м.
Лекарственные препараты из экзотических растений, производимые американской фирмой в виде таблеток, настоев и коктейлей для снижения веса человека.
м.
Лекарственные препараты из экзотических растений, производимые американской фирмой в виде таблеток, настоев и коктейлей для снижения веса человека.
ГЕРБАЛАЙФ [англ. herbalife < лат. herba - трава + англ. life - жизнь] - наименование группы препаратов (или диетпродуктов), создаваемых (первонач. - в США) на основе целебных трав и используемых в системе сбалансированного питания и как средство для нормализации веса тела.
гербариза́ция, гербариза́ции, гербариза́ций, гербариза́циям, гербариза́цию, гербариза́цией, гербариза́циею, гербариза́циями, гербариза́циях
ГЕРБАРИЗАЦИЯ и, ж. herborisation f. Собирание растений для гербария. Понжера еще знал его <руссо>,
бывал с ним очень часто у Desfontaines, своего и его приятеля; разсказывал анекдот о них по случаю герборизации. 1803. АБТ 2 250. - Лекс. Энц. лекс. 1838: герборизация; САН 1847:гербориза/ция; Даль-3: гербориза/ция, гербариза/ция; СИС 1937: гербариза/ция.
ГЕРБАРИЗАЦИЯ (ново-лат. herbarisatio, от лат. herba - трава). Собирание и сушение растений для составления гербария.
ГЕРБАРИЗИ́РОВАТЬ -рую, -руешь; св. и нсв. что и без дополн. Собрать - собирать растения для гербария. Г. полевые растения Подмосковья.
◁ Гербариза́ция, -и; ж.
ГЕРБАРИЗОВАТЬ herboriser. Собирать растения для гербария. БАС-2. С раннего утра они отправлялись гербаризировать, и живой разговор заменял скушные уроки. Герц. 1 202. Физиолог растений Люсточенко (гербаризировал двадцать пять лет) с Щабрецовым шептались в углу. Белый Москва под ударом 60. Гербаризировать. Скупа природа того края.. несмотря на это, какой-то человек гербаризировал. 1836. РМ 1882 12 1 149. Один губернатор заподозрил в крамольных намерениях самого мирного ботаника, гербаризировавшего в сфере его административного влияния. НБ 1900 12 1 76. - Лекс. Даль-1: герборизи/ровать; Даль-3: герборизи/ровать, гербаризи/ровать; Уш. 1935: гербаризи/ровать.
м.
1. Коллекция засушенных растений.
2. Учреждение, отдел учреждения, изучающие, систематизирующие и хранящие такие коллекции.
ГЕРБАРИЙ - муж., лат. собрание сухих растений, травник. Герборизировать, собирать растения для изучения их или для травника; ходить на поиск трав. Герборизация жен. занятие это.
ГЕРБА́РИЙ, -ия, м
Определенное количество специально собранных и засушенных растений; тоже, что коллекция.
Когда Ваня подрос, Егор Петрович неожиданно потребовал, чтобы мальчик учился у него делать гербарии и определять растения (Пауст.).
ГЕРБА́РИЙ -я; м. [от лат. herbarius - травяной]. Коллекция засушенных растений. Собирать листья для гербария. Школьный г. // Учреждение, отдел учреждения, изучающие, хранящие, систематизирующие такие коллекции.
◁ Герба́рный, -ая, -ое.
* * *
герба́рий (лат. herbarium, от herba - трава, растение), коллекция специальных собранных и засушенных растений, а также учреждение, в котором она хранится. Растения для гербария монтируются на листах плотной бумаги, с указанием видового названия, названия места и даты сбора. Гербарии могут быть общими (коллекция растений определённой территории) и специальными (коллекции пищевых, технических, лекарственных и других растений). Первые гербарии созданы в эпоху Возрождения, в России - в начале XVIII в. В мире около 500 крупных гербариев, в которых хранятся свыше 300 000 видов растений. Наиболее крупные гербарии: в Ботаническом саду в Кью (Великобритания) - свыше 6 млн. листов, в Ботаническом институте РАН (Санкт-Петербург) - свыше 5 млн. листов.
