Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

даргомыжский

Грамматический словарь

Даргомы́жский ф. <п 3а>

Словарь русских фамилий

ДАРГОМЫЖСКИЙ

Редчайшая но широко известная фамилия фамилия! Отец композитора, внебрачный ребенок в помещичьей семье, был назван Даргомыжским поместу рождения - деревне Даргомыж, Тульской губернии (ныне Дорогомыжка, Арсеньевского района,Тульской области). (Ф).

Сканворды для слова даргомыжский

- Русский композитор XIX века, автор оперы «Русалка».

- Этого основоположника русской классической музыкальной школы Мусоргский назвал «великим учителем правды в музыке».

- Герой Фёдора Никитина в фильме «Мусоргский».

- Русский композитор XIX века, автор опер «Баба-яга», «Торожество Вакха».

- Русский композитор XIX века, автор оперы «Каменный гость».

- Русский композитор XIX века, автор опер «Чухонская фантазия», «Малороссийский казачок».

Полезные сервисы

даргомыжский ал-др сер

Гуманитарный словарь

ДАРГОМЫ́ЖСКИЙ Ал-др Сер. (1813-69) - композитор, создатель жанрово-бытовой нац. муз. драмы. Получил разностороннее домашнее муз. образование, позволившее сравнительно рано начать профессиональную деятельность. Важную роль в решении стать композитором сыграло знакомство и общение с М. И. Глинкой (1835). Позднее Д. оказал значительное воздействие на формирование композиторов "Могучей кучки". Активно сотрудничал в сатирич. журналах "Искра" и "Будильник". Создал ряд вокальных произведений на слова "искровцев", в т. ч. В. С. Курочкина.

В ранней опере Д. "Эсмеральда" (сюжет В. Гюго, 1841) еще заметны черты жанра большой французской оперы. В центральном произ. Д. - опере "Русалка" значительно возрастает роль ансамблей, важную выразительную нагрузку несут речитативы, весь мелодико-интонационный строй оперы естественно соединяет черты крестьянской песенности и городского романса. Все это говорит о рождении в "Русалке" нового для России типа оперы - жанрово-бытовой муз. драмы.

Опера "Каменный гость", написанная по одной из "Маленьких трагедии" А. С. Пушкина (1869), ставит принципиально новые задачи в решении оперного жанра. Отказавшись от традиц. эпизодов, развернутых арий, вокальных ансамблей, Д. воссоздает неизмененный лит. текст при помощи мелодизированного речитатива, интонационно гибко передающего тончайшие нюансы пушкинского стиха. Богатство муз. декламации Д. сыграло важную роль в дальнейшем развитии оперного иск-ва, оказав существенное влияние на М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева и др.

Значительны достижения Д. в сфере камерной песни и романса. Наряду с традиционными для рус. музыки элегией, балладой, ориентальным романсом композитор успешно работает в жанре муз.-сатирической песни ("Червяк", "Титулярный советник" и др.).

Три оркестровые пьесы - "Баба-Яга, или С Волги nach Riga" (1862), "Малороссийский казачок" (1864), "Чухонская фантазия" (1867) - написаны композитором в жанре муз. картин, привлекающих гротескностью, нарочитой характеристичностью в обрисовке персонажей и ситуаций, интересными оркестровыми приемами, в определенной мере предвосхищающими симфонические произв. А. К. Лядова.

Лит.: Пекелис М. С. А. С. Даргомыжский и его окружение. В 3 т. М., 1966-83.

