I ж. разг.
1. Бедность, нищета.
2. Люди разных сословий, живущие в большой нужде: бедняки, нищие, оборванцы; голытьба.
II ж. разг.
Местность, лишённая растительности.
I ж. разг.
1. Бедность, нищета.
2. Люди разных сословий, живущие в большой нужде: бедняки, нищие, оборванцы; голытьба.
II ж. разг.
Местность, лишённая растительности.
ГОЛЬ, голи, мн. нет, жен.
1. собир. Оборванцы, бедняки, нищие (разг. фам. устар.). Голь перекатная.
2. Пустынность местности (редк.). «Кругом пустыня, дичь и голь.» Пушкин.
ГОЛЬ, -и, жен., собир. (устар.). Оборванцы, нищие, беднота. Г. перекатная. Г. кабацкая. Г. на выдумки хитра (посл.).
ГОЛЬ -и; ж. собир. Разг. = Голытьба́. Г. перекатная (об очень бедных людях). Г. кабацкая. Голь-шмоль. * Голь на выдумки хитра (Погов.).
-и, ж. устар.
1. собир. Беднота.
Здесь [на «Хитровке»] были харчевни, и кабаки, и ночлежные дома, в которых ютилась самая голь, самая беспросветная беднота. Телешов, Записки писателя.
2. Местность, лишенная растительности.
Какую ж видит он картину? Кругом пустыня, дичь и голь. Пушкин, Альфонс садится на коня.
Зелень, то есть деревья, за исключением мелких кустов, только и видна вблизи ферм, а то всюду голь, все обнажено и иссушено солнцем. И. Гончаров, Фрегат «Паллада».
◊
- голь перекатная
Голи хватить. Алт. Испытать много горя, лишений. СРГА 4, 193.
Голь голимая. Сиб. Открытое место. ФСС, 46.
Голь да перетыка у кого, где. Обл. Ирон. О бедности, нищете. Мокиенко 1990, 136.
Голь египетская. Яросл. Шутл.-ирон. Бедняк. ЯОС 3, 93; СРНГ 6, 347-348.
Голь кабацкая. Разг. Пренебр. То же, что голь перекатная 1. ФСРЯ, 116.
Голь на голи (на голе) [да голью погоняет]. Прост. Ирон. или Пренебр. О группе людей, состоящей из бедняков, нищих. Ф 1, 121; БалСок, 30.
Голь на голь остаться. Пск. Стать нищим, потерять состояние, дом, хозяйство и т. п. СПП 2001, 30.
Голь непокрытая. Перм. Ирон. 1. Бедняк. 2. Бедность, нищета. СРНГ 6, 347.
Голь перекатная. 1. Разг. Пренебр. Опустившийся человек, живущий в нищете; босяк. ФСРЯ, 116; ЗС 1996, 142, 490; БТС, 804. 2. Жарг. студ. Шутл. Студент, переписывающий чужие конспекты. ПБС, 2002.
С голью. Пск. Ничем не заедая, не запивая; без хлеба. ПОС 7, 74.
Остаться на голях. Кар. Остаться в убытке; остаться ни с чем. СРГК 1, 362; СРГК 4, 256; СРНГ 6, 348.
Попасть между двух на голях. Новг. Оказаться в затруднительном положении. НОС 8, 115.
ГОЛЬ, -и, ж. (или голь перекатная). Ирон. обращение.
От общеупотр. «голь перекатная» - оборванцы, нищие, беднота.
сущ., кол-во синонимов: 15
беднота (11)
босота (8)
босячня (9)
голизна (6)
голина (2)
голынь (2)
голытьба (12)
голье (6)
гольтепа (10)
нагость (3)
нагота (9)
нищета (30)
обнаженность (10)
ткань (474)
шишгаль (3)
см. бедняк
- Социальная прослойка, хитрая на выдумки.
- Слой с повышенной склонностью к выдумкам.
- Хитрая на выдумки беднота.
- Оборванцы, нищие, беднота.
- Картина Константина Васильева «... кабацкая».
Прост. Пренебр. Бедняки, нищие, неимущие.