* * *
ГЕРБАРИЙ - ГЕРБА́РИЙ (лат. herbarium, от herba - трава, растение), коллекция специально собранных и засушенных растений, а также учреждение, в котором она хранится. Растения для гербария монтируются на листах плотной бумаги, с указанием видового названия, названия места и даты сбора. Гербарии могут быть общими (коллекция растений определенных территорий) и специальными (коллекции пищевых, технических, лекарственных и других растений). Первые гербарии созданы в эпоху Возрождения, в России - в нач. 18 в. В мире ок. 500 крупных гербариев, в которых хранятся св. 300 000 видов растений. Наиболее крупные гербарии в Ботаническом саду в Кью (Великобритания) - св. 6 млн. листов, в Ботаническом институте РАН (Санкт-Петербург) - св. 5 млн. листов.
ГЕРБАРИЙ (лат. herbarium - от herba - трава, растение), коллекция специально собранных и засушенных растений, а также учреждение, в котором она хранится. Растения для гербария монтируются на листах плотной бумаги, с указанием видового названия, названия места и даты сбора. Гербарии могут быть общими (коллекция растений определенных территорий) и специальными (коллекции пищевых, технических, лекарственных и других растений). Первые гербарии созданы в эпоху Возрождения, в России - в нач. 18 в. В мире ок. 500 крупных гербариев, в которых хранятся св. 300 000 видов растений. Наиболее крупные гербарии в Ботаническом саду в Кью (Великобритания) - св. 6 млн. листов, в Ботаническом институте РАН (Санкт-Петербург) - св. 5 млн. листов.
-я, м.
Коллекция засушенных растений.
Учительница водила в лес своих питомцев собирать листья для гербария. С. Антонов, Поддубенские частушки.
[От лат. herbarius - травяной]
герба́рий, герба́рии, герба́рия, герба́риев, герба́рию, герба́риям, герба́рием, герба́риями, герба́риях
Заимств. в начале XIX в. из нем. яз., в котором Herbarium < лат. herbarium - суф. производного от herba «трава» (ср. аналогичные солярий, аквариум).
ГЕРБАРИЙ (ново-лат. herbarium, от лат. herba - трава). Собирание высушенных растений, расположенных обыкновенно в систематическом порядке.
- Листочки между листочками.
- Коллекционный «сушняк».
- Коллекция засушенных растений.
- Именно так назывались появившиеся в XV веке в Германии книги по лекарственной ботанике.
- Самый крупный из них находится в Ботаническом саду в Кью, Великобритания.
ГЕРБАРТ (Хербарт) (Herbart) Иоганн Фридрих (1776-1841) - немецкий философ, психолог и педагог, основатель школы в немецкой педагогике 19 в. Представитель плюрализма: в основе мира - множество неизменных "реалов". Попытался построить психологию как систематическую науку, основанную на метафизике, опыте и математике. Выдвинул концепцию 4 ступеней (принципов) обучения (ясность, ассоциация, система, метод). Основоположник т. н. формальной эстетики (источник прекрасного - симметрия, пропорции, ритм и т. п.).
Ге́рбарт Иоганн Фридрих - Хербарт (Herbart) (1776-1841), немецкий философ, психолог и педагог, основатель школы в немецкой педагогике XIX в. Представитель плюрализма: в основе мира - множество неизменных «реалов». Попытался построить психологию как систематическую науку, основанную на метафизике, опыте и математике. Выдвинул концепцию 4 ступеней (принципов) обучения (ясность, ассоциация, система, метод). Основоположник так называемой формальной эстетики (источник прекрасного - симметрия, пропорции, ритм и т. п.).
