Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

богородица

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Популярный словарь

Богородица

, ж.

В христианстве: одно из названий Девы Марии, непорочно зачавшей и родившей Иисуса от Святого Духа.

Принесли мы Смоленской заступнице, принесли пресвятой Богородице на руках во гробе серебряном наше солнце, в муке погасшее, - Александра, лебедя чистого (Ахматова).

Синонимы:

Богома́терь, Бо́жья ма́терь, влады́чица, Цари́ца Небе́сная (церк.)

Родственные слова:

богоро́дичный

Этимология:

Заимствовано из старославянского языка, в котором является словообразовательной калькой греческого theotokos.

Энциклопедический комментарий:

Культ Богородицы сложился под влиянием языческих культов богинь плодородия, матерей "божественных младенцев", таких, как египетская Исида, вавилонская Иштар, финикийская Астарта и др. Он был тесно связан с представлениями об умирающем и воскресающем божестве. Культ Богородицы получил широкое распространение среди верующих, т. к. оказался более понятным, чем абстрактная Троица. В католицизме, где культ Богородицы (Мадонны) наиболее популярен, были провозглашены отсутствующие в православии догматы: в 1854 г. - о непорочном зачатии Марии ее матерью Анной, в 1950 г. - о телесном вознесении Богородицы после ее смерти на небо. В 1964 г. папа Павел VI провозгласил Богородицу матерью церкви.

Словарь существительных

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Академический словарь

Гуманитарный словарь

БОГОРО́ДИЦА (Θεότόκός) - почетное и догматически обоснованное именование Девы Марии как истинной Матери Богочеловека Иисуса Христа, окончательно утвержденное в 5 в., когда под влиянием христологич. споров был поставлен конкретный вопрос об участии Св. Девы в деле спасения человечества. Если для Кирилла Александрийского (412-444), выражавшего мнение большинства, данный термин был единственно возможным, то константинопольский патр. Несторий (428-431) употреблял термины "Богоприемница" и "Христородица", точнее выражающие, по его мнению, догмат о том, что Христос и в самом зачатии от Девы был и есть истинный Бог. Еще дальше шел синкелл Нестория Анастасий, предложивший вульгарный термин "Человекородица" и бросивший вызов столичному населению своей проповедью в храме Св. Софии против имени "Б.". "Пусть никто не называет Марию Богородицею, ибо Мария была человек, а от человека Богу родиться невозможно" (Сократ Схоластик. Церк. история, VII, 32). Эти слова вызвали смущение среди слушателей и во всем христ. мире. Римский папа Целестин (Келестин), один из гл. защитников православного учения о Богоматери, писал Несторию, примирительно указывая на пагубность попыток исследовать вопросы, превышающие возможности человека: "Откуда пришло тебе желание направлять свои речи на такие предметы, решение к-рых по началам разума есть нечестие? Зачем епископу проповедовать народу такое, чем оскорбляется в нем благоговение к рождению Девы?" (Деяния Вселенских Соборов, I, 155). Учение Нестория ("несторианство") осуждено в 431 на III Вс. Соборе. Догматич. правомочность термина "Б." сводится в христианском богословии к следующему. Так как человеческая природа Иисуса Христа, воспринятая от Девы, получила свое бытие в Ипостаси Логоса (Слова), то "сама Ипостась Слова стала ипостасью плоти", и так как в самый момент зачатия совершается ее обожение, то Рождающая должна именоваться в истинном смысле Матерью Бога. Это значит, что "Святая Дева родила не простого человека, но Бога истинного, и не просто Бога, но Бога во плоти, не с небес принесшего тело и прошедшего через Нее, как через канал, но принявшего от Нее плоть единосущную нам, которая в Нем Самом получила Ипостась". Поэтому "наименование Богородица содержит всю историю Божеств. домостроительства в мире" (Иоанн Дамаскин. Точное изложение правосл. веры. III, 7, 12). См.: Богочеловек, Воплощение, Иисус Христос, Мария и др.

Лит.: Болотов В. В. Лекции по истории Др. Церкви. Пг., 1918. Т. 4. С. 175-231; Поснов М. История Христ. Церкви. Брюссель, 1964. С. 374-397; Булгаков С. Купина неопалимая: Опыт догматического истолкования нек-рых черт в православном почитании Богоматери. Париж, 1927 (репринт: Вильнюс, 1991).

Богоматерь Одигитрия. Икона 15 в.

