м.
Всемирная компьютерная сеть электронной связи, позволяющая пользователям персональных компьютеров, находясь на любом расстоянии, в любой точке земного шара, иметь связь друг с другом, принимать и передавать текстовую и изобразительную информации.
м.
Всемирная компьютерная сеть электронной связи, позволяющая пользователям персональных компьютеров, находясь на любом расстоянии, в любой точке земного шара, иметь связь друг с другом, принимать и передавать текстовую и изобразительную информации.
Интернет
[тэ, нэ́], -а, только ед., м.
Всемирная компьютерная сеть, связывающая подключенные к ней персональные компьютеры и дающая возможность их владельцам пользоваться единым информационным пространством.
Сайт в Интернете.
Русскоязычный Интернет.
Переписываться по Интернету.
Этимология:
От английского Internet (← International net ‘международная сеть’). В русском языке - с конца XX в.
ИНТЕРНЕ́Т [тэрнэ́], -а; м. [англ. Internet от international net - международная сеть] [с прописной буквы] Всемирная компьютерная сеть (информационная система связи, объединяющая множество компьютеров во всём мире).
* * *
Интерне́т (от лат. inter - между и net[work] - сеть), глобальная компьютерная сеть, связывающая между собой как пользователей компьютерных сетей, так и пользователей индивидуальных (в том числе домашних) компьютеров.
* * *
ИНТЕРНЕТ - ИНТЕРНЕ́Т (англ. Internet, от лат. inter - между и англ. net - сеть), всемирная компьютерная сеть, соединяющая вместе тысячи сетей, включая сети вооруженных сил и правительственных организаций, образовательных учреждений, благотворительных организаций, индустриальных предприятий и корпораций всех видов, а также коммерческих предприятий (сервис-провайдеров (см. ПРОВАЙДЕР)), которые предоставляют частным лицам доступ к сети. Среди типов доступа в Интернет различают онлайн (online) доступ, который позволяет использовать сеть в режиме реального времени, и офлайн (offline) доступ, когда задание для сети готовится заранее, а при соединении происходит лишь передача или прием подготовленных данных. Такой доступ менее требователен к качеству и скорости каналов связи, но дает возможность пользоваться только e-mail - электронной почтой.
Информация, хранящаяся во множестве компьютерных сетей, связанных между собой Интернетом, образует гигантскую электронную библиотеку. Огромное количество данных, распределенных между компьютерными сетями, затрудняет поиск и получение желаемой информации. Для облегчения поиска в Интернете развивались все более совершенные средства. Среди них нужно отметить такие, как Archie, Gopher и WAIS, коммерческие поисковые машины (search engines, indexes), которые представляют собой программы, использующие алгоритм поиска среди большого обьема документов по ключевым словам. Результаты поиска пользователь получает в виде списка заголовков и описаний документов, содержащих ключевые слова, отсортированные по степени релевантности. Такая программа как Telnet позволяет пользователям соединяться с одного компьютера с другим удаленным компьютером другой сети. FTP (протокол передачи файлов (см. ФАЙЛ)) используется для пересылки информации между компьютерами различных сетей.
Интернет - наиболее динамично развивающаяся среда информационного обмена в истории человечества. Современные возможности доступа к Интернету с мобильных телефонов (см. СОТОВАЯ СВЯЗЬ) и устройств (мобильный Интернет), с телеприемника, а также обмен информацией через сеть других устройств, расширяют круг пользователей.
История возникновения
Интернет появился в результате секретного исследования, проводимого Министерством обороны США в 1969 году с целью тестирования методов, позволяющих компьютерным сетям выжить во время военных действий с помощью динамической перемаршрутизации сообщений. Первой такой сетью была ARPAnet, обьединившая три сети в Калифорнии с сетью в штате Юта по набору правил, названных Интернет-протоколом (Internet Protocol или, сокрашенно, IP).
В 1972, с открытием доступа для университетов и исследовательских организаций, выросла до сети, объединяющей 50 университетов и исследовательских организаций, имевших контракты с Министерством обороны США.
