сущ., кол-во синонимов: 1
паж (11)
I ж.
1. Живописное изображение - обычно на доске - Иисуса Христа, Богоматери, святых, сцен из Священного Писания и т.п., которому приписывается священное значение, которое является предметом поклонения; образ II (в православии и католицизме).
2. Священные живописные изображения в ламаизме.
II ж.
Тот, кого боготворят, кого любят, перед кем преклоняются.
III ж.
Пиктограмма, обозначающая доступный пользователю объект (файл, директорию, диск и т.п.) (в информатике).
ИКО́НА, иконы, жен. (греч. eikon, букв. образ, подобие). Живописное изображение бога или святых, являющееся предметом почитания у христиан; образ.
ИКО́НА, -ы, жен. У православных и католиков: предмет поклонения живописное изображение Бога, святого или святых, образ 2.
| прил. иконный, -ая, -ое.
ИКОНА - жен. образ, изображенье лика Спасителя, Небесных Сил или угодников. Подымать икону, брать и переносить куда. Молись иконе, да будь в покое/ Наперед икону целуй, там отца и мать, а там хлеб-соль. Иконы не купят, а меняют (вместо: не покупают). Икона упадет-к покойнику. Из одного дерева икона и лопата. В торговле, иконы бывают, по величине: полкомерные, маломерки, десятерик, девятерик, осьмерик, листоушки (1 - 4 вершка); по работе: живописные, цветные, чеканные, подстаринные, красные, подризные; полуборные, подфолежные; по числу ликов: одиночка или розница; людница; в четвертях (клетках); трерядница (три полосы) и пр. Иконный, к иконе относящийся. Иконник, иконщик муж. кто пишет, меняет иконы (торгует ими);
| иконник также полочка, полица для постановки икон: киот, кивот. Иконоборец муж. -рица жен. раскольник, не чествующий икон. Иконоборщима жен. иконоборный, икноборческий толк, к которому принадлежат духоборцы и молоканы, и вообще так называющиеся духовные христиане. Иконоборство ср. действие, состояние и верование иконоборца, того, кто иконоборствует, отвергает чествованье икон. Иконология жен., греч. знание или ученье о живописных и начертательных памятниках древности вообще; иконография, описание их. Иконолюбец муж. иконолюбивый человек, чтитель нкон. Икономаз муж. плохой иконописец; прозвище суздальцев. Иконопасанье ср. иконопись жен. писанье нкон; живопись иконная, как искусство; род или школа этой живописи называется пошибом. Мелкая, по золоту, иконопись, Строгановского пошиба, школы. Иконописный, к иконописанью относящийся. Иконописная жен. заведение, мастерская, покой, где пишут иконы. Иконописец муж. -сица жен. кто пишет иконы. Икоколоклоненье ср. чествованье икон. Иконочествованье, -чтенье, то же. Иконо -чтитель, -поклонник и -ница жен. кто чтить иконы или покланяется им. Иконостас муж. переиначенное и в иконостас, преграда, отдел между трапезой и алтарем церкви; посреди иконостаса царския двери, по сторонам местные образа и двери северные и южные. Иконостасный, к иконостасу относящийся. Иконостасник, иконостасный мастер, резчик по дереву и позолотчик, золотильщик.
Икона
-ы, ж.
Изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых, являющееся предметом религиозного поклонения.
В комнате Сухоруковых обстановка была чисто мещанская. В углу перед иконой теплилась лампадка (Короленко).
Синонимы:
о́браз
Родственные слова:
ико́нный, иконобо́рство, и́конопись, иконоста́с
Этимология:
От греческого eikōn ‘изображение’, ‘образ’ (др.-рус. икона и ст.-слав. икона).
Энциклопедический комментарий:
В узком смысле икона - произведение станковой живописи, имеющее культовое назначение. В католицизме преобладают скульптурные изображения, в православии - живописные на дереве. Культ иконы христианство восприняло от более древних религий. Этот культ зародился во II в. до н. э. и расцвел в IV в. Икона, в отличие от идолов, рассматривается христианской церковью не как тождественное божеству изображение, а как символ, таинственно с ним связанный и потому позволяющий духовное приобщение к "оригиналу", проникновение в сверхъестественный мир через предмет реального мира. Иконе как фетишу приписываются магические свойства. Иконы встречаются и в некоторых других религиях, напр. в ламаизме.
