Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

киево-могилянская академия

Энциклопедический словарь

Ки́ево-Могиля́нская акаде́мия - старейшее высшее учебное заведение. Создана в 1632 путём объединения киевской братской школы (с 1615) и основанной Петром Могилой (1631) славяно-греко-латинской школы при Киево-Печерской лавре. С 1633 называется коллегией. Во второй половине XVII в. приобрела многие черты университета европейского типа. Статус академии получила в 1701 (известна также как Киевская академия). Была крупным просветительным (до 2 тысяч учащихся; полный курс - 8 лет) и научным центром восточнославянских народов. В 1817 закрыта. Вместо неё созданы русская православная духовная семинария, в 1819 - духовная академия (существовала до начала 1920).

* * *

КИЕВО-МОГИЛЯНСКАЯ АКАДЕМИЯ - КИ́ЕВО-МОГИЛЯ́НСКАЯ АКАДЕ́МИЯ, название учебных заведений:

1) первое на территории Украины высшее учебное заведение. Создано в 1632 объединением киевской братской школы (с 1615) и основанной Петром Могилой (см. МОГИЛА Петр Симеонович) (1631) славяно-греко-латинской школы при Киево-Печерской лавре. С 1633 называлось коллегией. Во 2-й пол. 17 в. приобрело многие черты университета европейского типа. Статус академии получила в 1701 (известна также как Киевская академия). Была крупным просветительским (до 2 тыс учащихся; полный курс - 8 лет) и научным центром восточно-славянских народов. В 1817 закрыта. Вместо нее созданы русская православная духовная семинария, в 1819 - духовная академия (существовала до нач. 1920). Выпускники: Г. Сковорода (см. СКОВОРОДА Григорий Саввич), Ф. Прокопович (см. ПРОКОПОВИЧ Феофан), И. Скоропадский (см. СКОРОПАДСКИЙ Иван Ильич), М. Березовский (см. БЕРЕЗОВСКИЙ Максим Созонтович), С. Яворский (см. ЯВОРСКИЙ Стефан), Д. Самойлович (см. САМОЙЛОВИЧ Данило Самойлович) и др.

2) Независимое учебное заведение с университетским статусом (с 1994). Основано в 1991. Обучение на украинском и английском языках. Университет готовит специалистов в области философии, теологии, филологии, истории, социологии, математики, физики, биологии юриспруденции, психологии, экономики, информатики и др.

Большой энциклопедический словарь

КИЕВО-МОГИЛЯНСКАЯ академия - название учебных заведений: 1) первое на территории Украины высшее учебное заведение. Создано в 1632 объединением киевской братской школы (с 1615) и основанной Петром Могилой (1631) славяно-греко-латинской школы при Киево-Печерской лавре. С 1633 называлось коллегией. Во 2-й пол. 17 в. приобрело многие черты университета европейского типа. Статус академии получила в 1701 (известна также как Киевская академия). Была крупным просветительским (до 2 тыс. учащихся; полный курс - 8 лет) и научным центром восточно-славянских народов. В 1817 закрыта. Вместо нее созданы русская православная духовная семинария, в 1819 - духовная академия (существовала до нач. 1920).

2) Независимое учебное заведение с университетским статусом. Основано в 1991. Обучение на украинском и английском языках.

Гуманитарный словарь

КИ́ЕВО-МОГИЛЯ́НСКАЯ АКАДЕ́МИЯ (до 1701 - коллегия) - первое высшее уч. заведение (1632-1817) на Украине, созд. на базе школы Киево-Богоявленского братства и осн. в 1631 Петром Могилой школы при Киево-Печерской лавре. Обучались дети зажиточных горожан и духовенства, казацкой старшины, шляхты. В 17 в. в академии было 8 классов, подразделявшихся на 3 отделения: младшее (4 класса), среднее (2 класса) и старшее (2 класса). Преподавание велось преим. на лат. яз. Изучались слав., греч., лат., польск. яз., риторика, грамматика, богословие, философия, поэзия, геометрия, астрономия, музыка. В 18 в. кол-во классов увеличивается до 20, вводятся новые предметы - франц., нем. и др.-евр. яз., архитектура, география, экономика, медицина, всеобщая и естественная история. В 17-18 вв. К.-М. А. - крупнейший общеобразоват. науч.-культ. центр Украины, Белоруссии, России. В ней воспитывались и преподавали С. Полоцкий, Е. Славинецкий, Ф. Прокопович, Г. Сковорода и др. Роль и значение К.-М. А. после открытия Моск. ун-та и в 1805 Харьковского ун-та значит. снизились, в 1817 она была закрыта.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

КИЕВО-МОГИЛЯНСКАЯ АКАДЕМИЯ, первое на территории Украины высшее учебное заведение. Создана митрополитом Петром Могилой в 1632 на базе школы Богоявленского братства (с 1615) и школы при Киево-Печерской лавре (1631). Получила статус академии в 1701. Была крупным просветительным и научным центром восточно-славянских народов. В 1817 закрыта. Вместо нее созданы православная духовная семинария, а в 1819 - духовная академия (существовала до начала 1920).

