сущ., кол-во синонимов: 1
глина (38)
Гумбольдт Александр фон (Alexander von Humboldt) (1769 - 1859)
Немецкий географ, путешественник. Брат Вильгельма Гумбольдта. С 1818 - иностранный почетный член Петербургской Академии Наук. Является одним из создателей физической географии, современной географии растений и картографии.
Афоризмы, цитаты
Наше счастье зависит в большей степени от того, как мы встречаем события нашей жизни, чем от природы самих событий.
Гумбольдт Вильгельм (Wilhelm von Humboldt) (1767 - 1835)
Немецкий дипломат, философ, филолог. Брат Александра Гумбольдта. В 1809 основал университет в Берлине. Осуществил реформу гимназического образования в Пруссии. С 1832 - иностранный почетный член Петербургской Академии Наук.
Афоризмы, цитаты
Нравственность народов зависит от уважения к женщине.
Знанию всегда предшествует предположение.
Нравственность возникла вместе с пороком.
- Этого немецкого естествоиспытателя, географа и путешественника прозвали «Аристотелем XIX века».
- Немецкий естествоиспытатель, географ и путешественник, один из основателей географии растений и учения о жизненных формах.
- В честь этого выдающегося немецкого учёного назван астероид Александра.
- Немецкий географ, открывший в Тихом океане холодное поверхностное течение, получившее его имя.
- Немецкий естествоиспытатель, географ 18-19 веков, основатель географии растений, путешественник по Европе, Центральной и Южной Америке, Уралу, Сибири, автор работы «Путешествие в равноденственные области Нового Света», трактата «Космос».
- Немецкий естествоиспытатель, обосновавший идею вертикальной зональности растительного мира.
ГУМБОЛЬДТ (Humboldt) Александр (1769-1859) - немецкий естествоиспытатель, географ и путешественник, иностранный почетный член Петербургской АН (1818). Брат В. Гумбольдта. Исследовал природу различных стран Европы, Центр. и Юж. Америки ("Путешествие в равноденственные области Нового Света", т. 1-30, 1807-34), Урала, Сибири. Один из основателей географии растений и учения о жизненных формах. Обосновал идею вертикальной зональности, заложил основы общего землеведения, климатологии. Произведения Гумбольдта оказали большое влияние на развитие эволюционных идей и сравнительного метода в естествознании.
Гу́мбольдт Александр (Humboldt) (1769-1859), немецкий естествоиспытатель, географ и путешественник, иностранный почетный член Петербургской АН (1818). Брат В. Гумбольдта. Исследовал природу различных стран Европы, Центральной и Южной Америки («Путешествие в равноденственные области Нового Света», т. 1-30, 1807-34), Урала, Сибири. Один из основателей географии растений и учения о жизненных формах. Обосновал идею вертикальной зональности, заложил основы общего землеведения, климатологии. Произведения Гумбольдта оказали большое влияние на развитие эволюционных идей и сравнительного метода в естествознании.
* * *
ГУМБОЛЬДТ Александр - ГУ́МБОЛЬДТ (Humboldt) Александр (1769-1859), немецкий естествоиспытатель, географ и путешественник, иностранный почетный член Петербургской АН (1818). Брат В. Гумбольдта (см. ГУМБОЛЬДТ Вильгельм). Исследовал природу различных стран Европы, Центр. и Юж. Америки («Путешествие в равноденственные области Нового Света», т. 1-30, 1807-34), Урала, Сибири. Один из основателей географии растений (см. ГЕОГРАФИЯ РАСТЕНИЙ) и учения о жизненных формах. Обосновал идею вертикальной зональности, заложил основы общего землеведения (см. ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ), климатологии (см. КЛИМАТОЛОГИЯ) . Произведения Гумбольдта оказали большое влияние на развитие эволюционных идей и сравнительного метода в естествознании.