ИКО́НА1́, -ы, ж
Предмет религиозного почитания - живописное, реже рельефное изображение богов, святых и т.д., являющееся как бы связующим звеном между ними и верующими людьми.
Если есть возможность, во время молитвы хорошо уединиться или встать перед иконой (прот. А. Мень).
ИКО́НА2́, -ы, ж
Произведение изобразительного искусства - сакральное изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых или ангелов, а также событий Священной истории.
Первые иконы были привезены [на Русь из Византии] готовыми - это бесспорно, в числе их «Владимирская Божья Матерь», хранящаяся ныне в Третьяковской галерее (В. Сол.).
ИКО́НА -ы; ж. [греч. eikōn - изображение, образ, подобие] Живописное изображение Бога или святого (святых), являющееся предметом религиозного поклонения; образ (2.О.). Перед иконой ставят лампаду. Праздник иконы Казанской Божьей матери. Благословить молодожёнов иконой.
◁ Ико́нка, -нки́; ж. Уменьш. Носить на груди иконку.
* * *
ико́на (от греч. eikōn - изображение, образ), в православии и католицизме изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых, которому приписывается священное значение; произведение иконописи. Иконами называют также священные живописные изображения в ламаизме.
* * *
ИКОНА - ИКО́НА (от греч. eikon - изображение, образ), сакральное изображение Иисуса Христа (см. ИИСУС ХРИСТОС), Богоматери, святых (см. СВЯТЫЕ) или ангелов, а также событий Священной истории. Икона - это моленный образ, в отличие от монументальных повествовательных циклов, иллюстрирующих Священное Писание (см. СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ).
Нерукотворный Образ
Согласно учению Церкви, икона есть зримое выражение догмата Боговоплощения. По преданию 6 в., первая икона Христа появилась во время Его земной жизни. Она называется Нерукотворный Образ, так как не была написана художником, но возникла от соприкосновения ткани (полотенца, платка) с ликом Христа. В сказаниях 6 в. рассказывается, что Авгарь, царь города Эдессы, болевший проказой, послал своего слугу ко Христу с просьбой либо прийти в Эдессу и исцелить его, либо позволить написать с Него портрет. В ответ на эту просьбу Христос омыл Свое лицо, приложил к нему полотенце, и лик чудесным образом отпечатлелся на полотне. Получив нерукотворный портрет Христа, Авгарь выздоровел, после чего прикрепил его к доске и поместил над городскими воротами Эдессы. Вскоре, чтобы спасти образ от врагов, его замуровали в стене, в 6 в. открыли, и он стал самой чтимой святыней христианского Востока. В 944 Нерукотворный Образ был перенесен в Константинополь, в честь него был установлен праздник 16 августа; он исчез после разгрома Константинополя крестоносцами в 1204. Один из списков Нерукотворного Образа (13 в.), почитаемый как чудотворный, находится в ризнице собора в городе Лан во Франции.
Иконография
В первые века христианства преобладали аллегорические изображения Христа в виде доброго пастыря, агнца, виноградной лозы, рыбы, в образе Орфея, играющего на лире, и т. п. Пято-шестой (Трулльский) собор предписал (правило 82) вместо аллегорического ветхозаветного образа агнца изображать Христа «по человеческому виду» и вспоминать Его жизнь «во плоти».
