Касли́нское литьё - художественные изделия (скульптура, решётки, мебель) из чугуна, производящиеся в г. Касли. Традиции каслинского литья (чёткость силуэта, тщательная отделка деталей) сложились в XIX в.: скульптура по моделям П. К. Клодта, Е. А. Лансере и др., ныне - по моделям современных, в том числе местных, скульпторов.
* * *
КАСЛИНСКОЕ ЛИТЬЕ - КАСЛИ́НСКОЕ ЛИТЬЕ, производство художественных изделий из чугуна - садовой мебели, решеток, надгробий, скульптуры, бытовых предметов - на чугунолитейном заводе в городе Касли (см. КАСЛИ). При их производстве используются сложные технологии формовки и отливки изделий с их последующей ручной чеканкой.
История завода
Завод был заложен в 1747 Яковом Коробковым, а уже в 1752 перекуплен Н. Н. Демидовым (см. Демидовы (см. ДЕМИДОВЫ)). Завод, войдя в Кыштымский горный округ, специализировался на выплавке чугуна и производстве полосного железа. В начале 19 в. чугунолитейное производство в Каслях было приобретено купцом 1-й гильдии Л. Расторгуевым, и с этого времени здесь начинается производство художественных изделий. Уже в 1830-е гг. Касли становятся известны как центр отливки высокохудожественных решеток, оград, половых плит с орнаментальными рельефами, а также надгробных памятников. В 1845 на заводе было организовано производство садово-парковой мебели и декоративных предметов интерьера - ажурных тарелок и подсвечников. В это же время появляются первые образцы скульптуры малых форм - как правило небольших фигурок, укрепленных на пресс-папье. В 1850-1860-е гг. количество художественных изделий и их доля в ассортименте каслинского завода неуклонно увеличивается. Качество изделий резко возросло после перевода в конце 1850-х гг. с Кушвинского завода опытных чеканщиков и формовщиков. Качество отливок каслинского завода не уступало уже в это время аналогичным изделиям из бронзы, что заслуженно отмечалось золотыми медалями Всероссийских, а впоследствии и Всемирных выставок.
Влияние скульпторов на формирование художественного литья
Важная роль в формировании образа каслинского художественного литья принадлежит скульпторам, выпускникам Петербургской Академии художеств - М. Д. Канаеву и Н. Р. Баху. В 1876 Канаев создал заводскую художественную школу, где обучали рисунку, лепке, формовке и чеканке чугунного литья. По его предложению ассортимент каслинских изделий обогатился отливками в чугуне произведений известнейших русских скульпторов: П. К. Клодта (см. КЛОДТ Петр Карлович), И. П. Витали (см. ВИТАЛИ Иван Петрович), Е. А. Лансере (см. ЛАНСЕРЕ Евгений Александрович), А. Л. Обера, Н. И. Либериха. В 1880-е гг. на заводе начинают работать скульпторы - выпускники заводской школы: В. Ф. Торокин, Д. И. Широков, К. Д. Тарасов и др.
Чугунный павильон
В 1900 в Каслях создают чугунный павильон для Всемирной парижской выставки. Выполненный по проекту архитектора Е. Е. Баумгартена, павильон представлял собой ажурную чугунную комнату, в которой были выставлены около 1,5 тысяч лучших образцов «кабинетных» вещей каслинского литья - скульптура, подсвечники, ажурные вазы и тарелки, шкатулки, письменные приборы. Эти изделия были удостоены золотой медали и «Гран-при» выставки.
В 1914, в связи с переходом завода на выпуск военной продукции, литье художественных изделий в Каслях прекращается.
Возрождение художественного литья
В начале 1920-х гг., после долгого перерыва, в Каслях были созданы первые художественные отливки - мемориальные доски с портретами К. Маркса, К. Либкнехта, А. Луначарского и др. революционеров. В 1922 в городе Касли был установлен памятник героям революции, отлитый на заводе. Важная роль в возрождении художественного литья принадлежит скульптору К. А. Клодту, внуку П. К. Клодта. Он вновь открыл заводскую школу, в которую принимались дети рабочих, при его непосредственном участии были сделаны отливки бюста В. И. Ленина и ряд декоративно-прикладных произведений.
Только в 1934 на заводе организуется регулярный выпуск художественного литья. В первую очередь это мелкая пластика и барельефы - произведения революционной тематики, созданные по моделям скульпторов Н. Горского, Н. А. Андреева (см. АНДРЕЕВ Николай Андреевич), Н. В. Томского (см. ТОМСКИЙ Николай Васильевич), И. Рабиновича (см. РАБИНОВИЧ Исаак Моисеевич (театральный художник)). В это же время увеличивается выпуск архитектурного литья, которое было использовано при строительстве набережных и мостов, в оформлении общественных зданий и Московского метрополитена.
В 1941 выпуск художественных изделий на заводе был прерван, но уже в 1944 восстановлен. Ассортимент каслинских изделий в эти годы расширяется темой Отечественной войны. В 1950-1970-е гг. на каслинском заводе работают известные скульпторы П. А. Баландин, М. Г. Манизер (см. МАНИЗЕР Матвей Генрихович), Е. А. Янсон-Манизер; на заводе появляется большая группа скульпторов-заводчан - П. С. Аникин, А. В. Чиркин, А. С. Гилев, В. П. Игнатьев и др., чьи произведения органично вошли в традиционное русло каслинского литья. В конце 1980-х гг. ассортимент каслинского завода включал 130 произведений, среди которых работы, выполненные по моделям 19 в. и современных скульпторов.
КА́СЛИНСКОЕ ЛИТЬЁ - худож. ремесло, литье из чугуна камерной скульптуры, посуды, утвари, архитект. деталей, решеток, надгробий, предм. садового быта (столики, скамейки, кресла, вазы), корпусов часов и др. разл. бытовых предм. с ажурным орнаментом и рельефами, производящихся в г. Касли́ на вост. склонах Урала (ныне Челябинская обл.). Каслинский чугунолитейный завод осн. в 1747, вскоре был приобретен Демидовыми и в 1-й пол. 19 в. стал центром рус. худож. литья. Стиль К. Л. определила и наибольшую известность приобрела настольная скульптура, украшавшая интерьер с эпохи поздней эклектики, создававшая чувство уюта. Она получила широчайшее распространение в быту всех слоев населения. В сер. 19 в. были многократно повторены уменьшенные копии конных групп П. К. Клодта с Аничкова моста, модели гр. Ф. П. Толстого и др. Многие популярные скульптуры классицизма, повторенные в дешевом тиражировании и ставшие частью небогатого интерьера, "опростились", приобрели черты нар. ремесла. Параллельно этому процессу фольклоризации шла разработка оригинальных моделей К. Л., исполнение к-рых отличалось высоким мастерством: тщательная отливка, моделировка форм, тонкая обработка. Характерн. чертами К. Л. являются графичность силуэтов, сочетание тщательно проработ. деталей и гладких поверхностей с игрой световых бликов. Эти изделия были гордостью России и неоднократно получали высокие оценки на междунар. выставках. Одним из высших достижений К. Л. было изготовление настольных скульптур по моделям Е. А. Лансере 1880-90-х гг. (напр., "Тройка", "Джигитовка"). Они во множестве наполняли собою интерьеры самых аристократич. домов. Модели для К. Л. делали Р. Р. Бах, Н. Либерих, М. Д. Канаев (первый скульптор, работавший на з-де), мастер завода В. Ф. Торокин ("Старуха за прялкой", "Крестьянин на пашне") и др. Прославился "Чугунный павильон" Всемирной выставки в Париже 1900 по проекту арх. Е. Баумгартена. После 1917 происходит падение кач-ва, потеря худож. значения изделий К. Л. В сов. время з-д работал по моделям Н. А. Андреева, И. С. Ефимова, Н. В. Томского и др.; выполнялись портреты В. И. Ленина, И. В. Сталина и др. вождей ком. партии, скульптурная группа "Гимн Советского Союза", жанровые и анималистич. скульптуры, архит. изделия для парков, обществ. зданий, станций метрополитена, Всесоюзной с.-х. выставки, для мостов и набережных разл. городов, но К. Л. как особый вид худож. ремесла практич. прекратило свое существование.
Лит.: Пешкова И. М. Иск-во каслинских мастеров. Челябинск, 1983.
Каслинское литье. Возок