ж.
1. Высокая двухколёсная повозка (в Средней Азии).
2. Длинная четырёхколёсная повозка (в южных районах России и Украины).
ж.
1. Высокая двухколёсная повозка (в Средней Азии).
2. Длинная четырёхколёсная повозка (в южных районах России и Украины).
АРБА́, арбы, мн. арбы, жен. (тюрк. araba). Двухколесная телега в Крыму, Средней Азии, на Кавказе.
|| Четырехколесная длинная телега на юге СССР (обл.).
АРБА́, -ы, мн. арбы, арб, арбам и арбы, арб, арбам, жен. Телега (двухколёсная в Крыму, на Кавказе и в Средней Азии или длинная четырёхколёсная на Украине).
АРБА, араба жен. у народов турец. и татар. племени: повозка, телега различной постройки; у русских татар, это русская же крестьянская телега; в новорос. и таврич. крае, большая, громоздкая телега с верхом, о четырех косящатых колесах; на кавк. и в астрах. такая же двуколая. В арбу впрягаются где лошади, где волы, буйволы, верблюды. Арбой поет, скрыпит как арба, говорят потому, что народы эти никогда не смазывают осей, говоря: "Не воры едут, таиться нечего". Не мазана арба, скрыпит; не сечен мужик, рычит. Чем бы салу (волу) рычать, ан арба скрыпит. Это не тележный след, арбиный. Арбяной, арбовый, арбишный, к ней относящийся или принадлежащий. Арбовщик, арбишник муж. арбишный тележник.
АРБА́, -ы́, ж
Транспортное средство для перемещения по земле безрельсовым способом, в которое запрягается животное: лошадь, мул и т.п.; имеет форму короба, поставленного на два (в Средней Азии) или четыре колеса (на Кавказе, в Крыму), и сиденье для кучера.
По горной дороге медленно тащилась арба, тяжело нагруженная мешками с зерном.
АРБА́ -ы́; мн. а́рбы, род. арб, дат. арба́м; ж. [тат. арба].
1. В Средней Азии и на Кавказе: высокая двухколёсная повозка.
2. На Кавказе, в Крыму и южных районах Украины: длинная четырёхколёсная телега.
* * *
арба́ (тюрк. араба), повозка в Средней Азии (2-колёсная высокая), на Кавказе и юге Украины (4-колёсная длинная).
* * *
АРБА - АРБА́ (тюрк.), повозка в Ср. Азии (2-колесная высокая), на Кавказе и юге Украины (4-колесная длинная).
АРБА (тюрк.) - повозка в Ср. Азии (2-колесная высокая), на Кавказе и юге Украины (4-колесная длинная).
-ы́, мн. а́рбы, арб, ж.
Вид телеги или повозки: двухколесной высокой в Средней Азии, а на Кавказе, в Крыму и других южных районах Украины также - длинной четырехколесной.
Торопливо заскрипели арбы, замычала подымаемая скотина. Авдеев, Гурты на дорогах.
[тюрк. араба]
Арба, ы, ж.
Высокая двухколесная телега в Средней Азии, длинная четырехколесная в Крыму, на Кавказе и Украине.
► Порою звериный топот коня раздавался на улице, сопровождаемый скрыпом ногайской арбы и заунывным татарским припевом. // Лермонтов. Герой нашего времени //
B и D сущ см. Приложение II
(вид телеги или повозки)
арбы́
мн.
арбы́ и́ а́рбы
арб
арба́м́ и́ а́рбам
Тянулась арба́ за арбо́ю,
И месяц глядел как живой
На шлях, на шагавшие тени,
На борозды с мерзлой ботвой…
И. А. Бунин, При дороге
Стада теснились и шумели,
Арбы́ тяжелые скрыпели*.
М. Ю. Лермонтов, Измаил-Бей
Сведения о происхождении слова:
Слово происходит от тюркского араба ‘телега’ и сохраняет в исходной форме свойственное тюркским языкам ударение на последнем слоге.
