I мн.
1. Две кожно-мускульные подвижные складки, образующие края рта.
2. Две кожные складки, окружающие ротовое отверстие у рыб, земноводных и пресмыкающихся.
II мн.
Концы клещей, тисков и т.п., служащие для зажима, сжимания предмета.
I мн.
1. Две кожно-мускульные подвижные складки, образующие края рта.
2. Две кожные складки, окружающие ротовое отверстие у рыб, земноводных и пресмыкающихся.
II мн.
Концы клещей, тисков и т.п., служащие для зажима, сжимания предмета.
Гу́бы - 1) неподвижные кожные складки, окружающие ротовое отверстие у рыб, земноводных и пресмыкающихся. При развитии клюва губы отсутствуют (черепахи, птицы, взрослые клоачные млекопитающие). У человека и млекопитающих животных подвижные волокна круговой мышцы рта, покрытые снаружи кожей, изнутри слизистой оболочкой. 2) Части наружных половых органов у самок некоторых млекопитающих и у женщин.
* * *
ГУБЫ - ГУ́БЫ,
1) неподвижные кожные складки, окружающие ротовое отверстие у рыб, земноводных и пресмыкающихся. При развитии клюва губы отсутствуют (черепахи, птицы, взрослые клоачные млекопитающие). У человека и млекопитающих животных подвижные волокна круговой мышцы рта, покрытые снаружи кожей, изнутри слизистой оболочкой.
2) Части наружных половых органов у самок некоторых млекопитающих и у женщин.
ГУБЫ - 1) неподвижные кожные складки, окружающие ротовое отверстие у рыб, земноводных и пресмыкающихся. При развитии клюва губы отсутствуют (черепахи, птицы, взрослые клоачные млекопитающие). У человека и млекопитающих животных подвижные волокна круговой мышцы рта, покрытые снаружи кожей, изнутри слизистой оболочкой.
2) Части наружных половых органов у самок некоторых млекопитающих и у женщин.
Пищеварительный аппарат формируется совокупностью органов, обеспечивающих трансформацию питательных веществ, приносимых с пищей, клетками организма. Он состоит из ряда полых органов, совокупность которых формирует пищеварительный тракт и полных органов, присоединенных к пищеварительному тракту, желез-придатков. Внутрибрюшная часть аппарата окружена специальной серозной оболочкой - брюшиной.
Пищеварительный аппарат начинается со рта. Рот состоит из двух губ, верхней и нижней. Он ограничен: сверху сводом нёба и мягким нёбом, которые отделяют его от носовой полости; снизу дном полости рта; сбоку двумя щеками.
Он сообщается сзади с глоткой, а соединительное отверстие носит название отверстия зева.
Полностью покрытое слизистой оболочкой, он содержит зубы и язык.
Существует четыре вида зубов: резцы, клыки, премолярные и коренные.
Язык - это мясистый и подвижный орган, выступающий из ротовой полсти. Он состоит из скелета, мышц, придающих ему подвижность, и слизистой оболочки, содержащей чувствительные рецепторы аппарата вкусового восприятия.
Существует три пары слюнных желез: околоушные, подчелюстные и подъязычные.
Глотка - это перекресток, где пересекаются воздушные и пищеварительные пути. Он сообщается с пищеводом через отверстие, расположенное на высоте 6-ого шейного позвонка - глоточно-пищеводное отверстие.
Пищевод - это проток, который соединяет глотку сверху и желудок снизу. Длиной приблизительно 25 см, шириной от 2 до 3 см, пищевод начинается на уровне 6-ого шейного позвонка. Он пересекает последовательно: нижнюю часть шеи позади трахеи; полость грудной клетки, канал грудной клетки, пневмогастрические нервы, корни легкого, сердце; диафрагму через отверстие, находящееся на высоте 10-го спинного позвонка; верхнюю часть брюшной полости, где через промежуток в 2 см он впадает в желудок через отверстие, называемое кардией.
сущ., кол-во синонимов: 12
грабовик (5)
губищи (1)
губки (2)
губоньки (2)
рот (84)
сосалище (2)
уста (7)
уста сахарные (1)
цедилка (9)
цедильня (2)
чага (5)
шлепанцы (14)
См. рот...
алчные (Брюсов); алые (Брюсов, Мельн.-Печерский, Мей, Некрасов, Радимов, Гумилев); вампирные (Белый); веселые (Городецкий); выпуклые (Моравская); горделивые (Мей); гордые (Тургенев, Гофман); добродушный (Станюкович); дрожаще-жадные (Белый); жадные (Бальмонт, Яблоновский); злые (Белый); капризно-изогнутые (Гофман); капризные (Баранцевич); круглые (Сергеев-Ценский); крупный (Тургенев); малиновые (Шишков); махровые (Минский); мягкие (Гофман); мясистые (Лаппо-Данилевская); неподвижные (Тургенев); неистомные (Брюсов); несытые (Бальмонт); неутолимые (Пожарова); отвислые (Лаппо-Данилевская); отвратно-страстные (Бальмонт); полные (Тихонов, Нилус); пунцовые (Гофман, Юшкевич); пурпурные (Мельн.-Печерский); пухлые (Горький, Лесков.