В 1973 сеть выросла до международных масштабов, объединив сети, находящиеся в Великобритании и Норвегии. Десять лет спустя Интернет-протокол был расширен за счет набора коммуникационных протоколов, поддерживающих как локальные, так и глобальные сети (TCP/IP). Вскоре после этого, National Science Foundation (NSF) открыла NSFnet с целью связать 5 суперкомпьютерных центров. Одновременно с внедрением протокола TCP/IP новая сеть вскоре заменила ARPAnet в качестве «хребта» (backbone) Интернета.
Мощный толчок к популяризации и развитию Интернета, а также к превращению его в среду для ведения бизнеса дало появление World Wide Web (Всемирная Паутина, WWW) - системы гипертекста (см. ГИПЕРТЕКСТ) (hypertext), которая cделала путешествие по сети Интернет быстрым и интуитивно понятным.
Идея связывания документов через гипертекст впервые была предложена и продвигалась Тедом Нельсоном (Ted Nelson) в 1960-е годы, однако уровень существующих в то время компьютерных технологий не позволял воплотить ее в жизнь.
Основы того, что мы сегодня понимаем под WWW, заложил в 1980-е годы Тим Бернерс-Ли (Tim Berners-Lee) в процессе работ по созданию системы гипертекста в Европейской лаборатории физики элементарных частиц (European Laboratary for Particle Physics, Европейский центр ядерных исследований (см. ЕВРОПЕЙСКИЙ ЦЕНТР ЯДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ)).
В результате этих работ в 1990 научному сообществу был представлен первый текстовый браузер (см. БРАУЗЕР) (browser), позволяющий просматривать связанные гиперссылками (hyperlinks) текстовые файлы онлайн. В 1991 доступ к этому браузеру был предоставлен и широкой публике, однако распространение его вне научных кругов шло медленно.
Новый исторический этап в развитии Интернета берет начало с выхода первой Unix-версии графического браузера Mosaic в 1993 году, разработанного в 1992 Марком Андресеном (Marc Andreessen), студентом, стажировавшимся в Национальном центре суперкомпьютерных приложений (National Center for Supercomputing Applications, NCSA), США.
С 1994, после выхода версий браузера Mosaic для операционных систем Windows и Macintosh, а вскоре вслед за этим - браузеров Netscape Navigator и Microsoft Internet Explorer, берет начало взрывообразное распространение популярности WWW, и как следствие Интернета, среди широкой публики сначала в США, а затем и по всему миру
В1995 NSF передала ответственность за Интернет в частный сектор, и с этого времени Интернет существует в том виде, каким мы знаем его сегодня.
Наиболее популярные Интернет-сервисы включают:
- электронную почту (e-mail);
- поиск и просмотр текстовой и мультимедийной информации с помощью браузера (Web-browser) в World Wide Web (WWW);
- электронную коммерцию (e-commerce);
- переговоры в режиме online (чаты, chats);
- конференции (discusion groups, Usenet), в которых можно публиковать сообщения и просматривать ответы на них;
- ролевые игры.
World Wide Web ( WWW или W3, Мировая Паутина)
Объединение глобально распространяемых текстовых и мультимедийных документов и файлов, а также других сетевых сервисов, связанных друг с другом таким образом, что поиск и получение информации, а также интерактивное взаимодействие между пользователями осуществляется быстрыми и интуитивно понятными способами. Тим Бернерс-Ли определил это понятие еще шире: «World Wide Web - это Универсум доступной через сеть информации, воплощение человеческого знания».
Web представляет собой графический интерфейс к Интернету, позволяющий доставлять и обрабатывать информацию, содержащуюся в специально отформатированных документах и включает в себя три основных компонента: Hypertext Markup Language (HTML), HyperText Transfer Protocol (HTTP), Universal Resource Locator (URL).
Гипертекст (hypertext) - способ организации документов или баз данных, при котором соответствующие фрагменты документов или информации связываются друг с другом ссылками (links, hyperlinks), позволяющими пользователю мгновенно переходить по ним к соответствующим документам или информации, следуя по ассоциативному пути.
