сущ., кол-во синонимов: 2
концентратор (8)
печь (78)
ГЕРД Ал-др Як. (1841-88) - рус. педагог, основоположник методики преподавания естествознания как науч. дисциплины и метода практических и лабораторных работ. Гл. задача преподавания естествознания в ср. школе, по Г., заключается в формировании естественно-науч. мировоззрения. Автор "Учебника по зоологии" (ч. 1-2, 1877-83), "Краткого курса естествознания" (1878) и др. работ. Длит. время его учебник "Мир божий" (успел завершить лишь 1-ю часть) и методич. рук-во к нему "Предметные уроки в начальной школе" служили для учителей осн. пособиями по курсу неживой природы. В 1880-83 - эксперт по уч. части Петерб. гор. училищной комиссии.
Герд Александр Яковлевич (1841-1888), российский педагог, основоположник эволюционно-биологического направления в преподавании естествознания. Учебники по естествознанию и труды по методике его преподавания в начальных и средних школах.
* * *
ГЕРД Александр Яковлевич - ГЕРД Александр Яковлевич (1841-88), российский педагог, основоположник эволюционно-биологического направления в преподавании естествознания. Учебники по естествознанию и труды по методике его преподавания в начальных и средних школах.
ГЕРД Александр Яковлевич (1841-88) - российский педагог, основоположник эволюционно-биологического направления в преподавании естествознания. Учебники по естествознанию и труды по методике его преподавания в начальных и средних школах.
- Соперница Снежной королевы.
- Девочка, сумевшая растопить ледяное сердце.
- Девочка, искавшая Кая.
- Супруга Мартина Бормана.
- Предатель из оперы Эугена Каппа «Певец свободы».
- Город на Украине.
ГЕРДЕР (Herder) Иоганн Готфрид (1744-1803) - немецкий философ, критик, эстетик. В 1764-69 пастор в Риге, с 1776 - в Веймаре, теоретик "Бури и натиска", друг И. В. Гете. Проповедовал национальную самобытность искусства, утверждал историческое своеобразие и равноценность различных эпох культуры и поэзии. Трактат о происхождении языка, сочинения по философии истории, которая, по Гердеру, есть осуществление "гуманности". Собирал и переводил народные песни. Оказал влияние на немецкий романтизм.
Гердер (Хердер), Иоганн Готфрид (Herder, Johann) (1744 - 1803)
Немецкий философ, писатель, критик, эстетик. 1764 - 1769 пастор в Риге, с 1776 - в Веймаре. Друг И. В. Гете.
Афоризмы, цитаты
Кто видит лишь недостатки, не видя их причин, тот видит лишь наполовину; если же он видит их причины, то гнев его может порой обратиться в самое нежное сострадание.
В ошибке любой женщины есть вина мужчины.
Красивое не нуждается в дополнительных украшениях - больше всего его красит отсутствие украшений.
Ге́рдер Иоганн Готфрид (Herder) (1744-1803), немецкий философ, критик, эстетик. В 1764-1769 пастор в Риге, с 1776 - в Веймаре, теоретик «Бури и натиска», друг И. В. Гёте. Проповедовал национальную самобытность искусства, утверждал историческое своеобразие и равноценность различных эпох культуры и поэзии. Трактат «О происхождении языка» (1772), сочинения по философии истории («Идеи к философии истории человечества», т. 1-4, 1784-91). Собирал и переводил народные песни. Оказал влияние на немецкий романтизм.
* * *
ГЕРДЕР Иоганн Готфрид - ГЕ́РДЕР (Herder) Иоганн Готфрид (1744-1803), немецкий философ, критик, эстетик. В 1764-1769 пастор в Риге, с 1776 - в Веймаре, теоретик «Бури и натиска» (см. БУРЯ И НАТИСК), друг И. В. Гете (см. ГЕТЕ Иоганн Вольфганг) . Проповедовал национальную самобытность искусства, утверждал историческое своеобразие и равноценность различных эпох культуры и поэзии. Трактат о происхождении языка, сочинения по философии истории, которая, по Гердеру, есть осуществление «гуманности». Собирал и переводил народные песни. Оказал влияние на немецкий романтизм.
