сущ., кол-во синонимов: 1
иордан (3)
- Американский баскетболист, в среднем зарабатывавший за игру 33,2 очка - рекорд НБА.
- Американский баскетболист, лидер команды «Чикаго Буллз».
- Баскетболист по имени Майкл.
- Американский актёр, исполнивший роль Киллмонгера в фильме «Чёрная пантера».
- В «Космическом джеме» этот американец играл самого себя в компании с рисованными партнёрами.
- Марка английского гоночного автомобиля.
- Американский актёр, исполнивший роль Человека-факела в фильме «Фантастическая четвёрка» (2015).
- Команда «Формулы-1».
- Ирландский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Ангел», «В компании волков», «Мона Лиза».
- Ирландский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Высшие духи», «Мы - не ангелы», «Чудо».
- Ирландский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Жестокая игра», «Интервью с вампиром: Хроника жизни вампира», «Майкл Коллинз».
- Ирландский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Мясник», «Сновидения», «Конец романа».
- Ирландский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Хороший вор», «Завтрак на Плутоне», «Отважная», «Ундина».
- Американский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Банда Келли», «Информаторы», «Немыслимое».
- Американский баскетболист, получивший прозвище Его Воздушество.
- Американский баскетболист, 192 раза приносивший своей команде более 40 очков за матч.
- Американский баскетболист с наивысшей результативностью в истории НБА.
ДЖОРДАН (Jordan) Майкл (р. 1963) - американский спортсмен (баскетбол). Защитник "Чикаго Буллз" (с 1984) - команды НБА (Национальной баскетбольной ассоциации); чемпион НБА в сезонах 1990/91, 1991/92, 1992/93, 1995/96. Чемпион Олимпийских игр (1984, 1992,1996) в составе команды США. Самый результативный игрок в истории НБА (в среднем за игру набирает 32,2 очка).
ДЖОРДАН (Jordan) Нил (р. 1950) - ирландский киноактер, сценарист, режиссер. Дебютировал в режиссуре в 1986 ("Мона Лиза"), после чего получил приглашение в Голливуд, однако результаты работы в США его не удовлетворили. Вернувшись на родину, поставил по собственному сценарию 1992 фильм о сексуальной идентичности "Возмутительная игра" (премия "Оскар" за фильм и сценарий).
ДЖОРДАН Луис - ДЖО́РДАН (Jordan) Луис Томас (8 июля 1908, Бринкли, шт. Арканзас - 5 февраля 1975, Лос-Анджелес), американский джазовый (см. ДЖАЗ) музыкант (альт- и сопрано-саксофон, вокал), руководитель ансамбля, бэндлидер (см. БЭНДЛИДЕР), композитор.
Первые уроки музыки получил от отца, с 7 лет обучался игре на фортепиано и кларнете, позднее перешел на саксофон. Выступал в местных оркестрах Арканзаса, в 1929 получил первое приглашение работать в профессиональном оркестре. затем работал в Филадельфии и в Нью-Йорке.В 1936-38 - солист в биг-бэнде (см. БИГ-БЭНД) «Чика» Уэбба, где сделал первые записи как саксофонист и вокалист. По окончании срока ангажемента организовал собственное комбо (1938), с которым уже в следующем году имел сенсационный успех. Стал специализироваться преимущественно в интерпретации блюза (см. БЛЮЗ), ритм-энд-блюза (см. РИТМ-ЭНД-БЛЮЗ) и рок-н-ролла (см. РОК-Н-РОЛЛ), исполнял модные новинки бродвейской песенной индустрии, инструментальные пьесы и песни собственного сочинения.
