м.
Краткая запись, изложение содержания чего-либо (лекции, речи, какого-либо печатного произведения и т.п.).
м.
Краткая запись, изложение содержания чего-либо (лекции, речи, какого-либо печатного произведения и т.п.).
КОНСПЕ́КТ, конспекта, муж. (лат. conspectus - обзор) (книжн.). Краткое изложение существенного содержания чего-нибудь. Конспект лекций. Набросать конспект статьи.
КОНСПЕ́КТ, -а, муж. Краткое изложение или краткая запись содержания чего-н. К. лекции.
| прил. конспектный, -ая, -ое.
КОНСПЕКТ - муж., лат. программа, обозренье, оглавленье, обзор на письме предметов или содержанья сочинения, предприятия.
КОНСПЕ́КТ1́, -а, м
Письменный текст, представляющий собой краткое изложение или краткую запись содержания чего-л.
Для наиболее важных работ я пишу конспект, а затем критический разбор (В. Аст.).
КОНСПЕ́КТ2́, -а, м
Часть текста, относительно законченная в смысловом отношении.
Конспект монографии.
конспект - стимулирует несколько мыслей, переданных рядом фраз и извлекает из них главное, наиболее существенное. Переводчик не должен заниматься отбором "главных" мыслей, отбрасывая целые фразы. Он должен находить более краткие формулировки высказываний, но обязан передать слушателям все оттенки каждой выраженной мысли (но не каждого слова). Для этого служат записи в последовательном переводе.
КОНСПЕ́КТ -а; м. [от лат. conspectus - обзор] Краткое письменное изложение или краткая запись содержания чего-л. К. лекции. К. книги. Составить к.
* * *
конспе́кт (от лат. conspectus - обзор), краткое изложение, запись содержания какого-либо сочинения, доклада.
* * *
КОНСПЕКТ - КОНСПЕ́КТ (от лат. conspectus - обзор), краткое изложение, запись содержания какого-либо сочинения, доклада.
КОНСПЕКТ (от лат. conspectus - обзор) - краткое изложение, запись содержания какого-либо сочинения, доклада.
-а, м.
Краткое письменное изложение или краткая запись содержания чего-л.
Конспект лекции. Конспект книги. Составить конспект.
[От лат. conspectus - обзор]
конспект - программа, обзор на письме предметов; содержание сочинения
Ср. Он... диктовал конспекты записок, набрасывал представления в государственный совет...
К.М. Станюкович. Откровенные. 1, 2.
Ср. Conspectus, взгляд.
конспе́кт, конспе́кты, конспе́кта, конспе́ктов, конспе́кту, конспе́ктам, конспе́ктом, конспе́ктами, конспе́кте, конспе́ктах
конспект (лат. conspektus обзор)
1) Краткое изложение, запись к.-л. сочинения, лекции, речи и др.;
2) одна из трансформаций текста, передающая его в сжатом виде. Один из видов изложений учащихся. Суть работы заключается в том, что в ходе чтения текста ученик письменно излагает краткое содержание предложенной для работы статьи.
Конспект - особый вид текста, в основе которого лежит аналитико-синтетическая переработка информации первоисточника (исходного текста). Цель этой деятельности - выявление, систематизация и обобщение (с возможной критической оценкой) наиболее ценной (для конспектирующего) информации. Письменная фиксация этой информации в форме не предназначенного для публикации вторичного текста избавляет составителя К. от необходимости повторно обращаться к первоисточнику.
К. обладает признаками текста: тематическим, смысловым и структурным единством. Тематическое и смысловое единство К. выражается в том, что все его элементы прямо или опосредованно связаны с темой высказывания, заданной первоисточником, и с установкой пишущего (зафиксировать индивидуально важную информацию с возможным последующим восстановлением ее). В К. также вьщеляются структурно-смысловые части (в большинстве случаев даже оформленные графически), но выбор таких смысловых частей, как и их порядок, произволен. Связность не является обязательным признаком К., так как опущенные связи существуют в памяти пишущего, могут быть восстановлены при «развертывании» информации.
К. классифицируют:
по объему (по степени сжатия): краткие, подробные (или раз
вернутые) и смешанные. Для краткого К. отбираются лишь самые
важные положения, факты; в подробном К. фиксируются также
доказательства выдвинутых положений, пояснения, иллюстративные материалы; смешанный К. предполагает совмещение того или
другого способа предъявления информации, но допускает изложение некоторых элементов первоисточника в виде пунктов плана, тезисов, схемы и т. п.;
по количеству перерабатываемых источников: монографические (составленные по одному источнику) и сводные (или обзорные, составленные по нескольким источникам на одну тему);
по степени эквивалентности первоисточнику: интегральный и селективный. Интегральный К. передает все основные положения и
важнейшие смысловые связи, т. е. всю смысловую сетку первоисточника. Селективный К. включает отдельные элементы первоисточника, представляющие новизну и значимость для составителя, но в
совокупности не отражающие основных положений первоисточника. Селективный К. носит индивидуальный характер, отражает конкретные потребности составителя в той или иной информации.