* Скрыпе́ли - устаревшее написание и произношение.
1. арба́, а́рбы, арбы́, а́рб, арбе́, а́рбам, арбу́, а́рбы, арбо́й, арбо́ю, а́рбами, арбе́, а́рбах
2. арба́, арбы́, арбы́, а́рб, арбе́, арба́м, арбу́, арбы́, арбо́й, арбо́ю, арба́ми, арбе́, арба́х
см. повозка
арба́
1. "длинная четырехколесная телега", южнорусск., 2. "двухколесная повозка", крымск., среднеазиатск., кавк. Заимств. из тур., крым-тат., кыпч., азерб., чагат. araba "телега"; см. Mi. ТЕl. 1, 248; Радлов 1, 261 и сл. [Из тат. арба; см. Дмитриев, Лексикогр. сб., З, 1958, стр. 16. - Т.]
- «Прицеп» к ишаку.
- Горная колымага.
- Тарантас из аула.
- Телега со среднеазиатским уклоном.
- 2-колёсная высокая повозка в Средней Азии.
- Телега «южных кровей».
- Телега на ослиной тяге.
- Телега для ишака.
- 4-колёсная длинная повозка на Кавказе и юге Украины без рессор.
- В Средней Азии так называют повозку на двух больших колёсах.
- Двухколёсная телега в Крыму, на Кавказе и в Средней Азии.
- Среднеазиатская двухколёсная телега, которую приходится тащить ишаку.
- Так называют на Кавказе и юге Украины - длинную 4-колёсную телегу.
- Транспортное средство, в которое запрягают ишака.
- На 20% короче Арбата.
АРБАКЛЬ Роско - АРБА́КЛЬ Роско (полн. Роско Конклин Арбакль, Arbuckle) (24 марта 1887 - 30 июня 1933), американский киноактер, комик эпохи немого кино. Начинал в водевилях, в кино с 1908 года. Прославился в многочисленных комедиях студии Мака Сеннета (см. СЕННЕТ Мак), где его партнером был Чарли Чаплин (см. ЧАПЛИН Чарли). Арбакль был широко известен по прозвищу Фатти (Fatty - толстяк). В 1917 году он основал собственную киностудию, успешно продвигал фильмы своего племянника Бастера Китона (см. КИТОН Бастер). Но на гребне успеха Арбакль был обвинен в смерти изнасилованной молодой актрисы. Этот громкий скандал (хотя юридически он был оправдан) привел к газетной травле и к занесению его имени в «черные списки». При помощи друзей он остался в киноиндустрии в качестве режиссера, но в титрах указывался под псевдонимом Уильям Гудрич (Goodrich).
м.
Старинное ручное метательное оружие, представляющее собою стальной лук, укрепленный на деревянном станке; самострел.
АРБАЛЕ́Т, арбалета, муж. (франц. arbalète). Старинное оружие особого устройства, лук для метания стрел, камней и пр.; самострел.
АРБАЛЕ́Т, -а, м
Метательное холодное оружие в виде дуги из деревянной палки или железной полосы, соединенной веревкой или жилами, прикрепленной к деревянному бруску, служащее для поражения врага с помощью стрел.
В краеведческом музее можно было увидеть арбалеты, бердыши, булавы.
АРБАЛЕ́Т -а; м. [франц. arbalète]. Старинное ручное метательное оружие: усовершенствованный лук; самострел.
◁ Арбале́тный, -ая, -ое. А. мастер.
* * *
арбале́т (франц. arbaléte), метательное оружие в европейских странах в средние века: стальной или деревянный лук, укреплённый на деревянном станке (ложе); тетива натягивалась воротом. На Руси назывался самострелом.