<a href='/dict/богоматерь' class='wordLink' target='_blank'>Богоматерь</a> <a href='/dict/одигитрия' class='wordLink' target='_blank'>Одигитрия</a>. <a href='/dict/икона' class='wordLink' target='_blank'>Икона</a> 15 в.

Богоматерь Великая Панагия. Икона. Перв. треть 13 в.

<a href='/dict/богоматерь' class='wordLink' target='_blank'>Богоматерь</a> <a href='/dict/великая' class='wordLink' target='_blank'>Великая</a> <a href='/dict/панагия' class='wordLink' target='_blank'>Панагия</a>. <a href='/dict/икона' class='wordLink' target='_blank'>Икона</a>. <a href='/dict/перв' class='wordLink' target='_blank'>Перв</a>. <a href='/dict/треть' class='wordLink' target='_blank'>треть</a> 13 в.

Словарь церковнославянского языка

 богоматерь

Словарь древнерусского языка

БОГОРОДИЦ (лагаю надежю на тя Надп 1336:

дали есмы сю милостыню церкви Святое Богородици Отрочью монастырю Гр 1361-1365 (твер.); далъ ѥсмь ѡц҃ю своѥму арсѣнью [ман]астырь ст҃оѥ б҃ци на ѡлговѣ. Гр 1371 (3, ряз.); заложи бл҃говѣрныи кнѩзь великыи... цр҃квь камену. во имѩ ст҃ое Б҃ци. Оуспень˫а. ЛЛ 1377, 140 об. (1200); купилъ ѥсть тотъ мунастырь. именемь калениковъ. цр҃квъ ст҃оѣ б҃ци. оуспѣньѥ причистоѣ. Гр 1378 (2, ю..); риза христова нешвена˫а юже свѩта˫а богородица съдѣла Надп 1383; мл҃твою же прест҃ы˫а б҃ца въскыпе море. потопи кораблѩ Пр 1383, 135а; а писали си˫а книгы... въ славу б҃у и прч(с)тѣи ѥго мт҃ри вл҃дчцѣ нашеи б҃ци НикЧернТакт 1397, 222 (запись); далъ есмь сию свою грамату... чтобы не въступа(л)сѩ ни которыи кнѩзь в то село весьское. ать потѩнеть к манастырю къ рж(с)тву ст҃ы˫а б҃ци Гр 1399 (3, моск.); Помѩни г(с)и создавши(х) храмъ прест҃ы˫а б҃ца. Канон XIV, 9 об. (приписка); и положенъ бы(с) в градѣ москвѣ. в цр҃квѣ оуспе(н)˫а ст҃ы˫а б҃цѩ. УЦерк XIV, 72 об. (приписка); создахъ цр҃квь ст҃ы˫а б҃ца. де||сѩтиньноую. УВлад сп. сер. XIV, 628а; ѡ(т)и||де первѣѥ въ цр҃квь ст҃ы˫а б҃ца и... молѩсѩ сице ЧтБГ к. XI сп. XIV, 14а; ѥдину имамъ б҃це. оутѣху и прибѣжище. КТурКан XII сп. XIV, 226 об.; и взрѣвши видѣхъ икону предъ собою ст҃ую б҃цу. СбЧуд XIV, 63б; и на празникъ всѩкъ г(с)дьскии. и прч(с)ты˫а б҃ца празникы. и рж(с)тво е˫а... не оупиватисѩ. (ϑεοτόκου) ПНЧ XIV, 196а; б҃ъ бо и г(с)ь всѣхъ. рабии ѡбразъ приимъ. и вселисѩ въ ст҃ую б҃цю. (ἐκ τῆς... Θεοτόκου) ФСт XIV, 85б; ˫ависѩ емоу ст҃а˫а б҃ца. кажющi мѣсто идѣже поставить цр҃квь пр(с)тѣи б҃ци м҃рiи. СбТр к. XIV, 214; Потирь калима.е҃. сундарѩ м(с)ѣ. и бѣ на главѣ его. а лжiца есть ст҃а˫а б҃ца приимши нб҃съныи хлѣбъ. да||ръ х(с)ъ тако же при˫а х(с)а въ чрево. ЗЦ к. XIV, 30-31; поставихъ цр҃квь ст҃ы˫а б҃ца. в киѥвѣ. KB к. XIV, 321г; о бл҃жнииче ст҃аа цр҃кы ст҃ы˫а б҃ца м҃рь˫а ИларСлЗак XI сп. XIV/XV, 169 об.; мы бо iмамъ предань(ѩ) ст҃хъ ап(с)лъ. во ѡ(н) г(с)ьскихъ праздьницѣ(х). и ст҃ы˫а б҃ци... празднова(т) дх҃вно. СбПаис XIV/XV, 23; пребы безъ сна всю нощь молѩсѩ стѣи б҃ци. мт҃ри б҃ии. МинПр XIV-XV, 3; създа цр҃квь во iмѩ ст҃ы˫а б҃ца. ПрП XIV-XV (2), 185в; повелѣниѥмь прп(д)бнаго ѡц҃а нашего и г(с)на игумена савы. манастырѩ ст҃ыа б҃ци введениа. Ев ок. 1400, 166 (приписка); б҃оу оугодно. поживемъ. не ѡбладани ники(м) же. развѣ прч(с)тою б҃цею. ПКП 1406, 104г; прч(с)та˫а наша г(с)жа б҃ца. приѥмши въ оутробѣ б҃а не опалима пребы(с). Пал 1406, 120г; и цр҃квъ постави Бл҃говѣщенiа ст҃ыа Б҃ца. ЛИ ок. 1425, 305 (1289);