«Куда бечь, куда укрыться? Стоим на мёрзлой земле, от страха и слёзы нейдут. В минуту остались мы безо всего, как есть голь бездомная. Были крестьяне, были колхозники, а сделались беженцы» (Н. Баранская. Аксинья Кузминична).
голь да перетыка (иноск.) - беднота
Ср. У иного двор крыт снегом, обнесен ветром, платья - что на себе, а хлеба - что в себе, голь да перетыка, и голо, и босо, и без пояса.
П.И. Мельников. На горах. 1, 1.
См. голь перекатная.
см. Голь перекатная.
Прост. Пренебр. То же, что Голь бездомная.
- Ты что же сразу-то смолчал, сукин сын, - напустился на сына Федот Федотыч. - Голову снять хочешь? Я тогда пошто собрал всю эту голь да рвань?.. Обошли, кругом обошли (И. Акулов. Касьян Остудный).
Голь мудрена: голь на выдумки берет, чем голее, тем мудренее (т.е. умудряется добыть что-либо)
Ср. Хитер немец! обезьяну выдумал (народ - о захожих гаерах с обезьянами).
Ср. Даль. Толковый словарь.
Ср. Πενία σοφίην ελαχεν.
Бедности дана мудрость.
См. нужда скачет.
Экспрес. Нищие, разорившиеся, живущие в нищете люди.
- Половина изб топилась по-чёрному, зимой деревню наглухо заваливало снегом, выли волки на околице, даже богатые мужики ходили в лаптях, а Ванька Соковин… - из голи перекатной (В. Тендряков. Короткое замыкание).
1. Разг. Пренебр. Опустившийся человек, живущий в нищете; босяк. ФСРЯ, 116; ЗС 1996, 142, 490; БТС, 804. 2. Жарг. студ. Шутл. Студент, переписывающий чужие конспекты. ПБС, 2002.
ГОЛЬ, -и, ж. (или голь перекатная). Ирон. обращение.
От общеупотр. «голь перекатная» - оборванцы, нищие, беднота.
сущ., кол-во синонимов: 16
беднота (11)
бедный (88)
бедный как церковная крыса (12)
бедный как церковная мышь (12)
бедняк (35)
без гроша (4)
гол как сокол (41)
голопятый (15)
голытьба (12)
гольтепа (10)
ни гроша за душой (20)
ни плошки, ни ложки (19)
нищета (30)
нищий (94)
голь перекатная(без весу и меры живет) - нищета отчаянная, безнадежная
Ср. "Голь перекатна, а фата канаватна" (канават - устарелая шелковая ткань). "Такая голь, что парня нечем высечь".
Ср. Богат? - Какое богатство! Голь перекатная.
Островский. Без вины виноватые. 1, 3.
Ср. Разве это не фортуна, что какая-нибудь голь перекатная - с княжнами, с графинями вместе учится...
П.И. Мельников. Бабушкины рассказы. 2.
См. на брюхе шелк.
Ср. Прежде были разбойники, грабители да воры, люди все отчаянные да крупные, а теперь всякая Голь, Шмоль, Ноль и компания аккордом плутуют.
Н.С. Лесков. Мелочи архиер. жизни. Русское тайнобрачие. 4.
Ср. Воруйте, батюшки, воруйте! Нынче по этой части свободно, потому везде голь да шмоль завелась - как тут деньгам уцелеть!
Салтыков. Пестрые письма. 4.
Ср. Эти жильцы в общей сложности своей и составляли именно то, что Петр Кузьмич весьма характерно окрестил своеобразным названием Голь, Шмоль, Ноль и Ko.
Вс. Крестовский. Петерб. трущобы. 6, 15.
ГОЛЬБАХ - ГО́ЛЬБАХ (Holbach) Поль Анри (1723-89), французский философ, иностранный почетный член Петербургской АН (1780). Активно сотрудничал в «Энциклопедии (см. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ (французская))» Д. Дидро и Ж. Д"Аламбера. Крупнейший систематизатор взглядов французских материалистов 18 в. В объяснении общественных явлений отстаивал материалистическое положение о формирующей роли среды по отношению к личности. Опираясь на метафизическое представление о природе человека, сводил социальное к индивидуальному, придерживался теории общественного договора (см. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР). Идеи Гольбаха повлияли на утопический социализм (см. УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ) 19 в. Главное сочинение: «Система природы» (1770). Автор остроумных атеистических произведений.