Орфографический словарь

Ки́ево-Могиля́нская акаде́мия (ист.)

Полезные сервисы

киево-печерская лавра

Энциклопедический словарь

Ки́ево-Пече́рская Ла́вра - мужской монастырь в Киеве. Основан в 1051, с 1598 лавра. В XI-XIX вв. крупный религиозный и культурный центр: велось летописание, составлен сборник житий монахов «Киево-Печерский патерик» (XIII-XV вв.), действовали иконописная мастерская, типография, школа. В 1929 монастырь закрыт (действовал в 1942-1961). С 1926 на его территории - музей-заповедник. В 1988 открыт Свято-Успенский Киево-Печерский монастырь, в 1989 - духовная семинария. Архитектурный комплекс XI-XVIII вв. включает Верховную лавру и ансамбль Ближних и Дальних пещер: Успенский собор (руины; 1073-78, разрушен в 1941), Троицкая надвратная церковь (1108; перестроена в XVIII в.), надвратная церковь Всех Святых (XVII в.), так называемый Ковнировский корпус, церкви Воздвижения на Ближних и Рождества Богородицы на Дальних пещерах (все - конца XVII - начала XVIII вв.), колокольня (XVIII в.; архитектор И. Г. Шедель).

* * *

КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА - КИ́ЕВО-ПЕЧЕ́РСКАЯ ЛА́ВРА, древнейший мужской православный монастырь на Руси; основан в 1051 при Ярославе Мудром (см. ЯРОСЛАВ Мудрый) в Киеве, в 1598 получил статус лавры. В 11-19 вв. Киево-Печерская лавра была крупным религиозным и культурным центром, в котором велось летописание, действовали иконописная мастерская, типография, школа.

Искусственно созданные пещеры (на древнерусском языке - печеры) были в древности местами жительства монахов и храмами, затем только кладбищем. Монахов хоронили в печерах до 16 в. В 11-12 вв. монастырь был одним из культурных центров Древней Руси. В лавре жили и работали древнерусские летописцы, в том числе Нестор (см. НЕСТОР (летописец)). В 13-15 вв. здесь был создан Киево-Печерский патерик (сборник сказаний о жизни монахов). В конце 16-17 вв. после Брестской унии 1596 монастырь приобрел особое значение в борьбе против подчинения римской церкви. В начале 17 в. при лавре была создана первая в Киеве типография. До 18 в. лавра владела обширными землями с крепостным крестьянским населением. В 1926 территория лавры составила историко-культурный музей-заповедник, в 1929 монастырь был закрыт. В период Великой Отечественной войны, в 1942 монастырь возобновил свою деятельность, но в 1961 вновь был закрыт. Немецко-фашистские захватчики разграбили ценности музея-заповедника, повредили и разрушили около 70 памятников и зданий. Начиная с 1944 в Киево-Печерской лавре велись восстановительные и реставрационные работы. На территории заповедника находится ряд музеев. С конца 1980-х гг. началось возрождение монашеской жизни в лавре. В 1988 начал действовать Свято-Успенский Киево-Печерский монастырь, в 1989 открылась духовная семинария.

Архитектурный комплекс Киево-Печерской лавры складывался в 11-18 вв. Он включает Верхнюю лавру и ансамбль Ближних и Дальних пещер. Древнейшие сооружения - Успенский собор (1073-1078, разрушен в 1941, восстановлен полностью в конце 1990-х гг.), Троицкая надвратная церковь (1108, перестроена в 1722-1729). Сооружения в стиле украинского барокко: каменные оборонительные стены (1690-1702), церковь Всех святых (1696-1698) над Экономическими воротами; ряд зданий, возведенных С.Д. Ковниром (Ковнировский корпус); церковь Воздвижения на Ближних пещерах (1700) и церковь Рождества Богородицы на Дальних пещерах (1696); Великая колокольня (1731-45, архитектор И.Г. Шедель) - главная вертикаль Киево-Печерской лавры, связавшая архитектурный ансамбль в единую пространственную композицию.