Художественная форма иконы, ее виды, техники и традиция народного почитания восходят к культуре поздней античности. В период до иконоборчества (см. ИКОНОБОРЧЕСТВО) (8 - 1-я пол. 9 в.) сложились основные типы образов Христа, Богоматери, святых и схемы сюжетных изображений Священной истории. В послеиконоборческий период утвердились каноны иконографии, сохранявшиеся с незначительными изменениями в течение последующих столетий (например, возрастные отличия святых, типы и цвета их одежд, атрибуты, типы архитектурных сооружений и условного пейзажа и т. д.); в качестве образцов использовали иконы и книжные миниатюры, а также специальные «книги образцов» (на Руси - иконописные подлинники). Для почитания в храмах и домах христиан писали иконы Христа, Богоматери и святых; для храмов - образы храмовых праздников и святых (изображения событий Священной истории или святого, которому посвящался храм) и иконы для алтарной преграды, или иконостаса (см. ИКОНОСТАС).
Техника иконописания
Наибольшее распространение в христианском мире получили иконы, исполненные натуральной темперой (см. ТЕМПЕРА) (связующее вещество - яичный желток) на досках. В Византии иконные образы создавали также из разнообразных прочных и дорогих материалов: рельефные и резные иконы из мрамора, драгоценных и полудрагоценных камней и металлов, керамики, слоновой кости, в технике мозаики (из цветных камней и стекол - смальты) и перегородчатой эмали; в поствизантийский период иногда использовали загрунтованный холст, на котором писали двусторонние небольшие иконы-таблетки. Древнейшая техника иконописания - энкаустика (см. ЭНКАУСТИКА), восходящая к позднеантичной живописи.
Процесс изготовления темперной иконы начинается с приготовления доски из выдержанного сухого дерева, укрепленной с тыльной стороны или по торцам врезными планками (шпонками). С лицевой стороны в доске делается углубление (ковчег), благодаря чему получаются возвышенные края (поля). Доска целиком или частично (по краям, по стыкам досок) проклеивается полотном (поволокой), на который кладут несколько слоев мелового с клеевым связующим грунта (левкас). На высушенный заглаженный левкас наносят рисунок, раскрашивают фон и нимбы (или покрывают их золотом), одежды и изображения на фоне. Затем пишут лики и обнаженные части рук и ног; делают надписи (инициалы имен Иисуса Христа и Богоматери, имена святых, названия сюжетных композиций. После просушки живопись покрывают олифой.
Образы Христа и Богоматери
Главными изображениями христианского искусства были образы Христа, представляемого, помимо Нерукотворного Образа, иконографическими типами юного Христа Эммануила (евр. «с нами Бог»), Христа Пантократора (Вседержителя) и Христа Судии, восседающего на престоле; они изображались на стенах храмов и на иконах. Самыми многочисленными и разнообразными по типам в Византии и особенно в Древней Руси стали иконы Богоматери, главной Небесной Заступницы человека. По преданию, первый портрет Богоматери был написан евангелистом Лукой при Ее жизни.
Первообразцами основных иконографических типов Богоматери стали выдающиеся константинопольские иконы, почитавшиеся чудотворными; названия их восходят к названиям храмов или местностей: Влахернитисса, Никопея, Одигитрия (см. ОДИГИТРИЯ), Халкопратийская (Агиосоритисса) и др. В знаменитом Влахернском храме, где хранился мафорий (покрывало) Богоматери, было несколько чтимых икон (самая известная - Оранта (см. ОРАНТА)). Другая святыня Константинополя - Никопея - представляет Богоматерь, держащую щит с образом Младенца Христа. Одигитрия (одна из главных икон Византии) - Богоматерь с Младенцем Христом, сидящим у Нее на руках. Своеобразным вариантом образа Богоматери является Елеуса (Умиление). В Халкопратийском храме, где, как и во Влахернах, хранилась часть одежд Богоматери и Ее пояс, была чтимая икона, называемая Агиосоритисса (от названия часовни реликвий Agia Soros - Святая Рака). Она изображает Богоматерь молящуюся, представленную в повороте, с поднятыми в жесте моления руками; вариант, в котором Богоматерь изображена с развернутым свитком «моления» в руках, называют Богоматерь Заступница.
Копии-списки и свободные варианты прославленных константинопольских икон, создававшиеся в течение всех веков существования Византийской империи, распространялись в различных странах православного мира, где они получали местные наименования и имели свою, богатую чудотворениями историю почитания.
