Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

альтман

Грамматический словарь

А́льтман ф. 1а ~ 0

Сканворды для слова альтман

- Этому авангардисту Анна Ахматова позировала в мастерской-мансарде на Васильевском острове.

- Американский химик, лауреат Нобелевской премии 1989 года.

- Русский скульптор, живописец, график, автор портрета Анны Ахматовой.

- Русский скульптор, выполнивший с натуры скульптуру Ленина, оформитель спектаклей.

- Русский физиолог в области органов слуха.

Полезные сервисы

альтман евгений александрович

Большой энциклопедический словарь

А́льтман Евгений Александрович (р. 1932), виолончелист. Ученик С. Н. Кнушевицкого. С 1965 участник струнного трио (с И. Д. Ойстрахом и Н. Н. Зерцаловой), с 1974 — квартета имени Л. ван Бетховена.

Полезные сервисы

альтман ирвин

Энциклопедический словарь

АЛЬТМАН Ирвин - А́ЛЬТМАН (Altman) Ирвин (р. 1930, Нью-Йорк), американский психолог.

Получил образование в Нью-Йоркском (бакалавр, 1951) и в Мэрилендском (магистр, 1954) университетах; доктор философии (1957). Входил в редколлегии многих известных американских журналов социально-психологической направленности, соредактор серии монографий по психологии окружающей среды.

Наибольшую известность ему принесли работы по экологии межличностного общения - общему взаимодействию между людьми и окружающей их средой. Согласно его концепции ситуация взаимодействия определяется факторами двух типов: экологическими, т. е. внешними характеристиками среды, и интерактивными (физиологическими, физическими, социальными, межличностными характеристиками взаимодействующих людей). Эти факторы предопределяют взаимодействие и позволяют судить об адекватности поведения его участников.

Полезные сервисы

альтман нат. исаевич

Гуманитарный словарь

А́ЛЬТМАН Нат. Исаевич (1889-1970) - живописец, график, скульптор, театр. художник. Род. в Виннице, 4 года учился в Одесском худож. уч-ще. Живя в 1911 в Париже, посещал студию Марии Васильевой. Париж. впечатления оказали б. влияние на творчество. А. Приехав в 1912 в Пб., А. вскоре приобретает известность как рисовальщик и живописец (графич. серии "Евр. графика", "Картинки Натана Альтмана", и др.); живопись с контрастными сочетаниями ярких тонов, декоративностью, насыщ. светом (преим. портрет, где удачно сочетал оригин. формы выразительности с глубоким психологизмом, напр. знаменитый портрет Анны Ахматовой).

После Окт. рев-ции 1917 преподает, организует музеи и выставки, оформляет массовые праздники, делает ряд скульпт. работ в рамках ленинского плана монумент. пропаганды (А. Луначарский, С. Халтурин, В. Рентген). В 1920 создает бронзовый бюст В. И. Ленина, положив тем самым начало т. н. худож. Лениниане. Пишет портреты М. Горького, С. Есенина, В. Вересаева, А. Толстого. С нач. 20-х гг. выступает как театр. художник; сотрудничает с Вахтанговым ("Гадибук", студия "Габима") и Грановским ("Уриель Акоста", ГОСЕТ), соединяя легкие лаконичные конструкции с красочными предметами быта. В 1921 оформляет программный для рев. т-ра спектакль - "Мистерию-Буфф" В. В. Маяковского на арене Моск. госцирка. В 1928-35, живя в Париже, продолжает работать как живописец и театр. художник (в т. ч. спектакль "Бронепоезд 14-69" в Т-ре интернацион. действия).

Вернувшись в Ленинград, работал преим. для т-ра (спектакли по пьесам У. Шекспира "Король Лир", "Отелло", "Гамлет", в оформлении к-рых ср. век. колорит создавали лаконичные фрагменты зодчества, шпалеры с изображением сцен охоты и сражений; оформление спектакля "Маскарад" по М. Ю. Лермонтову); создал также эскизы костюмов к к/ф "Дон Кихот". Автор серии "театр. картин" (60-е гг.).

Полезные сервисы

альтман натан исаевич

Энциклопедический словарь

А́льтман Натан Исаевич (1889-1970), живописец, скульптор и график, заслуженный художник РСФСР (1968). В ранний период испытал влияние кубизма. Эффектные по композиции, графически отточенные портреты («А. Ахматова», 1914), иллюстрации, оформление спектаклей.

* * *

АЛЬТМАН Натан Исаевич - А́ЛЬТМАН Натан Исаевич (10 (22) декабря 1889, Винница - 12 декабря 1970, Ленинград) , российский живописец, скульптор и график, заслуженный художник России (1968). В ранний период испытал влияние авангардизма (см. АВАНГАРДИЗМ) (кубизм (см. КУБИЗМ)). Живописные портреты («Анна Ахматова», 1914), иллюстрации, оформление спектаклей. Выполнил с натуры скульптурный портрет (1920) и серию зарисовок В. И. Ленина. Обращаясь к различным видам изобразительного творчества, Альтман прошел путь от древних традиций к авангарду, сохраняя в годы господства социалистического реализма (см. СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ) приверженность к острой, экспериментальной выразительности художественных форм.