Большой энциклопедический словарь

КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ лавра - мужской монастырь в Киеве. Основан в 1051, с 1598 лавра. В 11-19 вв. крупный религиозный и культурный центр: велось летописание, составлен сборник житий монахов "Киево-Печерский Патерик" (13-15 вв.), действовали иконописная мастерская, типография, школа. В 1929 монастырь закрыт (действовал в 1942-61). С 1926 на его территории - музей-заповедник. В 1988 открыт Свято-Успенский Киево-Печерский монастырь, в 1989 - духовная семинария. Архитектурный комплекс 11-18 вв. включает Верхнюю лавру и ансамбль Ближних и Дальних пещер: Успенский собор (руины; 1073-78, разрушен в 1941), Троицкая надвратная церковь (1108; перестроена в 18 в.), надвратная церковь Всех святых (17 в.), т. н. Ковнировский корпус, церкви Воздвижения на Ближних и Рождества богородицы на Дальних пещерах (все - кон. 17 - нач. 18 вв.), колокольня (18 в.; архитектор И. Г. Шедель).

Гуманитарный словарь

КИ́ЕВО-ПЕЧЕ́РСКАЯ ЛА́ВРА - один из крупнейших и богатейших рус. монастырей, считавшийся "старейшим по своей славе". Основателем его был преп. Антоний, а устроителем - преп. Феодосий. Антоний дважды подвизался на Афоне, после 1051 поселился в пещере (печере) над Днепром (отсюда наименование мон., ныне место Дальних пещер), при его келье стала собираться братия. Впоследствии Антоний в поисках уединения удалился на соседний холм (ныне Ближние пещеры). В 1062 братия поселилась "на верху" горы (ныне Верхняя лавра), игуменом монастыря стал преп. Варлаам, после него преп. Феодосий. В отличие от большинства рус. мон. домонгольского периода, К.-П. мон. не являлся ктиторским и устраивался "постепенными подаяниями". Преп. Антоний и Феодосий (канонизированы в 1085) стали родоначальниками осн. направлений в рус. монашестве - отшельничества и общежития. В К.-П. мон. выработалась дисциплина тайной исповеди и ин-т духовничества, Феодосием введен Студийский (Студитов) устав, к-рый сохранялся в рус. монастырях до кон. 14 в. К.-П. мон. являлся средоточием духовной и культурно-хозяйственной жизни Киевской Руси.

К.-П. мон. дал начало всем основным видам иноческих подвигов - мученической кончины, пещерного жительства, затворничества, юродства, молчальничества, послушаний - социального служения и благотворительности, миссионерства, врачебного дела, образования, летописания, книжного дела, зодчества, иконописания и реставрации, гимнографии, ремесел. Из переписки быв. насельника монастыря еп. Владимиро-Суздальского Симона (ум. 1226) и Киево-Печерского священноинока Поликарпа к 1-й трети 13 в. сложился "Киево-Печерский патерик" - известнейший памятник др.-рус. письменности и исторический источник.

С 1071 К.-П. мон. - архимандрия. Более 50 иноков К.-П. мон. занимали епископские кафедры, в их числе святители Никита Новгородский, Леонтий Ростовский, Нифонт Новгородский, Арсений Тверской; нек-рые уходили в обитель на покой (св. Меркурий Смоленский). Среди постриженников монастыря - кн. преп. Никола Святоша; преп. Илия Муромец, известный герой былин, преп. Иеремия и Матфей прозорливые. В 1240 К.-П. мон. разорен нашествием Батыя, с 1362 Киев и монастырь под властью литовских князей, но разорялся во время татарских набегов 1416 и 1482. Был центром борьбы против Брестской унии.

С 1598 К.-П. мон. - лавра, ставропигия Константинопольского патриарха. В 1614 из лаврской типографии выходит первая книга. Архимандрит (впоследствии митрополит) Петр Могила основал в К.-П. Л. уч-ще, положившее начало Киево-Могилянской академии. В 17 в. лавра пользовалась покровительством украинских гетманов (особенно И. С. Мазепы), затем рус. царей. С 1688 подчинена Московскому патриарху, статус лавры подтвержден. С 1786 настоятели - киевские митрополиты; в числе последних - высокопреосвященные Евгений (Болховитинов) и Филарет (Амфитеатров), погребен. в лавре. Монастырь в годы 1-й мир. войны открыл приют для детей павших воинов, госпиталь, выделил более полумиллиона рублей на нужды фронта. 150 насельников находились в действующей армии. Общее число братии к 1917 превышало 300 чел., доходы в 1913 составляли 1,26 млн руб.