Ссылки могут быть представлены в текстовом, графическом, аудио- или видео-формате.HTML (Hypertext Markup Language) включает в себя программные коды разметки файла (markup symbols) или тэги (tags), которые определяют шрифты, слои, графику и ссылки на другие Web-документы.
HTML - формат, рекомендуемый Консорциумом World Wide Web и принят в качестве стандарта большинством разработчиков программного обеспечения. Развитие коммерции в сети и новые требования к Web привели к модификации HTML и появлению расширенной формы HTML - Extensible Hypertext Markup Language (XHTML или XML).
HTTP (HyperText Transfer Protocol) определяет набор стандартов по передаче Web-страниц через Интернет.
URL (Universal Resource Locator) представляет собой стандарт для определения местонахождения (адреса) файла или ресурса в Интернете. Тип ресурса зависит от используемого протокола. В случае Web, протоколом является HTTP, ресурсом может быть HTML-страница, графический файл, программа, выполнямая на удаленном компьютере.
URL содержит название протокола, требующегося для доступа к ресурсу, доменное имя, определяющее конкретный компьютер в Интернете и иерархическое описание местоположения файла на этом компьютере. Например, URL «Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия» в Интернете, выглядит так: http://www.km.ru/mega/. Доменное имя www.km.ru содержит название ресурса km и указывает на Интернет-адрес (Internet Protocol address, IP address) , соответствующий имени km.ru, в данном случае адрес физического компьютера 222.2.2.2, на котором находится Web-сервер www.km.ru., /mega/ указывает точный путь к директории, где на компьютере находится Мегаэнциклопедия.
Web-сервер - это компьютерная программа, которая обслуживает запроcы на HTML- страницы или файлы. Запросы поступают со стороны программы-клиента, находящейся на компьютере или любом другом возможном Интернет-терминале пользователя. Такая программа называется браузером (browser) или Web-браузер (Web-browser). Наиболее распространенными браузерами в настоящее время являются графические браузеры Microsoft Internet Explorer, Netscape Navigator и Opera, а также текстовый браузер Lynx. Система, которая локализует доменные имена (см. ДОМЕН (в Интернете)) и переводит их в IP-адреса, носит название Domain Name System (DNS).
km.ru является доменом второго уровня (second-level domain, SLD) и идентифицирует административного владельца - компанию «Кирилл и Мефодий». Домены второго уровня могут быть иерархически разделены на домены третьего и т. д. уровней, например, mega.km.ru - домен третьего уровня в зоне km.ru. Доменом верхнего уровня (top level domain, TLD) в данном случае является домен.ru , указывающий на географическую принадлежность сети - RU (Russia). Домены верхнего уровня указывают как на географическую принадлежность, так и на тип домена.
Наиболее востребованными доменами (см. ДОМЕН (в Интернете)) в сети являются домены второго уровня в зоне.com. Рост спроса на дополнительные доменные имена в зоне .com привел к введению дополнительного домена-заменителя верхнего уровня .cc , а также расширению списка доменов верхнего уровня по типам, например, firm, .info .
Как правило, по адресу, указываемому URL, располагается Web-сайт (Web site). Web-сайт - это тесно связанная совокупность World Wide Web файлов, которая включает стартовый файл (стартовую или главную страницу), именуемую home page. В действительности, адрес home page включает специфический файл index.html, который обычно необязательно указывать в адресной строке. Как правило, в качестве адреса сайта используется адрес home page. C home page можно получить доступ к любой другой странице на сайте. В браузере пользователь может настроить home page любого сайта как стартовую страницу при выходе в Интернет.
Web-сайты делятся по типам на десятки категорий и сотни подкатегорий в зависимости от системы классификации. Наиболее посещаемые пользователями сайты - это поисковые машины, каталоги и Web-магазины.
