АТИША - А́ТИША (санскр. - Сверхвладыка, Выдающийся; другое имя - Дипанкара Шриджняна, или Светильник великолепного знания) (982-1054), индобуддийский мыслитель. С 1042 в Тибете, способствовал возрождению буддизма (см. БУДДИЗМ) в тибетских монастырях. Перевел на тибетский язык 11 текстов школы мадхьямика (см. МАДХЬЯМИКА) по логике и Абхидхарме (см. АБХИДХАРМА); автор комментария к сутрам (см. СУТРА) Праджня-парамиты и 25 самостоятельных трудов (в т. ч. 13 по тантризму (см. ТАНТРИЗМ)). Два его произведения («Светоч на Пути Просветления» и «Драгоценная гирлянда бодхисаттв») имеют первостепенное значение для последующих школ. Атиша также проповедовал учение Калачакры (Колесо времени) и создал известную систему тибетского летосчисления из 60-летних циклов.
Согласно жизнеописаниям Атиша прославился еще в Индии (в Бенгалии), где к 30 годам приобрел известность знатока большинства буддийских и индуистских школ. Затем учился тантре у мастера йоги Наропы и таким образом смог соединить в своей деятельности три исторических направления буддизма: хинаяну (см. ХИНАЯНА), махаяну (см. МАХАЯНА), ваджраяну (см. ВАДЖРАЯНА). Такой подход стал определяющим в формировании новых школ Тибета - кадампы, основанной последователем Атишы Дромтеном (Brom ston) и вышедшей из нее в 15 веке гелугпы (см. ГЕЛУГПА). Интеграции всех буддийских практик посвящен пользующийся до сих пор огромным влиянием трактат Атишы «Светоч...» (рус. пер.: Атиша. Светоч на Пути к Пробуждению. Пер. с тибет. А. Кугявичуса. / Цонкапа. Большое руководство к этапам Пробуждения. Т. 2. СПб., 1995. С. 133-145), в котором он учит приступать к тайнам тантризма (см. ТАНТРИЗМ) и упражнениям в глубинах сознания постепенно, опираясь на нравственную дисциплину, сострадательное отношение к окружающим и интуитивную мудрость.