сокр. Белорусская автомобильная ассоциация
бааде (baade) вальтер (уолтер)
Большой энциклопедический словарь
Ба́аде (Baade) Вальтер (Уолтер) (18931960), немецкий астроном. В 193158 жил в США. Установил звёздную природу ядра галактики Андромеды и её различных ярких спутников, существование двух типов звёздного населения в галактиках. Исследовал переменные и сверхновые звёзды, открыл астероиды Гидальго и Икар.
Полезные сервисы
бааде вальтер
Энциклопедический словарь
БААДЕ Вальтер - БА́АДЕ (Baade) Вальтер (Уолтер) (24 марта 1893 - 25 июня 1960), немецкий астроном. Родился в Вестфалии в семье учителя. В 1918 окончил Геттингенский университет и был принят на работу в обсерваторию Гамбургского университета. С 1931 работал в США, сначала в обсерватории Маунт Вилсон, затем - Маунт Паломар. В 1958 вернулся в Германию, работал в Геттингенском университете.
В период работы в обсерватории Гамбургского университета Бааде занимался исследованием комет, астероидов, переменных звезд. В 1920 он обнаружил астероид Гидальго, в 1923 - новую комету, уже работая в Америке в 1949 открыл астероид Икар. Проводя с помощью крупнейших телескопов наблюдения ближайших галактик (в частности М31 в созвездии Андромеды), он сумел разложить их на звезды (1944). Звездное население галактик Бааде разбил на две группы. Первая - это молодые горячие звезды, состоящие из водорода (90%) и гелия (9%) и содержащие железо, никель, углерод и некоторые более тяжелые элементы. Вторая группа - это более старые звезды, состоящие почти целиком из водорода и гелия, в которых содержание тяжелых элементов в 10-100 раз меньше, чем в звездах первой группы. Концепция существования двух типов звездного населения галактик принесла Бааде мировую известность и сыграла важную роль в развитии теории эволюции звезд. Его исследования в области сверхновых звезд также принесли важные результаты. В частности, он показал, что вспыхивающие звезды, которые наблюдали Тихо Браге (1572) и Иоганн Кеплер (1604), были вспышками сверхновых, а туманности, наблюдаемые до сих пор на месте этих звезд, это остатки вспышек. В 1934 он впервые высказал предположение (совместно с Фрицем Цвикки) (см. ЦВИККИ Фриц) о возможности образования нейтронной звезды после вспышки сверхновой.
Награжден золотой медалью Лондонского королевского астрономического общества (1954), медалью Тихоокеанского астрономического общества.
Полезные сервисы
бааде вальтер (уолтер)
Энциклопедический словарь
Ба́аде Вальтер (Уолтер) (Baade) (1893-1960), немецкий астроном. В 1931-1958 работал в США. Установил звёздную природу ядра галактики Андромеды и её различных ярких спутников, существование двух типов звёздного населения в галактиках. Исследовал кометы, переменные и сверхновые звёзды, открыл астероиды Гидальго и Икар.
Полезные сервисы
баадер (baader) франц ксавер фон
Большой энциклопедический словарь
Ба́адер (Baader) Франц Ксавер фон (17651841), немецкий католический философ, врач, горный инженер, естествоиспытатель. Вместе с Й. Гёрресом принадлежал к Мюнхенскому кружку романтиков и издавал журнал «Эос» («Заря»). В полемике с философией Просвещения продолжал традиции немецкой мистики; формуле Декарта «мыслю, следовательно, существую» противопоставил «мыслюсь [Богом], следовательно, существую».
Полезные сервисы
баадер франц ксавер фон
Энциклопедический словарь
Ба́адер Франц Ксавер фон (Baader) (1765-1841), немецкий религиозный философ, врач, естествоиспытатель, представитель философского романтизма и неортодоксального католицизма.
* * *
БААДЕР Франц Ксавер фон - БА́АДЕР (Baader) Франц Ксавер фон (1765-1841), немецкий религиозный философ, врач, естествоиспытатель, представитель философского романтизма (см. РОМАНТИЗМ) и неортодоксального католицизма (см. КАТОЛИЦИЗМ) .