* * *
ГО́ЛЬБАХ (Holbach) Поль Анри (наст. имя Пауль Генрих Дитрих) (8 декабря 1723, Эдесхейм, Пфальц, ныне Германия - 21 июня 1789, Париж), французский философ, энциклопедист.
Биография неистового атеиста
Родился в семье мелкого торговца. Его мать умерла рано, отец не играл в воспитании мальчика заметной роли. С 1735 воспитывался в Париже в семье дяди, заслужившего на военной службе французскому королю титул барона и солидное состояние. В 1744 поступил в Лейденский университет в Голландии. Отличавшийся огромной работоспособностью, любознательностью и вдумчивостью молодой Гольбах погрузился в изучение естествознания и философии, овладел, помимо немецкого и французского, английским, итальянским, латинским, древнегреческим и древнееврейским языками.
В 1749 после завершения курса, унаследовав от своего дяди баронский титул и состояние, вернулся в Париж, дабы предаться занятиям научной и литературной деятельностью. Дом Гольбаха стал одним из виднейших во Франции интеллектуальных салонов, собиравших просветительски и материалистически настроенных философов, ученых и литераторов. Здесь бывали Дидро (см. ДИДРО Дени), с которым его связала пожизненная дружба, К. Гельвеций (см. ГЕЛЬВЕЦИЙ Клод Адриан), Д"Аламбер (см. Д`АЛАМБЕР Жан Лерон), Ж. Бюффон (см. БЮФФОН Жорж Луи Леклерк), Руссо (см. РУССО Жан Жак) и др. Активно сотрудничал в «Энциклопедии (см. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ (французская))», для которой написал и отредактировал большое количество статей по естествознанию. Перевел на французский язык и издал произведения философов-материалистов (Л. Кара (см. ЛУКРЕЦИЙ), Т. Гоббса (см. ГОББС), Д. Толанда (см. ТОЛАНД Джон), А. Коллинза (см. КОЛЛИНЗ Антони) и др.), немецких и шведских ученых-естетствоиспытателей, в том числе, не менее 13 томов по химии, минералогии и геологии.
Первый антирелигиозный памфлет Гольбаха «Разоблаченное христианство, или Рассмотрение начал христианской религии и ее последствий» был опубликован в 1761. Далее последовала целая серия выпадов против религии и католической церкви: «Карманное богословие» (1766), «Священная зараза, или Естественная история суеверия» (1768), «Письма к Евгении, или предупреждение против предрассудков» (1768), «Галерея святых» (1770), «Здравый смысл, или Естественные идеи, противопоставленные идеям сверхъестественным» и др. Эти боевитые сочинения, стяжавшие Гольбаху славу «личного врага бога», печатались анонимно и за пределами Франции.
Основной труд Гольбаха «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного», вышел в 1770 в Амстердаме. Это сочинение стало итоговой книгой французского материализма и атеизма 18 века и было оценено современниками как «библия материализма». Дидро (см. ДИДРО Дени) и Гельвеций восторженно приветствовали ее, просветители-деисты Вольтер (см. ВОЛЬТЕР), Д"Аламбер (см. Д`АЛАМБЕР Жан Лерон), Руссо (см. РУССО Жан Жак) осудили книгу за радикализм; первый из них даже написал памфлет против книги Гольбаха. Церковь и власти встретили книгу бурей негодования. Парижский парламент обвинил книгу в том, что она «колеблет трон, разрушает алтарь, уничтожает веру» и, тем самым, подстрекает народ к возмущению против властей, к бунту. «Система природы» и атеистические памфлеты Гольбаха были приговорены к сожжению, римский папа включил их в «Индекс запрещенных книг (см. ИНДЕКС ЗАПРЕЩЕННЫХ КНИГ)»; автор, оставшийся нераскрытым, однако, не был, устрашен и заявлял, что «последнего короля следовало бы повесить на кишках последнего попа». Последние произведения французского философа были посвящены социально-политической и этической проблематике: «Социальная система» (1773), «Естественная политика, или Беседы об истинных принципах управления» (1773), «Всеобщая мораль» (1776) и др.