В1940-е годы достиг международной известности благодаря таким песням, как Knock Me A Kiss, Gonna Move To The Outskirts Of Town (1941), Five Guys Named Moe (1942), Caldonia (1945), Cho Cho Ch" Boogie, Beware, Brother, Beware (1946), Let The Good Times Roll (1950) и другие. Работал в престижных гарлемских клубах и театрах, сотрудничал со многими видными джазовыми музыкантами. С 1951 руководил биг-бэндом, с которым совершил ряд турне Продолжал концертировать и с малыми составами. В первой половине 1950-х годов неоднократно прерывал свою деятельность из-за болезни. В 1959 недолго выступал с гитаристом и певцом Тедди Барнном. В дальнейшем обосновался в Лос-Анджелесе. В 1963 реорганизовал ансамбль, включив в его состав электроорган. Сотрудничал с Реем Чарлзом (см. ЧАРЛЗ Рей) (1964). Гастролировал в различных странах Азии (1967-68). Концертной и студийной работой занимался до 1974 (с 1968 выпускал грампластинки под собственным фирменным знаком -Pzaz).
Талантливый блюзовый и ритм-энд-блюзовый вокалист с индивидуальной, эмоционально открытой манерой пения. Среди других исполнителей блюзов выделялся склонностью к интенсивному свингованию и упругой метроритмической пульсации с сильными акцентами и «подхлестами» на опорных долях такта. Ярко одаренный шоумен, тяготеющий к гротескно-комедийному, эксцентрическому амплуа (подобно Л. Армстронгу (см. АРМСТРОНГ Луи), «Фэтсу» Уоллеру). На альт-саксофоне (в оркестре «Чика» Уэбба также на сопрано-саксофоне) играл в динамичной, несколько грубоватой манере, не чуждой экзальтации, культивировал стиль напряженности ритмической энергии в сочетании с блюзовым чувством. Оказал влияние на некоторых саксофонистов соул-джаза. Признан одним из основоположников раннего негритянского рок-н-ролла (записи подобного рода сделал еще в 1938), позднее вошел в число лидеров ритм-энд-блюза и рок-музыки. Является наиболее значительным представителем и законодателем рока на начальном этапе его развития наряду с Чаком Берри (см. БЕРРИ Чак) и «Фэтсом» Доминоу. Линию «блюза в свинге (см. СВИНГ)» разрабатывал в своем биг-бэнде (см. БИГ-БЭНД) в 1950-е годы в сочетании с более изысканным и колористически красочным саундом. (см. САУНД) Несмотря на уклон в сферу коммерциализированной развлекательной музыки, никогда не порывал с джазом, сохраняя тесную связь в своей творческой деятельности с его традициями и стилистикой. Поддерживал постоянные контакты с джазовыми музыкантами.
Джо́рдан Майкл (Jordan) (р. 1963), американский спортсмен. Чемпион Национальной баскетбольной ассоциации (НБА) в составе команды «Чикаго Буллз» в сезонах 1990/91, 1991/92, 1992/93, 1995/96, 1996/97, 1997/98. Чемпион Олимпийских игр (1984, 1992, 1996) в составе сборной команды США. Самый результативный игрок в истории НБА (32,2 очка в среднем за одну игру).
* * *
ДЖОРДАН Майкл - ДЖО́РДАН (Jordan) Майкл (р. 17 февраля 1963, Нью-Йорк), американский спортсмен (баскетбол (см. БАСКЕТБОЛ)). Один из самых выдающихся баскетболистов всех времен.
