нареч. качеств.-обстоят.
1. С точки зрения грамматики как раздела лингвистики, связанного с изучением и описанием законов языка и включающего в себя словообразование, морфологию и синтаксис.
2. В соответствии с правилами грамматики.
Более простые, повторяющиеся в составе семантической субстанции семантические элементы типа "данная ситуация предшествует некоторой другой ситуации", "говорящий положительно оценивает данную ситуацию" и т.п.
Более простые, повторяющиеся в составе семантической субстанции семантические элементы типа "данная ситуация предшествует некоторой другой ситуации", "говорящий положительно оценивает данную ситуацию" и т.п.
Граммати́ческие едини́цы -
слово, словоформа, синтаксическая конструкция (словосочетание, простое предложение, сложное
предложение) как носители обобщённых грамматических свойств, а
также средства выражения грамматических
значений: служебные морфемы (аффиксы) и их совокупности, служебные слова (предлоги,
(см. Грамматическая форма). Для грамматики характерно (в той или иной мере - в
зависимости от типа языка) иерархическое взаимоотношение Г. е.
разных степеней абстракции, в котором важнейшую роль играют два вида
противопоставлений: 1) линейные (синтагматически выявляемые) Г. е. и
соответствующие им Г. е. нелинейные, парадигматические, инвариантные, представляемые в
тексте линейными единицами как их вариантами.
Например, морф и морфема (как парадигматическая совокупность
морфов), словоформа и слово (как парадигма, состоящая из ряда
словоформ), предложение и тип
предложения (как синтаксическая парадигма, основанная на чередовании синтаксических времён и наклонений). 2) Словообразовательный тип, морфологическая форма,
тип словосочетания или предложения как абстрактный образец, схема, модель, с одной стороны, и конкретное
мотивированное слово, словоформа, слово в совокупности его форм,
словосочетание или предложение как конкретная, лексически наполненная реализация
соответствующего образца, схемы, модели - с другой.
Дальнейшее обобщение Г. е. приводит к вычленению их классов,
например таких, как части речи -
грамматические классы слов, как грамматические
категории - классы грамматических форм с регулярно выражаемыми
однородными значениями, как грамматические способы - классы
грамматических форм с однородными средствами выражения.
Адмони В. Г., Основы теории грамматики, М. - Л., 1964;
Арутюнова Н. Д., О значимых единицах языка, в кн.:
Исследования по общей теории грамматики, М., 1968;
Единицы разных уровней грамматического строя языка и их
взаимодействие, М., 1969;
Солнцев В. М., Язык как системно-структурное образование,
М., 1971;
Маслов Ю. С., Введение в языкознание, М., 1975,
с. 157-240;
Булыгина Т. В., Проблемы теории морфологических моделей,
М., 1977, с. 110-52;
Шведова Н. Ю., О принципах построения и о проблематике
«Русской грамматики», «Изв. АН СССР, ОЛЯ», 1977, т. 36, № 4;
см. также литературу при статьях Грамматика, Грамматическая категория, Грамматическая форма.
В. В. Лопатин.
ГРАММАТИ́ЧЕСКИЕ ЕДИНИ́ЦЫ.
Слово, словоформа, синтаксическая конструкция (словосочетание, предложение), являющиеся носителями обобщенных грамматических свойств, а также средства выражения грамматических значений - служебные морфемы, служебные слова (предлоги, союзы, частицы).
ГРАММАТИ́ЧЕСКИЕ ОШИ́БКИ.
Одна из разновидностей речевых ошибок, связанных с нарушением закономерностей и правил грамматики. К таким ошибкам относятся неправильное образование и употребление форм слова, - неверное построение словосочетаний и предложений.
Средства материального выражения грамматического значения в составе словоформы:
1) синтетические средства: аффиксация; внутренняя флексия; супплетивизм; ударение, повтор (редупликация);
2) аналитические средства: служебные слова (предлог, послелог, артикль, частицы, вспомогательные глаголы, слова степени); порядок слов, интонация.