Был избран членом Берлинской и Мангеймской, иностранным почетным членом Петербургской Академий наук (1780). Гольбаха можно рассматривать как самого крупного представителя французского материализма и атеизма 18 века.
Умер за три недели до штурма Бастилии. Могила Гольбаха была разрушена и ныне неизвестна.
Доктрина
Решающее влияние на формировании взглядов Гольбаха оказали философы-материалисты всех эпох (Эпикур (см. ЭПИКУР), Лукреций Кар (см. ЛУКРЕЦИЙ), Гоббс (см. ГОББС), Коллинз (см. КОЛЛИНЗ Антони), Пристли (см. ПРИСТЛИ Джозеф), Мелье (см. МЕЛЬЕ Жан) и др.), французские философы-рационалисты и просветители (Декарт (см. ДЕКАРТ Рене), Бейль (см. БЕЙЛЬ Пьер), Монтень (см. МОНТЕНЬ Мишель де), Монтескье (см. МОНТЕСКЬЕ Шарль Луи), Вольтер (см. ВОЛЬТЕР) и др.) и современное ему естествознание.
Природа, или материя, по Гольбаху, является причиной самой себя. Она несотворима и неуничтожима, бесконечна во времени и пространстве. Материя есть совокупность всех природных тел и состоит из элементарных частиц - неизменных и неделимых атомов, характеризующихся протяженностью, весом, фигурой, непроницаемостью, движением. Согласно Гольбаху, «движение - способ существования материи». Оно сводилось им к его механической форме. По Гольбаху, «материя движется благодаря своей энергии». Природа находится в постоянном развитии, и сочетание движения, теплоты и определенная комбинация веществ на определенном этапе породило жизнь и человека, являющегося частью природы. В связи с этим он отрицал свободу воли, полагая поведение обусловленным естественной причинностью. Чувственность есть свойство особым образом организованной материи. Французский философ принял позицию последовательного сенсуализма (см. СЕНСУАЛИЗМ), рассматривая чувства как единственный источник знаний. Мышление сводилось им к функции чувствительности.
Гольбах, заняв в отличие от Гельвеция (см. ГЕЛЬВЕЦИЯ) бескомпромиссную позицию, придал атеизму воинствующую форму. Он рассматривал религию как «просто лишенные смысла слова, призраки, созданные невежеством и видоизмененые больным воображением».
Любая религия и церковь рассматривалась философом как главное общественное зло, тормоз развития, источник войн, гнета, разврата, деградации и т. д. Бичевал религиозную мораль как человеконенавистническую, лживую, лицемерную и ханжескую. Критика Гольбаха не щадила не только все формы религии, но и пантеизм и деизм. Философ акцентировал взаимообусленность религии и деспотизма. Основным средством борьбы с религией считал распространение свободомыслия и просвещения.
Присущие его произведениям блеск, остроумие, язвительность и сарказм сатиры, беспощадность насмешек делали его критику религии и церкви действенной и убедительной.
Свою этику Гольбах обосновывал посредством механики. Cебялюбие, интерес, тяга к личному благу (эвдемонизм (см. ЭВДЕМОНИЗМ)) рассматривались им как движущая сила поведения человека, как причина всех действий, мыслей и чувств и полагались как своеобразная форма проявления закона всемирного тяготения. Утверждаемая Гольбахом «естественная» или «всеобщая мораль» исходила из природных потребностей и склонностей человека и предполагала вместе с тем гармоничное сочетание общественных и индивидуальных интересов. Добро определял как то, что полезно объединившимся в общество людям.
Отвергая концепцию «естественного состояния», разделял договорную теорию происхождения государства. Исходил из определяющей роли среды в формировании человека. Своей испорченностью человек, по Гольбаху, обязан порочности общества. Резко критически относился к феодально-сословному строю, к деспотизму, считая их противоречащим разуму нарушением равновесия между общественными и личными интересами. Считал аристократов и священнослужителей вредными паразитами. Критикуя феодальную собственность, отстаивал буржуазную. Экономические взгляды были близки учению физиократов (см. ФИЗИОКРАТЫ). Политический идеал связывал с сочетанием монархии, аристократии и демократии, что определялось им как «смешанная» или «ограниченная монархия». Государь, по его мнению, должен быть «уполномоченным общества». Допускал возможность народного мятежа против деспотической власти, но к возможности революции, одним из идейных вдохновителей которой ему суждено было стать, относился с осторожностью; общественный прогресс связывал с распространением просвещения и реформами. Развивал идеи антимилитаризма и космополитизма.