«Еврейское возрождение» и стиль модерн

Учился в Одесском художественном училище (1902-07) и в частных студиях Парижа (1910-11). Жил преимущественно в Петербурге (1912-21 и с 1936) и в Москве (1921-28). Молодой мастер вошел (подобно М. З. Шагалу (см. ШАГАЛ Марк)) в число видных деятелей «Еврейского ренессанса», - как принято называть активно проявившийся в предреволюционный период художественный интерес к новому воплощению символов и мотивов иудейского религиозного искусства и фольклора. В 1916 стал одним из основателей «Еврейского общества поощрения художеств». Среди характерных его произведений этого круга - графические циклы «Еврейская графика» и «Картинки Натана Альтмана» (1914-16), обложки альманахов «Сборники Сафрут» (1917) и нотных изданий «Культур-Лиги» (1918).

Национальная романтика древности самобытно соединилась в искусстве Альтмана с изысканной ритмикой модерна (см. МОДЕРН). Обнажая внутреннюю структуру образа, он последовательно шел к кубизму (см. КУБИЗМ) и футуризму (см. ФУТУРИЗМ). Его «Портрет Анны Ахматовой» (1914, Русский музей) многие считают лучшим в иконографии великой поэтессы: ее чопорная и гордая, нервно-отчужденная фигура представлена в окружении кристаллических, прохладных по колориту форм. В те же годы он обнаружил и незаурядное дарование скульптора, и здесь продвигаясь от модерна к кубофутуристическому (см. КУБОФУТУРИЗМ) стилю, к полуабстрактной игре ритмических структур. С 1916 был членом авангардистского «Союза молодежи» (см. СОЮЗ МОЛОДЕЖИ).

Революционный карнавал

Искусство авангарда впрямую сомкнулось с революцией, и этот союз обрел в творчестве Альтмана особый размах. В 1918 он оформил массовый спектакль режиссера Н. Н. Евреинова (см. ЕВРЕИНОВ Николай Николаевич), организованный по случаю первой годовщины Октябрьского переворота. Толпы статистов (преимущественно солдат) призваны были воссоздать революцию в виде грандиозного, как бы «космически» всеохватного действа, преображающего вселенную. Футуристические же декорации преобразили исторический центр Петрограда (Дворцовую площадь с подходами к ней), заслоняя и тем самым как бы «разрушая» архитектурные памятники царизма (так подножие Александровского столпа было переоформлено в виде гигантского костра).

Однако «разрушение» это носило откровенно карнавальный, игровой характер. Засвидетельствовав свою лояльность новой власти работой в отделе Изо Наркомпроса, а также исполнив с натуры в 1920 ряд портретов В. И. Ленина, мастер всегда пребывал вольным анархистом в душе. В его футуристических композициях («Петрокоммуна», Русский музей; «Россия. Труд»; обе - 1921) неизменно живет ощущение театральных подмостков, над которыми взмывают легкие, парящие в воздухе конструкции. С этого времени Альтман все активнее выступает и собственно в сценографии, оформляя (в 1920-28) спектакли театра «Габима», а также Государственного еврейского театра (Госет) в Москве.

Отправившись в 1928 вместе с Госетом в европейское турне, художник остался в Париже, прожив там до 1936. Во Франции его революционный, «левый» авангардизм (см. АВАНГАРДИЗМ) смягчается, уступая - в духе европейской моды межвоенных лет - тенденциям «ар деко» (см. АР ДЕКО); в его творчестве теперь доминирует не «космос», а камерные, лирические, жанрово-бытовые или пейзажные темы. Когда Альтман вернулся в Советский Союз, в годы строгой соцреалистической регламентации художественной жизни лучшим творческим прибежищем ему (как и ряду других российских мастеров схожего романтико-авангардистского темперамента) часто служила сценография. Он работал художником Еврейского камерного, Ленинградского драматического имени А. С. Пушкина и других театров, но одновременно плодотворно выступал как график-иллюстратор («Петербургские повести» Н. В. Гоголя, 1937), не оставляя и станкового искусства, в том числе скульптуры. В «оттепельно-застойные» годы Альтман как ветеран авангарда служил раскрепощающим примером для творческой молодежи (в том числе и благодаря большой ретроспективе своих работ, состоявшейся в 1968). Оставил содержательные воспоминания.

Большой энциклопедический словарь

АЛЬТМАН Натан Исаевич (1889-1970) - российский живописец, скульптор и график, заслуженный художник России (1968). Живописные портреты ("А. Ахматова", 1914), иллюстрации, оформление спектаклей. Выполнил с натуры скульптурный портрет (1920) и серию зарисовок В. И. Ленина.

Полезные сервисы

альтман яков абрамович

Энциклопедический словарь

А́льтман Яков Абрамович (р. 1930), физиолог, член-корреспондент РАН (1997). Основные исследования по физиологии слуха, нейрофизиологическим механизмам восприятия движущихся источников звука. Разработка вопросов формирования акустической виртуальной реальности.

* * *

АЛЬТМАН Яков Абрамович - А́ЛЬТМАН Яков Абрамович (р. 1930), российский физиолог, член-корреспондент РАН (1997). Основные труды по изучению восприятия человеком движущихся источников звука, нейрофизиологическим механизмам этого восприятия.

Большой энциклопедический словарь

А́льтман Яков Абрамович (р. 1930), физиолог, член-корреспондент РАН (1997). Исследования по физиологии слуха (в частности по нейрофизиологическим механизмам восприятия движущихся источников звука), по вопросам формирования акустической виртуальной реальности.

Полезные сервисы