Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

клюнийское аббатство

Энциклопедия Кольера

КЛЮНИЙСКОЕ АББАТСТВО - в г. Клюни (департамент Сона и Луара, Франция), было основано герцогом Гильомом Аквитанским в 910 в качестве главной обители реформированного бенедиктинского ордена. На протяжении двух последующих веков оно оставалось одним из важнейших монастырских центров западного христианского мира. Первый настоятель аббатства Бернон умер в 927. Начиная с эпохи Одона, второго настоятеля, управлявшего аббатством в 927-942, Клюни переживало поразительный расцвет духовной жизни. Другими замечательными аббатами Клюни в первые два с половиной века его истории были святые Майоль, Одилон и Гуго. Они стали инициаторами создания новых монастырей или реформирования - в соответствии с идеалами клюнийского движения - уже существовавших монастырей; эти монастыри подчинялись Клюнийскому аббатству. С точки зрения древнего бенедиктинского устава эта система была необычной, однако она оказалась действенным инструментом, позволившим обеспечить порядок и стабильность в церкви в тот бурный для истории государств и папства период. Аббатами часто становились представители знатных семейств, состоявшие в дружеских отношениях с папами, королями и императорами. Аббатство Клюни достигло вершины своего могущества при шестом настоятеле, Гуго Семурском, который осуществлял верховное руководство широко разветвленной конгрегацией и клюнийским орденом в 1049-1109. В этот период клюнийские монастыри во множестве возникали по всей Франции, а также в Англии, Германии, Италии и Испании. При св. Петре Досточтимом, аббате Клюни в 1122-1156, аббатство стало вторым по значению после Рима центром христианской культуры. Из стен клюнийских монастырей вышли четыре папы. До учреждения Клюнийского аббатства все бенедиктинские монастыри были независимыми, однако в эпоху Клюни все новые обители подчинялись главному аббатству. Кроме того, каждый новый монах бенедиктинского ордена был обязан провести несколько лет в самом Клюнийском аббатстве. Однако после 12 в. могущество Клюнийского аббатства пошло на убыль. Большой собор Клюнийского аббатства, заложенный в 1088 и завершенный в 15 в., был разрушен в 1810-1811. Это один из самых больших и самых замечательных соборов романского стиля, он был украшен великолепной резьбой по камню и росписями, украшавшими главный портал и алтарь. Искусства, включая музыку, процветали в Клюни и во всем ордене. Библиотека аббатства, содержавшая множество бесценных сокровищ, была разорена гугенотами в 1562 и революционными толпами в 1790. Большая часть уцелевших рукописей из этой библиотеки ныне хранится в Национальной библиотеке в Париже. В эпоху последующих монархов Клюни стало одним из главных бенефициев: его настоятелями были и Ришелье (1585-1642), и Мазарини (1602-1661). Предпринималось несколько попыток реформировать клюнийский орден, однако в 1790 он был окончательно упразднен.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Рожков В. Очерки по истории Римско-Католической Церкви. М., 1998

Полезные сервисы

абеляр пьер

Энциклопедия Кольера

АБЕЛЯР Пьер (ок. 1079-1142), французский философ и теолог-схоласт. Родился в местечке Ле-Палле (или Пале, от лат. Palatium) близ Нанта в Бретани и всю свою жизнь провел, переходя из одних школ и монастырей в другие, почему и был прозван "Палатинским перипатетиком" (peripateticus Palatinus). Поначалу Абеляр интересовался преимущественно логикой и диалектикой, которым обучался у самых знаменитых учителей, в частности - у Росцелина (представителя номинализма) в Лоше близ Ванна и у Гильома из Шампо (представителя реализма), возглавлявшего школу при соборе Нотр-Дам в Париже. Метод Абеляра, впоследствии доведенный до совершенства в сочинении Да и Нет (Sic et non), давал ему огромное преимущество в спорах, так что с самого начала он был не столько учеником своих учителей, сколько их соперником, и последние не без ревности отнеслись к тому, что Абеляр ок. 1101 открыл собственную школу, сначала в Мелене, а затем в Корбее. Приступ болезни вынудил Абеляра вернуться в Бретань, но затем он вновь примкнул к Гильому из Шампо. Абеляр был весьма честолюбивым юношей и мечтал занять место учителя, возглавив соборную школу Нотр-Дам, однако в то время об этом еще не могло быть и речи, и ок. 1108 он начал преподавать независимо неподалеку от Нотр-Дам, на горе св. Женевьевы; впоследствии его школа послужила ядром, вокруг которого сформировался Парижский университет. Абеляр обратился к теологии, которую изучал под руководством Ансельма Ланского. Хотя Абеляр был исключительно тонким и искушенным теологом, его подчеркнутое стремление опираться прежде всего на разум, готовность рассмотреть любую точку зрения в споре, его тщеславие, а также неосмотрительность некоторых его формулировок восстановили против него церковные круги и сделали его уязвимым для обвинений в ереси. В 1113 он все же возглавил соборную школу Нотр-Дам, хотя и не имел священнического сана.