Для крупнейших сайтов в настоящее время происходит слияние в одну категорию порталов с последующей классификацией на их типы. Порталом называют определяющий Web-сайт как постоянный стартовый сайт Интернет-пользователя при доступе к World Wide Web. Порталы подразделяются на две крупные подкатегории порталов общего назначения (general portals) и специализированных тематических или нишевых порталов (niche portals).
Среди крупнейших в мире порталов общего назначения - AOL, Yahoo, MSN, Lycos и Excite, месячная аудитория которых исчисляется десятками миллионов. В России такими порталами являются Rambler, Яndex, KM.RU, Aport, Port.Ru, List.Ru, eStart, месячная аудитория которых исчисляется сотнями тысяч посетителей и приближается к миллионной отметке.
Наиболее посещаемые сайты в мире находятся в США, в 2006 там насчитывалось более 150 млн пользователей (1-е место в мире), второе место занимает Китай (около 75 млн).В России Интернет развивается также стремительно (более 24 млн пользователей, 2006). Всего в мире в 2006 насчитывалось около 700 млн пользователей.
ИНТЕРНЕТ (англ. Internet от лат. inter - между и англ. net - сеть - паутина), международная (всемирная) компьютерная сеть электронной связи, объединяющая региональные, национальные, локальные и др. сети. Способствует значительному увеличению и улучшению обмена информацией, прежде всего научно-технической. Объединяет свыше 50 млн. коллективных и индивидуальных пользователей (каждый со своим электронным адресом) во всем мире.
Всемирная совокупность компьютеров, сетей и шлюзов, использующих для связи между собой протоколы TCP/IP.
Женский перевод:
место в компьютере, где есть гороскоп, а также другая полезная информация.
Мужской перевод:
глобальная компьютерная сеть.
сущ., кол-во синонимов: 13
всемирная сеть (2)
и да, и нет (1)
инет (5)
нет (128)
нэт (2)
паутина (9)
пиндоснет (1)
радиоинтернет (1)
рунет (2)
сетка (33)
сеть (96)
и да и нет, царство безграничных возможностей, инет, сетка, сеть, паутина, всемирная паутина, всемирная сеть
ИНТЕРНЕ́Т (от англ. Internet).
Всемирная (глобальная) система компьютерных сетей, интегрированная сетевая система, состоящая из неоднородных коммуникативных сетей, объединенных между собой. И. объединяет множество серверов, на которых находится огромный объем информации из разных областей знаний. Информация на серверах организована для доступа пользователей различными способами. Для пересылки сообщений по сети И. используются средства коммуникации, например, электронная почта.
Посланная информация (файл или сообщение) попадает в почтовый ящик из любой точки сети за считанные минуты. Использование электронной почты позволяет принимать участие в тематических конференциях и в образовательных программах дистанционного обучения. Доступ в И. может осуществляться в режиме реального времени (оn-line) и в автономном режиме (off-line), когда сообщение для сети готовится заранее и его передача происходит лишь при включении в сеть. Персональный доступ в И. осуществляется через поставщика доступа в И. (провайдера). Имеется три области, в которых обучение языку с помощью И. может осуществляться наиболее эффективно. Это коммуникация, информация и публикация. С дидактической точки зрения преимущество И. перед традиционными средствами обучения заключается прежде всего в доступности и актуальности аутентичных материалов (см. аутентичный текст), которые можно получить с помощью И., а также в легкости и скорости устной и письменной коммуникации. (Азимов, 2008; Бовтенко, 2005; Полат, 1998).
ИНТЕРНЕТ [англ. Internet < лат. inter - между + англ. net - сеть, сетка] - Всемирная компьютерная сеть. Первонач. - наименование американского технического предприятия по централизации компьютерных академических, исследовательских центров и фирм в военных целях. В настоящее время во всем мире в обмене данных через И. участвует несколько миллионов пользователей, в том числе в России. Сеть И. доступна для получения на персональный КОМПЬЮТЕР самой разнообразной научно-технической, культурной и др. информации (ИНФОРМАЦИЯ).
