Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

арьядэва

Энциклопедический словарь

АРЬЯДЭВА - АРЬЯДЭ́ВА (санскр. - Божественно благородный) (3 в.), буддийский мыслитель, последователь Нагарджуны (см. НАГАРДЖУНА) и философско-религиозной школы мадхьямика (см. МАДХЬЯМИКА). Происходил из южноиндийского брахманского рода. Сочинения посвящены философскому анализу проблемы вечности, Атмана вечной души (атман), времени, существования следствия в причине и т. д., критике доктрин индуистских школ санкхьи (см. САНКХЬЯ), вайшешики (см. ВАЙШЕШИКА), панчаратры и пашупаты (вишнуиты и шиваиты), а также локаяты (см. ЛОКАЯТА) и джайнизма (см. ДЖАЙНИЗМ).

С точки зрения Арьядэвы, истинно сущее (парамартха-сат), или абсолютное состояние сознания, не может быть постигнуто рассудком и описано в соотносительных категориях, ибо оно вне рождения и смерти, мысли и языка. Оно единственно реальное, а таковым может быть только пустота (шуньята), которая находится вне субъектно-объектных отݐޑȐՐݐؐ٠познания. Все в мире, производимое причинами и условиями, несамостоятельно, пусто, ибо в нем нет самосущего (нихсвабхава). Самосущее должно существовать без причин и условий, но такого в мире нет, поскольку все явления включены в бесконечные и безначальные цепи каузальности (см. КАУЗАЛЬНОСТЬ). Все явленное есть отсутствие собственной природы и наличие взаимозависимой изменчивости («Чатух-шатака» - «Четыреста строф»).

Арьядэва полагал, что истинно сущее можно реализовать практически, опровергая («опустошая») все лжеидеи. Такова задача мадхьямики как полемической философии срединного пути (мадхьяма-пратипат). Развитие учения о пустотности Арьядэва видел в махаянском пути бодхисаттв (см. БОДХИСАТТВА), который начинается с устранения из сознания четырех лжеидей: о неизменном среди всеобщей изменчивости, о возможности счастья среди океана страдания, о вечной душе (атмане) среди преходящего мира, о прекрасном среди безобразного. Размышления над ними он называл невежеством. Продвижению по пути бодхисаттв способствуют особые дхармо-частицы потока сознания, которые он делил на «прекращающие пороки» и «развивающие добродетели» («Щата-шастра», 1 - «Сто строф»). Первые обеспечивают духовный рост, а вторые его закрепляют. Успеха достигнет лишь тот, кто культивирует оба вида. Например, даяние есть добродеяние, но само по себе оно не устраняет зло. Бодхисаттвой может стать лишь тот, кто удалил из своего ума и порочность и добродетельность, которые в равной мере являются путами сознания. Для тех, кто отстранился от всех мнений, не нужно и само учение о пустотности (шуньята-шунья). Согласно Арьядэве, путь бодхисаттвы равноценен поведению настоящего мудреца в жизни, который не испытывает ни привязанности, ни отвращения ко всему взаимозависимому и поэтому иллюзорному (майя). Как прозрачный кристалл становится цветным, отражая свет, так и ум (читта) окрашивается воображением (викальпа), а без него он чист. В Китае «Щата-шастра» - основной источник школы сань-лунь («три трактата»). Тибетцы причисляют Арьядэву к «шести драгоценностям» буддийской философии, наряду с Нагарджуной, Асангой (см. АСАНГА), Васубандху (см. ВАСУБАНДХУ), Дигнагой (см. ДИГНАГА) и Дхармакирти (см. ДХАРМАКИРТИ).

Полезные сервисы