Энциклопедия Кольера
БААДЕР Франц Ксавер фон (Baader, Franz Xaver von)
(1765-1841), немецкий философ и теософ, оказавший значительное влияние на немецкий романтизм. Пытался соединить философские традиции католицизма с мистицизмом и таким образом выйти за пределы господствующих философских школ - континентального рационализма с его культом чистого разума и британского эмпиризма, подчеркивавшего значение чувственного опыта. Оказал влияние на Шеллинга и Кьеркегора. Баадер родился в Мюнхене 27 марта 1765. Получил медицинское образование, изучал минералогию в Англии в 1792-1796. Как и его друг Шеллинг, был членом кружка интеллектуалов в Мюнхене. Черпал вдохновение в мистических трудах Якоба Беме и неоплатоников. Вышел в отставку в должности суперинтенданта угольных шахт в Баварии в 1820 и посвятил себя философии и теологии. Профессор философии и теологии Мюнхенского университета в 1826-1838. Основал журнал "Эос" ("Eos"). Умер Баадер в Мюнхене 23 мая 1841. Лейтмотив религиозной философии Баадера - признание внутренней связи материи и сознания, тела и духа. Их различие относительно, ибо материя - это омертвевший, утративший свободу дух. Их взаимодействие - не параллелизм и не внешний контакт, а взаимопроникновение, претворение одного в другое. Человек должен ассимилировать и претворить волю материального бытия в духовную энергию для ее отдачи в мировую сокровищницу - мистериум Бога. Согласно учению Баадера, всякое знание предполагает знание о Боге, которого он представлял как процесс прогрессивно расширяющегося сознания. Баадер критиковал британских эмпириков, в частности Юма, который сводил знание к дискретным чувственным впечатлениям, а также Кантову этику следования внутреннему моральному закону, считая, в противовес этим учениям, что человек должен подчиняться Божьей воле, изложенной в Писании и учениях римско-католической церкви. В социальной философии противостоял либерализму и призывал к установлению классовой иерархии и подчинению государства церкви. Среди трудов Баадера - Начала познания (Fermenta cognitionis, 1822-1825); Лекции по спекулятивной догматике (Vorlesungen ber speculative Dogmatik, 1828-1838); Динамическая философия (Beitrge zur dynamischen Philosophie, 1809). Собрание сочинений (Smtliche Werke) Баадера опубликовано в 16 томах в Лейпциге в 1851-1860.
Полезные сервисы
баал
Энциклопедический словарь
Баа́л (Балу, Ваал), древнее общесемитское божество плодородия, вод, войны. Почитался в Финикии, Палестине и Сирии, затем его культ распространился на Запад (в Египет, Грецию и др.).
* * *
БААЛ - БАА́Л (Балу, Ваал (см. ВААЛ)), древнее общесемитское божество плодородия, вод, войны. Почитался в Финикии, Палестине и Сирии, затем его культ распространился на запад (в Египет, Грецию и др.).
Большой энциклопедический словарь
БААЛ (Балу - Ваал), древнее общесемитское божество плодородия, вод, войны. Почитался в Финикии, Палестине и Сирии, затем его культ распространился на запад (в Египет, Грецию и др.).
Энциклопедия Кольера
СТЕЛА С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ВААЛА
Балу, Ваал ("владыка", "господин"), важнейший персонаж в сиро-палестинской мифологии, представленный многочисленными местными божествами. Филон и угаритские тексты говорят о нем как о Хаддаде, боге бури и царе богов. В 14 в. до н.э. у финикийцев Баал уже получил титул Баалшамем (Владыка Небес). Он считался одним из братьев Эла (Илу, "Бога"), главы ханаанской группы божеств. Характеризуемый в текстах как Алиййан ("силач", буквально, "я одолеваю"), Баал побеждает всех, кого вызывает на битву. Со временем к его имени стали присоединять название местности, в которой он почитался, и указание на особые приписывавшиеся ему черты или функции. Кроме того, любой важный аспект религиозной жизни мог породить культ своего собственного Баала. В целом его считали олицетворением мужского начала, обеспечивающего плодородие земли и стад, и во время посвященных ему празднеств ему приносились соответствующие жертвы. Тирский Баал (Ваал), упоминаемый в Ветхом Завете, был известен под именем Мелькарт. Святилища и храмы Баала часто называли "высотами". В качестве божества гор и божества бури Ваал изображался в соответствующем облике. Вместе со своей супругой, Анат, Ваал мог быть связан с тем или иным родом, о чем напоминали личные имена, содержащие в качестве составной части его имя.
ЛИТЕРАТУРА
Мифы народов мира. Энциклопедия, тт. 1-2. М., 1991
Иллюстрированный энциклопедический словарь
БААЛ (Балу, Ваал), общесемитское божество плодородия, дождя, бури. Почитался в Финикии, Палестине и Сирии, затем его культ распространился на Запад (в Египет, Грецию и др.).