ГУМБОЛЬДТ Александр (Humboldt, Alexander)
АЛЕКСАНДР ГУМБОЛЬДТ
(1769-1859), немецкий естествоиспытатель, географ и путешественник. Родился 14 сентября 1769 в Берлине. В 1787 поступил в университет во Франкфурте-на-Одере, намереваясь стать правительственным чиновником, но вскоре заинтересовался естественными науками. В 1789 он предпринял путешествие по долине Рейна, а на следующий год сопровождал своего учителя и друга Г.Форстера в путешествии по Франции, Нидерландам и Англии. В том же году им была написана первая научная работа, посвященная базальтам. В 1790-1791 Гумбольдт учился в Гамбургской торговой академии, затем во Фрейбургской горной академии, где в 1792 получил диплом горного инженера. В 1792-1795 служил в горном ведомстве, занимаясь одновременно ботаникой, минералогией, химией. В 1799-1804 вместе с французским ботаником Э.Бонпланом путешествовал по Центральной и Южной Америке. Вернувшись в Европу, он вместе с другими учеными более 20 лет обрабатывал собранные во время путешествий богатые коллекции. В 1807-1834 вышло 30-томное сочинение Гумбольдта Путешествие в равноденственные области Нового Света в 1799-1804 (Voyage aux rgions quinoxiales du Nouveau continent). Первые 16 томов составляли описания растений, 5 томов - геодезические и картографические материалы, остальные содержали данные по зоологии, сравнительной анатомии и т.д. В 1808 вышла еще одна книга Гумбольдта по результатам американской экспедиции - Картины природы, снабженные научными комментариями (Ansichten der Natur, mit wissenschaftlichen Erluterungen; рус. перевод 1959), где впервые были сформулированы идеи о тесной связи между климатом и характером растительности. В 1827 Гумбольдт переехал из Парижа в Берлин, где исполнял обязанности камергера и советника прусского короля, читал лекции в Берлинском университете. В 1829 совершил путешествие по России - Уралу, Алтаю, прикаспийским территориям и Каспийскому морю. Итогом этой экспедиции стал трехтомный труд Центральная Азия (Asie Centrale, 1843; рус. перевод 1915). Позднее Гумбольдт попытался обобщить все имевшиеся в то время знания о Вселенной и Земле в монументальном труде Космос: план описания физического мира (Kosmos: Entwurf einer physischen Weltbeschreibung, 1845-1862; рус. перевод 1848-1863). Первые четыре тома этой грандиозной работы были написаны самим Гумбольдтом, пятый остался незавершенным, был отредактирован его помощником и опубликован только в 1862. Незаконченными остались и пять томов Истории географии. Умер Гумбольдт в Берлине 6 мая 1859. Научные интересы Гумбольдта были необычайно разнообразны. Своей основной задачей он считал "постижение природы как целого и сбор свидетельств о взаимодействии природных сил". Исходя из общих принципов и применяя сравнительный метод, он создал такие научные дисциплины, как физическая география, ландшафтоведение, география растений. Уделял большое внимание изучению климата, разработал метод изотерм, составил карту их распределения и фактически дал обоснование климатологии как науки. Подробно описал континентальный и приморский климат, установил природу их различий. Его совместная с Ж.Гей-Люссаком работа о газах внесла заметный вклад в развитие представлений об атомах и молекулах. Гумбольдт первым обратил внимание на опасность крупномасштабной вырубки лесов. Благодаря его исследованиям были заложены научные основы геомагнетизма. Ему принадлежит много частных, но важных открытий. К примеру, он был первым, кто рассказал в научной литературе о кураре, сильнодействующем яде, которым южноамериканские индейцы смазывали наконечники стрел и который позже нашел применение в медицине. Именем Гумбольдта назван целый ряд географических объектов: озеро и река в США, горные хребты в Центральной Азии и Северной Америке, ледник в Гренландии, течение около берегов Перу; его имя присвоено одному из кратеров на Луне и двум минералам. Университет в Берлине носит имя братьев Гумбольдтов - Александра и Вильгельма.