- «Ничто так не помогает по хозяйству, как отключенный ...» (шутка).
- Крупнейшая в мире библиотека, в которой все книги разбросаны по полу.
- Мировая паутина.
- Место, где можно найти всё, чего ты не ищешь.
- Виртуальное «окно в Европу».
- Паутина, затягивающая виртуальных фанатов.
- Сеть с сайтами.
- Компьютерная сеть.
- Стивен Кинг назвал его самой большой замочной скважиной в истории человечества.
- Виртуальный мир.
- Этот современный термин перевели на эскимосский язык словом, когда-то означавшим астральное путешествие шамана.
- Возникновением этого слова появившегося как термин в 1974 году мир, как ни странно, обязан Министерству обороны США, в недрах которого была разработана особая система для Агентства Передовых Исследовательских Проектов.
Компьютерная сеть - это группа компьютеров, которые соединены между собой таким образом, чтобы был возможен обмен данными между ними. Работу компьютерных сетей обеспечивают компоненты трех основных типов: 1) компьютеры; 2) средства передачи, такие, как кабели, телефонные или радиолинии; 3) некоторая совокупность рабочих процедур, или протоколов. Компьютерные сети используются для получения доступа к удаленным компьютерам, передачи файлов данных от одного компьютера другому или пересылки электронной почты. Они обеспечивают широкий доступ к таким централизованным информационным службам, как каталоги библиотек или базы данных юридической либо медицинской информации, а также связь между предприятиями бизнеса, с одной стороны, и их заказчиками и поставщиками - с другой. Они обеспечивают также дальнюю двустороннюю персональную связь между отдельными абонентами. Предусматривается, кроме того, связь для систем заводской автоматики, банкоматов и терминалов розничной торговли. Компьютерные сети ускорили распространение информации в современном обществе. Доступ к таким источникам информации, как базы данных, электронные доски объявлений и глобальная служба WWW, может осуществляться почти мгновенно и притом с одновременной рассылкой электронных сообщений тысячам пользователей компьютеров.
См. также
ОРГТЕХНИКА И КАНЦЕЛЯРСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ;
Типы сетей. Существуют компьютерные сети двух основных типов: локальные вычислительные сети (ЛВС) и территориальные сети.
ЛВС. Такие сети имеют относительно небольшую протяженность (несколько километров или меньше) и обычно принадлежат какой-либо одной организации, например, предприятию бизнеса или университету. Для них характерны, как правило, множественный доступ и высокие скорости передачи данных. При разработке ЛВС главная проблема состоит в том, чтобы избежать столкновения посланного сообщения с сообщениями других компьютеров. Для решения этой проблемы применяются два способа: принцип состязательной конкуренции и эстафетная передача маркера доступа. Основной тип систем состязательного типа - это системы множественного доступа с анализом состояния канала и обнаружением столкновений (CSMA/CD). В системе CSMA/CD компьютеры совместно пользуются кабелем для передачи сообщений, предназначенных для вещания. Компьютеры прослушивают трафик ("несущую") в кабеле и, прежде чем начать передачу, ждут, когда канал станет свободным. Если два компьютера начнут свои передачи одновременно, то будут происходить столкновения сообщений. Как только столкновение обнаруживается, компьютеры прекращают передачу и выжидают некоторый случайно выбранный интервал времени перед тем, как приступить к следующей попытке передачи. Компьютеры с высокой степенью вероятности выбирают разные временные интервалы, и поэтому какой-то из них начнет передачу первым и таким образом избежит повторного столкновения сообщений. В ЛВС с эстафетной передачей маркера доступа компьютеры включены в кольцо, и маркер посылается по кольцу от одного компьютера к следующему. Овладев маркером, компьютер приступает к передаче данных. Поскольку в каждый момент времени только один компьютер может владеть маркером, одновременные передачи, способные привести к столкновениям, исключаются. Два основных типа ЛВС с эстафетной передачей - это локальная сеть с маркерным кольцом, в которой передача между компьютерами происходит по непрерывному контуру, и эстафетная шина, по которой маркер передается в соответствии с некоторой последовательностью, что создает эффект маркерного кольца, сохраняя линейный режим работы кабеля.