ИКОНА (от греч. eikon - изображение - образ), в православии и католицизме изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых, которому приписывается священное значение; произведение иконописи. Иконами называют также священные живописные изображения в ламаизме.
-ы, ж.
Живописное изображение бога или святого (святых), являющееся предметом религиозного поклонения; образ2.
Александр Вадимыч встретил молодых с иконой древнего письма. А. Н. Толстой, Хромой барин.
[От греч. ε’ικών - изображение, образ, подобие]
ИКОНА - картина, являющаяся принадлежностью иконостаса (алтарной перегородки в православных церквах), а также объектом домашнего почитания у христиан в православных странах. По мере развития церковной архитектуры такие изображения на Западе стали помещать над или за алтарем или в отдельных часовнях, а на Востоке - на перегородке, отделявшей алтарь от средней части церкви. Со временем эта перегородка становилась все выше и получила название иконостаса. По традиции, иконы играли очень важную роль в духовном воспитании и в религиозной жизни восточных христиан, а иконописание рассматривалось как одна из форм священнодействия. Иконы освящаются церковью и становятся священными. Почитание иконы направлено не на саму икону, а на ту божественную реальность, которая выражена через нее. На II Никейском (787) и на IV Константинопольском соборах (869-870) были окончательно решены вероучительные и дисциплинарные вопросы, связанные с иконопочитанием и обсуждавшиеся в ходе иконоборческих споров.
ПРАВОСЛАВНЫЕ ИКОНЫ (слева направо: Спас Нерукотворный, Архангел Михаил, Св. Николай)
См. также ИЗОБРАЖЕНИЯ СВЯЩЕННЫЕ.
ЛИТЕРАТУРА
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995
ИКО́НА (от греч. ειχών) - священное изображение, видимый чувственный символ невидимого священного первообраза - "горнего мира". И. символич. воплощает образ Иисуса Христа, Богородицы, какого-либо святого или какого-либо события из Священной истории (напр., Благовещения, Рождества Христова) и житий святых.
Определение сущности почитания И. было итогом длительных дискуссий и борьбы вокруг догматич. проблем, связанных с культом И., и окончательно оформилось в 8-9 вв. в византийской теории образа. Считается, что первые И. появились в 4 в., однако самые ранние из дошедших до нашего времени созданы в 6 в. в Византии. Но в 730 византийский имп. Лев III запретил культ икон; в основе иконоборчества лежали библейские запреты творения и почитания кумиров. Несмотря на преследования, иконопочитание не прекратилось, и в 787 на 7-м Вселенском соборе в Никее было восстановлено.
Принципы и худож. средства создания И., формируясь в течение веков, утвердились в кач-ве канонич. норм. В соответствии с ними целью И. является - изобразить истинную реальность мира. Время и пространство в И. выражают представление о безграничной идеальной протяженности. Поэтому предметы в пространстве ср.-век. И. давались в обратной перспективе, к-рая предполагает наличие неск. точек зрения, а само пространство обозначалось золотым или серебряным фоном, символизировавшим наполнявший его Божественный свет. Символизация цвета и света также служила воплощению извечного, постоянного, "вечной сущности явлений" (подробнее см. Иконопись).