ГОЛЬБАХ (Holbach) Поль Анри (1723-89) - французский философ, иностранный почетный член Петербургской АН (1780). Активно сотрудничал в "Энциклопедии" Д. Дидро и Ж. Д Аламбера. Крупнейший систематизатор взглядов французских материалистов 18 в. В объяснении общественных явлений отстаивал материалистическое положение о формирующей роли среды по отношению к личности. Опираясь на метафизическое представление о природе человека, сводил социальное к индивидуальному, придерживался теории общественного договора. Идеи Гольбаха повлияли на утопический социализм 19 в. Главное сочинение: "Система природы" (1770). Автор остроумных атеистических произведений.
Го́льбах Поль Анри (Holbach) (1723-1789), французский философ, иностранный почетный член Петербургской АН (1780). Активно сотрудничал в «Энциклопедии» Д. Дидро и Ж. Д’Аламбера. Крупнейший систематизатор взглядов французских материалистов XVIII в. Сторонник теории общественного договора. Оказал влияние на утопический социализм XIX в. Главное сочинение - «Система природы» (1770). Автор остроумных атеистических произведений.
ГОЛЬБАХ (Holbach) Поль Анри (1723 - 89), французский философ. Активно сотрудничал в "Энциклопедии" Д. Дидро и Ж. Д'Аламбера. Систематизатор взглядов французских материалистов 18 в. В объяснении общественных явлений отстаивал положение о формирующей роли среды по отношению к личности. Идеи Гольбаха повлияли на утопический социализм 19 в. Главное сочинение - "Система природы" (1770).
ГОЛЬБЕЙН (оружие) - ГОЛЬБЕ́ЙН (нем. Holbein), холодное оружие (см. ХОЛОДНОЕ ОРУЖИЕ), швейцарский кинжал (см. КИНЖАЛ) с широким клинком (см. КЛИНОК) , равномерно сужающимся к острию. Рукоять гольбейна - деревянная, имеет развитое навершие со шляпкой. Известен с 16 века.
ГОЛЬБЕЙН Ханс Младший - ГО́ЛЬБЕЙН Х., см. Хольбейн Х. (см. ХОЛЬБЕЙН Ханс Младший)
ГОЛЬБЕЙН Ханс Младший (Holbein, Hans)
(1497-1543), также Ханс Хольбейн Младший, немецкий живописец, один из величайших портретистов в западноевропейском искусстве. Портреты Гольбейна отличаются реалистической и благородной трактовкой образов. Исключительно разносторонний художник, он был автором композиций на религиозные сюжеты, фресок и декорации интерьеров, создавал эскизы ювелирных изделий и витражей, работал в жанре книжной иллюстрации. Гольбейн родился в Аугсбурге; он был сыном Ганса Гольбейна Старшего, известного художника, мастера алтарной живописи. После обучения в мастерской своего отца в 1514 он уехал в Базель, бывший в то время крупнейшим центром искусства и гуманистической учености. Вскоре Гольбейн приобрел покровителей среди видных горожан, в числе которых был и гуманист Эразм Роттердамский. Во время путешествий по Италии (в 1518) и Южной Франции (в 1524) Гольбейн значительно расширил свой кругозор. Двумя годами позже он отправился, по рекомендации Эразма, в Англию к Томасу Мору. В 1528 он вернулся в Базель, а с 1530 окончательно поселился в Лондоне. В 1536 стал придворным живописцем короля Генриха VIII. За годы, проведенные в Англии, он создал ок. 150 портретов. Умер Гольбейн от чумы в Лондоне в 1543. Гольбейн был портретистом сугубо аналитического склада. Непосредственной работе над портретом предшествовал краткий период наблюдения, во время которого художник старался определить для себя важнейшие черты характера модели. Каждый раз ему удавалось дать поразительно точную и всестороннюю характеристику личности портретируемого. Такой подход к работе с моделью проявился уже в ранних портретах базельских интеллектуалов. В Портрете Бонифация Амербаха (1519, Базель, Публичное художественное собрание) изображен друг и последователь Эразма