ж.
1. Лирическое стихотворение особой формы, получившее широкое распространение в итальянской и провансальской поэзии эпохи Средневековья и Возрождения.
2. Лирическая песня, восходящая к народной итальянской.
ж.
1. Лирическое стихотворение особой формы, получившее широкое распространение в итальянской и провансальской поэзии эпохи Средневековья и Возрождения.
2. Лирическая песня, восходящая к народной итальянской.
КАНЦО́НА, канцоны, жен. (итал. canzone - песня).
1. Вокальная пьеса для одного голоса с аккомпанементом, сохраняющая национальный колорит в мелодии, ритме (муз.). Мелодичная итальянская канцона.
2. Особая форма стихотворного произведения, род лирической баллады (лит.).
Канцона
-ы, ж.
1) В средневековой поэзии трубадуров: лирическое стихотворение о рыцарской любви.
Поэтическая канцона.
Стихотворный размер канцоны.
2) Многоголосная светская песня эпохи Возрождения на тексты поэтических канцон.
3) Род инструментальной музыкальной пьесы, сложившийся в XVI-XVII вв. из обработок вокальных канцон.
Канцона для клавишных инструментов.
Этимология:
От итальянского canzone ‘песня’ (← cantare ‘петь’).
Энциклопедический комментарий:
Поэтическая канцона получила распространение первоначально в Италии в XIII-XVII вв. Строение канцоны строго строфично (до 7 строф). Все строфы рифмуются по одной схеме, но сама схема в каждой канцоне своя, до этого никем не употребленная. Последняя строфа короче, она обращена к лицу, которому посвящена. В остальном форма канцоны не связана никакими требованиями: свободен выбор стихотворного размера, объема строфы и количества строф (чаще 5-6). Расцвета канцона достигла в лирике Петрарки (XIV в.). В ХХ в. канцона встречается как поэтическая стилизация (В. Я. Брюсов, М. А. Кузмин).
В самого начала канцона была тесно связана с музыкой. В числе композиторов, авторов канцон, был И. С. Бах. С XVII в. развитие канцоны для инструментального ансамбля ведет к возникновению кончерто гроссе, канцона для клавишных инструментов постепенно превращается в фугу, а канцона для солирующего инструмента с сопровождением подготовляет появление сонаты.
КАНЦО́НА -ы; ж. [итал. canzone]
1. Лит. Лирическое стихотворение особой формы (получила особое распространение в итальянской и провансальской поэзии средних веков и эпохи Возрождения).
2. Муз. Лирическая песня, восходящая к итальянской народной песне.
* * *
канцо́на (итал. canzone, буквально - песня), 1) лирическое стихотворение о рыцарской любви в западноевропейской поэзии XIII-XVII вв., первоначально у провансальских трубадуров. Классические образцы - у Данте и Петрарки.
2) В XVI в. в Италии многоголосная песня в народном духе, близкая фроттоле, или её инструментальное переложение. В конце XVI - XVIII вв. инструментальная пьеса типа ричеркара, фуги (Дж. Фрескобальди, Д. Букстехуде, И. С. Бах). В XIX в. пьеса лирического характера.
* * *
КАНЦОНА - КАНЦО́НА (итал. canzone, букв. - песня),
1) лирическое стихотворение о рыцарской любви в западно-европейской поэзии 13-17 вв., первоначально у провансальских трубадуров (см. ТРУБАДУРЫ) . Классические образцы - у Данте (см. ДАНТЕ Алигьери) и Петрарки (см. ПЕТРАРКА Франческо) .
2) Многоголосная светская песня эпохи Возрождения (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)) на тексты поэтической канцоны.
3) Род инструментальной музыкальной пьесы, сложившейся в кон. 16-18 вв. из обработок вокальных канцон (у Дж. Габриели, Дж. Фрескобальди и др.). Его развитие привело к появлению фуги (см. ФУГА).
КАНЦОНА (итал. canzone - букв. - песня), 1) лирическое стихотворение о рыцарской любви в западно-европейской поэзии 13-17 вв., первоначально у провансальских трубадуров. Классические образцы - у Данте и Петрарки.
2) Многоголосная светская песня эпохи Возрождения на тексты поэтической канцоны.
3) Род инструментальной музыкальной пьесы, сложившейся в кон. 16-18 вв. из обработок вокальных канцон (у Дж. Габриели, Дж. Фрескобальди и др.). Его развитие привело к появлению фуги.
-ы, ж.
1. лит.
Лирическое стихотворение особой формы, получившее широкое распространение в итальянской и провансальской поэзии средних веков и эпохи Возрождения.
2. муз.
Лирическая песня, восходящая к итальянской народной песне.
[итал. canzone]
КАНЦО́НА (от итал. canzone - песня) - 1) Полутвердая стихотв. форма, в к-рой объем, стихотв. размер и порядок рифм не канонизированы. Представляет собой стих. из 5-7 строф любого строения, в к-рых обычно чередуются длинные и короткие стихи. Каждая строфа К. состоит из 3 ч: 2 первые ч. с тождеств. расположением коротких и длинных стихов, а также рифм; в 3-й ч. перв. рифма повторяет последнюю рифму первых 2-х ч. Иногда К. завершается "посылкой" (заключит. полустрофой), в к-рой содержится обращение к адресату стих. Рус. поэты обращаются к К. в нач. 20 в., гл. обр., в пер. и стилизациях. Наиб. последовательно воспроизводил эту форму по образцам Ф. Петрарки В. Иванов. К. писали также В. Брюсов, М. Кузмин, Н. Гумилев, И. Северянин и др. Пример строфы К. (М. Кузмин):
Хрустально небо, видное сквозь лес;
Усталым взорам
Искать отрадно скрытые скиты!
Так ждало сердце завтрашних чудес,
Отдав озерам
Привольной жизни тщетные мечты!
Убранство церкви - желтые листы
Парчой нависли над ковром парчовым.
Златятся дали!
Давно вы ждали,
Чтоб желтым, красным, розовым, лиловым
Иконостасы лета расцветить,
Давно исчезла паутины нить.
2) Итальянская лирич. песня. В 16 в. К. была многоголосной, стилизованной в народном духе. В 18 в. К. превратилась в сольную песню с инструментальным сопровождением и в таком виде вошла в оперу.
КАНЦОНА (итальянское canzone, буквально - песня), многоголосная песня 16 в. в Италии в народном духе, близкая фроттоле, или ее инструментальное переложение. В конце 16 - 18 вв. инструментальная пьеса типа ричеркара, фуги (Дж. Фрескобальди, Д. Букстехуде, И.С. Бах). В 19 в. пьеса лирического характера.
канцо́на, канцо́ны, канцо́н, канцо́не, канцо́нам, канцо́ну, канцо́ной, канцо́ною, канцо́нами, канцо́нах
Заимств. в начале XIX в. из итал. яз., где canzone «канцона» < «песня» < лат. cantio, род. п. cantionis «песня», суф. производного от cantare «петь». См. кантата.
КАНЦОНА (ит. canzona). Особый род лиро-эпических произведений, изобретенный провансальскими поэтами в XIII в.