К. может быть составлен для личного пользования (для себя) и для других.
Лит.: Кузнецова Л.М. Методика обучения иностранных учащихся конспектированию печатных текстов. - М., 1983; Павлова В.П. Обучение конспектированию. - М., 1989.
В.Ю. Выборнова
КОНСПЕ́КТ (от лат. conspectus - обзор).
Вид письменного сообщения; запись мыслей других лиц в свернутой, обобщенной форме, которая впоследствии служит базой для восстановления первонач. материала. В основе К. лежит аналитико-синтетическая переработка информации исходного текста. К. всегда меньше исходного текста, т. е. является компрессированным текстом (см. компрессия). Степень полноты К. зависит от цели автора: важные для него тексты конспектируются более подробно, а менее важные - кратко и выборочно. Конспектировать письменный текст можно цитатным способом (выписывая важные по смыслу фрагменты), способом перефразирования (передавая содержание в несколько измененном и сокращенном виде), способом переработки текста (передавая содержание своими словами). Последний способ считается наиболее трудным и наиболее полезным для развития речевой компетенции. Конспектирование устного текста происходит непосредственно во время его слушания (на лекции, на уроке), для чего требуется владение специальными навыками. В процессе конспектирования учащийся использует сокращения, как общепринятые (напр. - например), так и индивидуальные. С целью ускорения и упрощения записи применяются также математические символы и отдельные знаки стенографии.
Заимств. в первой половине XIX в., очевидно, из нем. яз., где Konspekt < лат. conspectus, суф. производного от conspicere «заметить, увидеть». Конспект буквально - «заметки».
КОНСПЕКТ (лат., от conspicere - смотреть, усматривать). Род обозрения или сжатое содержание какого-либо сочинения или книги.
- «Сценарий» открытого урока.
- Протокол институтской лекции.
- Студенческая «стенограмма».
- Что Шурик читал вместе с Лидой в киноновелле «Наваждение»?
- Краткое запись содержания материала.
- Рукопись студента.
- Доказательство присутствия на лекции.
I нареч. качеств.
Будучи составленным в виде конспекта; кратко, сжато.
II предик.
Оценочная характеристика чего-либо - высказывания, рассуждения и т.п. - как краткого, сжатого.
нареч.
Кратко, сжато, в общих чертах.
[Беридзе] в десять минут конспективно повторил доклад. Ажаев, Далеко от Москвы.
нареч, кол-во синонимов: 14
в двух словах (18)
в немногих словах (15)
в нескольких словах (17)
вкратце (19)
коротко (37)
кратко (38)
лаконически (19)
лаконично (22)
немногословно (20)
сжато (26)
скупо (27)
сокращенно (16)
телеграфным слогом (15)
см. кратко
кратко, немногословно, лаконически, сжато, скупо, сокращенно, лаконично, в двух словах, в нескольких словах, вкратце, в немногих словах, телеграфным слогом, коротко
Syn: см. коротко
КОНСПЕКТИ́ВНОСТЬ, конспективности, мн. нет, жен. (книжн.). отвлеч. сущ. к конспективный. Конспективность изложения.
КОНСПЕКТИ́ВНЫЙ, -ая, -ое; -вен, -вна. Краткий, немногословный, имеющий характер конспекта. Конспективно (нареч.) изложить что-н.
конспекти́вность, конспекти́вности, конспекти́вностей, конспекти́вностям, конспекти́вностью, конспекти́вностями, конспекти́вностях
сущ., кол-во синонимов: 8
короткость (17)
краткость (27)
лаконизм (13)
лаконичность (13)
немногословность (16)
сжатость (24)
скупость (34)
сокращенность (9)
см. краткость
краткость, сжатость, немногословность, лаконизм, лаконичность, лапидарность; скупость, короткость, сокращенность. Ant. многословность, размытость
Syn: краткость, сжатость, немногословность, лаконизм (кн.), лаконичность (кн.), лапидарность (кн.)
Ant: многословность, размытость
КОНСПЕКТИ́ВНЫЙ, конспективная, конспективное; конспективен, конспективна, конспективно (книжн.). Имеющий характер конспекта, краткий, лаконический. Конспективное изложение. Конспективный обзор последних событий. Конспективно (нареч.) изложить.
КОНСПЕКТИ́ВНЫЙ, -ая, -ое; -вен, -вна. Краткий, немногословный, имеющий характер конспекта. Конспективно (нареч.) изложить что-н.
| сущ. конспективность, -и, жен.