* * *
АРБАЛЕТ - АРБАЛЕ́Т (франц arbaléte от латин. arcus - лук и ballista - метательный снаряд), холодное метательное оружие в средних веках, стальной или деревянный лук (см. ЛУК (оружие)) , укрепленный на деревянном станке (ложе).
Стрельба из арбалета ведется короткими стрелами (см. СТРЕЛА (метательный снаряд)) с кожаным или деревянным оперением (или без него). Первые арбалеты в Европе появились в девятом веке. Точность и мощь стрельбы из арбалета произвела такое сильное впечатление на современников, что в 1139 году папа римский на Втором Латеранском соборе предал арбалет проклятию как «богопротивное оружие» и предложил исключить его из вооружения христианских войск. Однако в последующем арбалеты не только не вышли из употребления, но напротив, получили повсеместное признание. Отказываться от них начали лишь в шестнадцатом веке по мере распространения и совершенствования огнестрельного оружия (см. ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ) . Германские ландскнехты (см. ЛАНДСКНЕХТЫ) использовали арбалет до конца шестнадцатого века, а британские стрелки воевали с ним даже в 1627 году.
Средневековый арбалет состоял из деревянной ложи с прикладом, позволявшим вскидывать его на плечо. В ложе был устроен продольный желобок, куда клали короткую тяжелую стрелу. К ложу прикрепляли лук. Крепкую толстую тетиву (см. ТЕТИВА), обычно сплетали из воловьих жил или пеньки. В зависимости от способа взведения тетивы средневековые арбалеты делились на три основных типа. У наиболее простого тетиву натягивали с помощью приставного железного рычага, называвшегося «козья нога». У более мощного арбалета тетиву натягивали зубчатым механизмом. А самым грозным и дальнобойным стал арбалет, снабженный воротом - блочным устройством с двумя рукоятками.
Разновидность арбалета, которая стреляла каменными пулями, называлась баллистером (см. БАЛЛИСТЕР). Облегченную модель баллистера называли шнеппером.
На Руси арбалеты назывались самострелами. Они были известны здесь с 10 в. Самострел на Руси представлял собой небольшой, сделанный из рога или железа лук, крепившийся к деревянной ложе, на которой в имеющийся желобок закладывали короткие, кованые из железа стрелы. Натянутая тетива цеплялась за рычаг, нажимая на который стрелок спускал тетиву.
Позже самострелы стали подразделяться на ручные и станковые. Ручной самострел натягивался с помощью стремени (железной скобы для упора ногой, или ворота), а спуск производился простейшим спусковым устройством. Станковый самострел устанавливался на особом станке (раме) с колесами. В нем применялся стальной лук и толстая тетива из веревки или воловьих жил, для взведения которой использовалось зубчатое приспособление - самострельный коловорот (см. КОЛОВОРОТ) . Введение коловоротов представляло собой крупное усовершенствование в устройстве самострелов, так как для натягивания тетивы самострелов в 12-14 веках, привлекалось до 50 воинов.
В двадцатом столетии арбалет иногда применялся как боевое оружие в национально-освободительных войнах, чаще всего в качестве самострела-ловушки. Во время Первой мировой войны 1914-1918 годов немцы применяли станковый арбалет в качестве гранатомета (см. ГРАНАТОМЕТ) .
С середины 1950-х годов в западных странах развивается арбалетный спорт. Спортивные арбалеты послужили образцом для создания современных боевых арбалетов. По своим габаритам и весу они близки к автоматам (см. АВТОМАТ (стрелковое оружие)) и пистолетам-пулеметам (см. ПИСТОЛЕТ-ПУЛЕМЕТ), применяются в разведывательно-диверсионных подразделениях. Часто боевые арбалеты делают разборными, что упрощает их транспортировку и маскировку.
АРБАЛЕТ (франц. arbalete) - метательное оружие в европейских странах в средние века: стальной или деревянный лук, укрепленный на деревянном станке (ложе); тетива натягивалась воротом. На Руси называли самострелом.
Арбалет, а, м.