Синонимы к слову баал
Словарь иностранных слов
Сканворды для слова баал
Полезные сервисы
баал-шем-тов исраэль бен элиезер
Энциклопедический словарь
БААЛ-ШЕМ-ТОВ ИСРАЭЛЬ БЕН ЭЛИЕЗЕР - БАА́Л-ШЕМ-ТОВ ИСРАЭ́ЛЬ БЕН ЭЛИЕЗЕ́Р (сокр. БЕШТ) (ок. 1700-60), еврейский мыслитель-мистик, основатель секты хасидов и крупнейший авторитет хасидизма (см. ХАСИДИЗМ).
Большой энциклопедический словарь
БААЛ-ШЕМ-ТОВ ИСРАЭЛЬ БЕН ЭЛИЕЗЕР (сокр. БЕШТ) (ок. 1700-60) - еврейский мыслитель-мистик, основатель секты хасидов и крупнейший авторитет хасидизма.
Полезные сервисы
баальбек
Энциклопедический словарь
Баальбе́к - город в Ливане, у подножия храма Антиливан. Около 18 тыс. жителей. Развалины древнего (с XVIII в. до н. э.) Гелиополя, позднейшей римской колонии Юлии-Августы-Феликс. Остатки храмов и общественных построек.
* * *
БААЛЬБЕК - БААЛЬБЕ́К (Balabakk), город в Ливане, у подножия хр. Антиливан. Население 30,2 тыс человек (2004). Развалины древнего (с 18 в. до н. э.) Гелиополя, позднейшей римской колонии Юлии-Августы-Феликс. Остатки храмов и общественных построек.
Большой энциклопедический словарь
БААЛЬБЕК - город в Ливане, у подножия хр. Антиливан. Ок. 20 тыс. жителей. Развалины древнего (с 18 в. до н. э.) Гелиополя, позднейшей римской колонии Юлии-Августы-Феликс. Остатки храмов и общественных построек.
Энциклопедия Кольера
БААЛЬБЕК - в настоящее время небольшое поселение, в древности - великолепный город-храм на территории Ливана, между хребтами Ливан и Антиливан. Широкая долина, расположенная между этими двумя горными цепями, называется Эль-Бека'а, или Низина, а в древности именовалась Келесирия, т.е. "Низинная Сирия". Город находится на высоте 1117 м над у.м., между реками Литани и Оронт, в плодородной области на древних караванных путях, ведших к Дамаску и Тиру. История. В египетских и ассирийских надписях этот город называется Баальбек - по той несомненной причине, что здесь поклонялись богу Баалу (Ваалу), позднее отождествленному с Юпитером. Греки именовали этот город Гелиополем, а император Август превратил его в римскую колонию, названную Колония Юлия Августа Феликс Гелиополитана. Период высочайшего расцвета Баальбека приходится на римскую эпоху, когда он был местом поклонения не только Юпитеру Гелиополитанскому, но также Бахусу и Венере. Согласно свидетельству церковного историка Евсевия, в начале 4 в. император Константин запретил бытовавшие в Гелиополе культы и воздвиг здесь великолепный христианский храм больших размеров. В 635 город захватили арабы под водительством Абу Убайды. Если прежде, являясь религиозным центром, он был защищен сравнительно слабо, то теперь арабы значительно укрепили его, а храмовый квартал и акрополь превратили в цитадель. В Средние века Баальбек был стратегически важной крепостью. В 659 здесь столкнулись Али и Муавия, соперники в борьбе за халифат. По преданию, аль-Валид (ум. 715) перевез медный купол баальбекского храма в Иерусалим, чтобы водрузить его над Скальной мечетью. Марван II (ум. 750) разрушил городские стены, а властитель Дамаска Тухтакин подчинил себе Баальбек в 1110. В 1175 город был захвачен Саладином; в 1260 его разрушили монголы хана Хулагу, а в конце 13 в. он был восстановлен султаном Калавуном. В 1400 Баальбек был разорен Тамерланом, а в 18 в. частично разрушен Джеззаром из Аккры; время от времени он страдал от сильных землетрясений. Оказавшись под властью турок, Баальбек к 19 в. превратился в небольшой поселок. Ныне это курортный городок в Ливане с населением ок. 24 тыс. человек.