КОНСПЕКТИ́ВНЫЙ -ая, -ое; -вен, -вна, -вно. Имеющий характер конспекта; краткий, сжатый, изложенный в общих чертах. К-ое изложение. Доклад слишком конспективен: нужно больше примеров.
◁ Конспекти́вно, нареч. К. изложить содержание статьи. Конспекти́вность, -и; ж.
-ая, -ое; -вен, -вна, -вно.
Имеющий характер конспекта; краткий, сжатый, изложенный в общих чертах.
Конспективное изложение.
конспекти́вный, конспекти́вная, конспекти́вное, конспекти́вные, конспекти́вного, конспекти́вной, конспекти́вных, конспекти́вному, конспекти́вным, конспекти́вную, конспекти́вною, конспекти́вными, конспекти́вном, конспекти́вен, конспекти́вна, конспекти́вно, конспекти́вны, конспекти́внее, поконспекти́внее, конспекти́вней, поконспекти́вней
см. краткий
краткий, короткий, сжатый, лаконичный, немногословный, лапидарный, синоптический; сокращенный. Ant. длинный, многословный
Syn: краткий, короткий, сжатый, лаконичный (кн.), немногословный, лапидарный (кн.), синоптический
Ant: длинный, многословный
ср.
1. процесс действия по гл. конспектировать
2. Результат такого действия; краткая запись, краткое изложение содержания, конспект чего-либо (лекции, речи, какого-либо печатного произведения и т.п.).
КОНСПЕКТИ́РОВАТЬ, -рую, -руешь; -анный; несов., что. Составлять конспект чего-н. К. учебник, лекции.
конспекти́рование, конспекти́рования, конспекти́рований, конспекти́рованию, конспекти́рованиям, конспекти́рованием, конспекти́рованиями, конспекти́ровании, конспекти́рованиях
Конспектирование - 1. Процесс мыслительной переработки и письменной фиксации читаемого или аудируемого текста, результатом которого является запись в форме конспекта. Происходящая при этом специальная переработка информации определяется как «свертывание» (по Н.И. Жинкину).
2. Сложный и своеобразный вид речевой деятельности, сочетающий аудирование или чтение (рецептивные виды речевой деятельности) с письмом (продуктивным видом речевой деятельности).
В зависимости от способа предъявления информации выделяются: К. печатного текста (К. на основе чтения); К. устной речи (К. на основе слушания, т. е. аудирования).
К. осуществляется по этапам: 1) прием информации; 2) отбор; 3) переформулирование и фиксация. Прием информации - восприятие печатного текста осуществляется зрительным анализатором, который дает возможность распознать печатный текст на уровне смысловых отрезков; аудирование происходит по минимальным смысловым сегментам речи говорящего. Понятие «смысловой сегмент» имеет объективный характер и в то же время субъективный. Объективно это часть речевого потока, несущая определенное количество смысловой информации; субъективно это количество информации, которую выделяет из речевого потока данный аудитор. Следовательно, величина речевого сегмента может колебаться. Осмысление, прочитанного или услышанного тесно связано с базовой информацией, которая поступает из долговременной памяти читающего или слушающего. Безусловное влияние оказывают: уровень общей культуры конспектирующего; уровень его профессиональных (специальных) знаний; уровень языковой культуры.
При первичном отборе информации конспектирующий, отсекая излишнюю информацию, продолжает аудирование или чтение до тех пор, пока не получит информацию, которую сочтет нужным зафиксировать; информация, отобранная для фиксации, подвергается вторичному отбору по признаку ее новизны, важности и т. п. (в зависимости от цели).
Переформулирование (трансформация) - обработка информации («новой» и хорошо известной конспектирующему), полученной в результате отбора информации, с целью подготовки ее к последующей фиксации. Результатом переработки информации становится уменьшение ее объема за счет исключения в первоисточнике повторов, подробностей и т. п., или путем обобщения целого ряда однородных актов. «Новая» информация типа определений, правил, формулировок закономерностей и т. п., как правило, нуждается в дословной записи (или почти дословной). Такой фрагмент текста либо надиктовывается лектором (в аудиотексте), либо самостоятельно отбирается конспектирующим (при работе с печатным текстом). Дословная запись не имеет особенностей К. как вторичного текста, так как ей не предшествует переформулирование. Другие типы «новой» информации подвергаются переформулированию с сохранением значительной доли слов и словосочетаний исходного текста. Хорошо известная информация может быть обозначена опорным словом (или словосочетанием) или системой опорных слов (словосочетаний) в форме плана.
