Варла́м (Варла́мович, Варла́мовна)
варлам
Орфографический словарь
Синонимы к слову варлам
Грамматический словарь
Словарь русских имен
Словарь имён
Словарь имён и отчеств
Именины
См. Варламий.
См. Варламий.
Сын Божий (арам.).
28 (15) января - преподобный Варлаам Керетский, Архангельский (Рус.).
18 (5) мая - преподобный Варлаам Серпуховской (Рус.).
В первую пятницу после начала Петрова поста (переходящее празднование) - преподобный Варлаам Хутынский (Рус.).
2 июля (19 июня) - преподобный Варлаам Важский (Рус.).
1 августа (19 июля) - преподобный Варлаам, проповедник Кавказский.
11 октября (28 сентября) - преподобный Варлаам, игумен Печерский (Рус.).
19 (6) ноября - преподобный Варлаам Хутынский (Рус.) (преставление).
2 декабря (19 ноября) - царевич ИНДИЙСКИЙ, # IV в. => мученик Варлаам и преподобный Варлаам, игумен Печерский (Рус.).
ВАРЛАМОВ
Имя Варлам в переводе с халдейского означает ‘сын народа халдейского’. Фамилии, образованные от этого имени: Варламов, Варлашин, Варлашкин, Варлыгин .
ВАРЛАКОВ ВАРЛАМОВ ВАРЛАХИН ВАРЛАШИН ВАРЛАШКИН
Фамилии образованы от крестильного имени Варлаам, русское разговорное Варлам (возможно из халдейского "сын" + "дородность тучность"; арамейское "сын Божий) и других производных форма этого имени - Варлашка, Варлаша, Варлаха. (У.) Варлак - возможно тоже вариант этого имени.
ВАРЛАМОВ
Имя Варлам в переводе с халдейского означает ‘сын народа халдейского’. Фамилии, образованные от этого имени: Варламов, Варлашин, Варлашкин, Варлыгин .
- Пожилой купец из повести Антона Чехова «Степь».
- Советский композитор, один из основоположников советского джаза, автор музыки для мультфильмов.
- Советский лётчик-истребитель, член первого отряда космонавтов СССР.
- Русский композитор, автор романса «На заре ты её не буди».
ВАРЛА́МОВ Ал-др Вл. (1904-89) - композитор, пианист. Учился у М. Ф. Гнесина и Д. Р. Рогаль-Левицкого. В 1934 организатор джаз-оркестра в Москве, в 1938-39 - худож. рук. джаз-оркестра Всесоюзн. радиок-та. Автор популярных пьес для джаза ("Уходит вечер", "На карнавале"). В 1942 репрессирован. После реабилитации в 1956 занимался преимущественно композицией. Засл. деят. искусств РСФСР (1974).
ВАРЛА́МОВ Ал-др Ег. (1801-48) - композитор, педагог, один из основоположников рус. школы пения. Воспитанник и хорист Придворной певч. капеллы, впоследствии ее педагог. Автор "Полной школы пения" (1840), рассматривающей разл. аспекты подготовки вокалистов, в т. ч. обучение пению как основу муз.-худож. воспитания. Пом. капельмейстера и композитор ряда моск. т-ров (1832-44), издавал нотный ж. "Эолова арфа" (1834-35). Наибольшую популярность В. принесли романсы и песни (ок. 200), среди к-рых - "Красный сарафан", "На заре ты ее не буди", "Белеет парус одинокий" и др. Мелодии произв. В. отличает гибкость, плавность, изящная кантиленность, осн. на традициях рус. нар. песен. Широко использовал стихи Лермонтова, Плещеева, Фета. Известен как создатель муз.-театр. произв., в т. ч. балетов "Забавы султана" (1834), "Хитрый мальчик и людоед" (1837, совм. с А. С. Гурьяновым), а также музыки к драматич. спектаклям "Рославлев" (совм. с А. Н. Верстовским), "Гамлет" (написана в 1837 по просьбе актера П. С. Мочалова для его бенефиса), "Двумужница" и др.
Лит.: Листова Н. А. Александр Варламов: Его жизнь и песенное творчество. М., 1968.
А. Е. Варламов
Варла́мов Александр Владимирович (19041990), джазовый композитор, дирижёр, заслуженный деятель искусств РСФСР (1979). Правнук А. Е. Варламова. Один из первых отечественных композиторов, работавших в области джаза. Эстрадно-джазовые композиции (свыше 350), песни (свыше 50), музыка к кинофильмам и др.
Варла́мов Александр Егорович (1801-1848), российский композитор, певец. Мастер вокальной лирики. Его музыка основана на интонациях русской народной песни и городского романса. Около 200 романсов и песен: «Вдоль по улице метелица метёт», «Красный сарафан», «На заре ты её не буди».
* * *
ВАРЛАМОВ Александр Егорович - ВАРЛА́МОВ Александр Егорович (1801-1848), русский композитор, певец. Мастер вокальной лирики. Его музыка основана на интонациях русской народной песни и городского романса. Около 200 романсов и песен: «Вдоль по улице метелица метет», «Красный сарафан», «На заре ты ее не буди».