* * *
ГЕ́РДЕР (Herder) Иоганн Готфрид (25 августа 1744, Морунген - 18 декабря 1803, Веймар), немецкий философ, ведущий деятель позднего Просвещения (см. ПРОСВЕЩЕНИЕ (идейное течение)), создатель одной из первых версий естественного исторического развития природы и человеческой культуры.
Жизнь и сочинения
Гердер учился в Кенигсберском университете (слушал лекции Канта (см. КАНТ Иммануил), дружил с Гаманом (см. ГАМАН Иоганн Георг)). В своем интеллектуальном становлении испытал влияние Д. Бруно (см. БРУНО Джордано), Спинозы (см. СПИНОЗА Бенедикт), Лейбница (см. ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм). В 1764-1769 преподавал в церковной школе Риги, где выходят его первые работы: «Фрагменты о новейшей немецкой литературе» и «Критические леса». В 1769 предпринимает путешествие в Париж, где знакомится с Дидро (см. ДИДРО Дени) и Д"Аламбером (см. Д`АЛАМБЕР Жан Лерон). Возвращаясь в Германию, Гердер провел две недели в Гамбурге в обществе Лессинга (см. ЛЕССИНГ Готхольд Эфраим), оказавшего на него огромное влияние. В 1770 жил несколько месяцев в Страсбурге, где знакомится с Гете (см. ГЕТЕ Иоганн Вольфганг) и создает трактат «О происхождении языка» (изд. 1772). В 1771-1776 Гердер - советник консистории в Бюкебурге. В этот период он становится деятельным участником движения «Буря и натиск (см. БУРЯ И НАТИСК)». В 1776 переезжает в Веймар, где становится генералсуперинтендантом протестанской общины. Вместе с Гете возглавляет веймарское содружество ученых и писателей. В этот период Гердер интенсивно занимается естественными и историческими науками, создает свой шедевр - «Идеи к философии истории человечества» (опубликован в 1784-1791).
Ранний период
В нач. 1770-х годов Гердер разрабатывает проблемы эстетики и языкознания. Его учение о «духе народа», который выражается в искусстве и народной поэзии, стоит у истоков фольклористики. Работа о происхождении языка дает одну из первых моделей естественного становления языка в ходе истории. Гердер отрицает генетическую субординацию языка и мышления, полагая, что они развиваются во взаимообусловленном единстве. Он не только отвергает богоданность языка, но и, полемизируя с Кондильяком (см. КОНДИЛЬЯК Этьен Бонно де) и Руссо (см. РУССО Жан Жак), утверждает его собственно человеческую специфику, находимую в мысли, практике и общественности. Во 2-й пол. 1780-х годов вовлекается в «спор о пантеизме» и публикует трактат «Бог» (1787), в котором выказывает себя радикальным сторонником спинозизма.
«Идеи к философии истории человечества»
В «Идеях к философии истории человечества» Гердер реализует свой проект универсальной философской истории человечества. В этом грандизном труде, включающем 20 книг (и плана заключительных 5 книг), Гердер, суммируя достижения современных ему космологии, биологии, антропологии, географии, этнографии, истории, дает изображение поэтапного становления человечества. В центре внимания автора - процесс мирового развития. Общий порядок природы Гердер понимает как ступенчатое поступательное развитие совершенствующихся организмов от неорганической материи через мир растений и животных к человеку и в будущем - к сверхчувственной «мировой душе». Как свободная и разумная сущность человек представляет собой вершину сотворенной божественным духом природы. Критикуя телеологию, Гердер подчеркивает значение воздействия внешних факторов (совокупность которых он называет «климатом») и считает достаточным для понимания истории ответить на вопрос «почему?», не задаваясь вопросом «для чего?». В то же время он признает ведущей силой истории внутренние, «органические» силы, главная из которых - стремление к созиданию общества. Основной сплачивающей силой общества Гердер считает культуру, внутренней сущностью которой является язык. Проблеме происхождения и развития языка Гердер уделяет особое внимание. В отличие от своей ранней критики цивилизации, близкой по духу Руссо (см. РУССО Жан Жак), Гердер возвращается в «Идеях…» к историческому оптимизму Просвещения (см. ПРОСВЕЩЕНИЕ (идейное течение)) и видит в прогрессирующем развитии человечества нарастание гуманизма, который понимается им как расцвет принципа личности и обретение индивидом душевной гармонии и счастья.