ЛИТЕРАТУРА
Есаков В.А. А.Гумбольдт в России. М., 1960 Гумбольдт А.Ф. Путешествие в равноденственные области Нового Света, тт. 1-3. М., 1963-1969
Гу́мбольдт Вильгельм (1767-1835), немецкий филолог, философ, языковед, государственный деятель, дипломат, иностранный почетный член Петербургской АН (1832). Брат А. Гумбольдта. Осуществил реформу гимназического образования в Пруссии, основал в 1809 Берлинский университет (ныне университет имени Гумбольдта). Один из виднейших представителей немецкого гуманизма; друг И. В. Гёте и Ф. Шиллера. Видел в университетском развитии индивидуальности высшую цель, определяющую и границы деятельности государства. Развил учение о языке как непрерывном творческом процессе, как «формирующем органе мысли» и о «внутренней форме» языка как выражении индивидуального миросозерцания народа.
* * *
ГУМБОЛЬДТ Вильгельм - ГУ́МБОЛЬДТ Вильгельм (22 июня 1767, Потсдам - 1835), немецкий лингвист, философ, языковед, государственный деятель, дипломат, основоположник общего языкознания и создатель теоретических основ исторического изучения языка. Иностранный почетный член Петербургской АН (1832). Брат А. Гумбольдта.
В 1787 поступил в университет Франкфурта-на-Одере, где изучал право. В 1788 слушал лекции по филологии и истории в Геттингенском университете. С 1801 по 1819 занимался государственной службой в Пруссии. В 1809 стал основателем Берлинского университета (см. БЕРЛИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ). В 1819 ушел с государственной службы и целиком посвятил себя науке.
Гумбольдту принадлежат труды по философии, эстетике, литературоведению, юридическим наукам и др. Однако в историю науки он вошел в первую очередь как языковед-теоретик. Гумбольдт занимался лингвистикой в последние полтора десятилетия жизни, после отхода от активной государственной и дипломатической деятельности. Одной из первых по времени работ был его доклад «О сравнительном изучении языков применительно к различным эпохам их развития», прочитанный в Берлинской академии наук в 1820. Несколько позже появилась другая его работа - «О возникновении грамматических форм и их влиянии на развитие идей». В последние годы жизни ученый работал над трудом «О языке кави на острове Ява». В этой работе, в частности, вводится понятие внутренней формы языка. Сам Гумбольдт определял это понятие так: «Внутренняя форма языка представляет собой сугубо индивидуальный способ, посредством которого народ выражает в языке мысли и чувства. Она не подлежит строгому четкому определению и в этом смысле она абстрактна, но проявляется в каждом акте речи, и в этом смысле она конкретна». К этой научной работе была написана вводная часть «О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества», опубликованная посмертно в 1848. Это был главный лингвистический труд Гумбольдта, в котором наиболее полно он изложил свою теоретическую концепцию. В основе разработанной им лингвофилософской системы лежали идеи И. Канта (см. КАНТ Иммануил). Он считал необходимым выявить общие закономерности исторического развития языков мира.
Гумбольдт понимал язык как деятельность, как систему, хотя в его время была распространена иная точка зрения на язык - как на застывший продукт человеческой деятельности.
Он занимался также исследованием конкретных лингвистических категорий, в частности, изучением двойственного числа (неоконченное исследование «О двойственном числе»).
В России лингвофилософские идеи Гумбольдта оказали влияние, в первую очередь, на представителей Харьковской лингвистической школы (А. А. Потебня (см. ПОТЕБНЯ Александр Афанасьевич), Д. Н. Овсянико-Куликовский (см. ОВСЯНИКО-КУЛИКОВСКИЙ Дмитрий Николаевич)).
ГУМБОЛЬДТ Вильгельм (1767-1835) - немецкий филолог, философ, языковед, государственный деятель, дипломат, иностранный почетный член Петербургской АН (1832). Брат А. Гумбольдта. Осуществил реформу гимназического образования в Пруссии, основал в 1809 Берлинский университет (ныне университет им. Гумбольдта). Один из виднейших представителей немецкого гуманизма; друг И.-В. Гете и Ф. Шиллера. Видел в универсальном развитии индивидуальности высшую цель, определяющую и границы деятельности государства. Развил учение о языке как непрерывном творческом процессе, как "формирующем органе мысли" и о "внутренней форме" языка как выражении индивидуального миросозерцания народа.