Археология. Раскопки в Баальбеке с 1898 по 1905 проводила экспедиция археологов из Германии; результаты этих исследований были опубликованы Теодором Вигандом (1921-1925). В 1933-1934 французские археологи предприняли здесь реставрационные работы. Развалины акрополя лежат к западу от современного поселка. Вход на огороженный храмовый участок находился с восточной стороны, где огромная лестница вела к монументальным воротам - пропилеям. Здесь находилась колоннада шириной ок. 150 м, по краям которой располагались квадратные башни высотой примерно в 30 м. За высокими колоннами этого портика имеются большой центральный и два меньших боковых входа в шестиугольный передний двор. Этот двор, приподнятый на 6 м относительно уровня наружной поверхности, был окружен двойной колоннадой и имел четыре прямоугольные ниши. Позади переднего двора находятся три широких входа, ведущие на Алтарную площадь, посреди которой некогда стоял большой алтарь. Половина его сохранилась, другая половина разрушена - возможно, в 4 в., когда на этой площади был сооружен христианский собор. По обе стороны от алтаря находились бассейны для омовений. С трех сторон площади располагалась прекрасная колоннада, а за ней - полукруглые украшенные ниши. С западной стороны Алтарной площади лестница из 16 ступеней вела на собственно храмовую террасу. Эта терраса была очень большой и возвышалась над Алтарной площадью более чем на 6 м. Ее окружала стена, частично сложенная из крупных каменных блоков. Три из них - на западной стороне - составляют участок длиной ок. 19 м и достигают 4 м в высоту и 3 м в толщину. Подобные камни необычайно крупных размеров 21*4,3*4 м и весом в 1000 т, не до конца вырубленные в карьере, можно видеть на склоне холма в 800 м от современного поселка. На террасе стоял храм (т. н. храм Юпитера). Это было прямоугольное сооружение, возведенное на главной оси всего комплекса. Основание храма имело 91 м в длину и 52 м в ширину, а по его периметру стояло свыше 50 колонн диаметром в 2 м и высотой в 20 м. Шесть из них до сих пор стоят в ряд по южной стороне, создавая наглядное представление о пропорциях храма. На нижней террасе, южнее храма Юпитера, был построен храм Вакха. Он был меньше храма Юпитера, но сохранился гораздо лучше и считается прекраснейшим памятником римской эпохи на территории Ливана. Он заслуживает внимания даже своими размерами, поскольку по площади больше Парфенона, а окружавшие его 46 колонн имели высоту в 17 м. Колонны размещались по 15 с каждой боковой стороны и по 8 на торцах; с северной стороны 9 из них сохранились и стоят в прежнем порядке. Прекрасно украшенный портал ведет в целлу, или закрытое внутреннее помещение храма, имевшее 27 м в длину и 23 м в ширину. Богатым убранством отличался и интерьер храма, а в западном его конце стояла культовая статуя Бахуса. Третий храм, посвященный Венере, находился в 305 м к востоку от акрополя и представлял собой круглое сооружение, первоначально перекрытое каменным куполом и украшенное в том же стиле, что и акрополь.
ХРАМ БАХУСА В БААЛЬБЕКЕ
Храм Юпитера датируется 1 в. н. э., храм Вакха - 2 в., храм Венеры - 3 в.
Иллюстрированный энциклопедический словарь
Баальбек. Коринфская колоннада "храма Юпитера". Нач. 3 в.
БААЛЬБЕК, город в Ливане, у подножия хребта Антиливан. Около 18 тыс. жителей. Развалины древнего (с 18 в. до нашей эры) Гелиополя. Руины грандиозного храмового комплекса 1 - 3 вв., крепости (13 в.), Большой мечети и минарета. Включен в список Всемирного наследия.
Грамматический словарь
Сканворды для слова баальбек
- Город в Ливане, у подножия храма Антиливан.
- В каком городе находится знаменитый храм Вакха, высота колонн в котором в три раза выше, чем в Парфеноне?
Полезные сервисы
баас
Энциклопедический словарь
Ба́ас (араб., буквально - возрождение), употребляемое в литературе название Партии арабского социалистического возрождения.
* * *
БААС - БА́АС (араб., букв. - возрождение), употребляемое в литературе название Партии арабского социалистического возрождения, которая с 1968 по 2003 являлась правящей в Ираке. Генеральным секретарем партии с 1979 по 2003 был С. Хусейн. (см. ХУСЕЙН Саддам)
Большой энциклопедический словарь
БААС (араб. - букв. - возрождение), употребляемое в литературе название Партии арабского социалистического возрождения.
Синонимы к слову баас
Словарь иностранных слов
Полезные сервисы
баасизм
Словарь народов и культуры
Баасизм
(Baathism), араб, полит, доктрина, сочетающая элементы соц. идей (социализм) с панарабизмом Согласно этой теории араб. национализма, все арабы составляют единое сооб-во от Марокко до Ирака, искусственно расколотое колониализмом и империализмом. Б. зародился в Сирии, где в 1953 г. была основана первая баасистская партия. Баасисты находятся у власти в Сирии с 1963 г., а в Ираке с 1968 г. Между обеими ветвями Б. существуют глубокие расхождения. Когда иракский лидер Саддам Хусейн взял на вооружение лозунги панарабизма для оправдания вторжения в Кувейт в 1990 г., Баасистская партия Ирака превратилась в инструмент гос. власти.