Судьба учения Гердера
Поздний Гердер разрабатывает своеобразную культурную антропологию и политическую философию в «Письмах для поощрения гуманности» (1793-1797), где, в частности, выдвигает свою версию учения о «вечном мире», к которому должны привести не договоры властей, а гуманистическое воспитание народа, торговля и здоровый прагматизм. В работах «Метакритика чистого разума» (1799) и «Каллигона» (1800) Гердер вступает в ожесточенную, но довольно поверхностную полемику с Кантом (см. КАНТ Иммануил). «Каллигона» содержит одну из первых формулировок позитивистской эстетики.
В рамках зрелого немецкого Просвещения учение Гердера оказалось в изоляции. Будучи близким по настроению к пантеистической натурфилософии Гете, оно противоречило ему рационалистическим доктринерством и религиозным духом. Идеи Гердера вступили в конфликт с кантовской версией природы человека и смысла истории. Мысль Гердера о счастье индивидуума оказалась несовместимой с представлением Канта о благоденствии общества в государстве. Ранних романтиков отталкивал наивный оптимизм Гердера.
Вместе с тем мировоззрение Гердера стало арсеналом тем, идей и творческих импульсов для самых разных направлений немецкой мысли: для романтической эстетики и натурфилософии, гумбольдтианского языкознания, диалектической историософии Фихте (см. ФИХТЕ Иоганн Готлиб) и Гегеля (см. ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих), антропологии Фейербаха (см. ФЕЙЕРБАХ Людвиг), герменевтики Дильтея (см. ДИЛЬТЕЙ Вильгельм), философии жизни (см. ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ), либеральной протестантской теологии.
ГЕРДЕР Иоганн Готфрид (Herder, Johann Gottfried)
(1744-1803), немецкий писатель и мыслитель. Родился 25 августа 1744 в Морунгене (Восточная Пруссия). Сын школьного учителя. В 1762 был зачислен на теологический факультет Кенигсбергского университета. С 1764 учитель в церковной школе в Риге, в 1767 стал помощником настоятеля двух важнейших рижских приходов. В мае 1769 отправился в путешествие и к ноябрю добрался до Парижа. В июне 1770 в качестве спутника и наставника наследного принца Гольштейн-Эйтенского направился вместе со своим подопечным в Гамбург, где познакомился с Лессингом. В Дармштадте встретил Каролину Флаксланд, ставшую его женой. В Страсбурге подвергся неудачной операции глаза и близко сошелся с И.В.Гете, тогда еще студентом, на становление которого как поэта Гердер оказал решающее влияние. В 1771-1776 он главный пастор и член консистории в Бюкебурге; благодаря посредничеству Гете в 1776 приглашен в Веймар, где стал придворным проповедником и членом консистории. Здесь, не считая путешествия в Италию в 1788-1789, он провел остаток жизни. В 1801 возглавил консисторию и получил патент на дворянство от курфюрста Баварского. Умер Гердер 18 декабря 1803. Первые свои сочинения из числа важнейших, Наброски о новейшей немецкой литературе (Fragmente ber die neuere deutsche Literatur, 1767-1768) и Критические леса (Kritische Wlder, 1769), Гердер воздвиг на основаниях, заложенных его великим предтечей Лессингом. Наброски возникли в дополнение к Литературным письмам Лессинга, а Леса начинаются с критики его Лаокоона. В статьях Извлечения из переписки об Оссиане и о песнях древних народов и Шекспир в сборнике О немецком характере и искусстве (Von deutscher Art und Kunst, 1773; издан совм. с Гете), программном документе движения "Бури и натиска", Гердер пытается доказать, что вся литература в конечном счете восходит к народным песням. Широкую известность снискал его сборник народного поэтического творчества Народные песни (Volkslieder, 1778-1779), позднее переименованный в Голоса народов в песнях (Stimmen der Vlker in Lidern), составленный из прекрасно переведенных им песен разных народов и оригинальных стихотворений самого Гердера, Гете и М.Клаудиуса. Величайший труд Гердера, Идеи к философии истории человечества (Ideen zur Geshichte der Menschheit, тт. 1-4., 1784-1791), остался незавершенным. Замысел его в широком смысле состоял в обнаружении тесной взаимосвязи между природой и культурным развитием рода человеческого. Для Гердера история - сцена деяний Божьих, исполнение замысла Божия и откровение Бога в природе. Единственная цель человеческого бытия - прогресс человечества и человечности.
ЛИТЕРАТУРА
Гердер И.Г. Избранные сочинения. М. - Л., 1959 Гулыга А.В. Гердер (1744-1803). М., 1963 Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977
Гердер, Иоганн Готфриц (25.08.1744 - 18.12.1803)
Немецкий философ, писатель-просветитель. Им создано множество работ, в том числе "Исследование о происхождении языка" (1772, рус. пер. 1909), которую пронизывает историзм. Для него характерны поиски "человеческих" причин возникновения языка.
Гердер, Иоганн Готфриц (25.08.1744 - 18.12.1803)
немецкий философ, писатель-просветитель. Им создано множество работ, в том числе «Исследование о происхождении языка» (1772, рус. пер. 1909), которую пронизывает историзм. Для него характерны поиски «человеческих» причин возникновения языка.
ГЕРДНЕР Джеймс - ГЕ́РДНЕР (Gairdner) Джеймс (1828-1912), английский историк. Основные труды: «История английской церкви: 1509-1558», «Лолларды и Реформация в Англии».
ГЕРДНЕР Джеймс (Gairdner, James) (1828-1912), английский историк, родился в Эдинбурге 22 марта 1828. В 1846 поступил на службу в Государственный архив, где работал вплоть до выхода на пенсию в 1893. Главный научный вклад Герднера - датировка и издание исторических документов, в частности публикация следующих сборников: Хроника царствования Генриха VII (Memorials of King Henry VII, 1858), Письма и документы Ричарда III и Генриха VII (Letters and Papers of Richard III and Henry VII, 1861-1863), Опись писем и документов царствования Генриха VIII (Calendar of the Letters and Papers of the Reign of Henry VIII, 21 vols., 1862-1910, совместно с Дж.Бруером и Р.Броди). Герднер был также редактором классического издания Писем Пастонов (Paston Letters, 3 vols., 1872-1875). Благодаря трудам История английской церкви: 1509-1558 (History of the English Church: 1509 to 1558, 1902) и Лолларды и Реформация в Англии (Lollards and the Reformation in England, 4 vols., 1908-1913) завоевал репутацию серьезного историка, отличающегося скорее точным описанием событий, чем стоящих за ними характеров и мотивов.
Умер Герднер в Пиннере (Мидлсекс) 4 ноября 1912.
- Российский актёр, сыгравший Паниковского в фильме «Золотой телёнок».
- Российский актёр, читавший авторский текст в фильме Марка Захарова «Двенадцать стульев».
- Наш великий артист, которого друзья называли Зяма.
- Советский актёр, исполнивший роль администратора кинотеатра в фильме «Военно-полевой роман».
- Какой артист стал первым ведущим телепередачи «Кинопанорама»?
- Кто озвучил капитана Врунгеля?
- Российский актёр, исполнивший роль Кукушкина в фильме «Фокусник».
- Российский актёр, исполнивший роль дедушки в фильме «Автомобиль, скрипка и собака Клякса».
- Российский актёр, исполнивший роль Эйнштейна в фильме «Бегство мистера Мак-Кинли».
- Российский актёр, читавший текст от автора в фильме «Девять дней одного года».
- Российский актёр, исполнивший роль Николауса Цмескаля в фильме «Жизнь Бетховена».
- Российский актёр, исполнивший роль Олега Григорьевича в фильме «Ключ без права передачи».
- Российский актёр, исполнивший роль профессора в фильме «Печки-лавочки».
- Российский актёр, исполнивший роль Кукса в фильме «Странные взрослые».
ГЕРДТ Елиз. Пав. (1891-1975) - артистка балета, педагог. Дочь П. А. Гердта. Окончила Петерб. театр. уч-ще в 1908 (кл. М. Фокина); в 1908-28 артистка Мариинского т-ра, с 1920 балерина. Первая исполнительница гл. партий в бал. "Шубертиана", "Красный вихрь", "Пульчинелла". Среди др. ролей: Аспиччия ("Дочь фараона"), Армида ("Павильон Армиды"), Мирта ("Жизель"), Фея Сирени, Аврора ("Спящая красавица"), Царь-Девица ("Конек-Горбунок"), Никия ("Баядерка"), Пахита (одноим. балет), Раймонда (одноим. балет). Балерина академич. стиля, миловидная, изящная, пластичная, Г. избегала внешних эффектов, скульптурная пластика ее поз и движений была величественна и совершенна. Безупречное сохранение традиций характерно и для Г.-педагога. Преподавала в Ленингр. хореогр. техникуме в 1928-34 (худож. рук. в 1929-30), в 1935-42, 1945-60 в Моск. хореогр. уч-ще и Большом т-ре. Среди ее учениц А. Шелест, М. Плисецкая, Р. Стручкова, Е. Максимова.
Е. П. Гердт с М. М. Плисецкой в классе
Гердт Елизавета Павловна (1891-1975), артистка балета, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1951). Дочь П. А. Гердта. В 1908-27 в Мариинском театре (Ленинградском театре оперы и балета). Партии: Одетта-Одиллия («Лебединое озеро»), Аврора («Спящая красавица», оба - П. И. Чайковского), Раймонда («Раймонда» А. К. Глазунова) и др. Совершенный по форме танец Гердт стал в 20-е гг. эталоном академического балетного искусства. В 1927-34 педагог ЛХУ. В 1935-60 (с перерывом) педагог МХУ, с 1935 педагог Большого театра. Среди учениц - А. Я. Шелест, М. М. Плисецкая, В. Т. Бовт, Р. С. Стручкова, Е. С. Максимова.
ГЕРДТ Зиновий Еф. (1916-96) - актер. Играть начал в 1932 в московском т-ре рабочей молодежи при электрозаводе им. Куйбышева. С 1937 Г. работал в т-ре кукол при Моск. Доме пионеров. В 1941 Г. ушел добровольцем на фронт, участвовал в Великой Отечеств. войне, получил тяжелое ранение, последствием к-рого стала хромота, надолго лишившая его возможности выступать на драматич. сцене. С 1945 Г. работал в Центр. т-ре кукол под рук. С. В. Образцова. Он был одним из создателей популярного спектакля "Необыкнов. концерт" (1946) и исполнял в нем роль Конферансье. Среди других ролей Г. - Адам в спектакле "Божественная комедия" (1961). Г. был исполнителем мн. ролей в кукольных представлениях для детей.
Роли Г. в кино: Кукушкин ("Фокусник", 1968), Паниковский ("Золотой теленок", 1968), Профессор ("Печки-лавочки", 1972), Дедушка ("Автомобиль, скрипка и собака Клякса", 1972), Эйнштейн ("Бегство мистера Мак-Кинли", 1975), Олег Григорьевич ("Ключ без права передачи", 1977), Сосед Шарапова ("Место встречи изменить нельзя", 1979) и др. Г. читал закадровый текст в фильмах "9 дней одного года" (1962), "Зигзаг удачи" (1968) и мн. др. Г. был большим мастером дубляжа. Его голос звучит в фильмах "Фанфан-Тюльпан", "Король Лир" (дубляж исполнителя гл. роли Ю. Ярвета) и др. В 1985 Г. сыграл роль Мефистофеля в телеспектакле М. М. Казакова "Фауст". В 1987 он исполнил роль Нормана в спектакле Моск. т-ра им. М. Н. Ермоловой "Костюмер", где его партнером был В. С. Якут. С 1994 до последних дней жизни Г. был постоянным ведущим нескольких телепрограмм.
Гердт Зиновий Ефимович (1916-1996), актёр, народный артист СССР (1990). В 1945-82 в Центральном театре кукол (роль Конферансье в «Необыкновенном концерте» и др.). С 1987 в Московском театре имени Ермоловой (с 1990 Московский международный театральный центр имени Ермоловой). Острохарактерный, преимущественно комедийный актёр. Игра Гердта отличалась грустным юмором, сочетанием иронии, даже скептицизма, с тонкой лирикой. Снимался в фильмах: «Золотой телёнок», «Автомобиль, скрипка и собака Клякса», «Ключ без права передачи», «Сказки... сказки... сказки старого Арбата», «Биндюжник и король», «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» и др. В 1990-х гг. был ведущим популярной телепередачи «Чай-клуб».
* * *
ГЕРДТ Зиновий Ефимович - ГЕРДТ Зиновий Ефимович (1916-96), российский актер, народный артист СССР (1990). В 1945-82 в Центральном театре кукол (роль Конферансье в «Необыкновенном концерте», 1946, 1968, и др.). С 1987 по 92 в Московском театре им. М. Н. Ермоловой (с 1990 Московский международный театральный центр им. Ермоловой). Острохарактерный, преимущественно комедийный актер. Игру отличал грустный юмор, сочетание иронии, даже скептицизма, с тонкой лирикой. Снимался в фильмах: «Город мастеров» по пьесе Т. В. Габбе(также соавтор сценария и автор стихов к песням; 1965)«Фокусник» (1966), «Золотой теленок» (1968), «Автомобиль, скрипка и собака Клякса» (1975), «Ключ без права передачи» (1977), «Сказки... сказки... сказки старого Арбата» (1982) и др.
ГЕРДТ Зиновий Ефимович (1916-96) - российский актер, народный артист СССР (1990). В 1945-82 в Центральном театре кукол (роль Конферансье в "Необыкновенном концерте", 1946, 1968, и др.). С 1987 по 92 в Московском театре им. М. Н. Ермоловой (с 1990 Московский международный театральный центр им. Ермоловой). Острохарактерный, преимущественно комедийный актер. Игру отличал грустный юмор, сочетание иронии, даже скептицизма, с тонкой лирикой. Снимался в фильмах: "Фокусник" (1966), "Золотой теленок" (1968), "Автомобиль, скрипка и собака Клякса" (1975), "Ключ без права передачи" (1977), "Сказки... сказки... сказки старого Арбата" (1982) и др.
ГЕРДТ Пав. (Пав.-Фридрих) Андр. (1844-1917) - артист балета, педагог. Окончил Петерб. театр. уч-ще в 1864 (ученик М. Петипа, Х. Иогансона). В 1864-1916 артист Мариинского т-ра, с 1866 первый танцовщик. Первый исполнитель партий: Дезире ("Спящая красавица"), принц Коклюш ("Щелкунчик"), Зигфрид ("Лебединое озеро"), Абдерахман ("Раймонда"), Дамис ("Испытание Дамиса"), Рауль ("Синяя борода"). Среди его др. ролей: Рудольф ("Дева Дуная"), Люсьен ("Пахита"), Феб, Гренгуар ("Эсмеральда"). На сцене Мариинского т-ра исполнил б. 100 ролей и характерных танцев в балетах и операх. Там же пост. бал. "Сильвия" (1901, комп. Л. Делиб, совм. с Л. Ивановым) и "Жавотту" (1902, К. Сен-Санс). В 1880-1904 преподавал в Петерб. театр. уч-ще, среди его учениц А. Ваганова, В. Трефилова, А. Павлова, Т. Карсавина. Стройный, белокурый, голубоглазый, Г. был словно создан для ролей балет. героев. Созд. Г. партия Дезире во мн. является его творч. портретом. Его мужественно-благородный и элегантный стиль танца на долгие годы стал эталоном муж. исполнительства в петерб. балете. Г. был великолепным мимич. артистом и превосходным кавалером, желанным партнером мн. балерин - от А. Транцевой и Е. Вазем до В. Цукки, П. Леньяни, А. Павловой.
Гердт Павел Андреевич (1844-1917), артист балета, педагог. В 1860-1916 в Мариинском театре (Санкт-Петербург). Один из лучших классических танцовщиков петербургской сцены. В течение 40 лет был партнёром ведущих балерин Мариинского театра и гастролёрш. Первый исполнитель главных партий в балетах П. И. Чайковского: Дезире («Спящая красавица», 1890), принц Коклюш («Щелкунчик», 1892), Зигфрид («Лебединое озеро», 1895). В 1880-1904 преподаватель Петербургского театрального училища. Среди учеников - А. П. Павлова, Т. П. Карсавина, А. Я. Ваганова, М. М. Фокин, В. Д. Тихомиров.