Роттердамского, профессор права Базельского университета. Дух благородной сдержанности характерен и для Портрета Эразма Роттердамского (1523-1524, Париж, Лувр). Знаменитый ученый представлен сидящим за пюпитром и погруженным в размышления. Кисти Гольбейна принадлежит еще несколько портретов Эразма. В Англии мастер занимался оформлением придворных праздников, работал по заказам церкви. В Портрете Томаса Мора (1527, Нью-Йорк, собрание Фрик) знаменитый гуманист облачен в роскошные одежды канцлера, в его прямой осанке и чертах лица отражается сила его характера. В некоторых портретах Гольбейн раскрыл образ, оперируя не только традиционными средствами, но и с помощью большого числа красноречивых деталей, размещенных по всему полю картины. В Портрете Георга Гисце (1532, Берлин - Далем) художник прекрасно передал фактуру каждого из предметов, призванных дать дополнительные сведения о личности заказчика. Гольдбейн пошел еще дальше в использовании атрибутов для характеристики модели в замечательной картине Французские послы (1533, Лондон, Национальная галерея). Два богато одетых человека изображены перед высоким столом, загроможденным множеством предметов, намекающих на их религиозные, интеллектуальные и художественные интересы. Самым странным в картине кажется некий вытянутый по форме предмет, помещенный на переднем плане. Если смотреть на него слева, с близкого расстояния, видно, что это череп.
ГАНС ГОЛЬБЕЙН МЛАДШИЙ. ПОРТРЕТ ГЕОРГА ГИСЦЕ
ГАНС ГОЛЬБЕЙН МЛАДШИЙ. АННА КЛЕВСКАЯ
Гольбейновские портреты членов английской королевской фамилии были задуманы и исполнены с целью прославления царственных особ. В изображении Генриха VIII (1536, Мадрид, собрание Тиссен-Борнемиса) и Королевы Джейн Сеймур (1536, Гаага, Королевский кабинет картин) король и его третья жена были представлены скорее как великолепные фигуры, нежели как люди из плоти и крови. Каждое ювелирное украшение, каждый фрагмент парчи переданы с удивительной четкостью; все формы здесь уплощены и сведены к узору. После смерти Джейн Сеймур Генрих VIII несколько раз посылал Гольбейна за границу, чтобы писать портреты предполагаемых будущих невест. Сохранился портрет в полный рост Кристины Датской, герцогини Миланской (1538, Лондон, Национальная галерея). Из этой серии работ до нас дошли также станковый и миниатюрный портреты Анны Клевской (оба 1539, первый в Лувре, второй в Лондоне, музей Виктории и Альберта). В этом изображении сочетаются несколько уплощенная, напоминающая икону трактовка образа и человеческая теплота, умиротворение и нежность. Портрет Генриха VIII в свадебном наряде (1539-1540, Рим, Национальная галерея) выглядит почти как икона. Среди других значительных работ Гольбейна - Лаис Коринфская (1526, Базель, Публичное художественное собрание; здесь в образе знаменитой куртизанки, взятом из классической литературы, запечатлена Магдалена Оффенбург); глубоко личный и камерный по своему характеру портрет жены и детей, написанный по возвращении в Базель в 1528; Мадонна бургомистра Мейера (ок. 1528, Дармштадт, Дворцовый музей) - алтарный образ с изображением Мадонны и базельского бургомистра с семьей у ее ног. Среди картин на религиозные сюжеты следует отметить такие произведения, как Мертвый Христос (1521, Базель, Публичное художественное собрание) и пять композиций Страсти Христовы (1524, там же). Первая из них, являющаяся, возможно, частью утраченного алтаря, потрясает изображением застывшего, высохшего тела Христа. В 1524-1526 Гольбейн создал серию рисунков Пляска смерти (опубликованы в гравюрах на дереве Лионе в 1538); на них изображена смерть, поражающая представителей разных слоев общества.
