А́ндерсен Ханс Кристиан (Andersen) (1805-1875), датский писатель. Мировую славу принесли ему сказки, органически связанные с фольклором, в которых сочетаются романтика и реализм, фантазия и юмор, сатирическое начало с иронией. Пронизанные любовью к человеку и верой в торжество гуманистических идеалов, лиризмом сказки «Стойкий оловянный солдатик», «Гадкий утёнок», «Русалочка», «Снежная королева», «Новое платье короля» осуждают общественное неравенство, эгоизм, корысть, самодовольство и другие человеческие пороки. Стихи, пьесы, романы («Импровизатор», 1835; «Только скрипач», 1837), автобиография «Сказка моей жизни» (1846).
* * *
АНДЕРСЕН Ханс Кристиан - А́НДЕРСЕН (Andersen) Ханс Кристиан (1805-75), датский писатель. Мировую славу принесли ему сказки, в которых сочетаются романтика и реализм, фантазия и юмор, сатирическое начало с иронией. Основанные на фольклоре («Огниво»), проникнутые гуманизмом, лиризмом и юмором («Стойкий оловянный солдатик», «Гадкий утенок», «Русалочка», «Снежная королева»), сказки осуждают общественное неравенство, эгоизм, корысть, самодовольство сильных мира сего («Новое платье короля»). Стихи, пьесы, романы («Импровизатор», 1835; «Только скрипач», 1837), автобиография «Сказка моей жизни» (1846).
АНДЕРСЕН Ханс Кристиан (Andersen, Hans Christian)
ХАНС КРИСТИАН АНДЕРСЕН. Портрет работы Ф.Л.Сторха.
(1805-1870), датский писатель. Андерсену принадлежат романы, пьесы, книги путевых заметок, стихотворения, однако в литературе он остался прежде всего как автор сказок и историй, составивших 24 сборника, изданных в 1835-1872. Биография Андерсена тоже напоминает сказку, особенно если с доверием отнестись к его рассказу о себе в двух больших мемуарных очерках Сказка моей жизни (Mit livs eventyr), предпосланных немецкому (1847) и датскому (1855) изданиям его избранных произведений. Андерсен родился в семье сапожника и сам в раннем детстве стал подмастерьем на фабрике, поскольку семья едва сводила концы с концами. Решив стать актером, Андерсен в четырнадцать лет отправился в Копенгаген и определился учеником-танцовщиком в королевский балет, а затем стал сочинять для сцены и печатать стихи в журналах. Хотя в автобиографиях Андерсен жалуется на интриги недоброжелателей, гораздо больше свидетельств того, что ему помогали многие крупные датские писатели того времени, включая лидера романтического направления А.Г.Эленшлегера и признанного драматурга Й. Л. Хейберга. Королевская стипендия, полученная в 1833, позволила Андерсену совершить первое большое путешествие по Европе, за которым последовало еще несколько. Все они описаны в книгах очерков, посвященных Италии, Швеции, Испании, Португалии, Балканам. Датская публика нередко выражала недовольство его длительным пребыванием вдали от дома, но в Европе Андерсена оценили раньше, чем на родине, в Германии и Англии его считали великим мастером слова. Правда, уже в 1840-е годы Андерсен пользовался покровительством короля Кристиана VIII, а после смерти монарха в 1848, когда началось восстание в Шлезвиг-Гольштейне, угрожавшее целостности датского государства, он сочинил несколько стихотворений в патриотическом духе. За несколько лет до этого Андерсен познакомился с выдающейся шведской певицей Йенни Линд, влюбился в нее, сопровождал ее в Лондон и Берлин, где она гастролировала, однако не добился взаимности. Свой век Андерсен прожил холостяком, сохранив творческую активность до последних лет, но едва ли чувствуя себя счастливым, хотя он и был осыпан свидетельствами международного признания. Умер Андерсен в Копенгагене 1 августа 1875. Родина почтила память Андерсена, установив на набережной Копенгагена статую героини его сказки - Русалочки, ставшую символом города. Сборник Сказки, рассказанные для детей (Eventyr, fortalte for born, кн.1-3, 1835-1837), где появилась Русалочка (а также Огниво, Принцесса на горошине, Новое платье короля), вызвал разноречивые отклики в датской критике, которая не смогла понять новаторства Андерсена, преобразовавшего жанр литературной сказки, пользовавшийся большой популярностью в эпоху романтизма. Автору указывали, что его произведения слишком легковесны для взрослых и недостаточно назидательны, чтобы послужить воспитанию детей. Андерсен сам вначале отдавал главные усилия театру и романам (их было написано шесть, и наибольший интерес сохранил Только скрипач - Kun en spillemand, 1837, не лишенная автобиографических параллелей история мальчика из простонародья, отмеченного музыкальным талантом, но так и не добившегося артистической славы). Решение посвятить себя сказкам Андерсен принял лишь в середине 1840-х годов, с этого времени регулярно печатая сборники, которые назывались просто Сказки. Писателю было ясно, что его аудиторию должны составлять и юные, и взрослые читатели, нередко (Тень, Колокол) он писал именно для взрослых. Частично его сказки представляют собой обработки народных преданий (Дикие лебеди, Свинопас) либо версии сказок, и до Андерсена имевшихся в литературных переложениях (источники - испанский, итальянский фольклор, Тысяча и одна ночь и др). Но многие самые известные сказки полностью рождены воображением Андерсена (Дюймовочка, Стойкий оловянный солдатик, Оле Лукойе, Аисты).
ЛИТЕРАТУРА
Муравьева И.И. Андерсен. М., 1959 Андерсен Г. Сказки; Истории. (Вступит. ст. К.Паустовского). М., 1973 Андерсен Г. Сказки и истории, тт.1-2. Л., 1977 Гренбек Б. Ханс Кристиан Андерсен: Жизнь, творчество, личность. М., 1979 Переслегина Э.В. Ханс Кристиан Андерсен: Биобиблиографический указатель. М., 1979