||=об иконе богородицы:

мо(л). цѣлоующе ст҃оую б҃цю Ст҃а˫а б҃це не забоуди людии своихъ. СбЯр XIII, 129; дигитрию же чюдьноую иже по гра(д) хожаше ст҃оую б҃цю. съблюде ю б҃ъ добрыми людьми. ЛН XIII-XIV, 71 (1204); заоутра плака с҃та˫а б҃цѩ. оу сто(г) ˫акова въ неревьскемь конци. Там же, 73 (1208); кнѩзь же Ѡндрѣи... видѣвъ... свою дружину всю сдраву. сто˫аху же пѣши съ ст҃ою б҃цею на полчищѣ подъ стѩгы. и приѣхавъ до ст҃ое б҃ци кнѩзь... со всею дружиною оудариша чело(м) передъ ст҃ою Б҃цею... ЛЛ 1377, 118 (1164); поча ходити Микулицѩ со ст҃ою Б҃цею. в ризахъ по городу. ЛИ ок. 1425, 209 (1175); ст҃оую Б҃цю списа на золотѣ же намѣстноую Там же, 305 (1287);

||=о церковном празднике в честь богородицы:

и приде въ д҃нь соуботьныи. и б˫аше же и канонъ ст҃ы˫а б҃цѩ СкБГ XII, 22а; наоутрѣѩ же на каноунъ. ст҃ои Б҃ци. приде Мьстиславъ. рано. ЛИ ок. 1425, 251 (1219);

||=о церкви или монастыре, посвященных богородице:

даi козоɤ мою хо-хо-хо крълошани-инъ свѩти богоро-одици Надп XII (23); изнеси си ст҃оѥ еуангл҃иѥ... ѥже обѣщалъ ѥси дати ст҃ѣи б҃ци. ЖФП XII, 48б; митрополитъ никифоръ събьра вьс˫а. епискоупы... и игоумены вьс˫а. прохора печерьскааго. савоу ст҃го преображени˫а... петра ст҃ы˫а б҃ца из лахернитиса. СкБГ XII, 25б; аще сѩ вощныи поудъ исказить. лежить капь въ ст҃ое б҃це на горѣ. а дроуга˫а въ немецьскои б҃ци то темь поудъ изверѩче право оучинити. Гр 1229, сп. D (смол.); а далъ. сию п(с)лтрь кюръ. костѩнтиновъ. ст҃ѣи б҃ци бл҃гвщнию Псалт 1296, 338 (запись); блюдо великоѥ серебрьноѥ... то ѥсмь да(л) ст҃ѣи б҃ци. володимерьскои. Гр ок. 1339 (2, моск.); а ис тамги ис коломеньское четвертую часть да(л) есмь к ст҃ѣи б҃ци на крутбѣ в памѩть. Гр ок. 1358 (1, моск.); Архимандриту Святое Богородици и игуменомъ тѣхъ монастыревъ, что тягнуть к Святой Богородици Отрочью монастырю... богородица на Бору... Богородица на Шешѣ, Богородица на Гостомлѣ Гр 1361-1365 (твер.); в се же лѣ(т). кончаша верхъ ст҃ы˫а Б҃ца на Кловѣ. ЛЛ 1377, 95 об. (1108); поѥхати на гору къ ст҃ѣ б҃ци молитис[ѩ] о своѥ(м) сп҃сении Шест XIV, 81 (приписка); ре(ч) ст҃ому роману молѩщюсѩ оу ст҃ѣи вл(д)чцѣ нашеи б҃ци. ЧтБГ к. XI сп. XIV, 10а; положиша [мощи] съ пѣ(с)ми оу ст҃ы˫а б҃ца въ притворѣ цр҃квнѣмь. ПрП XIV-XV (2), 92в; бл҃жныи же моиси възмогъ ѡ(т) ранъ. прииде къ ст҃ѣи б҃цѣ. в печерь||скыи манастырь. ПКП 1406, 170а; ѣха въ еп(с)пью ко ст҃ѣи Б҃ци. идеже положенъ бы(с) братъ его Володимѣръ. ЛИ ок. 1425, 305 (1289).