Фиксация информации- один из этапов К., следующий за отбором и переформулированием. Фиксация информации, независимо от способа предъявления информации, зависит от скорости письма. Так, если конспектирующий владеет традиционной скоростью письма, равной 60 знакам в минуту, К. не может быть осуществлено качественно при ускоренном темпе речи лектора и при большой концентрации информации. Конспект в таком случае становится неполноценным. Сокращение слов - одно из эффективных способов увеличения скорости фиксации получаемой от лектора (или из текста) информации. Сокращенное слово должно иметь «запас прочности», достаточный для восстановления данного слова в данном контексте. Например, сокращение след. может быть расшифровано в зависимости от контекста как следующий, следовательно, следовать, следователь, следствие, следовой и т. д. При записи существительных можно отбрасывать середину слова (гос-во, уч-ся, кол-ва). Сокращенная часть слова должна оканчиваться на согласную, после которой ставится точка. Целесообразно применять общепринятые условные сокращения и аббревиатуры (абс. - абсолютный, авт. - автономный, АН- Академия наук), общепринятые знаки (# - то-то не есть то-то, > - больше, < - меньше, V - сравнение, сопоставление и т. д.), индивидуальные сокращения, которые могут быть понятны лишь самому автору конспекта. (Так, интересны сокращения, встречающиеся в дневниках Н.Г. Чернышевского: ЖЗ - жизнь, X - если).
Лит.: Выборнова В.Ю. Учим конспектировать // Русский язык в школе. - 1991. - № 2. - С. 29-34; Кузнецова Л.М. Методика обучения иностранных учащихся конспектированию печатных текстов. - М., 1983; Павлова В.П. Обучение конспектированию. - М., 1989.
В.Ю. Выборнова
КОНСПЕКТИ́РОВАНИЕ.
1. Процесс интеллектуальной обработки и письменной фиксации читаемого или воспринимаемого на слух текста в форме конспекта.
2. Сложный вид речевой деятельности, сочетающий аудирование или чтение с письмом. К. является объектом обучения и тренировки на занятиях по практике языка.
Для изучающих языки выпускаются специальные пособия и методические рекомендации по обучению К. (Павлова, 1989; Величко, Чагина, 1987). В зарубежной методической литературе для обозначения конспектирования текста, воспринимаемого на слух, используется термин note-taking, а для конспектирования письменного текста - термин note-writing (Hedge, 1993). При обучении конспектированию устной речи внимание учащихся сосредоточено на формировании следующих умений: выделить в аудиотексте важную или нужную информацию; быстро записать услышанное таким образом, чтобы не пропустить другую важную информацию; писать кратко, четко и яcно, пользуясь приемами сокращения, символами; расшифровывать запись и восстанавливать прослушанный текст. Результативность конспектирования зависит от следующих факторов: языковой культуры говорящего / пишущего; общей культуры участников общения: лектор не должен недооценивать или переоценивать культуру аудитории, но обязан ее учитывать; знание конспектирующим предмета и, следовательно, имеющим представление о содержании воспринимаемой на слух информации. Умение конспектировать устные и письменные тексты относятся к числу важных учебных умений (Кузнецова, 1983; Павлова, 1989).
- Процесс мыслительной переработки и письменной фиксации основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста.
КОНСПЕКТИ́РОВАТЬ, конспектирую, конспектируешь, несовер. (к проконспектировать), что (книжн.). Составлять конспект чего-нибудь. Конспектировать книгу.
КОНСПЕКТИ́РОВАТЬ, -рую, -руешь; -анный; несовер., что. Составлять конспект чего-н. К. учебник, лекции.
| совер. законспектировать, -рую, -руешь; -анный и проконспектировать, -рую, -руешь; -анный.
| сущ. конспектирование, -я, ср.
КОНСПЕКТИ́РОВАТЬ -рую, -руешь; нсв. (св. законспекти́ровать). Составлять конспект чего-л. К. статью, лекцию.
◁ Конспекти́роваться, -руется; страд. Конспекти́рование, -я; ср. К. лекций.
-рую, -руешь; несов., перех.
(сов. законспектировать).
Составлять конспект чего-л.
Конспектировать статью.
конспектировать
- рую, рует, несов. , что (нем. konspektieren < лат. cōnspicere заметить).
Составлять конспект чего-н.
Конспектирование - действие по глаголу к.
|| Ср. реферировать.
КОНСПЕКТИ́РОВАТЬСЯ, конспектируюсь, конспектируешься, совер. и несовер. (книжн.). страд. к конспектировать.
КОНСПЕКТНЫЙ ая, ое. conspect, conspectus m., нем. Konspekt <лат. conspectus обзор. устар. Краткий, сжатый. На обороте фотографий писать в конспектном виде все переживаемое и отсылать в закрытом виде в Москву. Варенцов 484.