В узком смысле под И. понимают только священное изображение, исполненное на доске, помещаемое в киот или иконостас, или, несколько шире, также исполненное на холсте. Но в действительности сущность И. определяется отношением к ней как к священному изображению и не зависит от техники и материала, в к-рых она изготовлена. И. создавались и создаются в разных техниках: мозаикой, литьем (преимуществ. бронзовым), резьбой по камню, кости, дереву, написанием красками (темперой или масляными) на дереве, холсте (И., написанные на поверхности пропитанной специальным составом и сложенной несколько раз ткани, назывались в Др. Руси полотенцами), штукатурке (обычно водяными красками в технике фрески), тканьем, вышивкой, в т. ч. бисером, в технике эмали. Каноничны в И. композиция, связанная с передачей пространства и времени, цвет и свет, атрибуты святых - но не материал. Все они могут являться священными изображениями, имеют одинаковое содержание, назначение, иконографич. канон, их создавали часто одни и те же мастера. Распространенное разграничение фресок и И. как "монументальной живописи" и "станковой" является необоснованным перенесением на иск-во И. совершенно чуждых ему категорий, выработанных для описания иск-ва нового времени. Более того, до появления высокого иконостаса (сформировавшегося в рус. храмах на рубеже 14-15 вв. и в православных храмах других народов) основной тип И. - именно стенные росписи и мозаики; напр., в системе византийского храма важнейшее место занимали стенные И. алтарных апсид. Так же неправомерно распространенное исключение из понятия И. мозаичных образов, основанное на совершенно неадекватном подходе с т. з. материала. Иконами являются даже резные скульптуры, традиционно (наряду с живописными И.) принятые рус. православной церковью для изображения св. великомученика Георгия, св. Николая, св. мученицы Параскевы, св. преподобного Нила Столбенского. Различие материалов и связанных с ними техник имеет преходящий характер, обусловленный общим развитием иск-в, природными и технич. возможностями и условиями функционирования И., хотя отдельные виды, более привычные и распространенные, могут традиционно начать считаться более каноничными. Также сущность И. не зависит от ее местонахождения: И. может находиться в храме, в том числе в его иконостасе, на стене или в ином постоянном или переменном месте. Напр., т. н. аналойные И., писанные с двух сторон на загрунтованном полотне (отсюда идет их современное искусствоведческое наименование "иконы-таблетки"): включенные в большие серии, воспроизводившие последовательность церк. праздников, они в соответствующие дни полагались на аналое для поклонения и целования верующими. И. может быть помещена снаружи храма: на фасаде апсиды или над входом; вне храма - напр., в жилище; И. может размещаться на облачении священнослужителя, на богослужебных предметах (панагиары, дискосы и т. п.), И. может быть переносной, сопровождая человека в пути (для этого ее часто делают в виде складня), может носиться на груди (панагия). Эти различия (в нек-рой степени) связаны с различиями мат-ла и техники. Они связаны с возможным разнообразием функций И., но не затрагивают их принципиальных черт. В кач-ве И. могут использоваться произведения иск-ва после их освящения в православном храме. Зап.-европ. картины духовного содержания также могут стать И.; примером может служить иконостас дворцовой церкви в Павловске, все образы к-рого являются копиями картин зап.-европ. мастеров. Произв. Рубенса, Ван-Дейка и др. были И. в Троицком соборе Александро-Невской лавры, Екатерининском соборе Царского Села и мн. др. В 18-19 вв. многие И. для православных храмов были написаны художниками неправославного вероисповедания, получившими образование в АХ, напр., К. П. Брюлловым. Как и многие рус. храмы, воздвигнутые христианами западных конфессий (напр., соборы Моск. Кремля), И. неправославных художников, будучи освященными, становятся священны для православных.
Лит.: Голубцов А. П. Из истории древнерус. иконописи. М., 1897; Ровинский Д. А. Обозрение иконописания в России до кон. 17 в. СПб., 1903; Лазарев В. Н. История византийской живописи: В 2 т. М., 1947-48; Лазарев В. И. Феофан Грек и его школа. М., 1961; Каргер М. К. Древнерус. монументальная живопись. М., 1964; Лазарев В. И. Андрей Рублев и его школа. М., 1966; Жегин Л. Ф. Язык живописного произв.: (Условность древнерус. иск-ва). М., 1970; Раушенбах Б. В. Пространств. построения в древнерус. живописи. М., 1975; Лазарев В. И. Рус. иконопись от истоков до нач. 16 в. М., 1983; Алпатов М. В. Древнерус. иконопись. М., 1984; Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. Париж, 1989; Бычков В. В. Духовно-эстетические основы рус. иконы. М., 1995; Успенский Б. А. Семиотика иконы // Успенский Б. А. Семиотика иск-ва: Поэтика композиции. Семиотика иконы. Статьи об иск-ве. М., 1995. С. 219-294; Флоренский П. А. Иконостас. М., 1995; Райгородский Л. Д. Беседы о рус. иконе. СПб., 1996.