Абеляр и Элоиза. Абеляр находился на вершине своей академической карьеры, когда его внимание привлекла очаровательная племянница каноника Фульбера - Элоиза. Абеляр добился у ее дяди разрешения поселиться в их доме в качестве учителя, после чего без труда завоевал ее чувства. Абеляр предложил Элоизе вступить в тайный брак, чтобы смягчить гнев ее родственников. Элоиза возражала против этого брака - не только потому, что он помешал бы академической карьере Абеляра, но и потому, что она, поверив Теофрасту, Сенеке, Цицерону и св. Иерониму, была убеждена (по-видимому, совершенно искренне), что занятия философией несовместимы с браком. Однако Абеляр настоял на своем. Элоиза уехала в Бретань, где в доме сестры Абеляра родила ему сына, Астролябия. Затем она возвратилась в Париж, где Фульбер без огласки обвенчал их в присутствии лишь необходимых свидетелей. В это время Абеляру было около сорока, а Элоизе - восемнадцать лет. Родственники Элоизы остались недовольны тем, что брак был заключен тайно, полагая, что это в большей степени спасало карьеру Абеляра, чем репутацию Элоизы. И когда Абеляр, желая оградить Элоизу от постоянных упреков и оскорблений со стороны членов ее семьи, отослал ее в Аржантей, где в монастыре бенедиктинок она приняла монашеское одеяние (но еще не пострижение), ее родственники, подкупив слугу, ворвались в жилище Абеляра и подвергли его оскоплению. История постигших Абеляра злоключений была рассказана им в автобиографии История моих бедствий (Historia calamitatum mearum).

Абеляр в бенедиктинском ордене. После этого Абеляр принял бенедиктинское облачение и, по-видимому, принес священные обеты в королевском аббатстве Сен-Дени, где продолжал преподавать. Однако его недруги, выразив сомнение в ортодоксальности учения, изложенного в трактате О божественном единстве и троичности (De unitate et trinitate divina), добились того, что на Суассонском соборе (1121) этот трактат (но не сам Абеляр) был осужден. По приговору собора Абеляр некоторое время пробыл "на исправлении" в аббатстве св. Медарда, после чего вернулся в Сен-Дени. Вскоре после этого он навлек на себя немилость настоятеля аббатства, Адама, выступив с осуждением нерадивости монахов, а также высмеяв легенду о том, что основателем аббатства был св. Дионисий Ареопагит, по преданию обращенный в христианство самим апостолом Павлом. Абеляру пришлось бежать из Сен-Дени, и он нашел убежище в небольшом монастыре в Шампани, где жил тихой жизнью вплоть до смерти аббата Адама. Новый аббат, Сугерий, разрешил Абеляру жить в монашестве в любом месте по его выбору. Абеляр поселился отшельником в лесах близ Труа, где устроил часовню, посвященную Параклету (Св. Духу - Утешителю). В 1125 он неожиданно получил приглашение возглавить аббатство от монахов Сен-Жильда в Бретани. Когда монахинь Аржантея обвинили в несоблюдении устава и они были распущены Святым Престолом по просьбе аббата Сен-Дени Сугерия, возобновившего давние притязания своего аббатства на земли этого монастыря, Абеляр предложил Элоизе и ее изгнанным из обители сестрам поселиться в Параклете. Письма, составившие знаменитую Переписку Абеляра и Элоизы, относятся к периоду после 1130, когда Элоиза стала настоятельницей нового женского монастыря в Параклете. Эти письма, во многом напоминающие переписку св. Иеронима с благочестивыми женщинами, духовным наставником которых он был, - св. Юлией, Евстохией, Марцеллой, Азеллой и Павлой, - свидетельствуют о все возраставшем стремлении Абеляра к святости и об упорном нежелании Элоизы отказаться от памяти о своей страстной любви. Абеляр оказался не тем аббатом, который отвечал вкусам монахов Сен-Жильда. Около 1136 Абеляр уже снова преподавал в Париже, где у него появились такие многообещающие ученики, как Арнольд Брешианский и Иоанн Солсберийский. Однако его отношение к консервативным церковным кругам оставалось по-прежнему враждебным, что побудило Бернара Клервоского обратиться к французским епископам с предложением наложить запрет на учение Абеляра. В результате на поместном Сансском соборе (1141) ряд тезисов Абеляра был осужден. Теолог обратился непосредственно к Иннокентию II с тем, чтобы папа сам рассмотрел его дело. По дороге в Рим он остановился в аббатстве Клюни, где узнал, что папа утвердил постановления Сансского собора. Настоятель Клюнийского аббатства Петр Досточтимый сердечно принял Абеляра, помирил его с Бернаром Клервоским и добился того, что папа Иннокентий смягчил свое отношение к Абеляру. Приняв приглашение Петра Досточтимого, Абеляр остался в Клюни, где провел следующие два года, обучая молодых монахов в школе аббатства. Умер Абеляр в возрасте шестидесяти трех лет в обители Сен-Марселя близ Шалона 11 апреля 1142. Первоначально Абеляр был погребен в Сен-Марселе, однако позже его останки были перенесены в Параклет. В настоящее время останки Абеляра и Элоизы покоятся под общим надгробием на кладбище Пер-Лашез в Париже.

