АЛЕКСА́НДРОВСКИЙ ДВОРЕ́Ц в Царском Селе - последняя резиденция рос. императоров. Весенне-осенняя резиденция Николая I, Александра III (гл. обр. в бытность его наследником), Николая II. С 1904-05 имп. семья жила в А. Д. также и зимой, а с нач. мировой войны 1914 круглый год; здесь же содержалась под арестом по 31 июля 1917.
А. Д. построен в 1792-96 арх. Дж. Кваренги для вел. кн. Александра Павловича (буд. Александра I). Предельная простота фасадов сочетается со сложностью плана, как бы включающей парковые пейзажи в интерьер парадных залов. Грандиозная двойная коринфская колоннада создает в центре гл. фасада дворца единств. в России своего рода зал под открытым небом, свойств. архитектуре античной и ренессансной Италии. Парадные залы, из к-рых три центральных объединены арочными проемами, отделаны искусств. мрамором, обладают идеальными пропорциями и дают ощущение пребывания в античном храме или термах.
В нач. 20 в. во дворце были: 1) апартаменты Александра III и Марии Федоровны в стиле Людовика XVI 1860-70-х гг., арх. А. Видов; 2) "Английская половина", устроенная для Елизаветы Федоровны и Сергея Александровича, 1896, ранний английский модерн, арх. Шерборн; 3) апартаменты Николая II и Александры Федоровны в стиле модерн, 1895-97 и 1903, арх. Р. Мельцер (см.) и Н. де Рошфор (см.); 4) "Детская половина", художеств. отделка комнат к-рой была сделана специально для детей оформленная Р. Мельцером в своеобр. "детском" варианте стиля модерн. Апартаменты А. Д. одни из самых ранних интерьеров модерна в России. Замечательны Приемная императора в духе Ренессанса, с дубовыми высокими панелями и потолком и зеленым мраморным камином, Палисандровая гостиная императрицы, с высокой палисандровой панелью и палисандровым навершием камина, также с реминисценциями Ренессанса; ее Сиреневый кабинет, со встроенной в высокую панель мебелью в формах рококо; шедеврами модерна были Кленовая гостиная императрицы и Парадный кабинет императора.
В качестве императорской резиденции дворец был средоточием политической жизни Рос. империи в последние десятилетия ее существования. Здесь проходили многочисл. офиц. приемы, в т. ч. представителей воин. частей, направлявшихся на подавление вооруж. восстаний 1905 и на фронт в мировую войну, министров, ежедневно презжавших из Пб., глав иностр. гос-в, депутаций политических деятелей, финансистов и промышленников, черносотенцев и тщательно отобранных рабочих. В Парадном кабинете имп. принимал послов под прекрасным портретом Александра III. В Угловой гостиной имп-цы с портретами ее собств. и казненной якобинцами Марии-Антуанетты (подарок франц. президента, по поводу к-рого "красный граф" А. Н. Толстой написал популярный псевдоист. рассказ, осн. на вымысле) в 1915 имп. объявил министрам, что берет на себя верховное главнокомандование армией. По прямому проводу из Палисандровой гостиной царица разговаривала с мужем, когда он был в Ставке, по этому же аппарату царь разговаривал со Ставкой, приезжая во дворец.
В А. Д. протекала повседневная жизнь имп. семьи, пили пятичасовой чай по обычаю Англии (на яз. к-рой говорили в этом дворце), и по вечерам царь вслух читал жене рус. романы в Сиреневом кабинете. Примерно раз в месяц в Кленовой гостиной беседовали с Г. Распутиным. Нередко в мраморном Полукруглом зале смотрели к/ф, выбранные воспитателем наследника П. Жильяром (в феврале 1917 это был ф. "Мадам Дюбарри" - об ужасах французской революции).
Стиль худож. отделки личных и дет. комнат, подбор мебели, картин, многочисл. фотографии, сувениры и бытовые предметы представляли уникальный ист. материал для понимания образа жизни имп. семьи, психологич. мира обитателей дворца, сохраняли атмосферу принятия роковых решений, определивших судьбы России. Поэтому с 1918 дворец стал музеем мемориального типа.
Музей существовал до Вел. Отечеств. войны. Хотя осн. экспонаты были эвакуированы, а интерьеры почти не пострадали, музей не был восстановлен. Предпринималась попытка связать Царское Село только с им. А. С. Пушкина. А. Д. приспособили под музей рус. лит-ры АН СССР, уничтожая все интерьеры послепушкинского периода. В сохраненном Парадном кабинете императора расположился кабинет дир. музея. Фонды А. Д. были рассеяны по десяткам музеев и частично погибли. С 1951 здание принадлежало учреждению ВМФ, бережно сохранявшему уцелевшие Кабинет и Приемную, о существовании к-рых знали немногие; дворец был недоступен для осмотра и изучения.
В 1997 в комнатах Николая II и прилегающих к ним помещениях восстановлен музей.
Лит.: Яковлев В. И. Александровский дворец-музей в Дет. Селе (быв. жилище Романовых). Л., 1927; Его же. Александровский дворец-музей в Дет. Селе: Убранство: (вместо каталога). Л., 1928; Савицкая А. В. Александровский дворец: Последняя резиденция Николая II, описанная последним хранителем дворца. [В печати.]
Александровский дворец в Царском Селе