ГУМБОЛЬДТ (Humboldt) Вильгельм (1767 - 1835), немецкий филолог, философ, языковед, государственный деятель, дипломат. Осуществил реформу гимназического образования в Пруссии, основал в 1809 Берлинский университет. Один из виднейших представителей немецкого классического гуманизма; друг И.В. Гете и Ф. Шиллера. Видел в универсальном развитии индивидуальности высшую цель общества и государства. Развил учение о языке как непрерывном творческом процессе ("формирующем органе мысли") и о "внутренней форме" языка как выражения индивидуального миросозерцания народа.
Гумбольдт, Вильгельм (22.06.1767 - 8.04.1835)
Немецкий филолог, философ и языковед, государственный деятель. Изучал право в университетах во Франкфурте-на-Одере и Гёттингене. В 1801-10 прусский резидент при папском дворе; директор департамента исповеданий и просвещения. Он ввел методы Песталоцци в начальной школе, занимался перестройкой Прусской АН, основал Берлинский университет. В 1910-19 на дипломатической службе. Один из виднейших представителей классического гуманизма времени Гёте и Шиллера. В языкознании он явился основоположником философии языка как самостоятельной дисциплины. Его лингвистическая концепция наиболее полно отразилась в работе "О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человеческого рода", предпосланной в качестве введения к посмертно вышедшей его книге "О языке кави на острове Ява" (1836-39). Его роль в языкознании можно сравнить с влиянием на развитие философии Канта и Гегеля. Г. считал мышление вербально-логическим, а не чисто логическим. Язык, по его мнению, и обозначение предметов, и средство общения. Язык - сложное и противоречивое явление, поэтому отдельные его стороны можно постичь, применив методику антиномий, частного и общего. Основные противоречия - это противоречия субъективного и объективного, языка и мышления, деятельности и дела, общего (коллективного) и особенного (индивидуального). Он считал, что язык нельзя рассматривать как форму без содержания, а историю языка отрывать от истории народа и его культуры. Языкознание должно иметь свою философскую базу - философию языка. Основной принцип его философии языка - признание языка и его формы как деятельности и национального сознания народа. Он считал, что "язык есть не продукт деятельности (ergon), а деятельность (enérgeia). Его истинное определение поэтому может быть только генетическим. Язык представляет собой беспредельную деятельность (Arbeit) духа, стремящегося превратить звук в выражение мысли". Язык не только динамичен, но и активен: он орудие мыслительной деятельности. Он ставил вопрос о взаимосвязи языка и "народного духа", национального самосознания, потому что "национальный характер языков состоит в особенном соединении мысли со звуком". Национальная природа языка - это то идеальное, что находится "в умах и душах людей". Причем это идеальное не общечеловеческое (логическое) и не индивидуальное (психическое), а общенародное языковое мышление. Известны его слова: "язык народа есть его дух, и дух народа есть его язык". Хотя тексты создаются отдельными людьми, но им предшествует язык, созданный народом. Но не только народ создает свой язык. Языковое мышление становится третьей силой - языковым сознанием. Эта сила подчиняет себе человека, пока он знает только один язык, мыслит сквозь призму одного, родного языка. Гумбольдт утверждает: "Каждый язык описывает вокруг народа, которому он принадлежит, круг, из пределов которого можно выйти только в том случае, если вступаешь в другой круг". Гумбольдт считал, что язык, хотя и связан с деятельностью народа и его мышлением, имеет свою специфику и относительную самостоятельность, устойчивость. Речевая деятельность и язык взаимосвязаны, но не тождественны. Язык воспроизводится, речь разнообразна. Форма языка - постоянна, ее проявление разнообразно. "Язык является формой и, ничем больше, кроме формы".
Форма обладает тремя свойствами:
а) форма языка - постоянное и единообразное в деятельности духа, возводящее артикулированный звук до уровня выражения мысли;
б) форма языка проявляется в том, что язык - это не агрегат слов, а система;
в) форма языка - единство двух формальных планов - материального и идеального: внутренней и внешней формы. Внешняя форма - материя языка, его звуковая система, а также грамматические и этимологические формы (оформление корнеслова). Внутренняя форма - организация языковых структур, способ объективации мысли в языке, выражение народного духа. Форма придает языку устойчивость. Гумбольдт писал: "На памяти истории язык всегда строил на данном уже основании, не выходя из пределов аналогии с прошедшим, он видоизменял слова в употреблении, а не изобретал их". Формы языка национально своеобразны, поэтому универсальное можно обнаружить не путем логических рассуждений, а сравнивая формы языков друг с другом (на материале родственных языков и неродственных, развитых и неразвитых).