А. С. Даргомыжский

А. С. Даргомыжский

Полезные сервисы

даргомыжский александр сергеевич

Энциклопедический словарь

Даргомы́жский Александр Сергеевич (1813-1869), композитор, один из основоположников русской классической музыки. Последователь М. И. Глинки. Главное произведение - опера «Русалка» (1855, по драматической поэме А. С. Пушкина) знаменовала рождение нового жанра русской оперы - народно-бытовой психологической драмы. Творчество Даргомыжского отразило критические социальные тенденции (песни «Старый капрал», «Титулярный советник» и др.). Разработал метод так называемого интонационного реализма (воспроизведение интонаций речи посредством мелодизированного речитатива в опере «Каменный гость» на неизменённый текст маленькой трагедии А. С. Пушкина; завершена Ц. А. Кюи и Н. А. Римским-Корсаковым, 1872). Оказал значительное влияние на музыку композиторов «Могучей кучки», П. И. Чайковского. Опера «Эсмеральда» (1847), опера-балет «Торжество Вакха» (1848), сочинения для оркестра (в том числе «Баба-Яга», 1862; «Чухонская фантазия», 1867), для фортепиано, романсы и др.

* * *

ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич - ДАРГОМЫ́ЖСКИЙ Александр Сергеевич (1813-1869), русский композитор, один из основоположников русской классической музыки. Последователь М. И. Глинки. Главное произведение - опера «Русалка» (1855, по драматической поэме А. С. Пушкина) знаменовала рождение нового жанра русской оперы - народно-бытовой психологической драмы. Творчество Даргомыжского отразило критические социальные тенденции (песни «Старый капрал», «Титулярный советник»). Разработал метод интонационального реализма (воспроизведение интонаций речи посредством мелодизированного речитатива (см. РЕЧИТАТИВ)в опере «Каменный гость», на неизмененный текст «маленькой трагедии» А. С. Пушкина; завершена Ц. А. Кюи и Н. А. Римским-Корсаковым, 1872). Оказал значительное влияние на музыку композиторов «Могучей кучки» (см. МОГУЧАЯ КУЧКА) , П. И. Чайковского. Опера «Эсмеральда» (1841), опера-баллада «Торжество Вакха» (1848), сочинения для оркестра («Баба-яга», 1862; «Чухонская фантазия», 1867), для фортепиано, романсы.

Большой энциклопедический словарь

ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич (1813-69) - российский композитор, один из основоположников русской классической музыки. Последователь М. И. Глинки. Главное произведение - Опера "Русалка" (1855, по драматической поэме А. С. Пушкина) знаменовала рождение нового жанра русской оперы - народно-бытовой психологической драмы. Творчество Даргомыжского отразило критические социальные тенденции (песни "Старый капрал", "Титулярный советник" и др.). Разработал метод т. н. интонационального реализма (воспроизведение интонаций речи посредством мелодизированного речитатива в опере "Каменный гость", на неизмененный текст "маленькой трагедии" А. С. Пушкина; завершена Ц. А. Кюи и Н. А. Римским-Корсаковым, 1872). Оказал значительное влияние на музыку композиторов "Могучей кучки", П. И. Чайковского. Опера "Эсмеральда" (1841), опера-баллада "Торжество Вакха" (1848), сочинения для оркестра (в т. ч. "Баба-яга", 1862, "Чухонская фантазия", 1867), для фортепиано, романсы и др.

Полезные сервисы

даргомыжский, александр сергеевич

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Александр Сергеевич Даргомыжский.

Александр Сергеевич Даргомыжский.

ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич (1813 - 69), композитор, один из основоположников русской классической музыки. Последователь М.И. Глинки. Главные произведения - опера "Русалка" (1855, по драматической поэме А.С. Пушкина) знаменовала рождение нового жанра русской оперы - народно-бытовой психологической драмы. Творчество Даргомыжского отразило критические социальные тенденции (песни "Старый капрал", "Титулярный советник" и др.). Разработал метод так называемого интонационного реализма (воспроизведение интонаций речи посредством мелодизированного речитатива в опере "Каменный гость", 1872, на неизмененный текст "маленькой трагедии" Пушкина). Оказал значительное влияние на музыку композиторов "Могучей кучки", П.И. Чайковского. Опера "Эсмеральда" (1841), опера-балет "Торжество Вакха" (1848), сочинения для оркестра (в том числе "Баба-яга", 1862, "Чухонская фантазия", 1867), для фортепьяно, романсы и др.

Полезные сервисы