* * *
ГЕРБАРТ Иоганн Фридрих - ГЕ́РБАРТ (Хербарт) (Herbart) Иоганн Фридрих (1776-1841), немецкий философ, психолог и педагог, основатель школы в немецкой педагогике 19 в. Представитель плюрализма (см. ПЛЮРАЛИЗМ (в политике)): в основе мира - множество неизменных «реалов». Попытался построить психологию как систематическую науку, основанную на метафизике, опыте и математике. Выдвинул концепцию 4 ступеней (принципов) обучения (ясность, ассоциация, система, метод). Основоположник т. н. формальной эстетики (источник прекрасного - симметрия, пропорции, ритм и т. п.).
ГЕРБАРТ Иоганн Фридрих (Herbart, Johann Friedrich) (1776-1841), немецкий философ и педагог, считающийся одним из основателей современной педагогики. Родился в Ольденбурге 4 мая 1776. В Йенском университете в 1794 учился у И.Г.Фихте, а в Интерлакене в Швейцарии, где ему довелось служить наставником в 1797-1800, встретил реформатора системы образования И.Г.Песталоцци. С 1805 Гербарт - экстраординарный профессор Геттингенского университета. В 1808 по рекомендации Александра фон Гумбольдта - натуралиста, путешественника и государственного деятеля - он занял кафедру педагогики и философии в Кенигсберге (вслед за И.Кантом). В Кенигсберге Гербарт оставался 24 года, пока не вернулся в 1833 в качестве профессора философии в Геттинген. Умер Гербарт в Кенигсберге 14 августа 1841. Взгляды Гербарта интересны тем, что, разработав теорию идей, иначе говоря, философию в духе Лейбница и Канта (основное ее понятие - "реал" - соединяет идею вещи в себе и идею монады), он затем принялся за разработку теории обучения идеям, т.е. педагогики. Как философия, так и педагогика Гербарта оказали значительное влияние на последующее развитие этих дисциплин. В психологии получило известность предложенное им понятие "массы апперцепции". Влияние Гербарта на систему высшего образования ощущалось в Австрии и в США вплоть до появления работ Д.Дьюи, где оно нашло выражение в подчеркивании значимости литературы и истории во времена, когда главным считалось изучение античных авторов и математики. Согласно методу обучения Гербарта, новые идеи следует преподносить таким образом, чтобы ученик ясно видел их связь с уже известными ему идеями. Известны т.н. 4 ступени обучения по Гербарту: ясность (или презентация), ассоциация, система (или обобщение), метод (или применение). Многочисленные труды мыслителя были опубликованы в 12 томах в 1850. Среди них наиболее известны: Психология как знание, вновь основанное на опыте, метафизике и математике (Psychologie als Wissenschaft, neu gegrndet auf Erfahrung, Metaphysik, und Mathematik, 1824-1825); Идея Песталоцци об алфавите восприятия (Pestalozzis Idee eines ABC der Anschauung, 1802); Всеобщая педагогика (Allgemeine Pdagogik, 1806).
ЛИТЕРАТУРА
Гербарт И.Ф. Психология. СПб, 1875 Гербарт И.Ф. Избранные педагогические сочинения, т. 1. М., 1940
ГЕРБАРТ (Хербарт) (Herbart) Иоганн Фридрих (1776 - 1841), немецкий философ, психолог и педагог, основатель школы в немецкой педагогике 19 в. Попытался построить психологию как систематическую науку, основанную на метафизике, опыте и математике. Выдвинул концепцию 4 ступеней (принципов) обучения (ясность, ассоциация, система, метод). Основоположник так называемой формальной эстетики (источник прекрасного - симметрия, пропорции, ритм и т.п.).
Ге́рбарт, Хербарт (Herbart) Иоганн Фридрих (17761841), немецкий философ, психолог и педагог, основатель школы в немецкой педагогике XIX в. Профессор в Кёнигсберге (с 1809) и Гёттингене (с 1833). Представитель плюрализма: в основе мира множество неизменных «реалов». Попытался построить психологию как систематическую науку, основанную на метафизике, опыте и математике. Выдвинул концепцию 4 ступеней (принципов) обучения (ясность, ассоциация, система, метод). Основоположник так называемой формальной эстетики (источник прекрасного симметрия, пропорции, ритм и т. п.).