Старинное ручное металлическое оружие - усовершенствованный лук-самострел.
► [Лаврецкий] стрелял из арбалета. // Тургенев. Дворянское гнездо //
АРБАЛЕТНЫЙ, АРБАЛЕТЧИК.
арбале́т, арбале́ты, арбале́та, арбале́тов, арбале́ту, арбале́там, арбале́том, арбале́тами, арбале́те, арбале́тах
АРБАЛЕТ а, м. arbalète f.
1. Самострел, лук, прикрепленный к деревянному ложу. Павленков 1911. Арбалетка. Арбалетный, арбалетковый. Арбалетчик, кто делает или носит оружие это. Даль. Стреляли <арбалеты> обыкновенными стрелами со свинцовыми наконечниками ("карро"). НЭС 3 342. Подразделения специального назначения МВД России намерены принять на вооружение арбалет. Применять это оружие решено в операциях, связанных с обезвреживанием преступников на АЭС, нефтехранилищах, бензоколонках, железнодорожных станциях - там, где применение огнестрельного оружия может привести к взрывам и пожарам. Стрельба из арбалета эффективна на расстоянии 100-120 метров. Гласность 1993 29 7.
2. Орудие на градусы разделенное, которое древние Астрономы употребляли на море для сыскания высоты солнца и других звезд выше горизонта. Ян. 1803. В астрономии - прибор, который прежде употреблялся прежде для определения высоты солнца и звезд над горизонтом. НЭС 3 342.
3. строит. Гидравлические прессы, действуя при посредстве стальных цилиндров на каждую из подстропок (арбалетов), образующих одну из ног башни и подымая их все сразу, позволили этим опорам двигаться. РБ 1889 5-6 337.
4. архит. Столбики стропил на верху крыш. Булгаков Худ. энц.
5. Волнообразный спуск к середине по нижнему обрезу комода. Плужников.
- Норм. Слово арбалет дано < в словаре Академии > также и в женском роде, с окончанием на А, но в такой форме оно вовсе не употребляется. Набл. 1892 5 2 24. - Лекс. Ян. 1803: арбалет; Рейф 1877: арбале/тка; САН 1891: арбале/т.
АРБАЛЕТ (франц. arbalete, от лат. arcus - лук, и balista - метательный снаряд древних). Род самострела, употреблявшийся до изобретения пороха; тетива в нем спускалась посредством пружины.
- Лук-«полуавтомат».
- Оружие семейства луковых.
- В каком оружии можно найти и меру площади, и зрелище?
- Это средневековое оружие оснащалось особым рычажком «козья ножка» - для натягивания тетивы.
- Оружие Вильгельма Телля.
- Стальной лук, укреплённый на деревянном ложе.
- Средневековый стреломёт.
- Для приведения этого средневекового оружия в боевую готовность, его ставили вертикально, упираясь ногой в одно стремя.
- Лук на опоре.
- Средневековое метательное оружие.
- Ранним образцом этого оружия стал катапельт - «пронзающий щит», созданный инженером Зопиром в начале V века.
- Это «сарацинское оружие» крестоносцы завезли в Европу из Палестины в XI столетии.
- Название какого оружия образовалось от латинских слов «ballista» - метательный снаряд и «arcus» - лук?
- Точность и мощь стрельбы из этого оружия произвела такое сильное впечатление на современников, что в 1139 году папа римский предал его проклятию как «богопротивное оружие» и предложил исключить его из вооружения христианских войск.
- Ещё в древности китайцы снабдили это оружие магазином для боеприпасов, сделав многозарядным.
- Щиты павезы, использовавшиеся в XIV-XVI веках, имели специальные упоры, которые помогали фиксировать щит на земле и вести прицельную стрельбу из этого.
прил.
1. соотн. с сущ. арбалет, связанный с ним
2. Свойственный арбалету, характерный для него.
3. Производимый арбалетом, из арбалета.