Учение Абеляра. Логические сочинения Абеляра - такие, как его Диалектика, - посвящены прежде всего проблеме универсалий. Абеляр был убежден, что должен пойти дальше Росцелина, понимавшего универсалии как "физическую реальность", и обратиться к проблеме "значений". Тем не менее он так и не пришел к метафизической интерпретации проблем логики и не ответил на вопрос, что же является "значимым" в самих вещах. В области этики Абеляр был занят прежде всего обоснованием нравственности и, с присущей ему симпатией к человеческому роду, усмотрел основу нравственных поступков в согласии человека с совестью и в чистосердечности намерений. Основные разногласия между Бернаром Клервоским и Абеляром были связаны с проблемой благодати. Первый настаивал на исключительной роли божественной благодати в спасении человеческой души, второй подчеркивал значимость индивидуальных усилий.

ЛИТЕРАТУРА

Абеляр. История моих бедствий. М., 1992

Полезные сервисы

кастилия

Энциклопедический словарь

Касти́лия (Castilla), королевство в XI-XV вв. в центральной части Пиренейского полуострова; образовалось в 1035. В 1037-1065, 1072-1157, с 1230 Кастилия была объединена с Леоном (королевство Кастилия, или Кастилия и Леон). Династическая уния Кастилия и Арагона в 1479 положила начало единому государству - Испании.

* * *

КАСТИЛИЯ - КАСТИ́ЛИЯ (Castilla), центральная часть Испании (главным образом, автономные области Кастилия-Леон, Кастилия-Ла-Манча и Мадрид), в 11-15 вв. - королевство, на основе которого в течение средних веков формировалась единая испанская монархия.

Первоначально (8-9 вв.) Кастилия была небольшой пограничной областью Астурийского королевства, не имевшей ни общего центра, ни устойчивого названия. Лишь правителю Бургоса (осн. 884) Фернану Гонсалесу (932-70) удалось объединить ряд графств Кастилии в наследственное государство, фактически вышедшее из под контроля астуро-леонских королей (944), и отвоевать земли до р. Дуэро. При его наследниках графство закрепилось к югу от Дуэро, вмешивалось в дела Халифата (см. АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ) и укрепляло связи с Наваррой, король которой Санчо Великий (1000-35) стал в 1028 графом Кастилии.

Один из его сыновей - Фернандо I (1035-65) - получил Кастилию с титулом короля, а в 1037 унаследовал астуро-леонское королевство. Претензии Фернандо на верховную власть на полуострове признала Наварра (1054). На западе были отвоеваны области вплоть до Мондегу. Мусульманские тайфы, образовавшиеся после распада Халифата, были обложены большой данью в обмен на покровительство короля. После смерти Фернандо королевство было разделено: Кастилия перешла к Санчо II (1065-72), Гарсиа (1065-73) получил Галисию. Однако третьему сыну - королю Леона Альфонсу VI (см. АЛЬФОНС VI Храбрый) (1065-1109) - удалось снова объединить страну и присоединить к ней область басков (1076).