Гумбольдт, Вильгельм (22.06.1767 - 8.04.1835)
немецкий филолог, философ и языковед, государственный деятель. Изучал право в университетах во Франкфурте-на-Одере и Гёттингене. В 1801-10 прусский резидент при папском дворе; директор департамента исповеданий и просвещения. Он ввел методы Песталоцци в начальной школе, занимался перестройкой Прусской АН, основал Берлинский университет. В 1910-19 на дипломатической службе. Один из виднейших представителей классического гуманизма времени Гёте и Шиллера. В языкознании он явился основоположником философии языка как самостоятельной дисциплины. Его лингвистическая концепция наиболее полно отразилась в работе «О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человеческого рода», предпосланной в качестве введения к посмертно вышедшей его книге «О языке кави на острове Ява» (1836-39). Его роль в языкознании можно сравнить с влиянием на развитие философии Канта и Гегеля. Г. считал мышление вербально-логическим, а не чисто логическим. Язык, по его мнению, и обозначение предметов, и средство общения. Язык - сложное и противоречивое явление, поэтому отдельные его стороны можно постичь, применив методику антиномий, частного и общего. Основные противоречия - это противоречия субъективного и объективного, языка и мышления, деятельности и дела, общего (коллективного) и особенного (индивидуального). Он считал, что язык нельзя рассматривать как форму без содержания, а историю языка отрывать от истории народа и его культуры. Языкознание должно иметь свою философскую базу - философию языка. Основной принцип его философии языка - признание языка и его формы как деятельности и национального сознания народа. Он считал, что «язык есть не продукт деятельности (ergon), а деятельность (enérgeia). Его истинное определение поэтому может быть только генетическим. Язык представляет собой беспредельную деятельность (Arbeit) духа, стремящегося превратить звук в выражение мысли». Язык не только динамичен, но и активен: он орудие мыслительной деятельности. Он ставил вопрос о взаимосвязи языка и «народного духа», национального самосознания, потому что «национальный характер языков состоит в особенном соединении мысли со звуком». Национальная природа языка - это то идеальное, что находится «в умах и душах людей». Причем это идеальное не общечеловеческое (логическое) и не индивидуальное (психическое), а общенародное языковое мышление. Известны его слова: «язык народа есть его дух, и дух народа есть его язык». Хотя тексты создаются отдельными людьми, но им предшествует язык, созданный народом. Но не только народ создает свой язык. Языковое мышление становится третьей силой - языковым сознанием. Эта сила подчиняет себе человека, пока он знает только один язык, мыслит сквозь призму одного, родного языка. Гумбольдт утверждает: «Каждый язык описывает вокруг народа, которому он принадлежит, круг, из пределов которого можно выйти только в том случае, если вступаешь в другой круг». Гумбольдт считал, что язык хотя и связан с деятельностью народа и его мышлением, он имеет свою специфику и относительную самостоятельность, устойчивость. Речевая деятельность и язык взаимосвязаны, но не тождественны. Язык воспроизводится, речь разнообразна. Форма языка - постоянна, ее проявление разнообразно. «Язык является формой и, ничем больше, кроме формы».
Форма обладает тремя свойствами:
а) форма языка - постоянное и единообразное в деятельности духа, возводящее артикулированный звук до уровня выражения мысли;
б) форма языка проявляется в том, что язык - это не агрегат слов, а система;
в) форма языка - единство двух формальных планов - материального и идеального: внутренней и внешней формы.
Внешняя форма - материя языка, его звуковая система, а также грамматические и этимологические формы (оформление корнеслова). Внутренняя форма - организация языковых структур, способ объективации мысли в языке, выражение народного духа. Форма придает языку устойчивость. Гумбольдт писал: «На памяти истории язык всегда строил на данном уже основании, не выходя из пределов аналогии с прошедшим, он видоизменял слова в употреблении, а не изобретал их». Формы языка национально своеобразны, поэтому универсальное можно обнаружить не путем логических рассуждений, а сравнивая формы языков друг с другом (на материале родственных языков и неродственных, развитых и неразвитых).
