрывные; 4) голосовой совместно с шумным - звонкие щелевые и аффрикаты;
5) голосовой с импульсным - звонкие взрывные. При работе голосового
источника спектр (частотный состав) звука носит дискретный
(гармонический) характер. Самая низкая составляющая, соответствующая
частоте смыкания - размыкания голосовых складок, называется основным
тоном F0. Частоты остальных дискретных составляющих
голосовых звуков получаются умножением F0 на целые числа и
называются гармониками основного тона, интенсивность их падает
с увеличением частоты. Шумовой и импульсный источники дают спектр
сплошного вида.
Речеобразующий тракт может рассматриваться как система акустических
резонаторов, в которой могут усиливаться или подавляться отдельные
составляющие возбуждённого звука. При этом формируется индивидуальное
акустическое различие отдельных фонем.
Классическая теория предполагает независимость работы механизмов
возбуждения звука и резонансного формирования его
фонемо-различительного облика. Резонансы, служащие для усиления
спектральных составляющих излучаемого звука, называются
формантами, служащие же для подавления (что характерно для
носовых и назализованных) - антиформантами. Форманты нумеруются
по их частоте от низких к высоким Fк (к = 1, 2, 3, ...;
обычно только три). Обычно при аппаратурном анализе речевых сигналов за
форманты принимаются выраженные максимумы в амплитудно-частотном
спектре. Гласные звуки отличаются от сонорных, имеющих тот же
гармонический характер спектра, большей общей интенсивностью (благодаря
широкому раскрытию артикуляторного тракта) и большей выраженностью
высоких формант. Как для гласных, так и для согласных характерно также противопоставление
компактных и диффузных звуков по признаку большей или меньшей
концентрации энергии в каком-либо участке спектра. Более тонкие различия
звуков определяются конкретным положением формант или полос шумовых
составляющих спектра, а также соотношением интенсивности спектральных
составляющих звука.
Помимо спектрального состава, акустически фонемные различия
определяются и временно́й структурой звуков. Для взрывных звуков
характерно наличие двух временны́х сегментов - стоп-паузы или звонкой
смычки (т. е. отсутствия звука вообще или только голосового звука) и
взрыва (срабатывает либо только импульсный источник, либо совместно с
голосовым), для аффрикат - постепенное изменение спектра по мере
расширения щели в артикуляторном тракте.
В слитной речи реализуется непрерывный переход от одного
артикуляторного уклада к другому, что приводит к непрерывному изменению
акустической картины. С относительной достоверностью могут быть выделены
стационарные и переходные участки. Последние характеризуют
взаимодействие двух артикуляторных укладов и являются источником
дополнительной информации о фонемах, взаимодействующих в потоке
речи. В ряде случаев в потоке речи «стационарный» участок, характерный
для изолированного произнесения звука, может вырождаться вплоть до
полного исчезновения.
Высказывание в целом характеризуется также просодической структурой, которая акустически
проявляется в виде изменения частоты основного тона во времени,
изменения длительности и интенсивности сегментов.
Основы речевой акустики были заложены Г. Л. Ф. Гельмгольцем.
Важным этапом в её развитии явилась работа японских исследователей
Ц. Тиба и М. Кадзияма (Chiba T.,
Kajiyama M., The vowel, its nature and structure, Tokyo,
1941), разработавших теорию расчёта акустического сигнала по
данным о форме артикуляторного тракта. Дальнейшая конкретная разработка
теории речеобразования связана с именами Г. Фанта и
Дж. Л. Фланагана.
Фант Г., Акустическая теория речеобразования, пер. с англ.,
М., 1964;
Фланаган Д. Л., Анализ, синтез и восприятие речи, пер. с
англ., М., 1968;
Физиология речи. Восприятие речи человеком, под ред. Л. А. Чистович,
Л., 1976;
Бондарко Л. В., Фонетическое описание языка и
фонологическое описание речи, Л., 1981;
Сорокин В. Н., Теория речеобразования, М., 1985.
В. И. Галунов.
АКУСТИКА -и ж. acoustique f., нем. Akustik <лат. acustica. <гр. 1700. Лексис.
1. физ. Наука. Свойства звука, учение о воспящении гласа, о трубах, чрез которые говорят и прочая предлагается в акустике. Уч. П. 2 54. Акустика или наука звонов, способствующая в строении зал оратории. Корифей 1 25. Внутреннее устроение сей залы произведено по правилам Акустики. 1782. Яковкин Ист. Царского 3 251. Учение о звуках показалось ему <Савару (Saveur-1699) > стоющим математического разбора, и изыскания его увенчаны были столь счастливым успехом, что он основал новую Науку, коей дал наименование Акустики (Acoustique - теории звуков). Фетис Музыка 1833 70.
2. 1898. Лексис. Звуковая характеристика какого-л. помещения, обусловленная формой, материалами и т. п. постройки; слышимость. БАС-2. После предисловий и реверансов и, разумеется, с некоторыми неизбежными пропусками и сокращениями - ведь у каждой эпохи есть своя акустика, - вот это покрытое земской давностью юбилейное посвящение. Поезд. // Дон-Аминадо 2004 421. Аку/стка -и ж. муз. Акустическая гитара. Никитина 1998. - Лекс. САН 1789: аку/стика.
- «Женщины ходят плакать в ванную потому, что там лучше ...» (шутка).
- Наука о соседях за стеной и звукопроницаемости стены.
- Свойство откликнуться как аукнется.
- Звучный раздел физики.
- «Звучная» наука.
- Наука, изучающая звук.
- Учение о звуке.
- Слышимость в зале.
АКУ́СТИКА МУЗЫКА́ЛЬНАЯ - 1) комплекс физич. и психофизиологич. явлений, связанных со звучанием и восприятием тех параметров музыки, к-рые поддаются объективному физич. измерению, напр. высота, громкость, тембр, длительность звука, его реверберация и т. п.; 2) часть музыкознания, изучающая указанный комплекс. Зародившись на физико-математич. основе в древности (Греция, Китай), А. М. обогатилась в новое время связями с архитектурной акустикой, с физиологией слуха и голоса (важнейшие вехи: 1863 - "Учение о слуховых ощущениях" Г. Гельмгольца, 1948 - "Зонная природа звуковысотного слуха" Н. Гарбузова), с психологией восприятия. Получила новые импульсы во 2-й пол. 20 в. в связи с развитием звукозаписи и появлением сверхчувствит. приборов, регистрирующих как тончайшие нюансы звучания, так и оттенки человеч. реакции на него.
Лит.: Муз. акустика. М.; Л., 1954; Лаборатория муз. акустики. М., 1966; Назайкинский Е. В. О психологии муз. восприятия. М., 1972.
Одна из фонетических дисциплин. Она складывается из учения о видах колебательных движений и тембре, высоте, интенсивности и продолжительности звука, классификации звуков речи на основе акустических признаков. Акустика речи пользуется такими терминами, как: тон, громкость, резонанс, резонатор, обертон и др.