Поговорки

Слитно. Раздельно. Через дефис

Орфографический словарь

богоро́дица, , твор. п. -ей хлыстов)

Богоро́дица, , твор. п. -ей

Синонимы к слову богородица

Морфемно-орфографический словарь

бог/о/ро́д/иц/а.

Грамматический словарь

Этимология

Этимологический словарь русского языка

Этимологический словарь

Сканворды для слова богородица

Полезные сервисы

богородица, богоматерь, мадонна

Евразийская мудрость от А до Я.

Полезные сервисы

богородице-рождественский

богородицин

богородицинъ

Словарь древнерусского языка

БОГОРОДИЦИНЪ (17) пр. к богородица:

О цѣловании же б҃ородичинѣ. ѥже съ ѥже съ [так!] ѥлисавефью. Пал 1406, 195в;

||=принадлежащий богородице:

сло(в) г҃ о ст҃ѣи дв҃ци. б҃ци м҃рии и ѥлисавефи. и о оужицѣ б҃ородичинѣ Пал 1406, 195б;

||=посвященный богородицецеркви):

си же ѥдина б҃чина пребывае(т) цр҃кы. ПКП 1406, 140в;

||=с изображением богородицы (об иконе):

сь же на иконоу взира˫а б҃чиноу чюдноую гл҃ше. ПКП 1406, 158в;

в роли с. То же, что богородицинъ:

поють же сѩ. ѥдина по коньчѩни. на ве(ч)рнѩхъ и на оу(т)нѩх въ б҃чина мѣсто. УСт XII/XIII, 18 об.; i нынѩ, б҃чинъ, гласоу ПКП 1406, 2а.

БОГОРОДИЦИНЪ (2*) пр. Исполняемый в честь богородицыпеснопении (тропаре), которым заканчивается каждая песнь канона):

и ны(н). б҃цин. тре(п) же не г҃лють. УСт XII/XIII, 2;

в роли с.:

и съ бцинъ(м) и поѥта(с). ка(ѳ) в҃ УСт XII/XIII, 4.

Полезные сервисы

богородицк

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Гуманитарный словарь

БОГОРО́ДИЦК - город в Тульской обл., в 65 км от Тулы, на р. Упёрте, образцовый город 18 в. с дворцово-парковым ансамблем. Существует с 1663, в 1760-х гг. строился заново как летняя резиденция Екатерины II, по кончине к-рой пожалован ее сыну от гр. Г. Г. Орлова А. Г. Бобринскому. По ген. плану, составл. И. Е. Старовым, на месте крепости 17 в. возведен дворец, напротив него через реку - центр, шестиугольная площадь города, от к-рой расходятся 5 лучей улиц, ориентированных на дворец. С 1783 на дворцовом берегу создавался парк, устроенный А. Т. Болотовым (в 1776-91 - управляющий дворцовой Богородицкой волостью), - единств. крупный парк, устроенный неутомимым пропагандистом "натуральных" англ. парков в России. Здесь Болотов, располагая неогранич. средствами, смог полностью воплотить свои эстетич. представления и предложить образ "рус. сада", отличного от зарубежных прототипов. Упёрта, разделяющая парк и город, была запружена, образовав широкий разлив; в парке построены каскады прудов, завершавшиеся водопадом. Многочисл. просветы в посадках создавали разнообр. обзорные перспективы, связывающие город и парк. В отдаленной части парка устроена роща, посв. Церере (Деметре), в разных уголках построены многочисл. folies: руины Подземного замка, Грот с зеркальным перископом, сквозь к-рый можно было видеть происходящее на поверхности, павильон "Жилище Эхи", повторявший звуки, доносившиеся с соседней аллеи; воздвигнуты памятники. В наст. время дворец, пострадавший во время войны, внешне восстановленный, но лишеный интерьеров, занимает местный музей; от парковых сооружений сохранился один обелиск.