Защитник «Чикаго Буллз» (в 1984-98, с перерывом в 1993-95) и «Вашингтон Уизардс» (2001-2003) - команд НБА (Национальной баскетбольной ассоциации (см. НАЦИОНАЛЬНАЯ БАСКЕТБОЛЬНАЯ АССОЦИАЦИЯ)); чемпион НБА в сезонах 1990-91, 1991-92, 1992-93, 1995-96, 1996-97 и 1997-98. Трехкратный чемпион Олимпийских игр (1984, 1992, 1996) в составе команды США. В 1996 избран в число 50-ти величайших игроков за историю НБА; 5 раз назван самым полезным игроком НБА (MVP) (1988, 1991, 1992, 1996, 1998); 6 раз признавался MVP плей-офф; самый результативный игрок в истории НБА (в среднем за игру набирал 30,1 очка); самый результативный игрок матчей плей-офф (33,4 очка); 11 раз выбирался в первую команду матча всех звезд НБА (в 1985, 1987-93, 1996-98); 3-й, вслед за Каримом Абдул-Джаббаром и Карлом Мэлоуном, результат за историю НБА по набранным очкам за карьеру - 32 292; 2-й, вслед за Дж. Стоктоном, результат по перехватам за карьеру - 2 514. За свои высокие, «зависающие» прыжки получил прозвища «воздушный Джордан» и «его Воздушество». Снялся в главной роли в фильме «Космический баскетбол» (Space Jam, 1996). С 2000 владелец и исполнительный директор команды «Вашингтон Уизардс».
ДЖОРДАН Нил - ДЖО́РДАН (Jordan) Нил (р. 1950), ирландский киноактер, сценарист, режиссер. Дебютировал в режиссуре в 1986 («Мона Лиза»), после чего получил приглашение в Голливуд, однако результаты работы в США его не удовлетворили. Вернувшись на родину, поставил по собственному сценарию 1992 фильм о сексуальной идентичности «Возмутительная игра» (премия «Оскар» за фильм и сценарий).
Джордано Бруно
(1548-1600 гг.) философ и поэт
Воля, которая стремится к познанию, никогда не удовлетворяется оконченным делом.
Искусство восполняет недостатки природы.
Истина истине не может противоречить.
Капля долбит камень не силою, а часто падая.
Лучше достойная и героическая смерть, чем недостойный и подлый триумф.
Наука есть наилучший путь для того, чтобы сделать человеческий дух героическим.
Нет ничего, что не преодолевалось бы трудом.
Нет такого тяжелого труда, который любовь не делала бы не только легким, но даже приятным.
Обыкновенно те, у кого не хватает понимания, думают, что знают больше, а те, которые вовсе лишены ума, думают, что знают все.
Одна истина освещает другую.
Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять.
Подобно тому как любовь не имеет более близкой подруги, чем ревность, так она не имеет и большего врага: совершенно так же ничто не является более враждебным железу, чем ржавчина, которая рождается из него самого.
Ревность иной раз есть не только смерть и разрушение любящего, но часто убивает самую любовь, - в особенности, когда порождает негодование: ведь ревность настолько раздувается этим своим детищем, что отталкивает любовь, начинает пренебрегать объектом, и даже вовсе перестает считать ее своим объектом.
Ревность потрясает и отравляет все то, что есть красивого и хорошего в любви.
Страх смерти хуже, чем сама смерть.
Стремление к истине - единственное занятие, достойное героя.
Там обо мне будут верно судить, где научное исследование не есть безумие, где не в жадном захвате - честь, не в обжорстве - роскошь, не в богатстве - величие, не в диковинке - истина, не в злобе - благоразумие, не в предательстве - любезность, не в обмане - осторожность, не в притворстве - умение жить, не в тирании - справедливость, не в насилии - суд.
ДЖОРДАНО Лука - ДЖОРДА́НО (Giordano) Лука (18 октября 1632, Неаполь - 3 января 1705, там же), итальянский живописец. За быстроту и количество созданных работ получил прозвище «Fa presto» («делает быстро»).
В юности испытал влияние испанца Х. Риберы (см. РИБЕРА Хусепе), последователя живописной реформы Караваджо (см. КАРАВАДЖО Микеланджело). В ранних произведениях - серии полотен «Философы» (хранятся в собраниях - Брешия, Пинакотека Тозио-Мартиненго; Рим, Национальная Галерея Корсини; Эрмитаж), полуфигуры нищих-бродяг с атрибутами античных мыслителей порой выглядят гротескно, в отличие от подобных «портретов-типов» Риберы. Сильной караваджистской непрозрачной светотенью моделированы их крепкие фигуры, выступающие из темного фона. Живописные приемы караваджизма (см. КАРАВАДЖИЗМ) - эффекты искусственного света, динамичное распределение светотени присутствуют и в других ранних произведениях-картинах «Аполлон и Марсий», «Мучение Св. Лаврентия» (Москва, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), «Кузница Вулкана» (Санкт-Петербург, Эрмитаж). Однако сюжеты трактованы с некоторой поверхностью, менее эмоционально, чем у Караваджо и Риберы, персонажи сцен из легендарной истории и мифологии выглядят более холодными.