арбале́тный, арбале́тная, арбале́тное, арбале́тные, арбале́тного, арбале́тной, арбале́тных, арбале́тному, арбале́тным, арбале́тную, арбале́тною, арбале́тными, арбале́тном, арбале́тен, арбале́тна, арбале́тно, арбале́тны, арбале́тнее, поарбале́тнее, арбале́тней, поарбале́тней
АРБАЛЕТНЫЙ ая, ое. arbalète f. Отн. к арбалету, производимый арбалетом, из арбалета. БАС-2. <Защитники> острили ятаганы, мечи .. рапиры пистойские кинжалы, .. мандузианы, кинжалы простые, ножи, клинки, арбалетные стрелы. Рабле 275. В больнице тоже слов не тратила: улучила спокойную ночку и удавилась скрученным бинтом на спинке кровати, При таком способе мышцы стягивает арбалетной судорогой очень быстро, а смерть наступает очень медленно, есть время подумать и раскаиваться. Октябрь 1998 8 43. - Лекс. Даль: арбале/тный; Рейф 1877: арбале/тный.
арбале́тчик, арбале́тчики, арбале́тчика, арбале́тчиков, арбале́тчику, арбале́тчикам, арбале́тчиком, арбале́тчиками, арбале́тчике, арбале́тчиках
АРБАН - муж., тамб., пск. амбар;
| влад. подвал, погреб. Арбанник муж. амбарник, в бранном значении вор, хлебокрад, подламывающий амбары.
- Историческая административно-территориальная единица Тувы и Монголии иначе называемая «десятидворка», так как объединяла десять домохозяйств.
АРБАТ - АРБА́Т, исторические улица и район Москвы, находящиеся в западной стороне центра столицы. Улица Арбат - одно из самых оживленных и популярных мест в Москве.
Существует несколько версий происхождения названия Арбат. По одной из них, наиболее распространенной, это название восходит к арабскому «рабад» - пригород, предместье. В древности на месте Арбата был лес, в котором протекал ручей Черторый - левый приток Москвы-реки (в 19 в. заключен в подземную трубу). Непосредственно улица Арбат возникла в 14-15 вв.; впервые она упоминается в 1493 в связи с пожаром находившейся здесь церкви Николы на Песках (снесена в начале 1930-х гг.), от которого пострадала почти вся Москва. В 15-16 вв. по Арбату шла дорога на Смоленск. В это время в слободах Арбата жили дворцовые ремесленники, купцы и стрельцы, что отразилось в арбатской топонимике: Поварская улица, Плотников, Денежный, Серебряный, Столовый, Хлебный, Староконюшенный переулки (названия по слободам), Левшинские, Каковинские переулки (по фамилиям начальников стрелецких полков) и др., но многие улицы и переулки получили свои имена по названиям церквей (Власьевские, Спасопесковские, Николопесковские, Афанасьевские, Филипповские). Одним из самых древних храмов была церковь св. Бориса и Глеба у Арбатских ворот (основана в 1574 , полностью перестроена архитектором К. И. Бланком (см. БЛАНК Карл Иванович) в стиле елизаветинского барокко в 1764, разрушена в 1930, несмотря на то, что была признана памятником архитекторы 18 в.). На самой улице Арбат находился символ Старого Арбата церковь Николы Явленного, снесенная в 1931. Основание церкви относят к эпохе Бориса Годунова. Примечательны были колокола этой церкви. Один из них весил 212 пудов (см. ПУД), другой точно соответствовал ноте «соль». Многие арбатские храмы были уничтожены в начале 1930-х гг. , но некоторые уцелели, например, церковь Симеона Столпника, церковь Власия, Филипповская церковь, чудесным образом сохранилась церковь Спаса Преображения на Песках (во многом благодаря тому, что «спряталась» за домами главной арбатской магистрали). Церковь была построена около 1711 на месте слободской деревянной. Украшением ее стала высокая шатровая колокольня, характерная для московской архитектуры того времени. Этот храм увековечен на известном полотне «Московский дворик» жившего рядом с церковью художника В. Д. Поленова (см. ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич). В 1932-1993 церковь была закрыта, с 1993 действующая.