станюкович, Григорович); пылающие (Верхоустинский); распластанные (Миртов); расплывшиеся (Л.Толстой); резиново-красные (Белый); румяные (Будищев, Сологуб); сочные (А.Измайлов, Ладыженский, П.Я.Шмелев, Фруг); строго-подобранные (Куприн); толстые (Кипен); тонкие (Тургенев, Горький, Куприн, Крачковский, Эртель); умные (Крачковский, Куприн); упругие (Городецкий); широкие (Тургенев); энергичные (Куприн); яркие (А.Измайлов, Ольнем, Лоптин); «Яркие, как зрелая вишня» (Шмелев); «Яркие, как мякоть арбуза» (Шмелев); «Ярко-карминового цвета» (Сологуб)
О цвете.
Алые, белые, бескровные, бесцветные, бледные, блеклые, вишневые, глинистые, карминные, карминовые, коралловые, красные, малиновые, матовые, пепельно-сизые, пепельные, побледневшие, поблеклые, посиневшие, пунцовые, пурпурные (устар. поэт.), рдеющие, розовые, румяные, светлые, серые, сизые, синие, темно-вишневые, темные, фиолетовые, цветущие, черешневые, черные, яркие, ярко-алые, ярко-красные.
О размере; о форме, об очертании.
Африканские, бантиком, большие, ввалившиеся, вздутые, выпуклые, изогнутые, кривые, круглые, крупные, маленькие, мясистые, надутые, негритянские, нитевидные, обвислые, обвисшие, одутловатые, отвислые, открытые, очерченные, плоские, поджатые, полные, правильные, припухлые, пухлые, расплывшиеся, растянутые, сердечком, сжатые, стиснутые, толстые, тонкие, трубочкой, четкие, широкие.
О физическом состоянии, степени влажности, твердости.
Бархатные, влажные, воспаленные, вялые, гибкие, горячие, дряблые, жаркие, жесткие, запекшиеся, застывшие, зачерствелые, иззябшие, испекшиеся, иссохшие, каменные, крепкие, ледяные, масленистые, морщинистые, мягкие, мятые, нежные, обветренные, одеревенелые, оледенелые, пересохшие, помертвевшие, помертвелые, потрескавшиеся, прохладные, разбитые, растрескавшиеся, сеченые, сохнущие, сочные, сухие, твердые, теплые, терпкие, тугие, увядшие, упругие, холодные, шершавые.
О впечатлении, психологическом восприятии; о губах, выражающих состояние, настроение, черты характера человека.
Алчущие, безвкусные, безжизненные, бессильные, бесстыдно-жадные, бесстыдные, блудливые, веселые, виноватые, гордые, горестные, грустные, добродушные, добрые, жадные, жалкие, женственные, злые, зовущие, капризные, ленивые, лукавые, надменные, надутые, наивные, насмешливые, недобрые, недоступные, немые, неопытные, непослушные, нетронутые, нецелованные, плотоядные, плутовские, податливые, покорные, порочно-жадные, порочные, послушные, пресные, простодушные, сахарные (нар.-поэт.), сердитые, скорбные, сладострастные, сластолюбивые, строгие, суровые, упрямые, хитрые, целованные, чувственные. Беспощадные, гробовые, двухэтажные, пергаментные, покаянные, рыбьи, сытые, тупые, улыбчивые.
- Созданный природой объект для поцелуев.
- «Створки две в ворота рая».
- Какую часть портрета Моны Лизы Леонардо да Винчи рисовал 12 лет?
- Уста.
- Концы тисков.
губы надуть(дуться) (иноск.) - быть недовольным, гневаться, сердиться, быть не в духе
Федул губы надул.
Ср. А этот чего стоит, повеся нос, словно несолоно хлебал? Эй ты, плакса, что губы надул.
Гр. А. Толстой. Кн. Серебряный. 13.
См. несолоно хлебавши.
См. нос повесить.
См. дуться.
Ср. Ни стыда, ни совести. У другого еще и губы не обсохли, а уж амбицию показывает. Кто я? Не тронь меня.
Островский. Доходное место. 1, 5.
См. молоко на губах не обсохло.
См. амбиция.
губы сердечком сложить (иноск.) - давая им жеманно-слащавое выражение
Ср. На ходу он складывал губы сердечком и тихо посвистывал какую-то песню.
М. Горький. Дружки.
Ср. Mademoiselle est incommodée? - спрашивал, сложив губы сердечком и голосом "как мед Гимета сладким", офицер Вермичелли, горевший по ней пламенной страстью.
Маркевич. Бездна. 1, 1.
Из кинофильма «Весна» (1947), снятого Григорием Васильевичем Александровым (псевдоним Г. В. Мормоненко, 1903-1983) по собственному сценарию (при участии А. Раскина и М. Слободского).
Используется: в качестве иронического комментария к поведению женщины, трепетно следящей за всеми веяниями моды, стремящейся быть «на уровне».