Территориальные сети. Такие сети соединяют между собой территориально удаленные друг от друга компьютеры; по своей протяженности они могут быть региональными, общегосударственными или глобальными. Обычно они эксплуатируются как сети с открытым доступом или находятся под совместным управлением многих организаций. В территориальных сетях используется коммутируемая среда передачи, так что информация, посылаемая по таким сетям, прежде чем она достигнет своего пункта назначения, проходит через один или большее число промежуточных пунктов, называемых коммутаторами. Примерами коммутируемых сетей могут служить телефонная, телеграфная и почтовая системы. Территориальные сети обычно строят на базе существующих систем связи, хотя для них могут использоваться также выделенные микроволновые каналы, радиоканалы для связи с мобильными объектами и спутниковые каналы. В большинстве территориальных сетей применяют метод пакетной коммутации, при котором подлежащие передаче данные группируются в небольшие пакеты. Каждый пакет содержит в себе адреса посылающего и принимающего компьютеров, а также информацию для управления. Сеть использует эту информацию для отправки пакетов адресатам и их сборки в надлежащем порядке. Преимущество пересылки отдельных пакетов по сравнению с непрерывным процессом передачи состоит в том, что каналы связи можно в этом случае использовать более эффективно. Пакеты, приходящие по разным линиям от разных отправителей, могут вперемежку пересылаться по одному и тому же участку сети, так что пропускная способность сети не будет оставаться неиспользуемой, когда какой-либо из каналов не загружен. Кроме того, пакеты, приходящие по одной и той же линии, могут посылаться в свои пункты назначения по разным маршрутам, что позволяет распределять трафик по многим каналам и реагировать на неисправность в какой-либо части сети. См. также ТЕЛЕФОН. Режим асинхронной передачи ATM - одна из форм пакетной коммутации. Благодаря ATM становится эффективным использование небольших пакетов фиксированного размера со скоростями передачи 1 Гбит/с и более. ATM допускает также интеграцию компьютерных данных с речевой информацией, видеоданными и другими типами трафика, предоставляя пользователям возможность определять, какое именно качество обслуживания им нужно. Для зависимой от времени информации, например звука и видео, можно использовать передачу с малым временем задержки, а для передачи информационных массивов пользоваться более медленными, но и более дешевыми каналами передачи. Разработчикам территориальных сетей приходится решать множество непростых технических задач. Каждый компьютер сети должен иметь собственный условный адрес, а сеть должна обладать возможностью переводить этот адрес в реальный физический. В коммутируемой сети между любыми двумя точками существует множество возможных маршрутов, так что коммутаторы должны располагать возможностью выбора подходящего маршрута. Одно из простых решений состоит в том, чтобы иметь на каждом коммутаторе таблицу маршрутизации, показывающую, какие исходящие линии приводят к тем или иным адресам. Однако таблицы фиксированных маршрутов не позволяют коммутаторам приспосабливаться к изменяющимся конфигурациям сети и условиям трафика. Широко используется более гибкая адаптивная система распределенной маршрутизации, в которой коммутаторы запрашивают своих соседей о наилучшем существующем на данный момент маршруте до каждого из пунктов назначения и соответствующим образом корректируют свои таблицы маршрутизации. Территориальные сети нуждаются также в средствах обнаружения и исправления ошибок, в том числе искаженных данных, потерянных пакетов и поврежденных компьютеров и коммутаторов. Рабочие процедуры (протоколы) имеют многослойную организацию, что позволяет упростить разработку сети. Самые нижние слои управляют электрическими соединениями; вышележащие слои определяют, как надо передавать информацию по отдельным звеньям сети, сетям межсоединений, устанавливать соединения между компьютерами и подготавливать данные для того или иного конкретного приложения, например для передачи файлов или электронной почты. Стандартизация разных слоев протоколов была одной из основных задач, которую пришлось решать программистам. Стандарты не только облегчают проектирование и разработку сетей, но и обеспечивают возможности использования компонентов, выпускаемых разными поставщиками, в одной и той же системе. Область, в которой стандарты имеют особенно важное значение, - это организация межсетевого взаимодействия, т.е. процесс соединения двух или большего числа сетей, позволяющий компьютерам одной сети обмениваться информацией с компьютерами другой сети. Сеть, связывающая между собой другие сети, является, таким образом, "сетью сетей". Интернет - глобальная система связанных между собой компьютерных сетей - самая старая и самая большая "сеть сетей" в мире. Чтобы "сеть сетей" работала, включенные в нее сети должны иметь по меньшей мере один протокол общего пользования. В сети Интернет это межсетевой протокол IP. Обычно он используется в паре с протоколом управления передачей TCP. Эта пара получивших широкое распространение протоколов известна как TCP/IP.