После опустошительного пожара 1736 улица была отстроена практически заново и значительно расширена. Со второй половины 18 в. становится одной из самых аристократических улиц Москвы, его заселяет родовитое дворянство (Долгоруковы, Гагарины, Растопчины, Толстые). Осенью 1812 во время пребывания Наполеона в Москве Арбат, как и остальная территория города, еще раз пострадал от сильнейшего пожара. Но довольно быстро он был восстановлен, его застройка приобрела особый характер: появились окруженные зеленью ампирные особняки с бельэтажем и мезонином, строились они с разрывом на красной линии, и если на самой улице эти особняки в дальнейшем сменили доходные многоэтажные дома, гостиницы, модные магазины, то в Приарбатье сохранилось до наших дней немало типичных арбатских особняков (дом-музей А. И. Герцена, дом-музей С. Т. Аксакова в Сивцевом Вражке, здание Союза российских писателей на Поварской ул. и др.).
Во второй половине 19 в. снова менялся облик улицы, значительная часть зданий была перестроена новыми владельцами - представителями торговой буржуазии. В начале 20 в. на улице Арбат стали преобладать многоэтажные доходные дома, гостиницы с лавками и магазинами. В доходных домах занимала квартиры московская интеллигенция - ученые, врачи, юристы, писатели. В 1906 было перестроено для ресторана С. Тарарыкина здание конца 18 в. (надстройка и изменение фасада - 1915, архитектор А. Э. Эрихсон, реконструкция - 1954-1955, архитектор Б. Соболевский) - нынешний ресторан «Прага». В 1904 вместо курсирующей по Арбату конки был пущен трамвай (см. ТРАМВАЙ). В 1911 для акционерного общества «Частный ломбард» был построен дом 11 (архитектор Н. Д. Струков). В 1920-1930-х гг. облик улицы изменился в духе эстетики конструктивизма (см. КОНСТРУКТИВИЗМ). Линия Арбата была выровнена, многие дома надстроены и подведены под единый карниз. В Кривоарбатском переулке было возведен по проекту архитектора-конструктивиста К. С. Мельникова (см. МЕЛЬНИКОВ Константин Степанович) - дом Мельникова (1927-1929), это был один из немногих частных домов в Москве. Братья Стенберги (см. СТЕНБЕРГИ) разработали унифицированную окраску зданий в пепельно-серой гамме; некоторые архаичные строения были разобраны, но от этого Арбат не перестал производить впечатление эклектичной (см. ЭКЛЕКТИЗМ) застройки. Новые дома по правой стороне Арбата возводились с отступом от красной линии для расширения улицы.
Во время Великой Отечественной войны одной из бомб был полностью разрушен Театр им. Евг. Вахтангова (бывший особняк Берга), находившийся непосредственно на улице Арбат. В 1946-1947 по проекту П. В. Абросимова (см. АБРОСИМОВ Павел Васильевич) для театра было построено новое нынешнее здание. После войны по плану возведения сталинских высоток было возведено здание Министерства иностранных дел на углу Арбата и Смоленской площади (1948-1952 гг., архитекторы В. Гельфрейх (см. ГЕЛЬФРЕЙХ Владимир Георгиевич), М. Минкус (см. МИНКУС Михаил Адольфович)).