ЛИТЕРАТУРА
Немилов А. Г.Гольбейн Младший [[Альбом]]. М. - Л., 1962 Либман М.Я. Дюрер и его эпоха. М., 1972
Гольда́нский Виталий Иосифович (1923-2001), физикохимик, академик РАН (1981). Основные труды по ядерной и радиационной химии. Открыл (1960) двупротонную радиоактивность, низкотемпературный предел скорости химической реакции. Ленинская премия (1980).
* * *
ГОЛЬДАНСКИЙ Виталий Иосифович - ГОЛЬДА́НСКИЙ Виталий Иосифович (18 июня 1923, Витебск - 15 января 2001, Москва), российский физикохимик, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1981). Основные труды по ядерной и радиационной химии. Открыл (1960) двупротонную радиоактивность, низкотемпературный предел скорости химической реакции. Ленинская премия (1980).
ГОЛЬДАНСКИЙ Виталий Иосифович (р. 1923) - российский физикохимик, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1981). Основные труды по ядерной и радиационной химии. Открыл (1960) двупротонную радиоактивность, низкотемпературный предел скорости химической реакции. Ленинская премия (1980).
ГОЛЬДБАХ (Goldbach) Христиан (1690-1764) - российский математик, один из первых академиков (1725) и почетный член (1742) Петербургской АН. По происхождению немец. Труды по теории чисел, математическому анализу.
Го́льдбах Христиан (Goldbach) (1690-1764), математик, один из первых академик (1725) и почетный член (1742) Петербургской АН. По происхождению немец. Труды по теории чисел, математическому анализу.
* * *
ГОЛЬДБАХ Христиан - ГО́ЛЬДБАХ (Goldbach) Христиан (1690-1764), российский математик, один из первых академиков (1725) и почетный член (1742) Петербургской АН. По происхождению немец. Труды по теории чисел, математическому анализу.
Го́льдбаха пробле́ма - проблема теории чисел, заключающаяся в доказательстве того, что всякое целое число, большее или равное 6, может быть представлено в виде суммы 3 простых чисел. Выдвинута X. Гольдбахом в 1742. Лишь в 1937 И. М. Виноградов решил Гольдбаха проблему для достаточно больших нечётных чисел.
* * *
ГОЛЬДБАХА ПРОБЛЕМА - ГО́ЛЬДБАХА ПРОБЛЕ́МА, проблема теории чисел, заключающаяся в доказательстве того, что всякое целое число, большее или равное 6, может быть представлено в виде суммы 3 простых чисел. Выдвинута Х. Гольдбахом в 1742. Лишь в 1937 И. М. Виноградов решил Гольдбаха проблему для достаточно больших нечетных чисел.
ГОЛЬДБАХА проблема - проблема теории чисел, заключающаяся в доказательстве того, что всякое целое число, большее или равное 6, может быть представлено в виде суммы 3 простых чисел. Выдвинута Х. Гольдбахом в 1742. Лишь в 1937 И. М. Виноградов решил Гольдбаха проблему для достаточно больших нечетных чисел.
Гольдга́ммер Дмитрий Александрович (1860-1922), российский физик и геофизик. Основные труды по распространению, дисперсии и поглощению света, метеорологии.
* * *
ГОЛЬДГАММЕР Дмитрий Александрович - ГОЛЬДГА́ММЕР Дмитрий Александрович (1860-1922), российский физик и геофизик. Основные труды по распространению, дисперсии и поглощению света, метеорологии.
ГОЛЬДГАММЕР Дмитрий Александрович (1860-1922) - российский физик и геофизик. Основные труды по распространению, дисперсии и поглощению света, метеорологии.
гольден
- (дэ), а, мн. нет, м. (< нем. golden золотой).
Сорт крупных сладких яблок с желто-золотистой кожурой.
|| Ср. анис, апорт, ранет (ренет), розмарин, шафран, штрейфлинг, штрифель.
