Ви́тте Сергей Юльевич (1849-1915), граф (1905), государственный деятель, почётный член Петербургской АН (1893). С февраля 1892 министр путей сообщения, с августа - министр финансов. С 1903 председатель Комитета министров, в 1905-06 - Совета министров. Инициатор введения винной монополии (1894), проведения денежной реформы (1897), строительства Транссибирской железной дороги. В начале 1900-х гг. противник обострения отношений с Японией, стремился к сближению с Китаем. Подписал Портсмутский мир (1905). Под руководством Витте составлен Манифест 17 октября 1905. Предложения Витте о свободном выходе крестьян из общины, ликвидации сословной обособленности использованы в ходе столыпинской аграрной реформы. Стремился привлечь предпринимателей к сотрудничеству с правительством. Автор «Воспоминаний» (т. 1-3, 1960).
* * *
ВИТТЕ Сергей Юльевич - ВИ́ТТЕ Сергей Юльевич (17 (29) июня 1849, Тифлис (см. ТИФЛИС) - 28 февраля (13 марта) 1915, Петроград) - русский государственный деятель, граф (1905), министр путей сообщений (1892), министр финансов (1892-1903), председатель Кабинета министров (1903-1905), Совета министров (1905-1906). С.Ю. Витте был инициатором введения винной монополии (1894), проведения денежной реформы (1897), строительства Транссибирской железной дороги. После окончания русско-японской войны он подписал Портсмутский мир (1905). Автор Манифеста 17 октября 1905 года С.Ю. Витте разработал основные положения столыпинской аграрной реформы. Занимая высокие государственные посты, он стремился привлечь предпринимателей к сотрудничеству с правительством. Почетный член Петербургской академии наук (1893), автор «Воспоминаний» (т. 1-3, 1960).
Сын крупного чиновника Сергей Витте окончил в 1870 году физико-математический факультет Новороссийского университета (см. НОВОРОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ) (Одесса) и был назначен начальником движения Одесской железной дорогию Около двадцати лет он работал в частных железнодорожных обществах, что способствовало его формированию как финансиста и государственного чиновника. Известность в финансовых кругах ему принесла книга «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов». В 1889 году он был назначен директором департамента железных дорог министерства финансов; в феврале 1892 года - министром путей сообщений, а с августа 1892, в связи с отставкой И.А. Вышнеградского, - министром финансов. С.Ю. Витте оказывал значительное влияние на внутреннюю и внешнюю политику русского правительства, активно содействовал развитию российской экономики.
По его инициативе были осуществлены крупные экономические мероприятия: была введена винная монополия (см. ВИННАЯ МОНОПОЛИЯ) (1894); увеличены темпы и масштабы железнодорожное строительство, в том числе сооружена Сибирская железнодорожная магистраль; осуществлена денежная реформа (1897), согласно которой было введено золотое обращение и установлен свободный обмен кредитного рубля на золото. Политика форсирования экономического развития, которую проводил Витте, была связана с привлечением иностранных капиталов в промышленность, банки и государственные займы, что облегчалось протекционистским тарифом 1891 года и политическим сближением с Францией. В 1894 и 1904 годах были заключены таможенные договоры с Германией. По инициативе и под председательством С.Ю. Витте 22 января 1902 года было создано Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности. В программе аграрных преобразований им были намечены положения, использованные впоследствии П.А. Столыпиным. Местные комитеты и совещания (82 губернских и областных и 536 уездных и окружных) высказались за добровольный переход крестьян от общинного владения землей к подворному. Однако император Николай II Александрович не решился на проведение реформ, и Особое совещание 30 марта 1905 года было закрыто.
В сфере внутренней политики С.Ю. Витте придерживался консервативных взглядов, стремился к всемерному укреплению самодержавия (см. САМОДЕРЖАВИЕ). В частности он выступал против расширения полномочий земских учреждений. Во внешней политике С.Ю. Витте стремился противодействовать Японии на Дальнем Востоке и, проводя курс на сближение с Китаем, выступал против захвата Порт-Артура. При его участии были заключены оборонительный союз с Китаем против Японии и соглашение о строительстве Китайско-Восточной железной дороги на территории Маньчжурии. Считая преждевременным военный конфликт, С.Ю. Витте выступал за соглашение с Японией. Это определило его расхождения с внешнеполитическим курсом Николая II и «Безобразовской кликой». В августе 1903 года С.Ю. Витте получил отставку с поста министра финансов с назначением на пост председателя Комитета министров. После поражения в русско-японской войне он возглавлял делегацию, подписавшую Портсмутский мирный договор (1905) с Японией, за что получил графский титул. С октября 1905 по апрель 1906 года С.Ю. Витте возглавлял Совет министров. Во время Октябрьской политической стачки (1905) он настоял на принятии царем программы реформ, стал автором Манифеста 17 октября 1905 года. Лавируя между политическими силами, С.Ю. Витте был сторонником жесткого подавления вооруженных выступлений против царской власти, был инициатором посылки карательных экспедиций в Сибирь, Прибалтику, Польшу, направил войска из Петербурга для подавления Московского вооруженного восстания. В 1906 году он добился у французских банкиров займа в 2,25 млрд. франков. Меры С.Ю. Витте по борьбе с революцией оказались успешными и принесли реальные плоды. Но для основной массы дворянства и правящей бюрократии его фигура казалась слишком либеральной. 16 апреля 1906 года царь Николай II принял отставку С.Ю. Витте с поста председателя Совета министров. Оставаясь членом Государственного совета, С.Ю. Витте принимал участие в работе Комитета финансов, председателем которого был до самой смерти. В 1907-1912 годах он написал «Воспоминания».
ВИТТЕ Сергей Юльевич (1849-1915) - граф (1905), российский государственный деятель, почетный член Петербургской АН (1893). Министр путей сообщений в 1892, финансов с 1892, председатель Кабинета министров с 1903, Совета Министров в 1905-06. Инициатор введения винной монополии (1894), проведения денежной реформы (1897), строительства Сибирской ж. д. Подписал Портсмутский мир (1905). Автор Манифеста 17 октября 1905. Разработал основные положения столыпинской аграрной реформы. Стремился привлечь предпринимателей к сотрудничеству с правительством. Автор "Воспоминаний" (т. 1-3, 1960).