Из Неаполя Джордано путешествовал в Рим (нач. 1650-х), Флоренцию (1652, 1665-1667), Венецию (1652-е, 1665-1667, Болонью, Парму. В Риме на него произвели своим грандиозным размахом барочные иллюзионистические архитектурные перспективы Пьетро да Кортона (см. ПЬЕТРО ДА КОРТОНА), в Венеции - Веронезе (см. ВЕРОНЕЗЕ Паоло) и Тициан (см. ТИЦИАН). От самого неаполитанского художника мастера Венеции восприняли приемы сильной контрастной светотени («тенебризма» - от итал. tenebroso), а Джордано, получив здесь заказы на росписи церквей, пытался постичь тайны светоносного колорита венецианцев, подражать мягкой пластике их мазка, пространственным, наполненным светом, композициям Веронезе в больших декоративных циклах (его шедевр - росписи палаццо Медичи-Рикарди во Флоренции, 1682). Его образы в станковых картинах на сюжеты из легендарной истории («Мадонна с балдахином». Национальные галереи Каподимонте; «Христос среди донаторов», Рим, Национальная галерея Корсини) или мифологические сюжеты «Сон Вакха» (Эрмитаж); «Любовь и пороки обезоруживают правосудие» (Москва, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина) насыщены светским духом, несут в себе оттенок чувственной грации, предвосхищающей рококо (см. РОКОКО). В декоративных фресковых росписях его не увлекало построение сложных архитектурных перспектив, маленькие парящие в бездонном пространстве фигурки сосредоточены главным образом по бокам, оставляя пустым небесное пространство в центральной части плафона. Иногда аллегорическое содержание его росписей несколько усложнено, как во фресках королевского дворца в Мадриде или в соборе в Толедо, исполненных во время пребывания в Испании (1682-92), но его искусство всегда несет в себе атмосферу праздничности, предвосхищая искусство венецианских «виртуозов» 16 в., светскую трактовку аллегории в век Просвещения. Поздний цикл станковых картин на тему библейской истории Юдифи (1704, Неаполь, Национальный музей Сан Мартино), пожалуй, самое драматическое произведение Джордано. Картины написаны динамичным мазком, бурная экспрессия в выражении чувств героев, как всегда в работах художника, кажется несколько поверхностной.
Джордано был мастером переходной эпохи рубежа 17-18 вв., поэтому в его творчестве черты позднего барокко подверглись своеобразной трансформации, предвосхищая открытия нового столетия.
ДЖОРДАНО Лука (Giordano, Luca)
(1632-1705), итальянский живописец и гравер неаполитанской школы, родился в Неаполе в 1632. Учился живописи у своего отца. В 1652 посетил Рим, Парму и Венецию, где копировал произведения мастеров, работавших в самых разных стилях. Решающее влияние на него оказала живопись Пьетро да Кортона, мастера зрелого барокко. Произведения Луки Джордано отличаются свободной импрессионистической манерой исполнения, которая нашла свое наиболее эффектное воплощение в его рисунках. За быстроту работы он получил прозвище Fa presto (делай быстро). Среди работ художника - фрески в палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции (1683-1686), росписи сводов лестницы в Эскориале в Мадриде (1692-1694), фрески сакристии собора в Толедо (1698) и композиция Триумф Юдифи в церкви Сан Мартино в Неаполе (1704).
Умер Лука Джордано 12 января 1705.