Одним из самых старых арбатских зданий является дом Хитрово (палаты середины 18 в., надстроены в конце 18 в., перестроены после пожара 1812), ныне здесь музей-квартира А. С. Пушкина, в которой поэт прожил первые недели после венчания с Н. Н. Гончаровой. В доме 9, перестроенном в 1899, архитектором Н. И. Гущиным, в 1920-х гг. находилось кафе «Арбатский подвальчик», где бывали В. В. Маяковский, С. А. Есенин, Андрей Белый, Б. Л. Пастернак, В. В, Каменский и др. С Арбатом связана жизнь более чем 500 выдающихся деятелей науки и культуры: русских писателей-классиков А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, А. И. Герцена, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, современных писателей Б. Ш. Окуджавы, А. Н. Рыбакова, Ю. П. Казакова, Н. И. Глазкова, художников С. В. Иванова, А. К. Саврасова, К. Ф. Юона, актрисы Г. Н. Федотовой, композиторов А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова, Н. Я. Мясковского и многих других замечательных ученых, писателей, композиторов, актеров, архитекторов.
В 1962-1967 часть Арбата (вместе с исторической застройкой Молчановки, с Собачьей площадкой и другими старыми улицами и переулками) была снесена и вместо них был проложен проспект Калинина (в 1993 переименован в улицу Новый Арбат) по проекту архитекторов М. В. Посохина (см. ПОСОХИН Михаил Васильевич), А. А. Мндоянца (см. МНДОЯНЦ Ашот Ашотович), Г. Макаревича, Б. И. Тхора (см. ТХОР Борис Иванович), И. А. Покровского (см. ПОКРОВСКИЙ Игорь Александрович) от Арбатских ворот до Новоарбатского моста. По четной стороне были выстроены 25-этажные жилые дома-башни, по нечетной - четыре административных здания в форме раскрытой книги на общем фундаменте - двухъярусном, остекленном стилобате протяженностью 850 м.
В 1974 старый Арбат был объявлен заповедной зоной, но только в 1986 была закончена его реконструкция (специалисты и москвичи оценивали ее неоднозначно), Арбат стал пешеходной зоной. Здесь открылось множество маленьких магазинов и кафе, распахнули свои двери художественные салоны и галереи, на улице появились многочисленные торговые лотки. В 2006 начался новый этап благоустройства улицы Арбат с учетом сохранения его исторического облика (отопление, новое освещение, вертикальное озеленение).
относительно происхождения названия этой старинной московской улицы нет единого мнения; наиболее вероятна следующая гипотеза: название Арбат восходит к арабскому arbad, являющемуся множественным числом от rabad - "пригород", "предместье". Арабское слово, вероятно, попало в русский язык через татарское посредство.
Арба́т
район города Москвы, где в XVI в. был расположен царский колымажный двор; см. Энц. Слов. З, 20. Обычно связывается с арба́ "повозка", причем образование представляется странным. Ср. казах. yrabat "хозяйственные пристройки" (Радлов 1, 1367). Пизани (AGI 37, 182) объясняет из араб. rabâḍ "предместье". Ср. еще ропать.
- Московский Бродвей.
- «Улица матрёшек» в Москве.
- Московская улица, на которой любителям быстрой езды делать нечего.
- В 1980-х годах эта улица стала первой в Москве пешеходной зоной.
- Сувенирная улица Москвы.
- С этой улицы «дети» Рыбакова.
- Пешеходная улица города Москвы.
- Московская улица, которую воспел Булат Окуджава.
- Об этой древней московской улице написана книга «Один километр России», хотя длина улицы 1 200 метров.
- Офонаревшая улица в шутке Окуджавы.
- В этом районе Москвы в XVI веке был расположен царский колымажный двор.