1) порядок слов, отражающий тема-рематическое членение предложений в ССЦ;
2) союзы, союзные слова, обстоятельства, выраженные местоименными наречиями;
3) формы грамматического (морфологического и синтаксического) времени, указывающие на одновременность или последовательность ситуаций;
4) обстоятельства времени, места, причины, цели, условия и уступки, определяющие логические отношения между предложениями;
5) вводно-модальные слова, указывающие на порядок изложения или обобщающие сказанное;
6) неполнота предложений и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста;
7) употребление видо-временных форм глагола, выполняющих, по В.В
Виноградову, аористическую и имперфективную функции в тексте.
1) порядок слов, отражающий тема-рематическое членение предложений в ССЦ;
2) союзы, союзные слова, обстоятельства, выраженные местоименными наречиями;
3) формы грамматического (морфологического и синтаксического) времени, указывающие на одновременность или последовательность ситуаций;
4) обстоятельства времени, места, причины, цели, условия и уступки, определяющие логические отношения между предложениями;
5) вводно-модальные слова, указывающие на порядок изложения или обобщающие сказанное;
6) неполнота предложений и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста;
7) употребление видо-временных форм глагола, выполняющих, по В.В. Виноградову, аористическую и имперфективную функции в тексте.
грамматические трансформации
1. К ним следует в очередь отнести перестройку предложения (изменение его структуры) и всевозможные замены - как синтаксического, так и морфологического порядка. Большое значение имеют также добавления или опущения одного или нескольких слов. Грамматические трансформации обусловливаются различными причинами как чисто грамматического, так и лексического характера, хотя основную роль играют грамматические факторы, т.е. различия в строе языков. Во многих случаях оба вида трансформации так тесно переплетаются, что трансформация носит лек-сико-грамматический характер. Грамматические трансформации обусловлены различием в структуре двух языков - языка оригинала и языка перевода.
2. Заключаются в преобразовании структуры предложения в процессе перевода в соответствии с нормами ПЯ. Трансформация может быть полной или частичной, в зависимости от того, изменяется ли структура предложения полностью или частично. Обычно, когда заменяются главные члены предложения, происходит полная трансформация, если же заменяются лишь второстепенные члены - частичная. Кроме замен членов предложения могут заменяться и части речи. Чаще всего это происходит одновременно.
прил.
1. соотн. с сущ. грамматика, связанный с ним
2. Свойственный грамматике, характерный для неё.
3. Относящийся к грамматике.
4. Имеющий в языке обязательное формальное выражение (о понятийной категории).
ГРАММАТИ́ЧЕСКИЙ [ама], грамматическая, грамматическое. прил. к грамматика. Грамматические правила.
• Грамматическая ошибка (разг.) - орфографическая ошибка, ошибка в правописании.
-ая, -ое.
прил. к грамматика (в 1 знач.).
Грамматические особенности. Грамматические правила. Грамматическая ошибка (ошибка в правописании).
граммати́ческий, граммати́ческая, граммати́ческое, граммати́ческие, граммати́ческого, граммати́ческой, граммати́ческих, граммати́ческому, граммати́ческим, граммати́ческую, граммати́ческою, граммати́ческими, граммати́ческом, граммати́ческ, граммати́ческа, граммати́ческо, граммати́чески
См. grammaticale.
ГРАММАТИЧЕСКИЙ // ГРАММАТИЧНЫЙ
ГРАММАТИЧЕСКИЙ (лингв.). Относящийся к грамматике, к правилам грамматики, свойственный им.
Грамматический: ~ий строй, минимум, анализ, разбор; ~ие правила; ~ая правильность, ошибка.
• Как уст румяных без улыбки, Без грамматической ошибки Я русской речи не люблю. А. Пушкин. Евгений Онегин.
ГРАММАТИЧНЫЙ (лингв.). Проникнутый грамматикой.
Грамматичн|ый: ~ое словообразование; ~ый подход.