Спас. Икона ок. сер. 14 в.
Св. Георгий. Икона 12 в.
Богоматерь Одигитрия. Конец 14 - начало 15 в.
Икона "Архангел Михаил". Работа ученика Феофана Грека.
ИКОНА (от греческого eikon - изображение, образ), в православии и католицизме изображение Иисуса, Богоматери, святых, сцен из Священного Писания; произведений иконописи. Культ иконы зародился во 2 в., древнейшие сохранившиеся иконы датируются 6 в. По церковному вероучению, икона есть изображение-символ, таинственно связанное с божеством и потому позволяющее духовное приобщение к "оригиналу" (архетипу). Иконы имеются в некоторых других религиях, например ламаизме.
"Святые Борис и Глеб". Икона московской школы.
= сущ. (греч. εἰκών) - образ, в т.ч. собств. икона. (Откр. 13, 15).
ИКОНА
(греч.-изображение, образ): живописное или рельефное изображение богов, святых и других сверхъестественных существ, являющихся объектом религиозного поклонения. Иконы распространены в православии, католицизме и буддизме (ламаизме). Верующие воспринимают иконы как окно в мир сверхъестественного, как «образ Первообраза». Они убеждены, что при обращении к иконе возможны чудеса - эти иконы называют чудотворными. Многие иконы, созданные выдающимися живописцами (Феофаном Греком, Дионисием, Андреем Рублевым и др.), являются не только религиозными святынями, но и художественными шедеврами.
Большая икона. Жарг. арест., угол. Шутл.-ирон. 1. Правила внутреннего распорядка в ИТУ. Б.,18. 2. Портрет Ленина. Балдаев 1, 42.
Икона да лопата. Прибайк. Шутл. Об очень разных, не имеющих сходства друг с другом людях. СНФП, 75.
Поднимать/ поднять икону. 1. Народн. Снимать икону для клятвы. ДП, 653. 2. Ср. Урал. Выносить икону из церкви и молиться всем селом, прося о милости. СРГСУ 4, 69.
Помолиться на икону. Жарг. арест. Ирон. Изучить правила внутреннего распорядка ИТУ. Балдаев 1, 336; ТСУЖ, 139.
Затерзать иконы. Прибайк. Устать молиться, прося чего-л. СНФП, 74.
сущ., кол-во синонимов: 21
вратарница (1)
деисус (3)
изображение (98)
иконка (7)
людница (1)
мощевик (2)
образ (41)
парсуна (6)
подокладница (1)
розница (6)
складень (10)
спорительница (1)
споручница (1)
средник (3)
таблетка (7)
танка (2)
трерядница (1)
триптих (4)
троеручица (1)
фото (13)
хоругвь (5)
Заимствовано из старославянского, который заимствовал с последующим переоформлением греческое eikon - "образ".
Древнерусское - икона.
Иконой называют изображение святого, к которому люди обращаются с молитвой (особенно характерно для христианской религии). Слово появилось на Руси в связи с принятием христианства, в конце X в. Источник имеет греческое происхождение. С того времени значение слова не менялось, существительное остается общеупотребительным и по сей день.
Производные: иконостас, иконный.
Заимств. из ст.-сл. яз., где икона < греч. eikona «икона» - из eikōn «картина, изображение, подобие», суф. производного от eikō «быть похожим». Ср. образ.
ико́на
др.-русск., цслав. икона (мин. 1096 г. и др.). Из ср.-греч. εἰκόνα, греч. εἰκών; см. Фасмер, ИОРЯС 12, 2, 235; Гр.-сл. эт. 66.
ИКОНА (н.-греч. eikona, образ). Священное изображение предметов и лиц нашего религиозного поклонения.
- Живописное изображение Бога, святых.
- «Лицом - к избе, спиной - к стене» (загадка).
- ... стиля.
- Церковный «экспонат».
- Окладистый портрет угодника.
- «Из одного дерева ... и лопата» (посл.).
- По старинным приметам - если она упадет, то к покойнику.