Укрепление и расширение государства было связано с внутренними изменениями. Несмотря на рост крупного землевладения, сохранялось много свободных мелких хозяйств, а города пользовались королевским покровительством. Свободные крестьяне и зажиточные горожане, способные обеспечить себя конем и оружием, легко получали статус кабальеро (см. КАБАЛЬЕРО). Массовое паломничество к гробнице апостола Иакова (см. Сантьяго-де Компостела (см. САНТЬЯГО-ДЕ-КОМПОСТЕЛА)), распространение бенедиктинского (см. БЕНЕДИКТИНЦЫ), затем клюнийского (см. КЛЮНИЙСКИЙ ОРДЕН) монашества, повсеместное введение римской литургии сопровождалось усилением политических связей с Европойособенности с Францией), способствовало формированию системы вассалитета (см. ВАССАЛ) и приезду многочисленных рыцарей (кастильцы называли их франками) для борьбы с неверными.

В 1077 Альфонс VI был провозглашен императором Испании. Однако отвоевание ее древней столицы - Толедо (1085) - не наполнило титул императора реальным содержанием, но зато спровоцировало вторжение Альморавидов (см. АЛЬМОРАВИДЫ), нанесших христианам ряд серьезных поражений и лишивших Кастилию одного из главных источников дохода - дани тайф. Положение усугубилось борьбой королевы Урраки (1109-26) со своей сестрой Тересой, правившей в Португалии, и сыном Альфонсом VII (1126-57), опиравшимся на Галисию. Последнему удалось укрепить Кастилию и примириться с Арагоном ценой отказа от области басков и притязаний на Наварру (1127). Провозгласив себя императором (1135), он признал королевство Португалию (1143) в качестве части своей империи. Но после его смерти идея империи была окончательно вытеснена представлением о пяти равноправных христианских королевствах (Арагон, Кастилия, Леон, Наварра и Португалия).

Альфонс VII разделил державу между наследниками - в Кастилии правили Санчо III (1157-58), Альфонс VIII (1158-1214) и Энрике I (1214-17), в Леоне и Галисии - Фернандо II (1157-88) и Альфонс IX (1188-1230). Но реального разделения не произошло: высшая знать постоянно ездила туда и обратно, а частые военные конфликты никак не препятствовали контактам. В Леоне и Кастилия сформировались одинаковые хозяйственные структуры и институты, усилилась королевская власть, возникли сословно-представительные учреждения - кортесы (см. КОРТЕСЫ) (в Леоне в 1188, в Кастилии в 1217), не ставшие, в отличие от Арагонской короны, инструментом реального ограничения королевской власти. Продолжалось постепенное отвоевание и заселение новых земель при помощи городских ополчений, братств и рыцарских орденов - Алькантара (см. АЛЬКАНТАРА) в Леоне, Калатрава (см. КАЛАТРАВА) в Кастилии, Сантьяго (см. САНТЬЯГО (орден)) в обоих королевствах.

Ключом к дальнейшим завоеваниям становится победа при Лас-Навас-де-Толоса (см. ЛАС-НАВАС-ДЕ-ТОЛОСА) (1212). Окончательное объединение Леона и Кастилии при св. Фернандо III (1217-52) сопровождалось решающими успехами Реконкисты: завоеванием Эстремадуры (1229-39), большей части нынешней Андалусии (к 1264) с Кордовой (1236) и Севильей (1248), а также Мурсии (1266). Территория государства увеличилась на треть. Остаток аль-Андалуса - Гранадский эмират (см. ГРАНАДСКИЙ ЭМИРАТ) (1247-1492) - стал вассалом Кастилии.

Несмотря на глубокое взаимодействие культур (переводческая школа в Толедо и др.), в отношениях к иноконфессиональным группам - иудеям, мудехарам (см. МУДЕХАРЫ), а также мосарабам (см. МОСАРАБЫ) и морискам (см. МОРИСКИ), элемент религиозной нетерпимости преобладает все больше и больше. После подавления ряда восстаний в Андалусии практически не остается мусульманского населения. Опустевшие земли заселяются средними и мелкими крестьянами. Новые королевские города, чьему раннему развитию благоприятствуют традиции развитой торговли и денежного хозяйства ал-Андалуса, получают власть над сельской округой. Обширные владения получают также рыцарские ордена и светская знать. Развиваются экстенсивные формы хозяйства, особенно овцеводство, находящееся в руках получившей специальные привилегии (1270-72) организации - Месты (см. МЕСТА в Испании). Шерсть длиннорунных мериносов экспортировали в Италию, а также в Англию и Фландрию - через порты недавно присоединенного северного побережья.

При Альфонсе X Мудром (1252-84), дважды пытавшемся достичь императорского титула (1257, 1254), под влиянием вестготской традиции и римского права (свод «Семь партид») формируется новое понимание государства, возникает центральный (во главе с канцлером) и местный (мерино и аделантадо - губернатор и представитель короля в провинции) аппарат управления.

Демографический спад, упадок сельского хозяйства и инфляция знаменуют начало кризиса (1275-1325), усугубившегося мятежами знати (во главе с родами Аро и Лара), ищущей после окончания Реконкисты (см. РЕКОНКИСТА) новые источники влияния и богатства и стремящейся ограничить королевскую власть, которая опирается в гражданской войне на союзы городов (эрмандады (см. ЭРМАНДАДЫ)). Анархии способствовали династические проблемы - отстранение от наследования инфантов де ла Серда (внуков Альфонса Мудрого) их дядей Санчо IV (1284-95), малолетство королей Фернандо IV (1295-1312) и Альфонса XI (1312-50). Последнему, при поддержке кабальеро (см. КАБАЛЬЕРО) и идальго (см. ИДАЛЬГО (рыцарь)), получивших власть в городах, удалось одержать верх над старой знатью.

Новый цикл насилия связан с вступлением Кастилии в Столетнюю войну (см. СТОЛЕТНЯЯ ВОЙНА) и кровавой борьбой короля Педро Жестокого (1350-69), опиравшегося на Англию, со своими сводными братьями, поддержанными Францией. Один из них - Энрике II (1369-79) - стал основателем династии Трастамара. Военная экспедиция Хуана I (1379-90), претендовавшего на португальский трон, завершилась полным поражением в битве при Алжубарроте (1385), на двести лет обеспечившей независимость Португалии.

Правление Энрике III (1390-1406) знаменуется оздоровлением финансов, а также началом консолидации новой высшей знати - грандов (см. ГРАНДЫ) (около пятнадцати родов). Несмотря на разделение на лиги, гранды резко усилились в малолетство Хуана II (1406-54) и пытались навязать королю свою программу, используя претензии арагонских инфантов на трон Кастилии. Они добивались свободного распоряжения государственными постами и доходами от своих имений (составлявшими 35% територии страны), лишения короля политических функций и превращения городской идальгии в свою клиентелу. Им удалось свергнуть всесильного фаворита Альваро де Луна (1422-53) и добиться практически безграничной власти при Энрике IV (1454-74). Опора на города, объединившиеся в Общую эрмандаду, и поддержка кортесов позволили королевской власти одержать победу в гражданской войне (1465-80).

Брак королевы Исабель (1474-1504) с Фернандо Арагонскимрусской традиции - Католические короли Фердинанд и Изабелла (см. ФЕРДИНАНД и ИЗАБЕЛЛА)) стал началом создания единой испанской монархии, основной силой которой стала Кастилия с ее процветающими городами и обширной внешней торговлей и мореплаванием. Кастилия сыграла основную роль в отвоевании последнего оплота мусульман на полуострове - Гранадского эмирата (1492). Стремление к централизации страны выразилось не только в укреплении государственного аппарата, но и в борьбе с инакомыслием - учреждении инквизиции (см. ИНКВИЗИЦИЯ) (1478-82) и полном изгнании евреев (1492), игравших огромную роль в экономике королевства. Подавление восстания мусульман Гранады, недовольных начавшимися притеснениями и христианизацией, привели к переселению большей их части в Африку и разорению цветущего хозяйства бывшего эмирата.

Открытие Америки (1492) кастильской экспедицией Христофора Колумба (см. КОЛУМБ Христофор) можно считать одной из условных точек отсчета Нового времени, в которую Кастилия вошла в составе единой испанской монархии - после правления Филиппа Красивого (1504-06) и Хуаны Безумной корона перешла к внуку Католических королей Карлу Габсбургу (см. КАРЛ V Габсбург), унаследовавшему от Фернандо Арагонского (1516) весь остальной полуостров (кроме Португалии) и ставшему в 1519 императором Священной Римской империи.

Полезные сервисы

пётр достопочтенный

Энциклопедический словарь

Полезные сервисы