Дими́трий Росто́вский - в миру Даниил Саввич Туптало (1651-1709), митрополит Ростовский и Ярославский (с 1702), писатель. Поддерживал реформы Петра I, но выступал против вмешательства государства в церковные дела. Составил новую редакцию «Четьи-Миней», автор пьес («Рождественская драма», 1702) и сочинений, направленных против старообрядцев. Канонизирован Русской православной церковью.
* * *
ДИМИТРИЙ Ростовский - ДИМИ́ТРИЙ Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало) (декабрь 1651, село Воронино, ныне поселок Макарово, Макаровский район, Киевская область (см. КИЕВСКАЯ ОБЛАСТЬ) - 28 октября 1709, Ростов (см. РОСТОВ Великий)) - русский церковный деятель, писатель, святитель (канонизирован 1757); ростовский митрополит (1702). Память святого Димитрия Ростовского совершается 4 октября (21 сентября по старому стилю).
Сын сотника Киевского полка Даниил Туптало учился в Киевской коллегии (позднее Киево-Могилянская академия (см. КИЕВО-МОГИЛЯНСКАЯ АКАДЕМИЯ)). В 1668 году он принял постриг в Кирилловском монастыре в Киеве, где жил последующие семь лет. Весной 1669 года Димитрий был рукоположен в иеродиаконы, а в июне 1675 года в иеромонахи и назначен проповедником в Чернигов. В течение последующих лет Димитрий путешествовал по монастырям Украины, год прожил в Преображенском монастыре в Слуцке. В эти годы он вел «Диарий» на польском языке, описывая события, происходившие на Украине, в Польше, Московской Руси.
В 1679-1681 годах Димитрий жил в Крупецком Николаевском монастыре. В августе 1681 года он был назначен игуменом Спасского монастыря в Чернигове (см. ЧЕРНИГОВ), позже был игуменом в Николаевском монастыре в Батурине. В апреле 1684 года отец Димитрий приехал в Киево-Печерскую лавру, где получил послушание составлять жития святых. Димитрий Ростовский прославился как составитель сборников житий святых, проповедей, драм, стихов. Сохранились тексты его двух пьес - «Рождественская драма» (1702, поставлена впервые 24 декабря 1704 года) и «Успенская драма» (написана на Украине в конце 17 века для исполнения монахами и писцами в монастыре).
Особое значение в литературном наследии Димитрия Ростовского имеет новая редакция Четьи-Миней (см. МИНЕИ) - сборника житий святых, работу над которым он начал в мае 1684 года и продолжал в течение двадцати лет. При написании житий он пользовался Макарьевскими минеями, рукописью Симеона Метафраста из Афона, русскими прологами, патериками и западными сборниками житий. Отец Димитрий критически относился к источникам и старался не вносить в свой сборник сведения, которые он считал недостоверными. Четьи-Минеи состоят из четырех книг, каждая из которых содержит жития за три месяца, начиная с сентября согласно старого церковного календаря.
Работа над первой книгой была завершена в 1689 году, а над второй в 1690. В 1695 году Четьи-Минеи были отпечатаны и привлекли к себе внимание патриарха Адриана (см. АДРИАН (патриарх)), который поощрил дальнейшее составлений житий грамотой и деньгами. Работа над третьей книгой была завершена в 1700 году. Затем отец Димитрий написал книгу «Мартиролог вкратце» - сборник сокращенных житий святых за весь год в одном томе. Четвертая книга Четьи-Миней была завершена в феврале 1705 года. Четьи-Минеи Димитрия Ростовского выдержали множество изданий и стали самым популярным житийным сборником в России. Ими охотно пользовался А.С. Пушкин, как источником сюжетов и поэтического вдохновения.