• В русском языке оно [морфологическое словообразование] является наиболее продуктивным, творческим и вместе с тем наиболее грамматичным. Н. Шанский. Основы словообразовательного анализа.
грамматический класс слов - это совокупность лексем, объединенных общими:
1) грамматическим значением;
2) морфологическими признаками (системами словоизменения и словообразования);
3) синтаксическими признаками (преимущественной дистрибуцией)
Выделяются следующие грамматические классы слов:
1) знаменательные, обладающие грамматическим значением, связанным с определёнными явлениями;
2) служебные, обладающие грамматическим значением, связанным с отношениями между единицами;
3) междометно-модальные, обладающие грамматическим значением, связанным с модальностью (т.е. отношением говорящего к к.-л. информации).
Знаменательные классы слов подразделяются на:
1) имена существительные, обладающие грамматическим значением предметности, собственной системой словоизменения (напр., категориями числа, падежа) и словообразования; сочетающиеся преимущественно с глаголами и прилагательными;
2) имена прилагательные, обладающие грамматическим значением предметности, собственной системой словоизменения (напр., категориями рода, числа, падежа) и словообразования, сочетающиеся преимущественно с существительными;
3) глаголы, обладающие грамматическим значением процессуальности, собственной системой словоизменения (напр., категориями времени, числа, лица) и словообразования, сочетающиеся преимущественно с существительными и наречиями;
4) наречия, обладающие грамматическим значением признака процессуальности, собственной системой словоизменения (напр., категорией степеней сравнения) и словообразования, сочетающиеся преимущественно с глаголами.
ГРАММАТИ́ЧЕСКИЙ МАТЕРИА́Л.
Часть языкового материала, изучение которого предусматривается содержанием обучения. К Г. м. относятся грамматические единицы, формы и структуры, правила изменения слов и соединения их в предложения.
ГРАММАТИ́ЧЕСКИЙ НА́ВЫК.
Автоматизированный компонент сознательно выполняемой речевой деятельности, обеспечивающий правильное (безошибочное) употребление грамматической формы в речи. Владение Г. н. означает способность производить речевое действие по выбору модели, адекватной речевой задаче в конкретной ситуации общения, и осуществлять правильное оформление речевой единицы с соблюдением норм языка.
Владение Г. н. является одним из условий выполнения речевой деятельности. В состав Г. н. входят: морфологические навыки (правильное употребление в речи грамматических явлений на морфологическом уровне), синтаксические навыки (правильного расположения слов в предложениях всех типов; это навыки владения синтаксическими схемами предложений), графические навыки (правильного употребления букв на письме), орфографические навыки (навыки безошибочного письма, а применительно к профессии учителя русского языка и умение исправлять ошибки в речи других). Основными качествами Г. н. следует считать автоматизм, безошибочность выполнения, сознательность, низкий уровень напряженности выполнения действия. В своем формировании и развитии Г. н. проходит ряд стадий:
1) восприятие модели,
2) имитация модели (действие по аналогии,
3) подстановка (увеличивает способность к репродукции на основе аналогии),
4) трансформация,
5) репродукция (изолированное и самостоятельное употребление усвоенной модели),
6) комбинирование (перенос с модели на модель). Последние две стадии являются переходными от навыка к умениям (Пассов, 1989, 1991).
Способ соотношения грамматического и лексического значений в словоформе (например, синтетический способ, аналитический способ).
Наличие в языке грамматических средств, грамматических единиц, семантика и комбинация грамматических средств, образующих различные грамматические категории. Исторические изменения грамматического строя касаются состава частей речи, грамматических категорий, морфологического состава и структуры слов. Основные виды изменения грамматического строя языка:
1) переразложение;
2) опрощение;
Э) аналогия;
4) агглютинация.
ГРАММАТИ́ЧЕСКИЙ ТИП ОБУЧЕ́НИЯ.
Один из подходов к организации обучения иностранным языкам, при котором осуществляется приоритетное усвоение грамматических форм и структур.