ВАРЛАМОВ Александр Егорович (1801-48) - российский композитор, певец. Мастер вокальной лирики. Его музыка основана на интонациях русской народной песни и городского романса. Ок. 200 романсов и песен: "Вдоль по улице метелица метет", "Красный сарафан", "На заре ты ее не буди".
ВАРЛАМОВ Алексей Николаевич - ВАРЛА́МОВ Алексей Николаевич (р. 1963, Москва), русский писатель.
Окончил филологический факультет МГУ, кандидат филологических наук. Дебютировал как прозаик в журнале «Октябрь» (1987). Автор повестей и рассказов: «Дом в Остожье» (1990), «Здравствуй, князь!» (1993), «Ночь славянских фильмов» (2001). Лауреат премии «Антибукер» за повесть «Рождение» (1995), лауреат премии А. И. Солженицына (см. СОЛЖЕНИЦЫН Александр Исаевич) (2006). Автор литературных биографий в серии «ЖЗЛ»: М. М. Пришвин (см. ПРИШВИН Михаил Михайлович), А. С. Грин (см. ГРИН Александр Степанович), А. Н. Толстой (см. ТОЛСТОЙ Алексей Николаевич).
ВАРЛА́МОВ Конст. Ал-др. (1848-1915) - выдающийся драм. актер. Спец. образования не имел. С 1867 выступал на провинц. сцене, где завоевал известность как опереточный комик и водевильный простак. С 1875 в Александрийском т-ре. Стихийный комизм, виртуозное владение разнообр. выразит. средствами, подчеркнутая театральность и достоверность трактовок дали основание критике "присвоить" В. титул "царя рус. смеха". Яркий индивид. стиль выразился в разнообразии актер. масок В. - "дяди Кости". На сцене Александринского т-ра сыграл б. 1000 ролей, в т. ч. выступал в оперных и балет. партиях. В 70-80-е гг. В. - актер гл. обр. комедийного плана (Земляника - "Ревизор", Клюква - "Много шума из ничего", Сганарель - "Дон-Жуан" Мольера и др.), с кон. 80-х гг. игра В. приобретает гротесковость, в ней усиливается драматич. эл-т и психологич. мотивировка (Осип, Городничий, Ляпкин-Тяпкин, Кочкарев, Яичница в пьесах Гоголя, Муромский, Варравин - Сухово-Кобылина, и т. п.). В пьесах А. Н. Островского В. сыграл 40 разноплановых ролей (Большов, Русаков, Брусков, Курослепов, Ахов, Прибытков, Юсов, Грознов, Берендей). Лирич. сторона таланта В. проявилась в пьесах Чехова (Лебедев, Шамраев, Сорин, Симеонов-Пищик). В 1910 В. сыграл Сганареля в "Дон-Жуане" Мольера (пост. В. Э. Мейерхольда).
Лит.: Кара С. С. Варламов. Л., 1969.
Варла́мов Константин Александрович (1848-1915), актёр. Сын А. Е. Варламова. На сцене с 1867, с 1875 в Александринском театре. Популярный комик-буфф («дядя Костя»), любимый зрителями за непосредственность и обаятельное простодушие, Варламов был наделён и самобытным драматическим дарованием. В числе лучших ролей: Варравин («Дело» А. В. Сухово-Кобылина), Юсов («Доходное место» А. Н. Островского), Сганарель («Дон Жуан» Мольера, постановка В. Э. Мейерхольда).
* * *
ВАРЛАМОВ Константин Александрович - ВАРЛА́МОВ Константин Александрович [11 (23) мая 1849, Санкт-Петербург - 2 (15) августа 1915, там же], русский актер, один из «великих стариков» Александринского театра (см. АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР) в Петербурге.
Сын композитора А. Е. Варламова (см. ВАРЛАМОВ Александр Егорович). Серьезного образования не получил. В юности принимал участие в любительских спектаклях. С 1867 - на сцене, до 1875 играл в провинции, с 1875 и до конца жизни в Александринском театре. Талант Варламова отличали стихийность и самобытность: серьезной предварительной работы над ролью он не знал. Высокая дородная фигура, сочный полнозвучный голос широкого диапазона, естественность и легкость пластики делали его узнаваемым в любой роли.
