I ср.
Рецептивный вид речевой деятельности, заключающийся в понимании звучащей речи; слушание (в методике обучения языку или изучения языка).
II ср.
Независимая экспертиза финансовой отчётности какого-либо предприятия, или учреждения, какой-либо компании, проводимая аудиторами [аудитор I]; аудиторская проверка, аудит.
аудирование I
вид речевой деятельности, заключающийся в понимании, восприятии звучащей речи; слушание (в методике обучения языку или изучения языка)
аудирование II
независимая экспертиза финансовой отчётности какого-либо предприятия, или учреждения, какой-либо компании, проводимая аудиторами; аудиторская проверка, аудит
АУДИ́РОВАНИЕ (от лат. audire - слышать).
Рецептивный вид речевой деятельности; смысловое восприятие устного сообщения. А. состоит из одновременного восприятия языковой формы и понимания содержания высказывания. При обучении иностранному языку конечной целью является выработка таких аудитивных умений, при наличии которых не расчленялись бы форма и содержание. В процессе А. следует различать словесное и предметное понимание. Словесное понимание опирается на речевой опыт учащихся, предметное - на их жизненный опыт и знание ситуаций общения. К условиям, определяющим трудности восприятия речи на слух, относят однократность и кратковременность предъявления информации, понимание речи незнакомых людей, индивидуальные особенности голоса и речи, наличие-отсутствие зрительной опоры. Трудность А. состоит также в том, что оно представляет собой сочетание аналитико-синтетических операций по распознаванию языковой формы текста и пониманию его содержания. Лингвистические трудности восприятия звучащего текста относятся к фонетике, лексике, грамматике. Фонетические трудности А. вызываются:
1) расхождением между написанием и произношением;
2) несовпадением в членении звучащего и графического текста;
3) ассимилятивными явлениями в речевом потоке (см.
ассимиляция);
4) несовпадением в разных языках темпоральных характеристик гласных, согласных звуков, слогов, синтагм;
5) несовпадением дифференциальных признаков фонем в иностранном и родном языках,
6) фонематичностью и подвижностью ударения. К лексическим трудностям относятся распознавание омофонов, паронимов, парных понятий («открывать» - «закрывать», «восток» - «запад», «много» - «мало»). Трудны для восприятия на слух также непривычные сочетания слов, идиомы, цифры, имена собственные, наименования реалий. Имеет свои особенности восприятие и понимание диалогической и монологической речи. Самым легким видом А. является понимание устной монологической речи преподавателя, когда слушающий видит говорящего и слышит обращенную к нему речь. Самый сложный вид А. - понимание устной диалогической речи, когда слушающий не участвует в акте общения. Слушание и понимание обеспечиваются механизмами кратковременной памяти, долговременной памяти, вероятностного прогнозирования и осмысления. Функционирование механизмов А. осуществляется благодаря основному слуховому анализатору и дополнительным: речедвигательному и зрительному. Основными источниками информации для обучения А. являются речь обучающего, аудитивные и аудиовизуальные средства обучения. Полное, точное и быстрое понимание речи возможно на этапе автоматизации всех этапов процесса А.: восприятия звуковой формы, узнавания ее элементов, синтезирования содержания на их основе. В обучении это достигается путем выполнения подготовительных и речевых упражнений. Аудитивные упражнения могут комбинироваться с упражнениями по другим видам речевой деятельности и преследовать комплексные цели. Процесс А. обеспечивается работой следующих механизмов: восприятие на слух и узнавание знакомых единиц языка; антиципация (вероятностное прогнозирование содержания текста); кратковременная (оперативная) память, обеспечивающая возможность сохранения информации в памяти непродолжительное время; долговременная память (сохранение информации продолжительное время); эквивалентные замены; вычленение в тексте единиц смысловой информации и ее анализ; синтез такой информации на уровне его формы и значения. Принято разграничивать А. учебное и А. коммуникативное (Гальскова, Гез, 2004; Соловова, 2002; Колкер, Устинова, 2002; Мильруд, 2007; Щукин, 2009).