Гу́мбольдта тече́ние - названо по имени А. Гумбольдта, открывшего его в 1802; см. Перуанское течение.
* * *
ГУМБОЛЬДТА ТЕЧЕНИЕ - ГУ́МБОЛЬДТА ТЕЧЕ́НИЕ, названо по имени А. Гумбольдта, открывшего его в 1802; см. Перуанское течение (см. ПЕРУАНСКОЕ ТЕЧЕНИЕ).
ГУМБОЛЬДТА УНИВЕРСИТЕТ - ГУ́МБОЛЬДТА УНИВЕРСИТЕТ, см. Берлинский университет (см. БЕРЛИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ).
Гу́мбольдта хребе́т - в Китае, см. Улан-Дабан.
* * *
ГУМБОЛЬДТА ХРЕБЕТ - ГУ́МБОЛЬДТА ХРЕБЕ́Т, в Китае, см. Улан-Дабан (см. УЛАН-ДАБАН).
ГУМБОЛЬДТА ХРЕБЕТ - в Китае, см. Улан-Дабан.
Гумбольдтиа́нство -
совокупность взглядов на язык и способы его
изучения, сформировавшихся в русле философско-лингвистической программы
В. Гумбольдта, основателя общего языкознания и
философии языка. Теоретико-методологическую базу
этой программы составляет антропологический подход к языку, в
соответствии с которым адекватное изучение языка должно производиться в
тесной связи с сознанием и мышлением человека, его культурой и духовной
жизнью.
Лингвистическая концепция Гумбольдта возникла как реакция на
антиисторическую и механистическую концепцию языка 17-18 вв., а также
на логические и универсалистские концепции (см. Логическое направление, Универсальные грамматики); она опирается на идеи
И. Гердера о природе и происхождении языка, о
взаимосвязи языка, мышления и «духа народа», а также на типологическую (морфологическую) классификацию языков Ф. и А.‑В.
Шлегелей. Философские воззрения Гумбольдта сформировались в свете идей
немецкой классической философии (И. Кант, И. В. Гёте, Г. В. Ф. Гегель,
Ф. Шиллер, Ф. В. Шеллинг, Ф. Г. Якоби и другие). Идеи Гумбольдта явились
одним из источников философской антропологии - течения
западноевропейской, преимущественно немецкой, философии 1‑й
половины 20 в.
Язык, по Гумбольдту, - живая деятельность человеческого духа, единая
энергия народа, исходящая из глубин человеческого существа и
пронизывающая собой все его бытие. Язык есть не оконченное дело или вещь
(Ergon - эргон»), а деятельность (Energeia - «энергейя»). В нём
сосредоточивается не свершение духовной жизни, но сама эта жизнь.
Истинное определение языка может быть только генетическим. Язык -
главнейшая деятельность человеческого духа, лежащая в основе всех
других видов человеческой деятельности. Он есть сила, делающая человека
человеком. Языки, по Гумбольдту, являются отображением изначальной
языковой способности, заложенной в человеке в виде некоторых смутно
осознаваемых принципов деятельности и актуализирующейся с помощью
субъективной активности говорящего. Человек, пробуждая в себе свою
языковую способность и развёртывая её в ходе языкового общения, всякий
раз своими собственными усилиями создаёт сам в себе язык. Язык есть не
мёртвый продукт (Erzeugtes), а созидающий
процесс, порождение (Erzeugung).
Порождение языка, по Гумбольдту, представляет собой синтетический
процесс сплавления понятия со звуком, превращающий звук в живое
выражение мысли. Синтез включает два логически последовательных, а в
реальности - одновременных момента: 1) расчленение бесформенной
субстанции звука и мысли и формирование артикулированного звука и
языкового понятия; 2) соединение их в единое целое до чистого
проникновения друг в друга.