АРБАТОВ Алексей Георгиевич - АРБА́ТОВ Алексей Георгиевич (р. 17 января 1951, Москва), российский ученый-политолог, специалист в области исследований процессов мирового развития, проблем международной безопасности, внешней и военной политики, член-корреспондент РАН (с 2003), депутат Государственной думы (1993-2003), сын Г. А. Арбатова. (см. АРБАТОВ Георгий Аркадьевич)
В 1973 с отличием окончил МГИМО (см. МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ) и поступил в аспирантуру Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО). Защитил кандидатскую диссертацию по теме «Американская концепция «национальной безопасности» и политика в области ракетно-ядерного оружия в 1960-е годы». По окончании аспирантуры в 1976 остался работать в ИМЭМО, прошел путь от научного сотрудника до заведующего отделом. В 1992 защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора исторических наук по теме «Стратегическое равновесие и военно-политический курс в 1970-е годы». Автор нескольких монографий, соавтор более тридцати коллективных трудов, многочисленных аналитических работ, статей и брошюр по проблемам международной безопасности, разоружения, военной политики. С июля 1994 - депутат Государственной думы от партии «Яблоко (см. ЯБЛОКО (партия))», переизбирался в думу в 1995 и 1999, руководил работой подкомитета по международной безопасности и по ограничению вооружений, был заместителем председателя комитета по обороне, заместителем председателя партии «Яблоко». С 2004 возглавил Центр международной безопасности ИМЭМО.
Арбато́в Георгий Аркадьевич (р. 1923), историк и экономист, академик РАН (1974). Директор Института США и Канады РАН (1967-1995). Основные труды по проблемам мировой экономики и международных отношений.
* * *
АРБАТОВ Георгий Аркадьевич - АРБА́ТОВ Георгий Аркадьевич (р. 19 мая 1923, Херсон), российский историк и экономист, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1974; член-корреспондент с 1970).
В 1941 окончил Московское артиллерийское училище им. Л. Б. Красина. Участник Великой Отечественной войны. В 1944 мобилизован как инвалид войны.
В 1949 окончил Московскоий государственный институт международных отношений (см. МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ). По окнчании института работал в периодических изданиях : журналах «Вопросы философии» (1953-1957), «Новое время» (1957-1959), «Коммунист» (1959-1960), «Проблемы мира и социализма» (1960-1963).
В 1963-1964 заведующий сектором Института мировой экономики и международных отношений (см. МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ ИНСТИТУТ (ИМЭМО) РАН) Академии наук СССР. В 1967-1995 директор Института США и Канады (см. СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ И КАНАДЫ ИНСТИТУТ РАН) АН СССР/РАН (ИСКРАН). Является основателем этого института, создателем российская школа американистики. Неоднократно принимал участие во встречах на высшем уровне глав СССР и США по вопросам разоружения. С 1995 почетный директор ИСКРАН.
В 1989-1991 народный депутат СССР (от Академии наук).
АРБАТОВ Георгий Аркадьевич (р. 1923) - российский историк и экономист, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1974). Основные труды по проблемам мировой экономики и международных отношений.
- Российская писательница, автор пьес «Завистник», «Уравнение с двумя известными», «Алексеев и тени».
- Российская писательница, автор пьес «Анкета для родителей», «Виктория Васильева глазами посторонних», «Сны на берегу Днепра».
- Российская писательница, автор пьес «Семинар у моря», «Сейшен в коммуналке», «Поздний экипаж».
- Российская писательница, автор пьес «Дранг нах вестен», «По дороге к себе», «Пробное интервью на тему свободы».
- Российская писательница, автор пьес «Пробный сеанс», «Взятие Бастилии».
АРБАЧАКОВ Юрий Петрович - АРБАЧА́КОВ Юрий Петрович (р. 22 октября 1966, Кемерово), российский спортсмен (бокс (см. БОКС (в спорте))), заслуженный мастер спорта (1989); первый российский чемпион мира среди профессионалов.
Чемпион СССР 1989 (2-й наилегчайший вес), Европы и мира 1989 (наилегчайший вес). С 1990 - на профессиональном ринге (см. РИНГ (площадка для бокса)). Семикратный чемпион мира в 1-м наилегчайшем весе по версии WBC (1992-97). До 2004 жил и тренировался в Японии; в соревнованиях профессионалов выступает за команду России. В 2004 перебрался в Санкт-Петербург.