КСАНТИППА - КСАНТИ́ППА, жена древнегреческого философа Сократа (см. СОКРАТ) , чье имя стало нарицательным для обозначения вздорной и сварливой жены.
ксантиппа
Энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
КСАНТИППА - жена афинского философа Сократа, заслужившая дурную славу вздорной и сварливой супруги. Рассказывается, что она решительно возражала против философской деятельности Сократа, считая, что муж уделяет слишком мало времени заботам о хлебе насущном. В античности существовало много анекдотов, говоривших о дурном характере Ксантиппы и терпении, какое проявлял по отношению к ней Сократ. Так, однажды Ксантиппа долго осыпала Сократа упреками. Не добившись от него ответа, она окатила супруга водой из ведра. На это Сократ спокойно заметил: "Громы Ксантиппы нередко предвещают дождь".
Сборник слов и иносказаний
ксантиппа (иноск.) - злая женщина
Ср. И ею... бедная Ксантиппа!
Твой муж...
Бывал до неба вознесен.
А.С. Пушкин. Послание Лиде. (Сократ - Аспазией.)
Ср. Самая трудная война, которую я вел, была война с моей супругой Олимпией.
Филипп Македонский.
Немцы вместо Xanthippe о такой подруге жизни говорят: Zanktippe (zanken - ссориться.)
Слово Ксантиппа - имя жены Сократа (469-399), сделалось нарицательным и означает злую, сварливую жену.
См. анафема.
См. фурия.
См. фрина.
Словарь крылатых слов и выражений Серова
Имя жены великого философа Древней Греции Сократа, ставшее именем нарицательным для сварливой, неуживчивой жены, не умеющей оценить по достоинству ум, таланты, дела своего мужа.
Но документальные свидетельства о Ксантиппе говорят об обратном. Так, в самом авторитетном источнике сведений о философе - «Воспоминаниях о Сократе», написанных его учеником Ксенофонтом (ок. 430-355 до н. э.), .- сказано, что Ксантиппа была заботливой женой и самоотверженной матерью. И никаких сведений о раздорах в семье Сократа эти воспоминания не содержат. Другой ученик Сократа, великий философ Древней Греции Платон (427-347 до н. э.), рассказывает, как горевала Ксантиппа, предвидя скорую смерть мужа.
Миф об особой сварливости Ксантиппы восходит к сочинению «Пир» все того же Ксенофонта. Но, в отличие от того, что он писал о ней в своих воспоминаниях, в этом сочинении он называет Ксантиппу «самою несносною из женщин не только в настоящее, время, но и в прошедшем и в будущем». Там же приводится ответ Сократа на вопрос философа Антисфена, который спросил его, почему он женился на столь несносной женщине. Сократ якобы ответил: «Я наблюдаю, что лица, желающие стать опытными наездниками, выбирают себе не послушных, а горячих лошадей. Они руководствуются при этом таким расчетом: если они смогут обуздать горячую лошадь, то с другими им нетрудно будет управиться. Так точно поступил и я: желая уметь обходиться с людьми, я женился на Ксантиппе, будучи уверен, что, если я управлюсь с нею, мне легко будет общаться со всеми остальными людьми».
Этот диалог в «Пире» объясняют тем, что Антисфен, желая подчеркнуть мудрость своего учителя и духовного главы кинической философской школы, специально противопоставляет Сократу человека из враждебного философу мира. Не случайно, что после появления «Пира» в философских школах Греции утвердилась новая тема для риторических упражнений - сравнительные характеристики Сократа и Ксантиппы. В ходе этих упражнений ученики должны были придумывать диалоги между ними, что окончательно исказило образ реальной жены Сократа, которая с этой «философической», умозрительной Ксантиппой не имела ничего общего.
Иносказательно: злая, сварливая, вздорная жена рядом со спокойным, склонном к размышлениям и созерцательности муже (шутл.-ирон.).