С понятиями языкового синтеза и порождения тесно связано понятие
формы языка, под которой Гумбольдт понимает постоянное и единообразное
начало в созидательной деятельности духа по выражению мысли с помощью
звука, взятое во всей совокупности своих связей и систематичности. Форма
языка, по Гумбольдту, есть синтез отдельных языковых элементов в своём
духовном единстве. Форма каждого языка находится в неразрывной связи с
духовными задатками говорящего на нем народа и является неповторимо
индивидуальным образованием, хотя в своих существенных чертах она и
одинакова для всех языков. Гумбольдт различает «внутреннюю форму языка»
(innere Sprachform) как глубинный принцип его
порождения, определяющий собой всё своеобразие языковой организации, и
«внешнюю форму языка» (звуковую, грамматическую и т. д.), в которой
проявляется и воплощается внутренняя форма, не запечатлеваясь ни в одной
из частей этой формы.
Предназначение языка, по Гумбольдту, состоит в том, чтобы:
1) осуществлять «превращение мира в мысли», 2) быть посредником в
процессе взаимопонимания людей, выразителем их мыслей и чувств,
3) служить средством для развития внутренних сил человека, оказывая
стимулирующее воздействие на силу мышления, чувства и мировоззрение
говорящих. Язык, по Гумбольдту, есть орган, образующий мысль; мышление
не просто зависит от языка вообще, а до известной степени
обусловливается каждым конкретным языком; языки - органы
оригинального мышления наций.
В трактовке Гумбольдта язык не представляет собой прямого отражения
мира. В нём осуществляются акты интерпретации мира человеком.
Различные языки, по Гумбольдту, являются различными мировидениями. Они
представляют собой не различные обозначения одной и той же вещи, а дают
различные ви́дения её. Слово - это отпечаток не
предмета самого по себе, а его чувственного образа, созданного этим
предметом в нашей душе в результате языкотворческого процесса. Оно
эквивалентно не самому предмету, даже чувственно воспринимаемому, а его
пониманию в акте языкового созидания. Всякий язык, обозначая отдельные
предметы, в действительности созидает; он формирует для говорящего на
нём народа картину мира. Каждый язык, по Гумбольдту, образует вокруг
народа, к которому он принадлежит, круг, выйти за пределы которого
можно, только вступив в другой круг. Язык, будучи системой мировидения,
оказывает регулирующее воздействие на человеческое поведение: человек
обращается с предметами так, как их преподносит ему язык.
Язык, в понимании Гумбольдта, представляет собой «напряжённое» живое
целое своих противоположных и взаимно предполагаемых начал, пребывающих
в подвижном равновесии. Гумбольдт различает в языке (по интерпретации
Х. Штейнталя, А. А. Потебни, П. А. Флоренского, А. Ф. Лосева) следующие
антиномии: деятельности - предметности («энергейи» и «эргона»,
жизненности - вещности), индивидуума - народа (индивидуального -
коллективного), свободы - необходимости, речи - понимания, речи - языка, языка - мышления (человеческого
духа), устойчивого - подвижного, логического - стихийного,
импрессионистически-индивидуального - монументального,
континуального - дискретного, объективного - субъективного начал.
Специфику теоретико-методологических основ программы Гумбольдта
составляют:
синтез натуралистического и деятельностного принципов изучения языка
и человека - язык трактуется им одновременно как организм духа и
самодеятельность, или деятельность, духа;
диалектический подход (антиномическая трактовка природы языка);
системно-целостный взгляд на язык;
приоритет динамического процессуально-генетического подхода над
структурно-статическим планом описания языка;
трактовка языка как порождающего себя организма;
приоритет вневременного (панхронического) взгляда на язык над
историческом анализом движения языка в конкретно-историческом
времени;
приоритет изучения живой речи над описанием языкового организма;
сочетание интереса к живому разнообразию реально существующих языков
и языку как общему достоянию человечества; попытка представить в
идеальном плане языки как ступени к совершенному образованию языка
как такового;
отказ от описания языка только изнутри его самого, сопоставление
языка с другими видами духовной деятельности человека, и прежде всего с
искусством;
сочетание философско-отвлечённого взгляда на язык со
скрупулёзно-научным подходом к его изучению.