КИНГ КРИМЗОН - «КИНГ КРИ́МЗОН» (King Crimson), английская арт-рок (см. АРТ-РОК)-группа. Образована в 1969. Первоначальный состав: Роберт Фрипп (Robert Fripp) (р. 11 апреля 1945, Дорсет; гитара), Ян Макдональд (Ian McDonald) (р. 25 июня 1946, Лондон; духовые, клавишные), Грег Лейк (Greg Lake) (р. 10 ноября 1948, Боурнмаут; вокал, бас-гитара), Майкл Джайлз (Michael Giles) (р. 1942, Дорсет; ударные). Одна из ведущих групп мировой рок-музыки, стоявшая у истоков арт-рока.
В 1968 талантливый гитарист Роберт Фрипп образовал группу Giles, Giles And Fripp вместе с братьями Питером и Майком Джайлзами. Музыканты выпустили дебютный альбом The Cheerful Insanity Of Giles, Giles And Fripp, не имевший практически ничего общего с арт-роком и содержавший довольно простые песенки, перемежавшиеся не связанными с ними наррациями. Альбом был выпущен маленьким тиражом и прошел почти незамеченным, вызвав лишь ряд негативных высказываний критиков. Сразу после выхода альбома к группе присоединились мультиинструменталист и композитор Ян Макдональд, певица Джуди Дайбл, а также талантливый поэт и светотехник Питер Синфилд (чье сотрудничество с King Crimson продлится до 1973). В этом составе будущие King Crimson записали сингл Elephant Song/I Talk To The Wind, вторая вещь с которого, исполненная в другом ключе, войдет позднее в первый альбом группы.
Стремясь создать нечто новое, отличное от предыдущих опытов, King Crimson подобрали вокалиста и бас-гитариста в одном лице (Грег Лейк; будучи первоначально гитаристом, он быстро переучился на бас-гитару под руководством Фриппа) и приступили к студийной работе. В 1969 вышел дебютный альбом группы In The Court Of The Crimson King, ставший подлинным шедевром и классикой арт-рока. Музыке группы были присущи все отличительные черты данного стиля: гармоничный синтез классической музыки, хард-рока (см. ХАРД-РОК), фолковых баллад, авангардных экспериментов со звуком, атонализма (см. АТОНАЛЬНОСТЬ), музыки барокко, синтезаторно-меллотронных (см. АРТ-РОК) пассажей; развитой, сильной мелодики и глубоких, талантливых текстов. На этом же альбоме сложился саунд (см. САУНД) ранних King Crimson (виртуозная гитара, распевный вокал, часто звучащие в унисон партии гитары, баса и саксофона, широкое применение меллотрона). Содержание стихов было обусловлено сказочно-мистическими темами, созерцательно-философской позицией авторов. Альбом сразу достиг 5-го места в британских чартах (см. ЧАРТЫ); огромной популярностью пользовались баллады I Talk To The Wind, Epitaph и In The Court Of The Crimson King. О группе заговорили и в США, где их альбом также начал успешное продвижение в национальном хит-параде (см. ХИТ-ПАРАД).
В это же время из King Crimson ушел Грег Лейк, чтобы присоединиться к группе ELP, а на его место пришел Гордон Хэскелл. Ушел и Макдональд, которого заменил саксофонист Мел Коллинз. Следующий альбом группы In The Wake Of Poseidon (1970) стал музыкальным продолжением первого. Его коммерческий успех был даже больше, чем у In The Court..., однако Фрипп остался недовольным проделанной работой. Ему также не подошел Хэскелл, который был заменен на молодого бас-гитариста и вокалиста Боза Баррела. (Надо сказать, что состав King Crimson менялся очень часто; как правило, это происходило в результате волевого решения Фриппа, очень требовательного и жесткого руководителя. Неизменным участником группы оставался лишь он сам.)
В 1970 вышел третий альбом King Crimson под названием Lizard. Музыка, записанная на его дорожках, носила мрачный, экстремальный характер; была странной, авангардной, психоделической (см. ПСИХОДЕЛИКА). В результате ее не поняли как многие слушатели, так и критики. Фрипп же, напротив, считал, что альбом удался и что он избрал верный путь развития. Для исполнения вокальной партии в заглавной композиции альбома Фрипп пригласил солиста группы Yes (см. ЙЕС (группа)) Йона Андерсона, который блестяще справился с поставленной задачей, добавив в мрачную палитру «кримзоновского» саунда светлую лиричность, присущую музыке Yes. Творческая линия, начатая в Lizard, продолжилась ярким альбомом Islands (1971).