Среди наиболее почитаемых святынь К.-П. Л. - нетленные мощи более 120 киево-печерских преподобных в Ближних и Дальних пещерах, святителей Михаила Киевского и Павла Тобольского, глава св. Владимира, иконы Успения и Игоревская. К.-П. Л. - крупнейший объект паломничества: ее посещали святые Игорь, Димитрий Ростовский, Павел Тобольский (умер и погребен в лавре); имп-цы Елизавета I и Екатерина II, имп-ры Александр I, Николай I, Александр II, Николай II; кн. Г. А. Потемкин, А. С. Пушкин, А. Н. Муравьев, гр. А. А. Орлова-Чесменская (крупнейшая благотворительница лавры), Н. С. Лесков, Т. Г. Шевченко, Л. Н. Толстой, М. В. Нестеров, М. А. Врубель, П. А. Столыпин. В К.-П. Л. похоронены кн. К. И. и К. (В.) К. Острожские, митрополит Петр Могила, В. Л. Кочубей, И. И. Искра, монахиня Нектария (кн. Н. Б. Долгорукова), гр. П. А. Румянцев-Задунайский, И. В. Гудович, П. С. Кайсаров, кн. Ф. В. Остен-Сакен, гр. Е. В. Путятин, П. А. Столыпин.

Гл. памятник лавры - "Великая церковь", или собор Успения Пресвятой Богородицы - построен на месте явления огненного столба четырем цареградским зодчим, призванным Божией Матерью возвести церковь на Руси. По преданию, Богородица дала для нее мощи святых и свою икону, впоследствии известную как Печерская. Заложена преп. Феодосием в 1073, освящена в 1089, восстановлена после пожара 1718 в 1722-29; имела семь приделов, расписана в 1893-96 под рук. В. П. Верещагина. Другие церкви - в Верхней лавре: Троицкая над Святыми вратами (1106-08, построена преп. Николой Святошей, перестроена в 1696); Всехсвятская над "Экономич. воротами" (1696-98), Антоние-Феодосиевская трапезная в византийском стиле (1893-95, арх. В. Н. Николаев; интерьеры - арх. А. В. Щусев, художники И. С. Ижакевич, Г. И. Попов, А. А. Лаков); Благовещенская при митрополичьем доме (1904-05); в Больничном монастыре - Никольская (кон. 17 в.) и Божией Матери "Утоли моя печали" (1862); церкви при странноприимище (1865) и новой больнице (1912) во имя Божией Матери Всех Скорбящих Радости; на Ближних пещерах - Крестовоздвиженская (1700), Всех Преподобных Печерских (1839), Сретенская (1854), в самих пещерах - Введенская, Антониевская и Варлаамовская; на Дальних пещерах - Рождество-Богородицкая (1696, на месте храма 11 в.), Зачатия Св. Анны (1679, 1763, 1809-11), в самих пещерах - Благовещенская, Феодосиевская и Христорождественская (вероятно, все они возникли в 11 в.). Большая колокольня (высота 96,5 м) построена арх. И.-Г. Шеделем (И. И. Шейденом) в 1731-45, колокольня на Дальних пещерах - арх. И. Г. Григоровичем-Барским в 1754-61. Большинство церковных и гражданских строений лавры возведены в стиле украинского барокко (арх. С. Д. Ковнир, Д. Аксамитов и др.). В 1698-1701 сооружена каменная стена Верхней лавры на месте стены кон. 12 в. В 1844-45 окружена каменными стенами Нижняя лавра.

В 1918 близ стен лавры был убит проживавший в ней настоятель, митр. Владимир (Богоявленский), один из первых новомучеников (канонизирован РПЦ). 5-8 апр. 1922 произведено изъятие церк. ценностей. В 1923-26 на территории лавры располагался инвалидный городок. С 1926 начался процесс закрытия К.-П. Л., который закончился окончательным выселением братии в нач. 1930. Превращена в музей - "Киево-Печерский гос. ист.-культурный заповедник". Во время нем. оккупации 3 нояб. 1941 при невыясненных обстоятельствах был взорван Успенский собор. Открыта в 1942 во время нем. оккупации по инициативе архиеп. Антония (кн. Абашидзе). Повторно закрыта в 1961. Возрождается с 1988. Относится к юрисдикции Украинского экзархата Московского патриархата, кафедральный собор - церковь во имя Преподобных Антония и Феодосия, заканчивается воссоздание Успенского собора.

Лит.: Евгений (Болховитинов), митрополит. Описание Киево-Печерской лавры. Киев, 1831; Лебединцев П. Киево-Печерская лавра в ее прошедшем и нынешнем состоянии. Киев, 1894; Логвин Г. Н. Киево-Печерская лавра. М., 1958; Килессо С. К. Киево-Печерская лавра. М., 1975; Толочко П. П. Киев и Киевская земля в эпоху феодальной раздробленности XII-XIII веков. Киев, 1980; Очерки истории Киево-Печерской лавры и заповедника. Киев. 1992.

Орфографический словарь

Ки́ево-Пече́рская ла́вра

Синонимы к слову киево-печерская лавра

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы