Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

кассиодор

Энциклопедический словарь

Кассиодо́р (Cassiodorus) (около 487 - около 578), писатель, приближённый короля остготов Теодориха в Италии (проводник политики сближения остготов и римлян), автор «Истории готов» (сохранилась в сокращённом изложении Иордана).

* * *

КАССИОДОР - КАССИОДО́Р Флавий Магн Аврелий (Flavius Magnus Aurelius Cassiodorus) (ок. 490 - ок. 585), один из крупнейших государственных и культурных деятелей Запада эпохи раннего Средневековья, выдающийся писатель. Род Кассиодоров, ведущий свое происхождение из Сирии, тремя поколениями раньше обосновался в Бруции (совр. Абруццо). Следуя семейным традициям, Магн Аврелий с юных лет поступил на государственную службу: в 507 он был назначен квестором, т.е. личным секретарем, короля Теодориха (см. ТЕОДОРИХ), в 514 стал консулом, затем - министром двора (magister officiorum); как и его отец, он занимал некоторое время пост управителя Лукании и Бруции, а после смерти Теодориха, в 526, был назначен префектом претория. Он оставался в этой должности при четырех преемниках остготского (см. ОСТГОТЫ) короля Эутерихе, Амаласунте, Теодехаде и Витигисе пока в 540 не принял решение оставить государственную службу.

Начавший свою карьеру с сочинения панегирика Теодориху, Кассиодор верил в возможность политического союза римлян и готов и создания единого итало-готского государства. Между 526 и 533 он написал дошедшую до нас в кратком изложении Иордана (см. ИОРДАН (историк)) «Историю готов» («Historia gothica»), где, объединив готов с гетами и скифами, пытался, опираясь на греческие и римские источники, доказать древнее и благородное происхождение этого народа. В 537 он издал сборник «Разное» («Varie»), в который вошли официальные письма и документы, составленные им от имени Теодориха. Написанные прекрасным стилем, восходящим к стилю, использовавшемуся в канцеляриях Римской империи в 4-5 вв., они стали образцом как для светской дипломатической переписки эпохи Средневековья, так и для официальных церковных документов, прежде всего, папских энциклик. В качестве XIII книги он добавил к сборнику свой трактат «О душе» («De anima»).

Завоевание Италии византийской армией во главе с Велисарием (см. ВЕЛИСАРИЙ) означало крушение многих планов Кассиодора, в том числе основания христианского университета в Риме. Еще в 534 он предложил этот проект папе Агапиту (см. АГАПИТ (папа Римский)). Будучи уже пожилым человеком, Кассиодор удалился от дел и посвятил себя литературному труду и устроению монастыря, получившего название Виварий (см. ВИВАРИЙ (монастырь)). При монастыре он основал библиотеку, где наряду с книгами христианских писателей находилось собрание античной светской литературы. Кассиодор поощрял переписывание книг и считал главной задачей монахов не физический труд, а духовное развитие и просвещение. Он полагал, что существующие литературные стили проистекают из текста Священного писания, и потому не усматривал никаких противоречий между Библией и произведениями светской литературы. Для монахов Вивария Кассиодор написал пространный комментарий к псалмам и «Руководства к изучению божественной и светской литературы» («Institutiones divinarum et saecularum litterarum»). Вторая часть этого трактата посвящена семи свободным искусствам (см. СЕМЬ СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ). Фундаментом их Кассиодор считал грамматику. Знания по риторике он черпал у Цицерона (см. ЦИЦЕРОН), Квинтилиана (см. КВИНТИЛИАН Марк Фабий) и Фортунация. Больше всего места в трактате Кассиодора отведено диалектике. Следуя «Категориям» Аристотеля (см. АРИСТОТЕЛЬ), он рассматривает силлогизмы, определения, топики («общие места»).

Кассиодору, возможно, вместе с другими авторами, принадлежит перевод на латынь «Иудейских древностей» Иосифа Флавия (см. ИОСИФ ФЛАВИЙ). Он является также автором «Истории рода Кассиодоров» («Ordo generis Cassiodorum»), содержащей сведения об известных деятелях той эпохи (Боэции (см. БОЭЦИЙ), Симмахе (см. СИММАХ Квинт Аврелий)), «Истории в трех частях» («Historia tripartita»), представляющей собой интерпретацию церковной истории от Адама до 519 и «Хроники» с перечнем консулов, написанной по просьбе Эвтериха. Как и его старший современник Боэций, Кассиодор занимался теорией музыки («De musica» и «De artibus ac disciplinis liberalium artium»). Он не внес ничего кардинально нового в систематизацию музыкальных знаний, но выстроенная им система имела огромное значение для средневековой культуры. В последние годы своей жизни он написал трактат «Об орфографии», являющийся компиляцией трудов латинских грамматиков от Луция Аннея Корнута до Присциана. Произведения Кассиодора не отличались оригинальностью, но, основанные на блестящем знании античного наследия, они стали связующим звеном между двумя эпохами, заложив основы средневековой системы образования и оставаясь образцом стиля вплоть до эпохи Ренессанса.

Энциклопедия Кольера

ФЛАВИЙ МАГН АВРЕЛИЙ

(Flavius Magnus Aurelius Cassiodorus)

(ок. 490-583), римский политик и ученый, оставивший значительный след в европейской культуре. Кассиодор родился в южной Италии, в семье с сирийскими корнями, имевшей большое поместье в Калабрии. Его отец занимал должность префекта претория при Теодорихе, короле готов, и Кассиодор повторил карьеру отца. В 514 он сделался консулом; в должности magister officiorum (руководителя служб), которую Кассиодор занимал между 523 и 527, он стал преемником Боэция, казненного в 524. В 533 Кассиодор стал префектом претория при короле Аталарихе. Около 537 он ушел в отставку, сохранив дружеские отношения с королем готов Витигом. В 540 византийцы заняли Равенну, Витиг был пленником увезен в Константинополь. Возможно, Кассиодор последовал за Витигом. К 550 он, несомненно, считался уже одним из влиятельнейших людей Константинополя, главой тамошней италийской общины. Несколько лет спустя, когда Юстиниан замирил и реорганизовал Италию, Кассиодор возвратился домой, однако в политику не вернулся. Еще в 535 он вместе с папой Агапетом предпринял завершившуюся неудачей попытку создать в Риме христианское высшее учебное заведение. Начиная с 538 Кассиодор все больше отдавал себя религии. После 554 он основал в своем родовом имении религиозную общину Виварий. По своему значению этот монастырь в 6 в. уступал только общине св.Бенедикта. Для Вивария был характерен упор на интеллектуальные занятия. Хотя после 7 в. монастырь Виварий прекратил существование, он сыграл чрезвычайно важную роль: здесь был сделан почин по сохранению античных и ранних христианских сочинений; кроме того, он служил образцом монашеской жизни и повлиял на устав бенедиктинцев.

Первым литературным трудом Кассиодора был краткий свод истории Рима (Хроника), доведенный до 519 н.э. Затем последовал большой труд по истории готов, где отразились политические убеждения Кассиодора, мечтавшего о налаживании сотрудничества готов и римлян. Основная часть этой книги была написана до 534, но, судя по всему, Кассиодор продолжал писать ее вплоть до 551. Эта работа утрачена, но в 551 готский историк Иордан обобщил ее содержание в краткой Истории готов. В 538, выйдя в отставку, Кассиодор собрал и издал под заголовком Смесь (Variae) наиболее существенные письма и эдикты, написанные им по поручению готских королей. В период Вивария Кассиодор уделял много внимания проблеме надлежащего образования своих монахов как в религии, так и в светской области. С этой целью он написал Основы божественных и светских наук (Institutiones divinarum et saecularium litterarum) в двух книгах. Вторая книга посвящена свободным искусствам, а первая - истолкованию Библии и изучению Отцов церкви. К этому трактату прилагалось рассуждение об орфографии. Кассиодор написал комментарий к Псалмам, где прибег к методам античной филологии, а также трактат о душе. Кроме того, он организовал перевод на латынь греческих книг, в том числе Иудейских древностей Иосифа Флавия и Трехчастной истории (Historia tripartita), истории церкви с 306 по 439 н.э., составленной по извлечениям из Феодорета, Сократа и Созомена.

Грамматический словарь

Кассиодо́р мо

Именины

29 (16) июля - мученик Кассиодор.

Сканворды для слова кассиодор

- Римский историк, написавший «Наставления о божественных и светских науках».

Полезные сервисы

кассиодор (cassiodorus)

Большой энциклопедический словарь

КАССИОДОР (Cassiodorus) (ок. 487 - ок. 578) - писатель, приближенный короля остготов Теодориха в Италии (проводник политики сближения остготов и римлян), автор "Истории готов" (сохранилась в сокращенном изложении Иордана).

Полезные сервисы