В 1972 King Crimson предприняла ряд крупных турне по Европе и США, по результатам которых записала концертный альбом Earthbound. Отличительной чертой концертных выступлений группы стало ее стремление в точности перенести студийный инструментал на сцену, что виртуозным музыкантам из King Crimson удавалось блестяще. «Живое» исполнение поражало своей внутренней экспрессией и глубиной звука. Но после окончания американского турне Фрипп (как это не раз случится в будущем) распустил состав группы.
В 1973 King Crimson продолжил свою деятельность в совершенно новом составе. К Фриппу присоединился бас-гитарист и вокалист группы Family Джон Уэттон (John Wetton) (р. 12 июля 1948, Дерби), барабанщик из Yes Билл Брафорд (Bill Bruford) (р. 17 мая 1948, Лондон), а также скрипач Дэвид Кросс и перкуссионист Джеми Мюир. В этом составе King Crimson выпустил три своих наиболее зрелых и талантливых работы - альбомы Larks" Tongues In Aspic (1973), Starless And Bible Black и Red (оба - 1974). Такие прекрасные композиции, как Book Of Saturday, Night Watch, Red, Fallen Angel, Starless, Fracture и др., принесли группе огромную популярность.
Но в 1975, сразу после окончания американского турне, находясь на пике популярности, Фрипп снова распустил группу. Позже он объяснял это тем, что увидел, как группа становится «неповоротливым динозавром» и, приобретая коммерческий успех, теряет ощущение музыки и Космоса. Начиная с 1973 Фрипп стал заниматься сольным творчеством (совместные работы с Брайаном Ино (см. ИНО Брайан) в 1973 и 1975), носившим характер экспериментов в области создания нового звучания, новой гитарной техники и циклического минимализма. В конце 1970-х - первой половине 1980-х гг. он записал несколько сольных альбомов, а также совместных с другими музыкантами работ (записывался вместе с Питером Хэммиллом, Дэвидом Боуи (см. БОУИ Дэвид), Брайаном Ино, Питером Гейбриелом (см. ДЖЕНЕЗИС), Энди Саммерсом (см. СТИНГ (Самнер Гордон)), Дэвидом Сильвиэном (см. ДЖАПЭН) и др.). В этот же период Фрипп и Ино создали оригинальную технику гитарной игры и обработки звука, названную ими «фриппертроникой»; Также в 1985 музыкант создал т. н. Лигу искусных гитаристов (the League of crafty guitarists) - школу гитарного мастерства, в которую Фрипп набирал наиболее перспективных с его точки зрения музыкантов со всего мира в целях их обучения и исполнения совместно созданной музыки.
В 1981 King Crimson неожиданно возродился в новом виде. Рядом с Фриппом встали: все тот же барабанщик-виртуоз Брафорд; талантливый музыкант, композитор и поэт Эдриан Белью (работавший ранее с Talking Heads и Фрэнком Заппой (см. ЗАППА Фрэнк)); и сессионный бас-гитарист Тони Левин. В этом составе King Crimson записала три альбома - Discipline (1981), Beat (1982) и Three Of A Perfect Paitr (1984). Основой музыки «поздних» King Crimson были циклические композиционные структуры, пришедшие в рок под влиянием творчества Ф. Гласса (см. ГЛАСС Филипп) и С. Райха (Рейча), а также сложная полиритмия и авангардное звучание инструментов. Высочайшее исполнительское мастерство музыкантов обеспечивали группе неизменный успех на концертах. Но в 1985 группа вновь распалась.
King Crimson вернулась в обновленном виде (Трей Ганн вместо Тони Левина) в студию лишь в 1994, записав сначала мини-альбом Vrooom, а затем - на его базе - полномасштабный альбом Thrak (1995), подняв новую волну интереса к группе. Но все последующие работы King Crimson были гораздо менее интересными, являясь чистым экспериментаторством и лишь отчасти напоминая о замечательной музыке King Crimson былых времен. На рубеже тысячелетия Фрипп создал вместо King Crimson «текучее» музыкальное образование (проект) под названием ProjeKct, разбитый на 3-4 состава из его друзей и единомышленников, записывающих музыку независимо друг от друга.