- Какое слово в «Католической энциклопедии» Иоанн Дамаскин объяснял как «видимый образ невидимого, данный нам ради слабости понимания нашего»?
- Что висит в красном углу?
- Содержимое киота.
- Портрет кисти Дионисия.
- На неё молятся православные.
- Немая слушательница молитвы.
- Портрет небожителя.
- Почитаемый образ.
- Божья картинка.
- Что такое панагия?
Икони́йский султана́т - см. Конийский султанат.
* * *
ИКОНИЙСКИЙ СУЛТАНАТ - ИКОНИ́ЙСКИЙ СУЛТАНА́Т, см. Конийский султанат (см. КОНИЙСКИЙ СУЛТАНАТ).
ИКОНИЙСКИЙ СУЛТАНАТ - см. Конийский султанат.
ИКОНИЙСКИЙ СУЛТАНАТ, смотри Конийский султанат.
ж.
Новое научное направление и техника использования ЭВМ для обработки изображений, способов их преобразования и воспроизведения.
ИКОНИКА [< гр. eikon - изображение, образ] - инф. новое направление использования ЭВМ в области обработки изображений.
ИКО́НИНА Мария Ник. (1787-1866) - артистка балета. Окончила Петерб. театр. уч-ще в 1809 (кл. Ш. Дидло), до 1831 артистка петерб. балета. Дебютировала ролью Флоры, затем исполняла роли Венеры ("Зефир и Флора"), Креузы ("Медея и Язон"), Галатеи ("Ацис и Галатея"), Альцесты ("Альцеста") и др. И. была "хороша собою, высока ростом, молода, стройна, неутомима и танцевала весьма правильно" (Ф. Вигель) - однако, по свидетельству современников, ей не хватало драматической выразительности.
иконический принцип машинного перевода
1. Заключается в выделении из текста словоформ и оборотов, нахождении в машинном словаре их переводных эквивалентов и замене входных (иностранных или русских) словоформ и оборотов ми (русскими или иностранными) эквивалентами.
2. Основан на прямом однозначном противопоставлении сегментов входного языка адекватным сегментам, выраженными средствами другого (выходного) языка, заложенными в память машины. Этот способ прямой конфронтации считается особенно пригодным для обслуживания закрытых и строго фиксированных, "консервативных" подъязыков: сводок погоды, радиообмена в авиации, математической логики, боевых (штабных) документов и др. В этом случае алгоритмы перевода сравнительно просты, т.к. сообщение формализовано и легко построить алгоритм, который часто повторяется. Однако в память машины должно вводиться большое количество информации на обоих языках, так как каждый сегмент и словоформа рассматриваются как неизменяемые самостоятельные единицы.
Ср. алгоритмический и комбинированный принципы.
Вертеть иконку да хлебы. Кар. В свадебном обряде: Благословлять молодых, обводя иконой и хлебом над головами жениха и невесты. СРГК 1, 178.
иконка I
к икона
Зашел я в храм, тройным крестом себя освятил, свечи к иконкам поставил, а тут и вечерняя служба началась.
иконка II
элемент графического интерфейса, небольшая картинка, представляющая приложение, файл, каталог, окно, компонент операционной системы, устройство и т. п.
При нажатии на маленькие иконки фотоаппарата, размешенные в разных участках планов, появляются фотографии настенных экспозиций и экспонатов музея.
- Значок на поле десктопа.
- «Мой компьютер» на столе.
- Нательный образок.
- Пиктограмма на экране компьютера.
- Миниатюра богомаза.
ИКОННИК, -а, м.
Вор, специализирующийся на воровстве икон; спекулянт, перепродающий иконы.
Возм. из уг.
см. иконописец
ИКОННИКОВ ИКОННИК
Отчество по специальности отца иконник - иконописец. Родственная фамилия - Иконостасов.
ИКОННИКОВ
Иконописцев, художников в старину называли иконниками. Название профессии незаметно заменяло имя, а потом составило основу фамилии, кстати, довольно распространенной.
ИКОННИКОВ ИКОННИК
Отчество по специальности отца иконник - иконописец. Родственная фамилия - Иконостасов.
ИКОННИКОВ
Иконописцев, художников в старину называли иконниками. Название профессии незаметно заменяло имя, а потом составило основу фамилии, кстати, довольно распространенной.
ИКО́ННИКОВ Вл. Степ. (1841-1923) - историк, акад. Петерб. АН (1914). Окончил киев. кадетский корпус и ист.-филол. ф-т Киев. ун-та св. Владимира (1865). В 1867 получил звание магистра за работу "Максим Грек" (Киев, 1865-66; 2-е изд. 1915), азатем д-ра рус. истории за "Опыт иссл. о культ. значении Византии в рус. истории" (Киев, 1869); с 1870 - проф. Киев. ун-та, с к-рым связана вся его последующая преподавательская и ученая деят-ность. И. являлся одним из учредителей и пред. ист. об-ва Нестора-летописца, заведовал высшими жен. курсами, был ред. "Университетских изв.", пред. Киев. комиссии для разбора др. актов, пред. отд. Киев. об-ва древностей и иск-ва. Его "Опыт рус. историографии" (Киев, 1891-1908. Т. 1-2) явился подлинной энциклопедией библиографии и источниковедения рус. истории. Др. многочисл. его работы посвящены вопросам политич. и культ. истории Моск. Руси, России 18-19 вв., а также многим рос. историкам.
Ико́нников Владимир Степанович (1841-1923), историк, академик Петербургской АН (1914) и РАН (1917). Труды по истории русской культуры, библиографии. Основное сочинение - «Опыт русской историографии», т. 1 (кн. 1-2), т. 2 (кн. 1-2).
* * *
ИКОННИКОВ Владимир Степанович - ИКО́ННИКОВ Владимир Степанович (1841-1923), российский историк, академик РАН (1917; академик Петербургской АН с 1914). Труды по истории русской культуры, библиографии. Основные сочинения «Опыт русской историографии», т. 1 (кн. 1-2), т. 2 (кн. 1-2).
ИКОННИКОВ Владимир Степанович (1841-1923) - российский историк, академик РАН (1917; академик Петербургской АН с 1914). Труды по истории русской культуры, библиографии. Основные сочинения "Опыт русской историографии", т. 1 (кн. 1-2), т. 2 (кн. 1-2).
ИКО́ННЫЙ, иконная, иконное. прил. к икона. Иконная живопись. Иконная торговля.
ИКО́НА, -ы, ж. У православных и католиков: предмет поклонения Ч живописное изображение Бога, святого или святых, образ 2.
ИКО́ННЫЙ -ая, -ое.
1. к Ико́на. И-ая живопись.
2. Такой, как на иконе, напоминающий икону. И-ое благообразие. И-ые глаза. И. лик.
ико́нный, ико́нная, ико́нное, ико́нные, ико́нного, ико́нной, ико́нных, ико́нному, ико́нным, ико́нную, ико́нною, ико́нными, ико́нном, ико́нен, ико́нна, ико́нно, ико́нны, ико́ннее, поико́ннее, ико́нней, поико́нней
ИКОНОБО́РЕЦ, иконоборца, муж. (рел.). Последователь иконоборчества (ист.).
|| Сектант, отвергающий почитание икон.
иконобо́рец, иконобо́рцы, иконобо́рца, иконобо́рцев, иконобо́рцу, иконобо́рцам, иконобо́рцем, иконобо́рцами, иконобо́рце, иконобо́рцах
ср.
Социально-политическое и религиозное движение против христианского культа икона I, наблюдавшееся в Византии - в VIII - IX вв., на Руси - в XIV в., в Западной Европе - в XVI в.; иконоборчество.
сущ. ересь в VIII и IX вв., состоявшая в непризнании, не почитании и гонении св. икон и осужденная седьмым вселенским собором в 787 г. в г. Никее при патриархе Тарасии и императрице Ирине.
иконобо́рство, иконобо́рства, иконобо́рств, иконобо́рству, иконобо́рствам, иконобо́рством, иконобо́рствами, иконобо́рстве, иконобо́рствах