м. и ж.
Употребляется как ласково-фамильярное обращение к мужчине или женщине.
-ы, м. и ж. прост.
То же, что голубчик.
Ко мне торопливо подбежал Самойленко [режиссер]. - Позвольте, голуба, позвольте, позвольте, позвольте. Не так, не так. Куприн, Как я был актером.
ГОЛУБАЯ ГАСКОНСКАЯ ГОНЧАЯ - ГОЛУБА́Я ГАСКО́НСКАЯ ГОНЧА́Я, старинная французская порода гончих собак (см. ГОНЧИЕ). Происходит, возможно, от древних финикийских гончих. Предназначена для охоты на крупного зверя по старому, «ледяному» следу. Рослая, красивая собака крепкого сложения (высота в холке до 71 см, вес 32-35 кг), полная чувства собственного достоинства. Голова крупная, мощная, удлиненной формы. Уши мягкие, тяжелые, большие. Шерсть густая и не слишком короткая, на белом фоне густой черный крап и черные пятна, рыжие подпалины. Требует регулярных физических нагрузок.
Экспрес. Человек дворянского сословия, аристократического происхождения.
- Какие вы все сейчас довольные, радостные, счастливые - все: и купцы, и биржевые маклеры, и чиновники разных рангов, и помещики, и люди голубой крови! А что с вами было три-четыре дня назад? (Шолохов. Тихий Дон).
Книжн. часто Ирон. О человеке дворянского, аристократического происхождения. ФСРЯ, 213; ЗС 1996, 29; БТС, 216; ШЗФ 2001, 56; БМС 1998, 317.
сущ., кол-во синонимов: 7
аристократ (16)
барин (22)
белая кость (5)
благородный (34)
интеллигент (10)
цвет общества (13)
элита (34)
С немецкого: Die blau Blutne. Буквально: Голубой цветок.
Первоисточник - роман «Генрих фон Офтердинген» (1802) немецкого писателя и философа Новалиса (псевдоним Фридриха фон Гарден-берга, 1772-1801). Герой романа - известный немецкий мейстерзингер (поэт и исполнитель песен собственного сочинения), живший в XIII в. Писатель описывает его как романтически настроенного юношу-поэта,
который выражает философские и творческие взгляды самого Новали-са. А он полагал, что грезы, мечтания и даже сновидения - важны, поскольку они определяют умонастроение человека, его поступки, следовательно, саму реальность. И они помогают не только лучше понять ее, но и предвидеть будущее, судьбу человека.
Главный эпизод романа - сон Офтердингена, в котором он увидел удивительной красоты голубой цветок и воспринял его как символ своего будущего счастья. И чем активнее ищет юноша в реальной жизни этот цветок, тем ярче раскрывается его поэтический дар, тем больших успехов он достигает на этом поприще.
Сам мотив голубого цветка Новалис взял из немецкого фольклора, где говорится о волшебном голубом цветке: стоит только пастуху прикрепить его к своей одежде, как он получает дар видеть закопанные клады.
Позже в немецкой романтической литературе утвердился, питаемый и народными сказочными мотивами, образ голубого цветка как символ несбыточной мечты, прекрасного идеала.
В России начала XX в. была очень популярна романтическая проза как своих, так и зарубежных писателей, в том числе немецких. И постепенно из этих двух выражений - «голубой цветок» и «мечта всей жизни» - родилось, новое, третье - «голубая мечта».
ГОЛУБАЯ РОЗА - «ГОЛУБА́Я РО́ЗА», объединение русских художников, получившее название от одноименной выставки, организованной в 1907 в Москве под патронажем журнала «Золотое руно» (см. ЗОЛОТОЕ РУНО (журнал)) и его издателя, промышленника и мецената Н. П. Рябушинского (см. РЯБУШИНСКИЙ Николай Павлович).
Мастера и стиль
Участниками выставки были Н. П. Крымов (см. КРЫМОВ Николай Петрович), П. В. Кузнецов (см. КУЗНЕЦОВ Павел Варфоломеевич), А. Т. Матвеев (см. МАТВЕЕВ Александр Терентьевич), В. Д. и Н. Д. Милиоти (см. МИЛИОТИ Николай Дмитриевич), Н. Н. Сапунов (см. САПУНОВ Николай Николаевич), М. С. Сарьян (см. САРЬЯН Мартирос Сергеевич), С. Ю. Судейкин (см. СУДЕЙКИН Сергей Юрьевич), П. С. Уткин, Н. П. Феофилактов, А. В. Фонвизин (см. ФОНВИЗИН Артур Владимирович) и др. (в том числе сам Рябушинский, выступавший и как художник); роль важного творческого стимула сыграло для них наследие недавно умершего В. Э. Борисова-Мусатова (см. БОРИСОВ-МУСАТОВ Виктор Эльпидифорович).
Поэтика символизма (см. СИМВОЛИЗМ), влечение к «вечным», романтически-оккультным темам бытия (само название «Голубая роза» восходит к мотиву таинственного «голубого цветка» у Новалиса (см. НОВАЛИС)) претворялись в их работах в феерических образах-видениях, в зыбких и переливчатых, как бы «музыкальных» красочных гаммах. Этот камерный, рассчитанный на тихое созерцание стиль (критик С. К. Маковский (см. МАКОВСКИЙ Сергей Константинович) назвал выставку «часовней для немногих») не исключал, однако, мощных, темпераментных цветовых новаций, близких к фовизму (см. ФОВИЗМ); но все же, если говорить о западных аналогах, ближе всего к «Голубой розе» было искусство французских «наби» (см. НАБИ).
Традиция
Не породив стойкого объединения, выставка прожила русло важной традиции. Большинство из мастеров этого круга (например, Крымов, Кузнецов, Матвеев, Сарьян и др.) приняли активное участие в официальной советской художественной жизни, лишь некоторые (как братья Милиоти, Судейкин или Феофилактов) ушли в эмиграцию или «художественное подполье» (показывая новые работы лишь узкому кругу друзей). Однако для всех, независимо от различия творческих манер и социального положения, основополагающим оставался внутренний, символико-поэтический слой искусства, который всегда открывается в их лучших образах за внешней видимостью. Во многом именно благодаря «голуборозовцам» символизм остался живой составляющей частью русского искусства на всем протяжении 20 века.
-----------------------------------
«Голуба́я ро́за» - кратковременное художественное объединение. Возникло на одноимённой выставке 1907 в Москве. Для работ членов «Голубой Розы» (П. В. Кузнецов, А. Т. Матвеев, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян и др.) характерны плоскостность и декоративная стилизация форм, лиризм образов, настроения грусти и меланхолии, мистико-символические искания.
"ГОЛУБАЯ РОЗА" - кратковременное художественное объединение. Возникло на одноименной выставке 1907 в Москве. Для работ членов "Голубой розы" (П. В. Кузнецов, А. Т. Матвеев, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян и др.) характерны плоскостность и декоративная стилизация форм, лиризм образов, настроения грусти и меланхолии, иногда мистико-символические искания.
Голубая фишка
(blue chip), акции, к-рые по срав-1 нению с др. сопряжены с незначит. риском. Это наиб, котирующиеся акции, как правило, крупных компаний, стабильно работающих на протяжении длительного времени, их цена на фондовой бирже подвержена меньшим колебаниям, а дивиденды по ним выплачиваются более регулярно.