Отец Димитрий поддерживал реформы Петра I Великого (см. ПЕТР I Великий), но с условием невмешательства государства в церковные дела. В 1701 году Димитрий был вызван в Москву и в марте того же года был возведен в сан митрополита Тобольского и всея Сибири. Однако состояние здоровья не позволило ему совершить путешествие в Сибирь, и в январе 1702 года указом Петра I он был назначен ростовским митрополитом. На этом посту Димитрий Ростовский заботился о просвещении и нравственности населения, боролся с невежеством и пьянством. Им было основано славяно-греческое училище с преподаванием греческого языка. В ростовской епархии сильным влиянием на население пользовались раскольники. Владыка Димитрий большое внимание уделял проповедям против раскола, написал доступным для простого народа языком сочинение «Розыск о раскольнической Брынской вере». 28 октября 1709 года ростовский митрополит скончался. Погребение его тела состоялось только 25 ноября, оно откладывалось до приезда блюстителя патриаршего престола Стефана Яворского, который был другом отца Димитрия и обещал отпеть и похоронить его.
Димитрий Ростовский был похоронен в деревянной гробнице под полом Успенского собора в Ростове, который обычно служил усыпальницей для ростовских митрополитов. В 1752 году над его могилой осел чугунный пол. В ходе ремонта открылся поврежденный бревенчатый сруб и деревянный гроб митрополита, в котором были обретены его нетленные мощи (см. МОЩИ). Для хранения мощей была устроена каменная гробница. Известие об обретении нетленных мощей произвело сильное впечатление на ростовчан, стали появляться рассказы о целебной силе мощей. В первый день Пасхи - 1 апреля 1757 года состоялось прославление Димитрия Ростовского в лике святых, а день обретения мощей - 21 сентября, как и день кончины - 28 октября были объявлены днями празднования его памяти. Димитрий Ростовский стал первым святым, канонизированным к общерусскому почитанию в синодальный период, а также единственным, прославленным в 18 веке. Императрица Елизавета Петровна велела изготовить для его мощей серебряную раку и облачение из золотой парчи. На торжествах в Ростове в 1763 году по случаю переложения мощей Димитрия в новую раку присутствовала императрица Екатерина II Великая.
ДИМИ́ТРИЙ РОСТО́ВСКИЙ (Туптало Дан. Саввич) (1651-1709) - церк. деятель и писатель. Учился в Киево-Могилянской акад. (1662-65), в 1668 пострижен в монахи, в 1677-78 жил в Литве В разные годы Д. Р. был проповедником, затем игуменом ряда укр. монастырей, с 1683 нек-рое время жил в Киево-Печерской лавре. В 1689 в составе свиты гетмана И. Мазепы посетил Москву. В 1701 Д. Р. назначен митр. Сибирским (из-за болезни не занял митрополичью кафедру и жил в Москве), с 1702 - митр. Ростовский. В Ростове учредил школу для детей всех сословий, где ввел в преподавание греч. и лат. яз. По культурной ориентации Д. Р. был латинствующим, близок Стефану Яворскому, в вопросе о пресуществлении Святых Даров поддерживал Сильвестра Медведева. Трудолюбивый писатель, рассматривающий лит. творчество как разновидность монашеского подвига (лит. занятия есть "оправдание" делами). По мироощущению и отношению к писательству он являлся характерным представителем вост.-слав. барокко кон. 17 в. Автор панегирич. силлабич. стих. (канты и псалмы), школьных драм ("Рождественская драма"), полемич. богословских трактатов ("Розыск о раскольнической брынской вере, о учении их, о делах их и изъявлении, яко вера их не права, учение их душевредно и дела их не богоугодны", 1709), многочисл. проповедей. Осн. труд Д. Р. - составление "Четьих-Миней" (изд. кн. 1-4, 1689-1705). "Четьи-Минеи" Д. Р. стали наиб. распростр. в 18-19 вв. сводом житий святых, чтимых Правосл церковью (в 18 в. выдержали 10 изд.). Через них позднейшая словестность приобщалась к традициям др.-рус. агиографии, тем самым они оказали существ. (хотя и косвенное) влияние на новую рус. культуру. В 1757 причислен к лику святых.