История сети Интернет. Интернет берет свое начало от экспериментальной компьютерной сети Арпанет, которая была создана управлением перспективных исследований и разработок министерства обороны США (ARPA). Управление ARPA рассчитывало, что его сеть сможет снизить расходы на вычисления, предоставляя исследователям доступ к совместному использованию компьютерных ресурсов и способствуя сотрудничеству между исследователями, находящимися в разных местах. ARPA приступило к работе над проектом сети в 1969, и несколько подрядчиков из университетских и промышленных кругов спроектировали, изготовили и испытали аппаратные средства и программное обеспечение для этой сети. Проект Арпанет внес значительный вклад в практику создания сетей. Так, была продемонстрирована эффективность метода пакетной коммутации; было установлено, что компьютеры разных типов можно объединять в одну сеть; были решены проблемы создания распределенных сетей, в частности проблема маршрутизации; было разработано много важных протоколов. На гребне успеха Арпанет управление ARPA начало разрабатывать другие экспериментальные сети с использованием радио- и спутниковой связи. В то время еще не существовало простого способа для соединения столь различных сетей. Поэтому в 1973 ARPA приступило к разработке системы протоколов TCP/IP, что сделало возможным обмен данными между сетями разных типов. Арпанет и присоединенные к ней другие сети, использующие протоколы TCP/IP, в целом стали известны под названием Интернет. ARPA сделало эти протоколы доступными для других групп, желающих создавать сети, и данный стандарт получил широкое признание. Сеть Интернет была горячо принята учеными, сотрудничавшими с ARPA и стремившимися к обмену информацией и идеями со своими далекими коллегами. Эта атмосфера вдохновляла на создание новых сетей, и в 1985 Национальный научный фонд NSF начал строить сеть NSFNET для объединения своих суперкомпьютерных центров. В начале 1990-х годов правительство США решило передать административное управление сетью Интернет в руки частных лиц. Это способствовало расширению круга коммерческих поставщиков и потребителей услуг сети Интернет, которая вскоре связала между собой миллионы компьютеров и сотни миллионов людей во всем мире.