Лит.: Любченко О. Н. Есть в Богородицке парк... Тула, 1984; Болотов А. Т. Описание, служащее в объяснение плана села Богородицкого / Публикация и вступит. ст. Н. Н. Слюньковой // Рус. культура последней трети XVIII века - времени Екатерины II: сб. статей. М., 1997.

Синонимы к слову богородицк

сущ., кол-во синонимов: 1

город (2765)

Грамматический словарь

Сканворды для слова богородицк

Полезные сервисы

богородицкий

Орфографический словарь

Грамматический словарь

Словарь русских фамилий

Полезные сервисы

богородицкий василий алексеевич

Энциклопедический словарь

Богоро́дицкий Василий Алексеевич (1857-1941), языковед, член-корреспондент Петербургской АН (1915), РАН (1917), АН СССР (1925). Представитель казанской лингвистической школы. Труды по общему языкознанию, фонетике, сравнительно-исторической грамматике индоевропейских языков, русскому языку, тюркскому языкознанию. Создал первую в России экспериментальную фонетическую лабораторию.

* * *

БОГОРОДИЦКИЙ Василий Алексеевич - БОГОРО́ДИЦКИЙ Василий Алексеевич [7 (19) апреля 1857, Царевококшайск - 23 декабря 1941, Казань], российский языковед, член Парижского лингвистического общества (1905), член-корреспондент АН СССР (1925). Ученик И. А. Бодуэна де Куртенэ (см. БОДУЭН ДЕ КУРТЕНЭ Иван Александрович), представитель казанской лингвистической школы (см. КАЗАНСКАЯ ШКОЛА). Исследования в области экспериментальной фонетики, диалектологии (см. ДИАЛЕКТОЛОГИЯ), славистики (см. СЛАВИСТИКА), тюркологии (см. ТЮРКОЛОГИЯ), индоевропеистики (см. ИНДОЕВРОПЕИСТИКА) и общего языкознания. Создатель первой в России экспериментальной фонетической лаборатории.

Родился в семье священника, учился в Казанской гимназии (с 1868) потом на историко-филологическом факультете Казанского университета (1876 - 1880). После окончания преподавал в Казанской татарской учительской семинарии и в Казанском университете. Приват-доцент кафедр сравнительного языкознания (с 1881), сравнительной грамматики индоевропейских языков (см. ИНДОЕВРОПЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ) (с 1884), санскрита (см. САНСКРИТ) и сравнительной грамматики (с 1886). В 1884 основал первую в мире лабораторию экспериментальной фонетики (см. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ФОНЕТИКА), где впервые была разработана технология фонетического эксперимента. Эта лаборатория была создана при Казанском университете (см. КАЗАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ) почти одновременно с аналогичным научным и экспериментальным учреждением в Париже (в 1886 там начала работу экспериментально-фонетическая лаборатория аббата Руссо). Эти два подразделения были первыми в этой области науки и некоторое время единственными в мире. С 1893 ординарный профессор Казанского университета. После революции преподавал в Восточном педагогическом институте Казани.

Помимо исследований в области экспериментальной фонетики русского, татарского (см. ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК) и других языков (которыми он стал заниматься одим из первых в мире), ему принадлежат многократно переиздававшиеся учебники «Общий курс русской грамматики» (1904) и «Лекции по общему языковедению» (1907), содержащие, отдельные оригинальные положения, касающиеся природы языковых изменений и анализа структуры слова. Богородицкий был автором принятых в настоящее время терминов «переразложение (см. ПЕРЕРАЗЛОЖЕНИЕ и «опрощение (см. ОПРОЩЕНИЕ, относящихся к диахронической морфологии (см. ДИАХРОНИЯ).

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

богородицкий, василий алексеевич

Лингвистические термины

Понятия лингвистики

Полезные сервисы

богородицу читать

богородицын

Орфографический словарь

Синонимы к слову богородицын

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

богородицына (богородицкая) трава

богородицына ручка

Поговорки

Синонимы к слову богородицына ручка

сущ., кол-во синонимов: 3

Полезные сервисы