Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

бодхидхарма

Энциклопедический словарь

БОДХИДХАРМА - БОДХИДХА́РМА (санскр. - Закон Просветления) (5-6 вв.), индобуддийский мыслитель, миссионер в Китае (под именем Дамо, в Японии его зовут Дарума), основоположник чань-буддизма (япон. дзэн (см. ДЗЭН)). В индийских источниках не упоминается. Китайские жизнеописания Бодхидхармы полны разночтений. Общие сведения таковы: родился в семье царя-брахмана из Южной Индии и более 40 лет учؐۑQϠбуддизму, преимущественно способам медитации махаяны (см. МАХАЯНА), затем морем отправился в Китай. Агиографы называют различные даты его прибытия в Кантон - от 470 до 527, наиболее вероятная дата - 520. Существует версия о том, что после разочарования в китайском понимании буддизма, настаивавшем на накоплении религиозных заслуг и отправлении ритуалов, Бодхидхарма удалился в монастырь Шаолинь-сы, где просидел в медитации несколько лет до самой смерти, устремив взор на белую стену. Его кончина (в возрасте 160 лет) датируется от 499 до 534, чаще - 528.

В Китае Бодхидхарма основал одно из самых мощных течений дальневосточного буддизма, которое до сих пор пользуется огромной популярностью на Востоке и Западе. Ему приписывается создание многих практик чань-буддизма, таких, как чайная церемония, боевые искусства, особые формы живописи, каллиграфии, стихосложения и т. д. Бодхидхарма считается 28-м патриархом буддизма и 1-м в школе чань/дзэн, а также автором нескольких сочинений, из которых наиболее достоверно сочинение «О двух путях и четырех деяниях». В нем излагается учение об умиротворении ума, достигаемом путем разума (посредством медитации над идеей о том, что все живое имеет одну и ту же природу будды (см. БУДДА); неколебимая уверенность в этом научает не отличать себя от других, простого человека от будды) и с помощью праведного поведения (состоящего в 4 деяниях: 1) не испытывать злости и ненависти, т. к. наши страдания суть следствия наших же проступков в прошлых рождениях; 2) быть в ладу с собственной кармой; 3) не иметь желаний, ибо все искомое пусто, а умиротворение и гармония состоят в нежелании; 4) следовать Закону, все положения которого чисты и освобождают от ограниченности и замутненности ума).

Бодхидхарма, по-видимому, учил также передаче мыслей непосредственно от сердца к сердцу (т. к. истина вне писаний и речей) и обретению состояния будды посредством созерцания собственной подлинной природы.

Полезные сервисы