Способности Варламова-комика проявились в полной мере в водевиле. Он вызывал неудержимый смех, сохраняя наивную серьезность игры и человеческую достоверность характеров в самых нелепых положениях. Комическое и драматическое в его игре были неразрывно связаны. Лучшая роль Варламова этого репертуара - Лев Гурыч Синичкин (1879) в одноименном водевиле. Удачами стали также его роли в комедиях Шекспира и Мольера. Но в истории театра Варламов остался актером русского классического репертуара: Осип (1875), Земляника (1881), Городничий (1887) в «Ревизоре», Чичиков (1877), Собакевич (1889), генерал Бетрищев (1892) в «Мертвых душах», Кочкарев (1884), Яичница (1886) в «Женитьбе» - все Н. В. Гоголя; Большинцов в «Месяце в деревне» И. С. Тургенева (1879); Варравин в «Деле» (1882), Муромский в «Свадьбе Кречинского» (1893) А. В. Сухово-Кобылина. Особенно близок был ему А. Н. Островский: Чугунов («Волки и овцы», 1875), Юсов («Доходное место», 1884), Большов («Свои люди - сочтемся», 1896), Крутицкий («На всякого мудреца довольно простоты», 1901), Ахов («Не все коту масленица», 1904) и др. Уклад жизни героев русской классики был близок актеру. Он играл их изнутри, творчеству его была чужда заостренная сатирическая направленность. Купцы и чиновники, самодуры и взяточники в исполнении Варламова не утрачивали человеческого облика, никогда не превращались в маску.
Варламов был «любимцем публики», между ним и залом существовала родственная, почти фамильярная близость. Он вставлял целые монологи в текст, вступал в диалог с залом, который с восторгом принимал его «отсебятины». Актер был своеобразной достопримечательностью, персонажем, популярной личностью, чьи портреты использовались в рекламных целях и о котором существовало столько же анекдотов, сколько и рецензий.
ВАРЛАМОВ Константин Александрович (1848-1915) - российский актер. Сын А. Е. Варламова. На сцене с 1867, с 1875 в Александринском театре. Популярный комик-буфф ("дядя Костя"), любимый зрителями за непосредственность и обаятельное простодушие, Варламов был наделен и самобытным драматическим дарованием. В числе лучших ролей: Варравин ("Дело" А. В. Сухово-Кобылина), Юсов ("Доходное место" А. Н. Островского), Сганарель ("Дон Жуан" Мольера, постановка В. Э. Мейерхольда).
ВАРЛАМОВ Константин Александрович (1848 - 1915), актер. С 1875 в Александринском театре в Санкт-Петербурге. Сын А.Е. Варламова. Популярный комик-буфф ("дядя Костя"), любимый зрителями за непосредственность и обаятельное простодушие. Варламов был наделен и самобытным драматическим дарованием: Варравин ("Дело", 1882) и Муромский ("Свадьба Кречинского", 1893; обе - А.В. Сухово-Кобылина), Юсов ("Доходное место" А.Н. Островского, 1913), Сганарель ("Дон Жуан" Мольера, 1910).
ВАРЛАМОВА Инна - ВАРЛА́МОВА Инна (наст. имя и фам. Клавдия Густавовна Ландау, крещенная в католической церкви как Клодина Жанина Викторина) (21 января 1923, Ленинград - 16 июня 1990, Москва), русская писательница.
Родилась в семье инженера, расстрелянного в 1937 по делу об инженерах-путейцах, строителях стратегического шоссе Москва-Минск. Ее дед, французский инженер Жан Жак Ландо, приехал в Петербург в конце 19 века от фирмы «Батиньоль» для строительства Троицкого моста через Неву. В 1941 окончила среднюю школу в Вязьме, после того как началась война, оказалась в эвакуации в Омске.
После реабилитации в 1956 отца и мужа (писателя Н. Д. Вигилянского) переехала в Москву, работала в редакции журнала «Работница», писала очерки и рассказы. В 1962 году окончила Высшие литературные курсы при Литературном Институте им. Горького.
Первая книга рассказов «Живой родник» вышла в 1957, затем в 1959 - роман «Любить и верить», повесть «Мы из Новой Каховки» (в соавторстве с Вигилянским, 1961), роман «Ищу тебя» (1964), сборник рассказов «Окно» (1965). В 1966 были переизданы оба романа и несколько рассказов («Ковшик для чистой воды» пополнил сокровищницу русского рассказа 20 века). В 1974 появилась книга повестей и рассказов «Две любви».
Казалось, Инну Варламову и в дальнейшем ожидает судьба вполне благополучной советской писательницы. Но в конце 1970- х наступил перелом. Новый роман «Мнимая жизнь» дружно был отвергнут издательствами; не был принят к производству и киносценарий по этой книге. В романе, посвященном жизни раковых больных, метафорическая злокачественная опухоль поражала всю страну, которая задыхалась в тисках несвободы. В 1978 этот роман выходит в известном американском издательстве «Ардис» (см. АРДИС) (русский и английский варианты). В России до сих пор не издан.
Инну Варламову перестают печатать, она зарабатывает на жизнь переводами с французского и с языков народов СССР, зачастую не под своим именем. Подписав несколько писем в защиту диссидентов, обрекла себя на дальнейшие гонения, только тяжелая болезнь спасла ее от исключения из Союза писателей.
В последние годы жизни (в конце 1980-х гг.) работала над трехтомной эпопеей своего времени (оттепель, возвращение реабилитированных, диссидентство, начало эмиграции, повальное уклонение от службы в армии, война в Афганистане, ветры перестройки). Роман не получил завершения и окончательного названия. До сих пор нигде не опубликован.