ГОЛЬДЕНВЕ́ЙЗЕР Ал-др Бор. (1875-1961) - пианист, композитор, педагог, муз. деятель, публицист. Окончил Моск. конс. по кл. фп. (1896) у П. А. Пабста (ранее занимался у А. И. Зилоти) и по кл. комп. (1897) у М. М. Ипполитова-Иванова. Занимался контрапунктом у А. С. Аренского и С. И. Танеева. Для духовного развития молодого музыканта б. значение имело общение с Л. Н. Толстым, для формирования Г. как пианиста - контакты с С. В. Рахманиновым, А. Н. Скрябиным, Н. К. Метнером. С 1906 творч. жизнь Г. тесно связана с Моск. конс. (в 1906-61 - проф. по кл. фп.; в 1936-59 - зав. каф. фп.; в 1918-19 - помощник дир., в 1919-22 - проректор, в 1922-24 - ректор, в 1932-34 - зам. дир., в 1939-42 - дир.). Г. - активный участник перестройки муз. образования после рев-ции, автор многочисленных статей и докладов о разработке системы подготовки музыкантов. Видный представитель моск. школы пианизма, выступал как солист и ансамблист. Интерпретации Г. отличались глубоким проникновением в замысел автора, тонким чувством стиля, бережным отношением к деталям текста. Г. воспитал б. 200 музыкантов; среди них: С. Е. Фейнберг, Г. Р. Гинзбург, Л. И. Ройзман, Т. П. Николаева, Д. А. Башкиров, Д. Д. Благой, З. А. Сосина, Л. Н. Берман, Р. В. Тамаркина, Я. Р. Гинзбург, А. Л. Каплан, Л. М. Левинсон, композиторы С. А. Евсеев, Д. Б. Кабалевский, В. В. Нечаев, В. Г. Фере. Г. известен как редактор соч. И. С. Баха, В. Скарлатти, В. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шумана, Ф. Листа, П. И. Чайковского, а также автор опер "Пир во время чумы" (1942), "Певцы" (1942-43), "Вешние воды" (1946-47), кантаты "Свет Октября" (1948); соч. для оркестра: увертюра (1895-97), 2 рус. сюиты (1946); кам.-инстр. соч., пьес, романсов для голоса с фп. Оставил воспоминания о Л. Н. Толстом ("Вблизи Толстого". Т. 1-2. 1922-23; 2-е изд. - 1959), о Рахманинове (1957), о Танееве (1952). Муз.-пед. взгляды Г. обобщены в ст.: "О муз. исполнительстве" (1958), "Советы мастера", "Об исполнительстве. О редактировании" (обе - 1965) и др. Автор кн. Исполнит. комментариев "32 сонаты Л. Бетховена" (1966). Д-р иск-ведения (1940). Нар. артист СССР (1946). Гос. премия СССР (1947).
Лит.: Николаев А. А. Исполнит. и пед. принципы А. Б. Гольденвейзера // Мастера советской пианистич. школы: Очерки. М., 1954; Гольденвейзер А. Б. Статьи, мат-лы, воспоминания. М., 1969.
А. Б. Гольденвейзер
Гольденве́йзер Александр Борисович (1875-1961), пианист и композитор, народный артист СССР (1946), доктор искусствоведения. Создатель одной из крупнейших российских пианистических школ (свыше 200 учеников). Профессор Московской консерватории (с 1906). Государственная премия СССР (1947).
* * *
ГОЛЬДЕНВЕЙЗЕР Александр Борисович - ГОЛЬДЕНВЕ́ЙЗЕР Александр Борисович (1875-1961), российский пианист и композитор, народный артист СССР (1946), доктор искусствоведения. Создатель одной из крупнейших советских пианистических школ. Профессор Московской консерватории (с 1906). Государственная премия СССР (1947).
ГОЛЬДЕНВЕЙЗЕР Александр Борисович (1875-1961) - российский пианист и композитор, народный артист СССР (1946), доктор искусствоведения. Создатель одной из крупнейших советских пианистических школ. Профессор Московской консерватории (с 1906). Государственная премия СССР (1947).
ГОЛЬДЕНВЕЙЗЕР Александр Борисович (1875 - 1961), пианист, педагог. Развил и обогатил исполнительные и педагогические традиции московской пианистической школы. Редактор ряда фортепьянных сочинений русских и зарубежных композиторов. Автор музыкальных произведений, а также воспоминаний о С.В. Рахманинове, Л.Н. Толстом.