"Всемирная паутина". Одной из наиболее популярных служб, возникших на базе сети Интернет, стала "Всемирная паутина" WWW (World Wide Web). Типичная "Web-страница" представляет собой полный экран текстовой и графической информации, связанной с некоторым конкретным предметом или вопросом. Ключевые слова и (или) изображения на такой странице выделены. Если пользователь выбирает один из таких выделенных элементов, то на экране воспроизводится новая страница, посвященная выбранному слову или изображению. Пользователь может, следуя таким ссылкам, продолжить вывод на экран новых страниц. Программа, которая осуществляет поиск, выборку и воспроизведение Web-страниц, называется браузером, а компьютеры, хранящие информацию, - Web-серверами. Концепцию "паутины" разработал в 1990 Т. Бернерс-Ли в Европейском центре ядерных исследований ЦЕРН в Женеве (Швейцария). Он хотел создать систему, которая помогала бы ученым сотрудничать, применяя упрощенные способы создания и использования мультимедиа-информации. Систему связей (ссылок) между документами называют гипертекстом. Для создания системы гипермедиа "паутина" сочетает гипертекст с мультимедиа (текст, изображения, звук и видео). Совместное пользование информацией, содержащейся в "паутине", стало возможным благодаря применению для создания Web-страниц общего языка, получившего название гипертекстового языка описания документов HTML, общего протокола для обмена информацией, названного гипертекстовым транспортным протоколом HTTP, и стандартного формата адресов (унифицированного указателя ресурсов) URL. Важным достоинством URL является то, что он может работать с любым протоколом, а не только с HTTP; отсюда следует, что "Всемирная паутина" спроектирована так, чтобы ее можно было использовать со всеми существующими и будущими сетевыми службами. "Паутина" приобрела в ЦЕРНе исключительно высокую популярность и вскоре появилась в других научно-исследовательских центрах, включая национальный центр США по применениям суперкомпьютерных вычислений NCSA. В 1993 группа сотрудников NCSA, возглавляемая М.Эндрессеном, начала разработку улучшенного Web-браузера, получившего название "Мозаик". "Мозаик" мог работать на большинстве типов рабочих станций и персональных компьютеров. Бесплатный доступ к этой программе просмотра сделал "паутину" исключительно популярной, и число обращений к сети начало расти с феноменальной скоростью. За несколько месяцев количество используемых экземпляров "Мозаик" превысило миллион, а трафик WWW вырос в 10 тыс. раз. Эндрессен и его группа ушли из NCSA, чтобы работать над коммерческой версией "Мозаик". Затем появились и другие коммерческие браузеры, способствовавшие быстрому росту и развитию "Всемирной паутины". Спектр пользователей WWW довольно широк. Ее мультимедиа-возможности удобны для астрономов, заинтересованных в совместных наблюдениях за кометами, для математиков привлекательны воспроизводимые на экране геометрические фигуры, а для биологов - доступ к обширным базам данных по белкам. Благодаря тем же средствам стали возможными "виртуальные туры", посвященные осмотру коллекций произведений искусств в разных музеях. Такие государственные организации, как НАСА, Смитсоновский институт и Библиотека Конгресса используют WWW для публикации текстовой информации и изображений. Корпорации размещают в узлах WWW рекламу, информацию о продаже аппаратных или программных продуктов и принимают заказы. Для индивидуальных пользователей, располагающих собственными компьютерными идентификаторами, наиболее увлекательным представляется создание своих "базовых Web-страниц", открывающих новые возможности для самовыражения и совместного пользования информацией.
ЛИТЕРАТУРА
Крол Э. Все об Internet. Киев, 1995 Хоффман П. Internet: краткий справочник. М., 1995 Зельднер Г. и др. Компьютер на связи. М., 1996
ИНТЕРНЕ́Т-КОНФЕРЕ́НЦИЯ.
Сервис, предоставляемый службами Интернета. И. к. иногда рассматривается как расширенный вариант такого сервиса, как форум. В отличие от форума, И. к. позволяет обмениваться не только короткими сообщениями, но и большими по объему текстами (докладами, материалами). И. к. часто снабжены также своими небольшими внутренними форумами по каждой теме конференции. Они могут быть дополнены не только текстовыми сообщениями, но и видео или аудиофайлами. Используется для обмена опытом, проведения научных конференций, дискуссий.
ИНТЕРНЕ́Т-КУ́РСЫ.
Учебные курсы, ориентированные на использование Интернета как средства хранения и передачи учебно-методических материалов, так и для контактов между студентами и преподавателями. Известность получили электронные учебники по иностранным языкам и русскому языку как иностранному: «Капуста» (Финляндия), «Руслан» (Великобритания), «Голоса» (США), некоторые из них поддерживаются ресурсами Интернета. Дистанционный курс обучения языку средств массовой коммуникации подготовлен в Центре международного образования МГУ www.cie.ru. На сайте Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина www.pushkin.edu.ru функционирует дистанционный курс для системы повышения квалификации преподавателей русского языка.