мн.
Те, кто покинул место своего проживания, спасаясь от какого-либо бедствия (войны, голода и т.п.).
мн.
Те, кто покинул место своего проживания, спасаясь от какого-либо бедствия (войны, голода и т.п.).
Бе́женцы - лица, добровольно или по распоряжению властей покинувшие свою страну. В 1951 подписана международный конвенция, а в 1967 - протокол о статусе беженцев (Российская Федерация присоединилась к ним в 1993).
БЕЖЕНЦЫ, в международном праве лица, покинувшие страну постоянного проживания в результате военных действий, преследований по национальному, религиозному признаку, за политические убеждения и т.п. Понятие "беженцы" возникло после 1-й мировой войны. Особенно большое число беженцев и перемещенных лиц было после 2-й мировой войны, в связи с чем в ООН создано Управление верховного комиссара по делам беженцев. Статус беженец определяется Международной конвенцией 1951 и Протоколом 1967. Предоставление гражданину статуса беженца каким-либо государством означает защиту этим государством прав гражданина, материальную помощь ему и др. В 90-х гг. на территории бывшего СССР в результате межнациональных конфликтов в различных регионах имеется значительное число беженцев, статус которых законодательно, как правило, не урегулирован.
Беженцы
(refugee), люди, к-рые по полит., расовым или идеолог, причинам, либо в рез-те таких катаклизмов, как голод или бедствие, вынуждены бежать из родной страны. 20 в. отличается грандиозным и беспрецедентным кол-вом Б., общемировое число к-рых в 1990 г. было оценено в 15 млн., подавляющее большинство из них - выходцы из развивающихся стран. Причины, по к-рым люди покидают родину, сложны и разнообразны, но два гл. фактора - это вооруж. конфликты, или внутр. нестабильность, и нарушения прав человека, усугубляющиеся при вспышках национализма, социальных конфликтах, иностр. интервенции, росте населения и т.д. Однако гос-ва неохотно предоставляют политическое убежище Б. из опасения разрыва отношений с их родиной, поощрения массового потока беженцев, предоставления защиты идеологически ненадежной группе и взятия на себя доп. эконом, бремени. Несмотря на совершенно бесспорное определение статуса беженца, вопреки Конвенции ООН 1951 г., пр-ва могут закрыть свои границы для Б., обращаться с ними, как с нелегальными иммигрантами, высылать прибывающих или подвергать их тюремному заключению или преследованию. Реакция пр-в может быть вызвана идеолог, причинами. Так, Б. из стран быв. Вост. блока в 1950-70-х гг. считались невозвращенцами, обладающими высоким интеллектом, тогда как в Европе и Сев. Америке в отношении к растущему числу Б. из развивающихся стран применялась политика все более ограниченного допуска (важным исключением в 1970-х гг. были чилийцы и др. латиноамериканцы, а также выходцы из Индокитая в нач. 1980-х гг., вызывавшие всеобщее сочувствие). В Пакистане, напр., ок. 2,8 млн. афганских Б. получили огромную помощь, тогда как иранским Б. почти не была оказана правит. поддержка. Даже если Б. удается получить законный статус, восстановить удовлетворительные социально-эконом. условия существования очень трудно. Руководство Верховного Комиссариата ООН по делам беженцев и др. агентства пытаются облегчить (ослабить) непосредственные проблемы, такие, как нехватка продовольствия и отсутствие жилья. Однако в долгосрочном плане будущее мн. Б. не сулит радужных перспектив: они не смогут вернуться, домой (репатриация - желание большинства Б.), т.к. обстоятельства, вынудившие их бежать, остаются неизменными; возможность постоянного поселения в чужой стране ограничена, и даже если это происходит, процесс адаптации в новой обстановке, включая обучение новому яз., вызывает большие трудности. Мн. Б. видят свое будущее как жизнь в плохо оборудованных долговрем. лагерях.